«Диагностика и коррекция гиперактивных детей младшего школьного возраста»

Содержание скрыть

Введение, Актуальность проблемы.

Исследующие проблему гиперактивного поведения как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей, считают, что основной дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдром дефицита внимания» (Заваденко Н.Я., Успенская Т.Ю.).

Группа исследователей считает, что основные проявления гиперактивности делит на три блока: дефицит внимания, двигательная расторможенность, импульсивность (Лютова Е.К., Монина Г.Б.).

Мнение других исследователей сводится к тому, что существующая система обучения не приспособлена к работе с гиперактивными детьми (Федоренко Е.Ю.; Логинова Н.Ф.).

Тема исследования: Диагностика и коррекция гиперактивного поведения младших школьников.

Цель исследования: разработать программу коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста и определить ее эффективность.

Объект исследования: младший школьный возраст.

Предмет исследования: коррекция гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте.

Для достижения цели, исследования разработана гипотеза исследования: возможно ли снизить гиперактивное поведение младших школьников, используя психодиагностические методы, которые состоят из коррекционных занятий, проведения диагностических замеров и анализа данных с детьми младшего школьного возраста. На основании гипотезы были выдвинуты задачи:

  1. Провести психолого-педагогический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.

  2. Уточнить сущность понятия «гиперактивное поведение».

  3. Разработать и апробировать методику коррекции гиперактивного поведения младших школьников.

Психодиагностические методики: «Да и Нет», «Вежливость», «Обведение контура», анкетирование, наблюдение, опрос, беседа, тренинг, анализ, синтез, обобщение.

База исследования: школа № 5 г.Бийска Алтайского края, 10 человек.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

1 Научные основы проблемы гиперактивного поведения младших школьников

1.1 Характеристика гиперактивного поведения младших школьников

«Гипер…» (от греч.

4 стр., 1632 слов

Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения ...

... в нарушениях нервной системы, и коррекционные мероприятия необходимо планировать учитывая это. Этим определяется актуальность темы выпускной квалификационной работы. Тема работы – Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения гиперактивных детей. Цель исследования – экспериментально проверить эффективность коррекционной работы с гиперактивными детьми. ...

Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. Авторы психологического словаря относят к проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы [2, с. 45].

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка. Критериями гиперактивности являются:

  • непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание;
  • не слушает, когда к нему обращаются;
  • с большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.
  • испытывает трудности в организации;
  • часто теряет вещи;
  • избегает скучных и требующих умственных усилий заданий;
  • часто бывает забывчив;
  • двигательная расторможенность;
  • постоянно ёрзает;
  • проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо);
  • спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве;
  • очень говорлив;
  • импульсивность;
  • начинает отвечать, не дослушав вопроса;
  • не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
  • плохо сосредоточивает внимание;
  • не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза);
  • не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабоуправляемо правилами;
  • при выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты.

(На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).

Если проявляются хотя бы шесть из этих признаков, педагог может предположить, что ребёнок – гиперактивен [3, с. 79].

В последние годы на страницах печати остро дискутируют на тему «детей Индиго». Как сторонников, так и противников этой теории немало. Рассматривающий проблемы детей Индиго Л.Г. Протопович, считает, что одной из самых серьёзных проблем детей Индиго оказалась их гиперактивность. В Америке этим детям сначала ставили диагноз гиперактивность и старались вылечить проблему психотропными таблетками. Любые необычные особенности детей Индиго чаще всего трактовались как отклонения в психике или заболевание. Ито, и другое было неверным, так как врачи не могли понять истинного состояния ребёнка. Негативный смысл ярлыка «гиперактивные» убеждал детей Индиго в том, что они действительно, «другие», но уже в плохом смысле. Дети Индиго являлись «возбудителями спокойствия» и не хотели слушаться, так как старые методы воспитания и прямые просьбы на них не действовали. Часто дети, считавшиеся гиперактивными, после того, как изменилось к ним отношение родителей и преподавателей в школе, переставали нуждаться в медикаментозном лечении. Детский психолог Кэти Паттерсон считает, что гиперактивность эти детям была поставлена ошибочно [4, с. 53].

12 стр., 5502 слов

Реферат дети индиго

... наверное, догадались, была цвета индиго. Этот цвет присутствовал у детей нового типа. Заметьте, что сказано об этом было уже в 1982 году, семнадцать лет назад! На сегодняшний день, по ... -- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Для тех, кто думает, что классификация людей по цветовым группам выглядит странновато и интересна только тем, кто увлекается метафизикой, мы ...

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, психологи, дефектологи, логопеды, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания.

Как отмечают многие авторы, группа детей с гиперактивностью и дефицитом внимания очень неоднородна, что ставит проблему выбора коррекционных мероприятий и, кроме того, приводит к противоречивости результатов экспериментальных исследований.

Нужно отметить, что в практической психологии почти нет работ, специально посвященных изучению гиперактивных детей. Немногие исследования касаются лишь отдельных характеристик детей с таким типом поведения.

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают с пиками психоречевого развития. В 1-2 года, 3 года и 6-7 лет. В 1-2 года закладываются навыки речи, в 3 года у ребенка увеличивается словарный запас, в 6-7 лет формируются навыки чтения и письма. Проявления синдрома гиперактивности могут беспокоить родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Школьные программы, по которым учатся наши дети, усложняются год от года. Растёт нагрузка на детей, увеличивается интенсивность занятий. Порой за 45 минут урока ученикам приходится сменить род деятельности 8-10 раз. Для детей без отклонений это имеет положительное значение, поскольку монотонная, однообразная работа надоедает. Но гиперактивным детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой, даже, если этого требует учитель. Предъявление учебного материала – это чаще педагогический монолог, эксплуатирующий слуховую систему и исполнительское поведение ребёнка, тогда как гиперактивным нужна опора и на другие системы – зрительную, тактильную, двигательную.

