Введение
Трудно подобрать один термин, название педагогической концепции, которая объединяет усилия многих педагогов и, в сущности, не представляет цельной теории, но является едва ли не самой привлекательной для специалистов на протяжении века. Главное, что характеризует гуманистический подход к воспитанию, — это акцент на деятельности ребенка и создании условий для его развития.
В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Беларуси заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодежи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики. Гуманистическое направление в педагогике возникло во второй половине XX века, как отражение идей гуманистической психологии. По своим идеям она была близка педагогике педоцентризма, педагогике нового воспитания и прогрессивизма. В центре внимания гуманистической парадигмы воспитания всего стояла целостная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей.
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. Гуманизм обычно выступает как мировоззрение, основными принципами которого являются любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. В самом общем смысле слова гуманизм означает ориентацию на самого человека, на его нужды и его потребности. В гуманизме воплощается стремление личности, коллектива и социума к счастью и совершенству.
Идеи гуманистического воспитания были предметом научных исследований Ш.А. Амонашвили, Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинаса, В.Ф. Володько, К.В. Гавриловец, Б.С. Гершунского, Е.В. Петрушковой и др.
Гуманистическое направление в педагогике (Р.Миллер, Ч.Паттерсон, Т.Киршенбаум, С.Б.Саймон, К.Роджерс) характеризуется призывом перенести акцент с техники на человека и создать «гуманное», а не «индустриальное» общество, осознанием необходимости учить школьников искать «новую гуманистическую значимость знаний», «познавать их личностную значимость», которая позволит человеку раскрыть свои возможности и изменить себя. Определение целей общего среднего образования представителями концепции «гуманистического» образования основывается на экзистенциалистском принципе самоактуализации личности. Цель данной курсовой работы рассмотреть проблему развития гуманистических тенденций в условиях реализации современной концепции образования.
Исследовательская работа для диплома «Человек. Индивид. Личность. ...
... человеке, как личности, индивидууме, о моральной оценке личности. 2- 3. Основная часть: Глава. Вступительная часть. Из данной схеме видно, что: 1. Человек как индивид ... цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое. Человек — живое ... и развивать общепринятую концепцию природы человека. Поиск такого определения природы человека, которое, с ...
Объектом исследования является педагогический процесс.
Предметом исследования данной работы является гуманистическая направленность педагогической деятельности.
Гипотеза исследования: гуманизация педагогического процесса может реализоваться, если:
- общественностью будет осмысленна ее ценность;
- реализуется преемственность в развитии гуманистических идей воспитания младших школьников;
- она будет опираться на опыт выдающихся педагогов рефлексирующих свою деятельность с гуманных позиций.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставятся следующие задачи исследования:
- выявить проблемы развития гуманистических тенденций в современной педагогике.
- определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике;
- уточнить в контексте исследования понятия «гуманистическая направленность»;
- рассмотреть концепцию 11-летнего общего среднего образования в Республике Беларусь и определить степень гуманизации на данный период.
- изучить гуманистическую направленности деятельности педагога.
- изучить степень сформированности гуманного отношения к людям у детей 1 «А» класса ГУО «Средняя школа № 3, г. Кричева»
Опытно-экспериментальной базой являлись 21 ученик 1 «А» класса ГУО «Средняя школа № 3, г. Кричева»
Методами исследования являются: беседа, анкетирование, интервьюирование, методика «Социометрии», контент-анализ планов воспитательной работы, методика опорных ситуаций, метод изучения творческих работ.
Структура курсовой работы: работа состоим из введения, 2-х глав, теоретической и практической, заключения и списка литературы
Согласно гуманистической педагогике, каждая личность уникальна. Эта уникальность проявляется и укрепляется в ситуациях жизненного выбора: выбора поступка, поведения, карьеры, жизненного пути, судьбы.
