Принципы, методы и формы воспитания

2

Творческое эссе

по дисциплине «Педагогика»

на тему: Принципы, методы и формы воспитания

1. Принципы, методы и формы воспитания

педагогический поведение воспитание

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического формирования личности воспитанника в целях подготовки его к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. Воспитание направлено на формирование в структуре личности воспитанника, социально-психологических новообразований. Деятельность педагогов называется воспитательной работой. Этот процесс подчиняется закономерностям и принципам воспитания.

Принципы воспитания — общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Рассмотрим самые основные принципы гуманистического воспитания. Во-первых, по концепции гуманистической педагогики , воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности. Во-вторых, процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей. В-третьих, главным фактором успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей. Если ученик сам будет стремиться к получению знаний, то педагогический процесс будет идти намного легче и интереснее. Четвертый принцип воспитания — это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника. Этот принцип связан с адаптацией воспитанников к взрослой жизни, расширением опыта и умением использовать свои знания на практике. Пятый принцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых. Этот принцип направлен на адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Коллектив — это очень мощное педагогическое средство. Шестой принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника. Акцентируя внимание на положительных качествах ученика, педагог побуждает его развивать их и подавлять отрицательные качества. И последний принцип заключается в сочетании активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога. Конечно же, педагог должен направлять деятельность своих воспитанников, но при этом ни в коем случае не подавлять их инициативу.

19 стр., 9178 слов

«Экологическое воспитание младших школьников» учащихся по экологии

... знания и практики воспитания обусловили научную необходимость изучения процесса экологического воспитания детей младшего школьного возраста ... Тарасовым Л.В, модели "Экология и диалектика" материализуется идея экологического воспитания детей на основе формирования у ... окружающей средой, которые преподносит детям внеурочное время; - между специфическим для младшего школьного возраста наглядным, ...

Методы воспитания способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, действия и поступки воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения. Основные группы методов воспитания:

1) методы формирования сознания личности — формирование отношений, установок, направленности, убеждений и взглядов воспитанников — всего того, в основе чего лежат знания о нормах поведения, о социальных ценностях.

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения — реализуют принцип воспитания в деятельности.

3) методы стимулирования поведения и деятельности — регулируют поведение, воздействуют на мотивы деятельности воспитуемых, потому что общественное одобрение или осуждение влияет на поведение, происходит закрепление одобряемых поступков или торможение неодобряемого поведения.

4) методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании — направлены на анализ и оценку результатов воспитания и влияют на формирование воспитанников скорее косвенно.

К основным методам формирования сознания относятся методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, беседа, диспут и метод примера. Рассказ — яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, служит источником знаний, обогащает нравственный багаж личности опытом других людей, является способом использования положительного примера в воспитании. Разъяснение — метод воспитания, ориентированный на подробное, более убедительное и эмоционально окрашенное изложение конкретных фактов и событий, нежели при беседе, группе или отдельному воспитаннику. В практике воспитания прибегают к разъяснениям, сочетающимся с просьбой — увещеваниям. Применяя увещевание, педагог проектирует в личности воспитанника положительные качества, вселяет веру в доброе и лучшее, в возможность достигнуть более высоких результатов в деятельности и поведении. Беседа — диалогический метод систематического и последовательного обсуждения различных проблем из жизни воспитанников и общества, предполагающий активное участие обеих сторон — воспитателя и воспитанников. Целью беседы является углубление нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений воспитанников.

Диспут — метод воспитания, предполагающий спор (дискуссию) на разные темы, волнующие воспитанников. Цель диспута — оказание помощи воспитанникам в развитии мышления, аргументировании своей позиции, выработки убеждений. Пример — метод, позволяющий представить воспитанникам конкретные образцы для подражания и способствующий формированию у них сознания, чувств и убеждений. Его значение заключается в том, что он активизирует практическую деятельность воспитанников по достижению примера. Благодаря стремлению быть таким, как другой, люди овладевают социальным и нравственным опытом. К методам организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся: упражнение, требование, приучение, поручение. Все они основаны на практической деятельности воспитанников. Упражнение — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении воспитанником требуемых действий и поведения, доведения их до автоматизма. Результатами упражнений становятся устойчивые качества личности: навыки и привычки поведения. Требование — метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

5 стр., 2327 слов

«Организация самостоятельной деятельности воспитанников ДОУ» статья

... САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ. Самостоятельная художественная деятельность детей представляет ... деятельности и ее организация; - практическая помощь педагога; - результат деятельности. «4» 3.3. В работе педагога используются следующие методы: - наблюдение; - беседа; - анализ продуктов деятельности. ... работы для воспитания доброжелательного отношения ...