Таким образом, ограниченный диапазон средств в предъявлении материала не способствует обнаружению у ребёнка его собственного потенциала, что так важно для гиперактивных детей. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности в собственных силах. С другой стороны невыявленный потенциал ребёнка делает его неуспешным в глазах педагога и других детей.

Сидеть за партой шесть уроков подряд по сорок пять минут – непосильная задача даже для здорового ребёнка. Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводит к тому, что через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребёнок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ходить по классу, ёрзать на месте, качать руками и ногами, смотреть по сторонам, смеяться, петь-заниматься «своими делами», «не обращать внимания» на замечания со стороны учителя. Такое поведение мешает учителю вести урок и провоцирует одноклассников на нарушение дисциплины. Ребёнок становится неудобным для педагога и детей. Чрезмерная двигательная активность может сочетаться с деструктивным поведением.

11 стр., 5212 слов

Особенности течения заболеваний органов мочевыделения у детей

... у детей 1.1 Общая характеристика наиболее часто встречающихся заболеваний органов мочевыделения у детей Среди заболеваний мочевыводящей системы самыми «популярными» в детском возрасте являются пиелонефрит, гломерулонефрит, цистит и нефроптоз (опущение почек). Болезни почек ...

Как уже отмечалось выше, гиперактивного ребёнка характеризует импульсивность поведения. Такой ребёнок не ждёт разрешения учителя на ответ и кричит с места. Очень часто он начинает отвечать, не дослушав до конца вопрос или задание. Если ребёнку не позволяют отвечать сразу, то его интерес к заданию пропадает.

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Критерии оценки гиперактивных детей представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Критерии оценки гиперактивных детей

Кроме того, поведение тревожного ребёнка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и постоянных недоразумений.

Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, будущей или настоящей учебной деятельности.

Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и ищут контактов с психологом [8, с. 49].

При определении гиперактивности мы частично подошли к вопросу о причинах поведения данного типа детей, поскольку понимание причин дает возможность наметить систему психолого-педагогической коррекции гиперактивности как особого варианта развития и сформулировать отдельные принципы реализации индивидуального подхода к этим детям.

Произвольное поведение ребёнка постоянно привлекает внимание исследователей, поскольку формирование произвольного контроля и самоконтроля у младших школьников ставит ряд вопросов, обусловленных особенностями возраста, и в первую очередь, спецификой ранних форм регуляции, управления и деятельностью Генезис произвольных форм поведения включается в качестве необходимого звена развития контроля и самоконтроля деятельности и поведения (Эльконин Д.Б., Венгер Л.А.,. Бугрименко Е.А и другие) [13, с. 47].

Агрессивное поведение является ещё одной распространённой чертой некоторых гиперактивных детей, принимающих участие в агрессивных действиях, которые одним кажутся запланированными и враждебными, в то время как другие считают, что агрессивность является более спонтанной как результат истощения нервной системы.

10 стр., 4524 слов

Эстетическое, физическое, нравственное воспитание детей со сложными ...

... педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. С учетом своеобразия развития детей со сложными нарушениями развития - эстетическое воспитание обучения направлено на решение следующих задач: 1. воспитывать ...

Многие из этих детей также испытывают трудность при установлении социальных взаимоотношений, причём некоторые вступают в контакт с ровесниками в неподходящей, инфантильной манере. Другие остаются в стороне. В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Они становятся нежелательными членами детского коллектива, осложняется взаимодействие со сверстниками, братьями, сестрами, родителями. Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия).

Недостаточная сформированность координации движения ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.

Одной из частых причин гиперактивности у детей является противоположный тип воспитания, когда им разрешается делать все, и дети не знают вначале никаких запретов. Такой ребенок является кумиром в семье, постоянно гипертрофируются его способности. Но вот на определенном этапе родители убеждаются в том, что воспитание было неправильным и, поэтому, решают изменить отношение к ребенку, предъявить ему определенные требования и ограничения, ломать старые привычки, укоренившиеся годами.

По поводу взрослой, жизни гиперактивных детей прогнозы не однозначны. Оптимисты утверждают, что из гиперактивных вырастают лидеры и предприниматели. Но есть данные и о том, что примерно четверть таких детей испытывает затруднения в течение всей жизни. Не исключено, что в подростковом возрасте описанные симптомы могут привести к возникновению асоциального поведения, зависимостей.

Проблема состоит еще и в том, что в семье, воспитывающей такого ребенка, возникает хроническая усталость (особенно у матерей).

Связано это с чувством бессилия и вины за поведение собственного ребёнка.

Поэтому, важно определить, действительно ли имеется дело с гиперактивностью. Ведь подвижность — это естественное качество нормально развивающегося, жизнерадостного ребенка.

1.2 Особенности поведения младших школьников с синдромом двигательной гиперактивности

Подвижный, гиперактивный, несносный … Одни из этих определений явственно несут негативную оценку, другие более нейтральны. Этот список эпитетов можно продолжить, но психологам картина такого поведения обозначается как «гиперактивность», или, получившее в последнее время широкое распространение — «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

Психологи выделяют следующие признаки гиперактивных детей:

— беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют. Легко отвлекается на посторонние стимулы;

— с трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников);

— на вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания);

4 стр., 1735 слов

По психологии «: Особенности организации обучения детей ...

... с окружающими вследствие «плохого поведения»; нарушение сна. Гиперактивность проявляется через сверхмерную двигательную активность, суетливость, многочисленные посторонние движения, которые сам ребенок не замечает. Для детей с ... настроение и нежелание посещать школу. 3. Обучение детей с СДВГ У детей с СДВГ повышенная активность проявляется очень ярко. С началом обучения в школе, выясняется, что ...