1. Теоретические подходы к развитию гуманистических тенденций в современной педагогике
1.1 Особенности гуманистического подхода в воспитании и обучении
В середине 20 века, правда, обнаружилось, что академический уровень знаний школьников, а также их нравственное развитие невысоки, что считали следствием прагматизма. Научно-техническая революция требовала повысить уровень знаний, интеллектуального и нравственного развития. Представители гуманистической психологии шли в своих взглядах на личность ученика от критики технократической концепции обучения, бихевиоризма, технологии обучения за то, что эти концепции рассматривают личность ученика как часть технологической системы, набор поведенческих реакций, предмет манипуляций. Гуманистическая психология понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность, которая обладает иерархией потребностей в безопасности, любви, уважении и признании. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации — реализации своих возможностей (по А.Маслоу).
Исследование личности и общества в философии Эриха Фромма
... с актуальностью данной темы, основной целью курсовой работы становится исследование личности и общества в философии Эриха Фромма. Для достижения указанной цели мы считаем необходимым реализации следующих ... процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А.Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению ...
Большинству людей свойственно стремление стать внутренне состоявшейся, актулизирующейся личностью. В психолого-педагогической работе с учениками, в психотерапевтической помощи родителям и учителям К.Роджерс определяет ряд принципов и приемов оказания развивающей помощи, поддержки ребенка. Один из главных принципов — безусловная любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться, в противном случае развивается неприятие ребенком себя, происходит формирование в негативном направлении. Психолог, гуманистический учитель, по К.Роджерсу, должен обладать двумя главными свойствами: эмпатией и конгруэтностью, и быть самому актуализирующейся личностью. Конгруэтность — это искренность в отношениях с учениками, способность оставаться самим собой и открытым к сотрудничеству. Эмпатия — способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание. Эти два свойства, личность учителя-актуализатора обеспечивают правильную педагогическую позицию для оказания развивающей помощи.
В технике эмпатического общения разработаны такие приемы: Я-высказывание, активное слушание, контакт глаз и другие выражения поддержки ребенка. С их помощью устанавливается контакт с ребенком, они стимулируют его самоосознавание и саморазвитие. Принципы и приемы психотерапии К.Роджерс распространил на школу, обучение, воспитание. Представители гуманистической психологии считают, что учитель, стремящийся к обучению, центрированному на ученике, должен придерживаться таких правил в педагогическом общении:
1. Демонстрировать доверие детям.
2. Помогать детям формулировать цели, стоящие перед группами и индивидуумом.
3. Исходить из того, что у детей есть мотивация к учению.
4. Выступать для учащихся как источник опыта по всем вопросам.
5. Обладать эмпатией — способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность ученика и принимать его.
6. Быть активным участников группового взаимодействия.
7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.
8. Владеть стилем неформального теплого общения с учениками.
9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность. В рамках такого подхода на Западе, особенно в США, создано огромное количество пособий для родителей, учителей, руководств по самопознанию и самовоспитанию. Гуманистическому подходу обучают студентов педвузов, родителей — в центрах помощи родителям. К достоинствам гуманистической педагогики относится прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, ориентация на развитие личности школьника посредством учения и общения; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако гипертрофия этих же черт превращает их в недостатки. Нельзя строить воспитание и обучение исключительно на интересах и самодеятельности детей и на культивировании уникальности личности. Это ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в воспитании, представляет моральную и социальную опасность.
Кафедра педагогики и проблем развития образования
... в отечественной педагогике Раздел III. Социальная ситуация развития личности студента 105. Развитие личности студента как задача преемственности школы и вуза. 106. Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе. 107. ...
Принцип гуманизации требует:
- Гуманного отношения к личности воспитанника;
- Уважения прав и свобод;
- Предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
- Уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
- Уважения права человека быть самим собой;
- Доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
- Ненасильственного формирования требуемых качеств;
- Отказа от физического и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
- Признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-то причинам противоречат ее убеждениям.