Педагогическое требование — предъявление требований к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Общественное мнение — это выражение группового требования. Приучение — интенсивно выполняемое упражнение. Данный метод применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Метод приучения тесно связан с методом упражнения. Поручение, как метод воспитания — это исполнение учеником какого-либо дела. Участие в коллективных делах на всех стадиях (планирование, исполнение, оценка) развивает способности и формирует качества личности. С помощью поручений детей приучают к положительным поступкам. Поручения дают и для того, чтобы развить необходимые качества: неорганизованным воспитанникам дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее аккуратности и пунктуальности. Назначение методов стимулирования поведения и деятельности — ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия и поведение воспитанников. Поощрение это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения.

Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение книгами и другие награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать воспитанников ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и неуверенным в себе детям. В воспитательной работе следует использовать такую разновидность метода стимулирования, как соревнование. Соревнуясь между собой, воспитанники быстрее осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, интеллектуальные, эстетические и другие личностные качества. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма. Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта. Наказание — метод воспитательного воздействия, которое должно предупреждать наступление нежелательных поступков.

6 стр., 2832 слов

Нравственное воспитание цель, содержание и методы

... признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.» «Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.» Нравственное воспитание эффективно осуществляется ...

Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов достойного поведения в стимулы внутренние, психические. К методам контроля, самоконтроля и самооценки относят наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов деятельности — это методы диагностики личности. Педагогическое наблюдение за воспитанниками — метод воспитания, который характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения и поведения личности в различных ситуациях. При этом наблюдение должно иметь конкретную цель, иметь программу изучения и оценки определенных параметров процесса и результатов воспитания, носить систематичный характер.

Опросы — методы устного (беседа, интервью) и письменного (анкета) получения сведений о ходе и результатах воспитания. Опросы помогают воспитателям выявить реальное положение дел в коллективах воспитанников, понять, какие воспитательные воздействия имеют больший результат и лучше принимаются воспитанниками. Анализ результатов общественно-полезной деятельности — метод воспитания, который позволяет контролировать и оценивать воспитательную работу по конкретным делам и реальному поведению воспитанников.

Создание ситуаций для изучения поведения воспитанников метод воспитания, при котором воспитатели сознательно включают воспитанников в такие виды поведения и деятельности, в которых они могут наиболее полно проявить себя, те или иные стороны своей воспитанности.

Воспитательный процесс, как любое социально-психологическое и культурологическое явление, имеет форму. Форма воспитания (воспитательной работы, воспитательного процесса) — организация целесообразной коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников, целенаправленного воспитательного влияния (воздействия) со стороны воспитателей. Форма, как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы. Выделены различные типы форм воспитательной работы:

по количеству участников:

  • индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
  • групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
  • массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.
  • по времени: кратковременные, продолжительные;
  • по виду деятельности: учебная, трудовая, спортивная, художественная;
  • по типу форм воспитательной работы:

— словесно-логические — основным средством воздействия является рациональное слово, убеждение словом, которое, конечно, может быть окрашено эмоцией и вызывать эмоции воспитанников. К этому типу форм относятся беседы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции.

4 стр., 1687 слов

Формы и методы работы с трудновоспитуемыми детьми

... работы социального педагога. 2.1. Формы и методы работы социального педагога с трудновоспитуемым ребенком как один из путей решения «трудных детей». ... трудно­воспитуемости должны осуществляться разнообразными педагогическими воздействиями на каждого воспитанника с учетом имен­но его данных. ... за страха перед постоян­ными неудачами в деятельности, боязнь стать объектом насмешек товарищей из-за ...

— образно-художественные — формы объединяют в себе такие дела воспитанников, где главным средством воздействия являются совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические, подобные тем, которые люди испытывают в театре, на праздниках, митингах и в аналогичных ситуациях.

  • трудовые формы, в них положительно воздействует на воспитанников совместная работа, различная деятельность, любой труд, общественно полезная деятельность.
  • игровые (досуговые) формы работы образуют такой тип воспитательного воздействия, в котором главным является игра, совместный отдых, содержательное развлечение.

Это могут быть спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные.

— психологические — главным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации.

Список использованных интернет-ресурсов

1. Ссылка на конкретную используемую страницу интернет — ресурса

2. Базовые принципы воспитания гуманных отношений Автор статьи Е. Смирнова http://www.psychologos.ru/categories/view/lichnost

3. В.А. Ситаров Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с. http://www.p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/index_sitarov_didaktika.html

4. «Общие основы педагогики» Т.А. Писарева Сайт: Литература для студента http://libsib.ru/pedagogika/obschie-osnovi-pedagogiki/printsipi-vospitaniya

5. Статья «Принципы воспитания» Сайт: Педагогика paidagogos.com/?p=4426 копия

6. Рабочий учебник Педагогика ЮНИТА 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Разработано Ю.С. Синкевичем, канд. пед. наук МОСКВА 2008 СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2008