— с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому;

— не может играть тихо, спокойно. Болтливый;

— часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей);

— часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь;

— часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице;

— иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам) [3, с. 79].

Исследования показывают, что этот синдром отмечается примерно у 20 процентов детей школьного возраста, причем у мальчиков — в четыре раза чаще, чем у девочек. Для таких детей характерны постоянное двигательное беспокойство, проблемы с концентрацией внимания, импульсивность, «неуправляемое» поведение.

«Несносность» этих детей в дошкольном возрасте доставляет немало хлопот окружающим, родителям, воспитателям, сверстникам. С поступлением в школу проблемы усугубляются и могут сопровождать такого ребенка чуть ли не всю школьную жизнь.

Проблемы с каждым годом становятся все более острыми. Воспитатели и учителя жалуются на непрекращающееся беспокойство, исходящее от ребенка. Уставшие родители замечают, ко всему прочему, что он быстрее изнашивает одежду и обувь («на нем все горит»), вмешивается во все дела, свистит, болтает без умолку, задирает братьев и друзей и импульсивно дотрагивается рукой до любого, кто проходит рядом. И, тем не менее, школьный психолог не всегда может сразу ответить, действительно ли двигательная активность этого непоседы выше, чем у обычных детей, или она просто носит другой характер.

Однако замечено, что три четверти гиперактивных детей отличаются неповоротливостью, неуклюжестью (диспраксией).

Они постоянно что-нибудь переворачивают или опрокидывают и очень медленно выполняют работу, требующую ловкости и работоспособности. Многие с трудом обучаются езде на велосипеде и удручающе плохо играют в подвижные игры с мячом. Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей живая мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, «выключаются», «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, то есть «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются».

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ёрзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребёнка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребёнок, и взрослые, и дети, с которыми он общается. Добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок стал покладистым и послушным, ещё не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничестве – вполне посильная задача [3, с. 102].

8 стр., 3714 слов

Гиперактивный ребенок в начальной школе

... детьми с гиперактивным поведением. Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Глава I. Теоретическое рассмотрение проблемы гиперактивности у младших школьников 1.1 Определение гиперактивности ... хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, ...

Многие гиперактивные дети имеют заниженную самооценку, поскольку им то и дело приходится слышать от взрослых: «Прекрати сейчас же!», «Сколько можно?». Такие дети редко доводят начатое дело до конца и не получают удовлетворения от завершения начатого дела или решения поставленной задачи. В результате с годами у них формируются негативная самооценка и склонность к бурным эмоциональным реакциям.

Проблема гиперактивных детей, как мы уже показали, звучит как проблема «трудных детей», имеющих сложности в организации своего поведения деятельности, создающих проблемы в процессе взаимодействии с окружающими их сверстниками и взрослыми. Такие особенности являются показателем развития произвольности, а в отечественной детской психологии развитие произвольности рассматривается как центральная линия развития личности ребёнка.

Согласно концепции Л.С.Выготкого « личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком «овладения» и, соответственно, развитие личности есть становление способности владеть своим поведением и своими психическими процессами» [11, с. 27].

В работах А.В.Запорожца (1964г.), З.М. Истомина (1957г.), Я.З. Невирвич (1965г.) и других посвящённых изучению возникновения и развития произвольности, отмечается, что произвольность впервые возникает в старшем дошкольном возрасте [12, с. 49].

Д.Б. Эльконин подчеркивает, что выделение взрослого в качестве образца позволяет ребенку регулировать свои действия согласно правилам и нормам, носителем которых является взрослый. Характерная особенность этой ранней саморегуляции состоит в том, что правило ребенка не совсем отдельно от своего носителя — взрослого, не выделено из общего контекста взаимодействия ребенка с взрослым. Поэтому определенные правила действий, норм отношений с другими людьми, установленных в обществе, выполняются ребенком-дошкольником в тех случаях, когда взрослый «подключен» к деятельности ребенка. Однако роль взрослого остается чрезвычайно важной. Исследуя развитие системы отношений «ребенок – взрослый», Д.Б. Эльконин приходит к выводу о том, что в дошкольном возрасте поведение ребенка становится опосредованным, образом действий взрослого человека. Это новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребенка, служит основой всех новообразований в личности ребенка 14, с. 81 .

Общение между ребенком и взрослым осуществляется как бы на двух языках. Один – это язык понятий, категорий, обобщений осуществляемый посредством слов и предложений, которому взрослые придают большее значение, помогая ребенку овладеть им с раннего возраста. Другой «язык» — язык человеческих чувств – не менее эффективное как средство общения, средство регуляции деятельности и поведения. Очень важно, что к активному использованию «языка» чувств, ребенок готов значительно раньше, чем к использованию языковых и других средств. Именно эмоции осуществляют первичную форму регуляции поведения ребенка. Специфика регулирующей роли эмоций в процессе развития ребенка в значительной мере определяется особенностями содержания и динамики взаимодействия взрослого с ребенком, и в первую очередь, особенностям эмоциональных отношений между ними, определяющих и другие проявления эмоций (на соматическом, сенсорном и других уровнях).

4 стр., 1865 слов

Нарушения поведения — синдром гиперактивности

... тики, парасомнии, обсессивные и фобические расстройства, большая степень гиперактивности); в) сочетанный вариант. Коррекция заболевания Диагноз ... поведении ребенка с СДВГ доставляют много трудностей не только окружающим (родители, воспитатели, учителя), но и самому ребенку. ... но мануальные предпочтения неустойчивы. Двигательная сфера: Хорошее развитие общей моторики. Праксис позы пальцев – упрощение ...

Все эти положения актуальны для изучения детей с гиперактивным поведением, поскольку важнейшей составляющей является, недостаточная сформированность регулирующих механизмов психики [14, с. 90].