Одним из центральных понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие «личность»: говорится о личности педагога, ребенка, о воспитании личности, создании условий для ее формирования и т. д. Признается, что личность человека представляет наибольшую ценность и ее развитие — основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики — создание условий для самореализации личности. Идеологической и философско-методологической основой гуманистического подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде до сих пор, гуманизм. Основные установки гуманизма как социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью, всегда — целью и никогда — средством; в утверждении, что человек — «мера всех вещей», то есть что потребности и интересы человека являются основным критерием для создания и функционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всех людей. Человек, в силу своей изначальной активности, энергии и разума, в состоянии преобразовать и покорить окружающий мир, использовать его в своих целях. По сути дела, человек в системе гуманистических воззрений приобретает атрибуты божества: всемогущество, безграничную мудрость, всесилие, всеблагость. Такое понимание природы человека дало сильнейший импульс для развития европейской культуры. В различных ее областях — философии, литературе, искусстве, науке, а также в педагогике — гуманистические идеи нашли яркое отражение. Для российской педагогики характерно усиление гуманистических тенденций с середины ХIХ века. Идеи гуманизма, заложенные в работах Н. И. Пирогова и К. Д. Ушинского, получили развитие в педагогических воззрениях и концепциях отечественных педагогов. Не удивительно, что в условиях большей свободы идеи подлинного гуманизма вновь стали чрезвычайно популярны в нашей стране. Это можно наблюдать и в педагогике. Усиление гуманистических тенденций является своеобразной реакцией на прежний антигуманизм, отсутствие свободы и возможности свободного творчества в области педагогики.
Образование как фактор развития личности
... образования личности, путем ее обучения и воспитания. Именно такой подход к пониманию образования как объединения процессов воспитания и обучения представлен в современной педагогике, в теориях образования и законодательных документах. Функции развитии образования ...
1.2 Процесс развития демократических тенденций в истории воспитания
Период конца XIX-первого двадцатилетия XX в. богат поисками, находками, разочарованиями и потерями. Многие педагогические концепции и теории, а также образцы практического опыта прошли проверку в период социальной нестабильности на этом коротком хронологическом отрезке времени. Во второй половине XIX в., начался общественно-демократический этап истории педагогики, сформировались основные демократические идеи образования. В их числе были идеи всеобщего образования, единой школы, сотрудничества в обучении и воспитании, вариативности и открытости процесса образования, общественно-государственного управления школой и др. Представители российского общественно-педагогического движения были уверены, что для их реализации после революционных событий начала XX века и, особенно после свержения самодержавия, наступило подходящее время. Попытки реализации идей демократической педагогики были предприняты и в первые месяцы после октябрьской революции. Но поступательное развитие демократических тенденций в образовании было прервано партийно-государственной педагогикой. Несмотря на то, что ходе строительства советской школы были достигнуты неоспоримые успехи в деле народного образования, трансформация демократических идей привела к возвращению авторитарной педагогики в новых исторических условиях. Изучение демократических тенденций в воспитании в обозначенный хронологический период сопряжено с определенными трудностями. Теоретическая и практическая деятельность педагогов-демократов дореволюционной Беларуси изучалась с точки зрения критики ими существовавшего государственного строя. Исследований по развитию демократических тенденций в образовании царской России не проводилось. При изучении демократических тенденций в области образования значительный интерес представляет период после свержения самодержавия в феврале 1917 года. Сегодня уже имеется определенное количество исследований, посвященных объективной оценке реформаторских инициатив Временного правительства. Но в целом этот период для истории демократической педагогики все еще представляет собой «белое пятно». Представляет научный интерес переосмысление перспектив демократизации образования и причин его редемократизации после октябрьской революции. Таким образом, в конце XIX в. происходило становление демократического педагогического идеала, который оказывал существенное влияние на социально-политическую ситуацию в стране. С демократизацией образования связывалось решение проблемы гармонизации отношений.
1.3 Концепция 11-летнего общего среднего образования в Республике Беларусь
Формирование и развитие образовательной системы в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Национальная система образования базируется на Конституции Республики Беларусь, законах «Об образовании в Республике Беларусь», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребенка», других нормативно-правовых документах, регламентирующих ее деятельность.