Непоседливый, слишком активный и невнимательный ребенок – гиперактивный. Порой это бывает временной реакцией маленького человека на большие эмоциональные нагрузки. Например, развод родителей, потеря кого-нибудь из близких, отрыв от семьи и т.д. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего начинают замыкаться, ведут себя заторможенно и пассивно, ребенок, наоборот, становится перевозбужденным и чересчур активным. Он просто не может найти себе места. Много говорит, двигается, его ничего не интересует (потому и кажется невнимательным), он никого не слушает, из-за чего и получает бесконечные замечания и наказания. А это, в свою очередь, усиливает угнетенное, тревожное состояние малыша. Получается замкнутый круг, который, если его вовремя не разомкнуть, в действительности может закончиться серьезными осложнениями. Во взаимоотношениях с таким ребенком необходимо, прежде всего, исходить из единства требований со стороны всех членов семьи. Такие дети не должны видеть в одном из членов семьи своего постоянного защитника, который все им прощает и разрешает то, что запрещают другие. Отношение к такому ребенку должно быть спокойным и ровным. Не следует делать никаких уступок (скидок) на особенности его нервной системы. Уже в раннем возрасте ребенка следует обучать тому, чего нельзя и что нужно делать. Все остальное он воспринимает как «можно».

Следует отметить еще одну интересную особенность гиперактивных детей. Довольно часто у них на первом году жизни более быстрыми темпами идет физическое и умственное развитие. Такие дети раньше своих сверстников начинают ходить и произносить отдельные слова. Может сложиться впечатление, что это очень одаренный, гениальный ребенок, от которого многого можно ожидать в будущем. Однако в предшкольном возрасте и особенно в первые годы обучения в школе приходится убедиться, что умственное развитие таких детей находится на среднем уровне. В то же время у них могут быть повышенные способности к определенному роду деятельности (музыка, математика, техника, игра в шахматы и др.).

Эти данные следует использовать в воспитательной и педагогической работе.

Но, учитывая повышенную отвлекаемость таких детей, следует чаще менять род их деятельности. Необходимо дать практически наиболее целесообразный выход гиперактивности такого ребенка. Если при этом он плохо спит, особенно ночью, можно проводить накануне длительные прогулки, вплоть до умеренной усталости. Если гиперактивные дети проявляют желание кроме посещения школы заниматься музыкой, посещать спортивную секцию, не следует им препятствовать в этом. Тем более, нет никаких оснований, освобождать их от занятий физкультурой, участия в соревнованиях и других мероприятиях.

13 стр., 6174 слов

Гиперактивное поведение детей в школе и его коррекция средствами ...

... адаптационные способности ребенка к повседневной жизни в школе, снижает утомление, ликвидирует негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением. Цель курсовой работы Задачи: Исследовать исторический аспект проблемы гиперактивности детей младшего школьного ...

Постоянные упреки и замечания педагогов способствуют формированию у ребенка комплекса неполноценности. Он как бы защищает себя немотивированным импульсивным поведением. Это может выражаться в порче окружающих предметов, дурашливости, некоторой агрессивности. Школьник чувствует себя неуютно в коллективе. Ведь попав в разряд «неуспевающих», он начинает ощущать негативное отношение со стороны учителей и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным активным поведением. Гиперактивный ребенок нуждается в школе в особом подходе, его лучше посадить на одну из первых парт, чаще вызывать для ответа и вообще давать возможность «разрядиться» имеющейся гиперактивности. Например, можно попросить его что-то принести или подать учителю, помочь ему собрать дневники, тетради, вытереть доску. Это будет незаметно для одноклассников и поможет ребенку высидеть урок без нарушения дисциплины. Каждый педагог найдет множество таких отвлекающих приемов. Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика в группе или в классе за партой – в центре помещения напротив стола воспитателя.

Ребенку должна быть предоставлена возможность, в случаях затруднений, быстро обратиться за помощью к педагогу. Его занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку, используя для этого специальный календарь или дневник.

Задания, предлагаемые на занятиях, следует разъяснять ребенку отдельно или, если это в школе, писать на доске, ни в коем случае не сопровождая ироничным объяснением, что делается это специально для «нашего особого мальчика» (девочки, имярек).

1.3 Факторы риска при формировании личности гиперактивного поведения у младших школьников

Многие исследователи допускают влияние неблагоприятных факторов внешней среды: Антропогенное загрязнение окружающей человека природной среды, во многом связано с микроэлементами из группы тяжелых металлов, может иметь негативные последствия в первую очередь для здоровья детей. Выхлопные газы автотранспорта служат одним из основных источников загрязнения окружающей среды свинцом.

Целенаправленные исследования показали, что увеличение уровня свинца в крови до 5-10 мкг/дл коррелирует у детей с возникновением проблем со стороны нервно-психического развития и поведения, нарушения внимания двигательной расторможенности, а также к снижению коэффициента интеллекта IQ .

Остается невыясненным, формируется ли у детей вследствие неблагоприятных факторов внешней среды гиперактивность, или речь идет о развитии церебрастенического синдрома в результате хронического токсического взаимодействия.

Также допускается роль пищевых факторов: Существуют теории, согласно которым факторами риска для формирования гиперактивности являются воздействия пищевых токсинов или аллергенов. Наиболее широкую известность получила концепция, согласно которой гиперактивность обусловливается церебральным раздражением, вызванным искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами.

Учёными не исключается и социально-психологический фактор: В качестве самостоятельного фактора нами не анализировалась психолого-педагогическая запущенность, так как, с одной стороны, она является закономерным следствием ряда других рассматривавшихся факторов, а с другой – ее оценка достаточно сложна и обычно носит субъективный характер. Учёные-исследователи отмечают, что в значительной части обследованных семей обстановка была в целом благополучной, родственники детей с синдрома дефицита внимания с гиперактивностью проявили высокую степень заинтересованности в преодолении имевшихся у ребенка проблем.

По международной классификации выделяют три формы гиперактивности:

  • в первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания;
  • по распространенности это самая частая форма заболевания;
  • во второй форме — преобладают нарушения внимания;
  • в третьей форме — преобладает гиперактивность. Последняя форма встречается реже других.

В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это может быть связано с его индивидуальными особенностями, в частности, с темпераментом.

Таким образом, одним из трех главных компонентов синдрома гиперактивности является импульсивность, которая определяется дефицитом сдерживающего фактора. Ребенок проявляет импульсивную двигательную и вербальную активность, он действует как бы бездумно, переходит от одного занятия к другому, болтает, не подумав («речь опережает мысль»).

Он часто не ладит со сверстниками, в играх становится «мишенью». Социально-поведенческие аспекты этих детей важны не только распространяющимся повсюду отрицательным их влиянием на сверстников, но также и потому, что эти дети служат как бы социальным катализатором, влияющим на поведение других и часто в нежелательном направлении. У гиперактивного ребенка наблюдаются сложности во взаимоотношениях не только со сверстниками, но и с взрослыми. В отношении первых они агрессивны и требовательны. Дети школьного возраста очень чувствительны к поведению таких одноклассников и отвергают их дружбу. Родители часто жалуются, что их дети не имеют друзей и что их сверстники отказываются с ними заниматься или играть.

Таким образом, можно отметить, что некоторые авторы видят их в своеобразных природно – обусловленных предпосылок развития ребёнка, или индивидуальной вариативности, влиянии врождённых особенностей на развитие ребёнка. Материал психологических исследований позволяет говорить о важности, социальных факторов и факторе адекватных форм, организации деятельности и общения ребёнка, влиянии нарушения семейных отношений. В этом контексте гиперактивность рассматривается как сформированный близкими взрослыми способ взаимодействия ребёнка с внешним миром [8, с. 53].

Таким образом, можно выделить три вида перспектив развития для гиперактивных детей:

— первый – со временем симптомы исчезают, и дети становятся подростками, взрослыми без отклонений от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25 до 50% детей «перерастают» этот синдром.

— второй, когда симптомы в различной степени тяжести продолжают оставаться. Таких детей большинство (от 50% и более).

У них наблюдаются проблемы в их повседневной жизни. По данным опроса, их всегда сопровождает чувство «нетерпеливости и неугомонности», импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки. Имеются сообщения о большей частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей.

-третий предполагает, что развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальных изменений, алкоголизма и даже психотических состояний.

Выводы по 1 главе:

Гиперактивность — это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать затруднения в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

Проведенный нами теоретический анализ исследований гиперактивного поведения младших школьников показывает, что в современной психологии нет единого мнения о природе возникновения и развития гиперактивности.

Причины и механизмы развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (то есть этиология и патогенез) сложны и остаются недостаточно выявленными, несмотря на большое количество исследований. Для объяснения возможных механизмов его развития предложены нейроморфологические, генетические, биохимические, нейрофизиологические, социально-психологические и другие концепции.

2 Экспериментальное исследование по коррекции гиперактивного поведения младших школьников

2.1 Программа коррекции гиперактивного поведения младших школьников

Экспериментальной базой исследования являлись младшие школьники с гиперактивным поведением средней общеобразовательной школы № 5 г.Бийска Алтайского края, 10 человек.

Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению использовалась следующие методики:

1. Методика «ДА и НЕТ» использовалась для диагностики степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению [12, с. 29].

2. Методика «Вежливость» использовалась для диагностики уровня произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению [12, с. 30].

3. Методика «Обведение контура» использовалась для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению [12, с.32].

4. Анкетирование родителей детей для выявления степени выраженности симптомов гиперактивного поведения у ребенка [12, с. 35].

2.2 Коррекция гиперактивного поведения младших школьников

Занятия по коррекция гиперактивного поведения младших школьников представлены в (Приложении 1).

Таблица 2 — Результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения младших школьников

1. Евгений А.

1

2

7

102

2. Константин Х.

2

2

7

78

3. Александр Н.

3

0

6

118

4. Данил Б.

2

1

12

96

5. Николай Б.

2

1

10

100

6. Стас М.

1

0

9

88

7. Максим К.

1

0

5

86

8. Кирилл С.

2

1

8

113

10. Сергей Н.

5

1

7

105

11. Александр В.

1

0

16

105

ИТОГО

20

8

87

991

Проведя промежуточный срез мы получили следующие результаты.

Экспериментальная группа (без включения взрослых) показала незначительное снижение уровня гиперактивности: по методикам «Да и Нет» и «Вежливость», что позволяет нам сделать вывод о развитии произвольного внимания и произвольной двигательной активности, по методике «Обведение контура» количество баллов увеличилось, что позволяет нам сделать вывод о развитии моторно-двигательной системы, а так же анкетирование родителей показало незначительное снижение выраженности симптомов гиперактивного поведения.

2.3 Анализ результатов экспериментальной работы коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста

Результаты экспериментальной работы коррекции гиперактивности детей младшего школьного возраста в рисунках 1-3.

Констатирующий срез

Проведя промежуточный срез мы получили следующие результаты  1

Рисунок 1 — Экспериментальная группа (в %)

Промежуточный срез:

Проведя промежуточный срез мы получили следующие результаты  2

Рисунок 2 — Экспериментальная группа (в %)

Таблица3 — Результаты завершающей стадии эксперимента

1. Евгений А.

0

1

9

97

2. Константин Х.

1

1

10

61

3. Александр Н.

1

0

8

102

4. Данил Б.

1

0

13

78

5. Николай Б.

0

0

12

86

6. Стас М.

0

0

12

63

7. Максим К.

0

0

9

51

8. Кирилл С.

0

0

11

96

10. Сергей Н.