Структура национальной системы образования.
дошкольное образование;
- общее среднее образование;
- внешкольные формы образования;
- профессионально-техническое образование;
- среднее специальное образование;
- высшее образование;
- подготовку научных и научно-педагогических кадров;
- повышение квалификации и переподготовку кадров;
- самостоятельное образование граждан.
В систему образования Республики Беларусь входят различные типы учебных и учебно-воспитательных заведений: детские дошкольные (сад, ясли) и внешкольные учреждения; общеобразовательные (базовая и средняя школы, гимназии, лицеи); специальные и интернатные учреждения (дома ребенка, школы-интернаты, исправительно-трудовые колонии для несовершеннолетних правонарушителей и т.д.); профессионально-технические и высшие профессионально-технические училища; средние специальные (училища, техникумы и колледжи) и высшие учебные заведения (специализированные вузы, университеты и академии); научно-исследовательские институты и институты повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органы управления системой образования — Министерство образования и науки, управления и отделы образования исполкомов местных Советов и подведомственные им учебно-методические учреждения. Структура образования в Республике Беларусь (по состоянию на 2000 г.), уровни обучения и типы образовательных учреждений представлены на рис. 1. гуманистический педагогика обучение
Рис. 1 Структура образования в Республике Беларусь
В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательно — Верховный Совет (парламент) республики, исполнение законов — Кабинет Министров), а также местные органы управления. Министерство образования Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации, республиканскими учреждениями и организациями. Общее организационно-методическое руководство осуществляют управления и отделы образования исполкомов местных Советов народных депутатов, в ведении которых находятся детские дошкольные и внешкольные учреждения, общего образовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища и колледжи.
Развитие национальной системы образования базируется на следующих принципах:
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- национально-культурная основа; .
научность;
- ориентация на мировой уровень образования;
- . гуманизм;
- экологическая направленность;
- преемственность и непрерывность;
- единство обучения, духовного и физического воспитания;
- поощрение таланта и образованности; . обязательность базового образования.
В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10 % национального дохода.
По данным статистики, на начало 2001 учебного года структура образования включала 4500 детских дошкольных учреждений, 4783 общеобразовательные школы, 249 профессионально-технических училищ, 151 государственное среднее специальное и 57 государственных и негосударственных высших учебных заведений, более 100 учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В системе образования (без учреждений повышения квалификации) обучалось более 2,1 млн учащихся и студентов, работало около 200 тыс. учителей и преподавателей. В целом в ней занято около 400 тыс. специалистов, что составляет 10% активно занятого населения страны.
Школьное образование включает три ступени: начальную (четыре года обучения), базовую (девять лет обучения) и общую среднюю (одиннадцать лет обучения).
Начальное образована начинается в шесть (семь) лет и осуществляется в начальных школах и I—IV классах общеобразовательных школ и гимназий
Основными задачами начальной школы являются не только обучение чтению, письму и счету, но и воспитание, развитие личности ребенка, овладение первоначальными знаниями о природе, обществе и человеке, навыками учебной и общетрудовой деятельности, культуры речи, межличностных отношений, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Базовое школьное образование является обязательным для всех детей за исключением тех, кто не в состоянии учиться по медицинским показаниям, осуществляется в базовой школе и завершается сдачей экзаменов и получением свидетельства с базовом школьном образовании.
Полное общее среднее школьное образование осуществляется в X—XI классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев и завершается сдачей экзаменов и получением аттестата об общем среднем образовании.
Базовая школа обязательна для всех детей и призвана обеспечить систематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего и начала профессионального образования, включения личности ребенка в жизнь общества, а также развитие ее творческих качеств, воспитание национального самосознания и общечеловеческой морали.
Общая средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основании такого уровня знаний, умений и навыков, который свидетельствует о формировании полноправного и ответственного гражданина, готового к жизни и деятельности в системе общественных, семейных и производственных отношений.