2

0

10

89

11. Александр В.

0

0

18

70

ИТОГО

5

2

112

793

Проведя промежуточный срез мы получили следующие результаты  3

Рисунок 3 — Экспериментальная группа (в %)

Проведя анализ имеющихся данных мы составили таблицу суммарных значений, отражённый в таблице 4.

Таблица 4 — Сравнительные результаты суммарных значений

Методика «Обведение контура»-мотор-но-двигательное развитие (количество ошибок)

Анкета родителей — выраженность симптомов гиперактивного поведения (количество баллов)

экспериментальная группа

66

37

259

2883

Проведя конечную диагностику мы получили следующие результаты: экспериментальная группы (без включения взрослых) показала снижение уровня гиперактивности: по методикам «Да и Нет» и «Вежливость», количество допущенных ошибок сократилось в среднем на 3 балла, что позволяет нам сделать вывод о развитии произвольного внимания и произвольной двигательной активности, по методике «Обведение контура» количество баллов увеличилось, что позволяет нам сделать вывод о развитии моторно-двигательной системы, а так же анкетирование родителей показало значительное снижение выраженности симптомов гиперактивного поведения.

Это подтверждает эффективность разработанной нами методики и коррекционной программы, и то, что она может быть использована психологами в практической работе с детьми младшего школьного возраста, уровень гиперактивности которых превышает допустимые нормы. А разработанная методика нуждается в доработке.

Во время третьего среза родителям учащихся, учителям были предложены рекомендации по оптимизации общения с детьми.

Рекомендации для оптимизации общения между родителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением:

  • в своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах;
  • говорите сдержанно, спокойно.

Не прибегайте к физическому наказанию. Стройте ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решайте возникшие трудности. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка;

  • избегайте повторения слова «нет», «нельзя»;
  • давайте ребенку только одно задание на короткий промежуток времени, чтобы он мог его завершить;
  • поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;
  • поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, мозаика);
  • ведите бальную или знаковую систему вознаграждений (можно каждый поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой);
  • избегайте повышенных или пониженных требований. Ставьте перед ним задачи, соответствующие его способностям;
  • определите вместе с ребенком рамки поведения – что можно и чего нельзя;
  • соблюдение четкого распорядка дня;
  • избегайте большого скопления людей, шумных компаний;
  • во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером;
  • оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

В целом рекомендации модификаций поведения с гиперактивными детьми, можно свести к следующим:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня.

8. Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

Выводы по 2 главе:

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что разработанная нами коррекционная программа может быть использована психологами в качестве методического пособия в практической работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста. Разработанные рекомендации по оптимизации общения с родителями, взрослыми помогут учителям и родителям понять природу гиперактивных детей, найти оптимальные способы взаимодействия с ними. Разработанная нами коррекционная программа носит практический характер и может быть использована, как методическое пособие для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. А так же эта работа поможет наметить пути дальнейшего исследования проблемы гиперактивности. Их можно представить в следующих положениях:

  1. Проверить данное исследование на большей выборке испытуемых;

  2. Выдвижение и проверка новых гипотез относительно факторов, влияющих на гиперактивное поведение ребенка;

  3. Продолжить более глубокое исследование, влияния близкого взрослого на выраженность гиперактивности ребенка;

  4. Дополнить методику диагностики для выявления и отбора гиперактивных детей;

  5. Разработать целенаправленную программу взаимодействия для родителей гиперактивных детей;

  6. Блок методов оказания воздействия в нашей методике может быть пополнен новыми техниками;

  7. Коррекционная программа может быть дополнена новыми упражнениями.

Заключение

Наша работа посвящена гиперактивному поведению младших школьников и методам ее коррекции. Мы рассмотрели коррекцию гиперактивного поведения младших школьников с точки зрения современной психологии, выяснили, какая на сегодняшний день проводится работа с гиперактивным поведением детей в рамках практической психологии, психиатрии и педагогики.

Проанализировав литературу можно сказать, что причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько:

Наследственность. Но до сих пор не обнаружен какой-то особый ген гиперактивности. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими заболеваниями. Также могут привести к гиперактивности у ребенка проблемы, связанные с беременностью.

Данные о взаимосвязи гиперактивности и социально-экономического статуса и другими демографическими факторами противоречивы: результаты некоторых исследований подтверждают это, другие — нет.

Большое влияние оказывает неблагоприятная окружающая среда: наличие свинца и нитратов в водопроводной воде, выхлопные газы, пестициды в окружающей среде могут привести к гиперактивности. Влияние оказывают и нейробиологические факторы, и пищевые факторы. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от нехватки основных жирных кислот в организме. Симптомами этого дефицита является постоянное чувство жажды, сухость кожи, сухие волосы, частое мочеиспускание, случаи аллергических заболеваний в роду (астма и экзема).

У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния, витамина В12. Всевозможные добавки, пищевые красители, консерванты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, нитраты, апельсины, яйца и другие продукты, при употреблении их в большом количестве, считаются возможной причиной гиперактивности. Основные признаки гиперактивность, — нарушение внимания и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.

Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из вышеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение шести месяцев.

Не должна упускаться из виду работа с родителями гиперактивного ребёнка. Работа с ними может проводиться в различной форме: опросы, анкетирования, обмен информацией в виде записок, обучающие тренинги. Для коррекции гиперактивного поведения применяются разные методы: медикаментозная терапия, психотерапия, специализированное обучение, психогимнастика.

Затем, в практической части мы разработали и апробировали коррекционную программу по снижению гиперактивности детей младшего школьного возраста. Проанализировав полученные результаты, сделали вывод о том, что разработанная нами коррекционная программа может быть использована психологами в качестве методического пособия в практической работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/giperaktivnyie-deti-v-shkole/

1. Абрамова, Г.С.,

2. Ануфриев, А.Ф.,

3.Барановская, Т.А.

4.Боришевский, М.И.,

5. Брязгунов, И.П,.

6. Булянов, М.И,.

7. Выготский, Л.С.,

8. Гаспарова, Е.М.,

9. Добсон, А,.

10. Заваденко, Н.Н,.

11.Запорожец, А.В.

12.Захаров, А.И.,

13.Красов, В.А.,

14.Кучма, В.Р.,

15.Лебединская, К.С.,

16.Локалова, Н.П.,

17.Лютова, Е.К.,

18.Монина, Г.Б.,

19.Немов, Р.С.,

20.Овчарова, Р.В.

21.Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст]/ Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: 1988.-179с.

22.Протопович, Л.Г.,

23.Петрунек, В.,

24.Ратанова, Т.А.,

25.Сапогова, В.Д.,

26.Столяренко, Л.Д.,

27.Хон, Р.Л.,

28.Шевченко, Ю.С.,

29.Шевченко, Ю.С.,

30.Шевченко, Ю.С.,, Приложение 1, Занятия по коррекция гиперактивного поведения младших школьников, Занятие 1 «Учись учиться!»., Цель: повысить групповую сплочённость, развивать концентрацию внимания.

1. «Графический диктант».

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания.

2. «Шершавые дощечки».

Цель: развитие осязательных ощущений и концентрации внимания.

3. «Почесать спинку».

Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением в котором нужна концентрация внимания.

4. «Тряпичная кукла».

Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.

5. «Найди отличие».

Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях., Рефлексия., Занятие 2 «Делу – время, потехе – час»., Цель: развивать умение концентрироваться и расслабляться.

1. «Разрывание бумаги».

Цель: разрядка накопившейся энергии.

2. «Смеяться запрещается».

Цель: успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания.

3. «Штриховка».

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

4. «Сиамские близнецы».

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

5. «Тряпичная кукла и солдат».

Цель: упражнение на релаксацию., Рефлексия., Занятие 3 «»Будь внимательным!»., Цель: развивать внимание, научить контролировать свои движения.

1. «Путешествие на облаке».

Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу.

2. «Зашифруй слова».

Цель: развитие произвольного внимания.

3. «Речка».

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

4. «Черепаха».

Цель: Научить контролировать свои движения.

5.«Высвобождение гнева».

Цель: Отреагирование негативных эмоций., Рефлексия., Занятие 4 «Строители»., Цель: развивать координацию движений, внимание, ловкость.

1. «Пожалуйста».

Цель: Развитие произвольности, слухового внимания.

2. «Игра с коробками».

Цель: Разрядка накопившейся энергии, развитие концентрации внимания, сплочение группы.

3. «Третий лишний».

Цель: Развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.

4. «Кенгуру».

Цель: Развитие координации движений.

5. «Камень мудрости».

Цель: Успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

Рефлексия., Занятие 5 «Попробуй сам!»., Цель: развивать элементы самоконтроля, позитивного сотрудничества.

1. «Высвобождение гнева».

Цель: Отреагирование негативных эмоций.

2. «Путешествие на облаке».

Цель: упражнение на релаксацию дает детям успокоиться и настроиться на работу.

3. «Запретная цифра».

Цель: формирование элементов самоконтроля.

4. «Летает – не летает».

Цель: развитие произвольности движений.

5. «Тряпичная кукла и солдат».

Цель: упражнение на релаксацию., Рефлексия., Занятие 6 «Мы – команда»., Цель: развивать навыки сотрудничества.

1. «Камень мудрости».

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

2. «Графический диктант».

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания.

3. «Быстрые превращения».

Цель: Снятие напряжения после «сидячей» работы.

4. «Небоскрёб».

Цель: развитие умения договариваться.

5.«Тропинка».

Цель: Развитие умения действовать сообща, в команде., Рефлексия., Занятие 7 «Ниндзя»., Цель: развивать умение приемлемо освобождаться от негатива, контролировать свои движения.

1. «Речка».

Цель: Развитие зрительно-двигательной координации.

2. «Штриховка».

Цель: Развитие зрительно-двигательной координации.

3. «Разрывание бумаги».

Цель: Разрядка накопившейся энергии.

4. «Раздувайся, пузырь».

Цель: Развитие чувства сплочённости, развитие внимания.

5. «Черепаха».

Цель: Научить контролировать свои движения., Рефлексия., Занятие 8 «Такие разные»., Цель: развивать внимание, умение слышать друг друга.

1. «Птенцы».

Цель: Установить в группе спокойную атмосферу и развивает концентрацию внимания.

2. «Найди одинаковые».

Цель: Развитие произвольного внимания.

3. «Запретная цифра».

Цель: Формирование элементов самоконтроля.

4. «Сиамские близнецы».

Цель: Научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними.

5. «Замри».

Цель: Формирование элементов самоконтроля., Рефлексия., Занятие 9 «Сам себе режиссёр»., Цель: развивать произвольность движений, способность сотрудничать.

1.«Интервью».

Цель: Развитие коммуникативных навыков.

2. «Летает – не летает».

Цель: Развитие произвольности движений.

3. «Камень мудрости».

Цель: Успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

4. «Черепаха».

Цель: Научить контролировать свои движения.

5. «Разрывание бумаги».

Цель: Разрядка накопившейся энергии., Рефлексия., Занятие 10 «Смешарики и грустишки»., Цель: развивать умение концентрироваться, расслабляться.

1. «Смеяться запрещается».

Цель: Успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания.

2. «Высвобождение гнева»

Цель: Отреагирование негативных эмоций.

3. «Графический диктант».

Цель: развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания.

4. «Штриховка».

Цель: развитие зрительно-двигательной координации.

5. «Тряпичная кукла и солдат».