Основные этапы реформирования общеобразовательной школы. Перемены в обществе активно воздействуют на систему образования, деятельность ее основных институтов. Они потребовали определенных изменений, реформирования практически всей системы образования. Это особенно коснулось общеобразовательной школы и системы высшего образования.
Реформа школьного образования призвана повысить уровень общеобразовательной школы; обеспечить равенство прав на получение образования; учитывать способности и склонности каждого ученика; создать эффективную систему патриотического, гражданского и нравственного воспитания; усилить гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса.
Реформа общеобразовательной школы проводится в несколько этапов.
Первый этап (1996—1998 гг.) — разработка концепции реформы общеобразовательных стандартов и проектов учебных программ.
Второй (1998 г.) — введение подготовительного класса для обучения детей шестилетнего возраста.
Третий (1998—2002 гг.) — переход к новой структуре четырехлетней начальной школы (подготовительный, I—III классы).
Четвертый (1998—2004 гг.) — апробирование новых учебных программ для базовой школы.
Пятый (2002—2008 гг.) — переход на новые учебные программы и обязательное десятилетнее образование (подготовительный, I—IX классы).
Шестой (2004—2008 гг.) — апробирование новых учебных программ X—XI классов двенадцатилетней школы.
Седьмой (2008 г.) — введение в средних общеобразовательных школах X—Х1(лицейских) классов. С 1 сентября 2008 года Беларусь переходит на 11-летнее общее среднее образование.
Совершенствование общеобразовательной школы будет проходить по следующим направлениям:
- организационная структура (одиннадцатилетнее общее среднее образование, начало обучения с шести лет, обязательное девятилетнее обучение в базовой школе);
- содержание образования (введение новых учебных программ, обучение в X—XI (лицейских) классах по направлениям: природоведческое, гуманитарное, технологическое, эстетическое и общеобразовательное;
- введение пятидневной учебной недели, десятибалльной системы оценки знаний.
2. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста
2.1 Констатирующий этап
Изучение заботливого отношения к людям в процессе формирования поставило нас перед необходимостью организовать исследование в три этапа в соответствии с последовательностью решения выдвинутых задач.
Первая задача констатирующего эксперимента состояла в выявлении особенностей проявления гуманного отношения к людям у младших школьников и определении уровней его сформированности как целостного системного личностного образования.
Вторая задача — определение наиболее характерных особенностей процесса формирования этого отношения в общественно полезной деятельности коллектива.
Третья задача — выделение основных педагогических условий, влияющих на результативность процесса формирования у младших школьников гуманного отношения к людям.
Констатирующему эксперименту предшествовала подготовка, в ходе которой была определена база для исследовательской работы. Констатирующий эксперимент проводился в ГУО «СШ №3 г. Кричева» в 1 «А» классе количеством 21 человек. В ходе подготовки к эксперименту была разработана методика изучения процесса формирования гуманного отношения к людям. Это дало возможность отдельные методы изучения сгруппировать для решения выдвинутых задач, что позволяло взаимно проверять достоверность полученных данных.
Таким образом, для решения первой задачи были определены следующие методы исследования: наблюдение, беседы, социометрия.
Обобщение данных, полученных этими методами, осуществлялось через создание объективной характеристики гуманного отношения к людям и таблицы типологической фиксации уровня сформированности этого отношения.
Наблюдение было направлено на изучение:
1. Характера отношений между членами коллектива в процессе совместной общественно-полезной деятельности (доброжелательны и отзывчивы, стремятся помочь друг другу, переживают за товарища, за успех общего дела или, наоборот, оставляют товарища без поддержки, выбирают для себя наиболее интересное или легкое поручение, задание; вредничают, насмехаются, дразнят, работают каждый за себя).
2. Нравственных правил и норм, действующих в данном коллективе (что составляет нравственное суждение, оценку действий и поступков товарищей по коллективу; что привлекает в друге, почему хочет дружить именно с этим человеком).
3. Действий детей в ситуациях, предполагающих проявления взаимной работы между членами коллектива и заботы об окружающих людях.