Цель: упражнение на релаксацию., Рефлексия., Занятие 11 «Следствие ведут колобки…»., Цель: развивать произвольность, внимание, умение успокоиться.

1. «Камень мудрости».

Цель: Успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

2. «Зашифруй слова».

Цель: Развитие произвольного внимания.

3. Шершавые дощечки»., Цель: Развитие осязательных ощущений и концентрации внимания.

4. «Тряпичная кукла».

Цель: Упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.

5. «Сиамские близнецы».

Цель: Развитие коммуникативных навыков., Рефлексия., Занятие 12 «Кто ты, говори поскорей…»., Цель: развивать внимание, умение снять напряжение.

1. «Быстрые превращения».

Цель: Снятие напряжения после «сидячей» работы.

2. «Речка».

Цель: Развитие зрительно-двигательной координации.

3. «Летает – не летает».

Цель: Развитие произвольности движений.

4. «Замри».

Цель: развитие координации.

5. «Камень мудрости».

Цель: успокоить возбужденную группу, создать рабочую обстановку; развитие концентрации внимания и произвольности.

Рефлексия., Занятие 13 «Рука об руку»., Цель: развивать коммуникативные навыки, умение контролировать свои движения.

1. «Речка».

Цель: Развитие зрительно-двигательной координации.

2. «Штриховка».

Цель: Развитие зрительно-двигательной координации.

3. «Разрывание бумаги».

Цель: Разрядка накопившейся энергии.

4. «Черепаха».

Цель: Научить контролировать свои движения.

5. «Ладонь в ладонь».

Цель: Развитие коммуникативных навыков., Рефлексия., Занятие 14 «На что это похоже»., Цель: развивать внимание, групповую сплочённость.

1. «Почесать спинку».

Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность, релаксация перед упражнением, в котором нужна концентрация внимания.

2. «Шершавые дощечки».

Цель: Развитие осязательных ощущений и концентрации внимания.

3. «Графический диктант».

Цель: Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого; развитие двигательной сферы и концентрации внимания.

4. «Тряпичная кукла».

Цель: упражнение на релаксацию дает детям нежно позаботиться друг о друге.

5. «Ассоциации».

Цель: Получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей., Рефлексия., Занятие 15 «Я делал это медленнее всех»., Цель: развивать внимание, координацию, умение настроиться на работу.

1. «Кенгуру».

Цель: Развитие координации движений.

2. «Смеяться запрещается».

Цель: Успокоить возбужденную группу и настроить на работу, которая требует концентрации внимания.

3. «Найди одинаковые».

Цель: Развитие произвольного внимания.

4. «Штриховка».

Цель: Развитие зрительно-двигательной координации.

5. «Черепаха».

Цель: Научить контролировать свои движения., Рефлексия., Занятие 16 «Обязательно встретимся»., Цель: развивать внимание, умение снять напряжение.

1. «Зашифруй слова».

Цель: Развитие произвольного внимания.

2. «Быстрые превращения».

Цель: Упражнение на снятие напряжения после «сидячей» работы.

3. «Третий лишний».

Цель: Развитие внимания, ловкости, быстроты реакции.

4. «Найди одинаковые».

Цель: Развитие произвольного внимания.

5. «Тряпичная кукла и солдат».

Цель: Упражнение на релаксацию., Рефлексия.

Через месяц работы была проведён промежуточный срез для оценки эффективности, разработанной нами программы, отражённый в таблице 4. Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений.

Приложение 2, Методика «Да и Нет»

Цель данной методики — определение произвольности памяти. Ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:

«Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, какие слова нельзя будет произносить (ребенок должен повторить эти слова).

Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и слово «нет».

Список вопросов:, Ты хочешь идти в школу?, Ты любишь, когда тебе читают сказки?, Ты любишь смотреть мультфильмы?, Ты хочешь остаться в детском саду еще на год?, Ты любишь гулять?, Ты хочешь учиться?, Ты любишь болеть?, Ты любишь играть?, Ты сейчас спишь?, Ночью солнышко светит?, Ты любишь ходить к врачу?, Доктор стрижет детей?, Коровы умеют летать?

Тебя зовут Гриша (или нет)?

Зимой бывает жарко?, Ты ходишь на работу?, Конфеты бывают горькими?, Трава белого цвета?, Оценка результатов.

«Мычание» не считается за ошибку, но если оно продолжительно, то необходимо остановить ребенка и напомнить ему об этом. За ошибки считаются слова «да» и «нет», за которые начисляется по 1 баллу (за каждую).

Выводы об уровне развития.

0 — 2 балла — высокий уровень произвольности.

3 — 4 балла — средний уровень произвольности.

5 и более — низкий уровень произвольности.

Приложение 3, Методика «Вежливость»

Методика представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями:

1) «руки вперед»;

2) «руки на пояс, пожалуйста»;

3) «присядь»;

5) «руки к плечам, пожалуйста»;

6) «прыгай»;

7) «прыгай, пожалуйста»;

8) «перестань прыгать, пожалуйста».

До начала игры надо проверить, понимает ли ребенок, как следует выполнять использующиеся в ней упражнения. Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу».

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без слова «пожалуйста» и невыполнение команды при слове «пожалуйста». Каждая из них оценивается в 1 балл. За правильно выполненное задание выставляется 0 (ноль).

Чем хуже справился ребенок, тем выше суммарный балл.

Приложение 4

Методика «Обведение контура»

Использовалась для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению.

Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается рисунки с изображением геометрических фигур наложенных друг на друга. Необходимо найти и обвести каждую фигуру цветным карандашом.

Обработка результатов: в № 1-2 каждая правильно и ясно обведенная фигура оценивается в 2 балла, в № 3-4 – 1 балл, если ребенок обвел ясно контур фигуры, нет значительных перерывов в линиях; 0 балл – при отступлении от контура фигур, при пропуске части контура или пропуске самих фигур.