Беседа как метод использовалась для уточнения данных наблюдения и для получения дополнительной информации об отношениях детей в классе друг к другу, об участии в делах класса, о самостоятельности и активности в общественно полезных делах.
Для получения такой информации использовался следующий примерный ряд вопросов:
1. Кого чаще всего выбирают командиром класса и почему?
2. Кто всегда участвует в делах класса, почему?
3. Кто редко работает с классом, почему? Как пытались его привлекать?
4. Что сделали сами, без помощи взрослых?
5. В чем чаще всего помогают старшие друзья — учителя, родители?
6. Кто из ребят умеет придумывать разные интересные дела? КАК интереснее выполнить поручение?
7. Кого в классе считаете настоящими товарищами, почему?
8. Дружны в классе ребята или нет, чем можете это доказать?
Другая серия вопросов предполагала выявление круга представлений младших школьников об отношениях между людьми, к людям. Мы выясняли, видят ли они разницу в отношениях к друзьям, к товарищам по коллективу, к родным, к окружающим людям; как понимают зависимость своей личности от других людей. Для этого ребята отвечали на вопросы: может ли человек жить без других людей? Как люди помогают жить друг другу? Как можно приносить пользу и радость людям?
Полученные из ответов сведения помогали нам при определении широты кругозора, выявлении ориентации младших школьников на нравственно-этические нормы отношений людей в обществе.
Гуманное отношение к людям предполагает внимание ко всем членам коллектива, т. е. исключается или сводится до минимума положение, когда в коллективе находятся «изолированные» и «пренебрегаемые» дети. Для выявления межличностных отношений мы использовали метод социометрии. Выбор товарища проходил в естественной ситуации для жизни коллектива: в ситуации планирования какого-либо общего дела, где нужно было решить, с кем вместе выполнять задание; при подготовке к празднику, где младшие школьники готовили друг для друга праздничный сюрприз; а также при написании поздравительных открыток в честь перехода в следующий класс.
Дети, не получившие выборов, оказывались под более пристальным наблюдением для выявления причин изоляции, с ними также проходило дополнительное собеседование по специальному, дополнительно разработанному в каждом конкретном случае вопроснику.
Специальный вопросник продумывался также и в тех случаях, когда наибольшее количество выборов оказывалось и у ребенка, предпочтение которому вызывало, по тем или иным причинам, беспокойство у педагога.
В методе объективной характеристики мы выделили признаки появления качеств, входящих в заботливое отношение, а также разработали уровни проявления этих признаков (таблицы 1, 2, 3, 4).
Движение по уровням проявления признаков позволяет нам судить о динамике формирования данного качества, а корреляция уровней проявления качеств позволяет определить устойчивость в проявлении заботливого отношения в целом, установить связи элементов системы и их роль в формировании гуманного отношения, определить тип развития системы.
Таблица 1. Уровни проявления признаков товарищеской заботливости (метод объективной характеристики по трем комплексным показателям)
Признаки товарищеской заботливости |
Уровни проявления признаков |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Товарищество |
Капризен, не уважает людей, не считается с интересами и желаниями других, делает наперекор |
Держится в стороне от коллектива, безразличен к интересам и желаниям других людей |
Поддерживает те интересы и желания товарищей, которые не ущемляют его. Мало уступчив, не постоянен в привязанностях |
Уважает товарищей, но подвержен настроениям, поэтому не всегда считается с интересами и желаниями других |
Уважает товарищей, считается с их интересами и желаниями, умеет уступить, устойчив в привязанностях (доверчив) |
|
Доброжелательность |
Вредничает, ябедничает, с готовностью рассказывает плохое о других |
Равнодушен к окружающим людям |
Добр только к близким людям, преимущественно к родным, малообщителен |
Приветлив в отношениях с друзьями и близкими, с готовностью откликается на переживания товарищей |
Культурен и приветлив в отношениях со всеми людьми, добр, озабочен переживаниями других людей, и далеких, и близких |