Введение
Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и управления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор — это осуществление от имени государства деятельности специально уполномоченными лицам и прокурорами по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.
Прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и соответственно- высшими должностными лицам и государства. Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово «суд».
Сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.
Актуальность курсового исследования обусловлена тем, что в силу своего предназначения прокуратура призвана охранять и защищать права и свободы граждан, интересы общества и государства, укреплять законность и правопорядок, а чтобы реализовать возложенные на нее задачи, прокуратура осуществляет особый вид государственной деятельности — прокурорский надзор. Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Данное положение находит свою конкретизацию в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре).
Где закреплено, что прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний момент, тема является весьма актуальной для изучения.
Российская Федерация как социальное государство
... «социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: ... как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп. Само же понятие «социальное государство» является столь многогранным, ...
Прежде всего, при изучении данной темы основное значение имели источники, включенные в структуру российского законодательства. Это такие акты как: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ от 17.011992 № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации».
Важным источником послужил труд Козлова А.Ф. «Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть» 1999 г.
Цель данного исследования — проанализировать прокурорский надзор как гарантию законности в Российском государстве.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть систему законодательства РФ;
2) исследовать проблему формирования правовой государственности в России в свете прокурорского надзора;
3) проанализировать средства прокурорского надзора;
4) рассмотреть общие направления прокурорского надзора, функции и задачи прокуратуры.
Объект исследования — законность в Российской Федерации.
Предмет исследования — прокурорский надзор как гарантия законности в России.
1. Основные принципы законности в Российской Федерации
Можно сформулировать следующее определение законности: законность — политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.
Законность базируется на ряде принципов. Принципы законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:
1) единство законности;
2) гарантированность основных прав и свобод граждан;
3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
5) взаимосвязь законности и культурности.
По поводу принципа единства законности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именно степень общности этих институтов определяет эффективность и содержательность данного принципа.
Гарантированность основных прав и свобод человека — один из важнейших принципов не только законности, но и права. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией.
Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватно содеянному наказание.
Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.
Дочерние и зависимые общества как юридические лица
... юридических лиц, но и оценка положения их в гражданском обороте в настоящее время. Глава 1. Правовой статус дочернего и зависимого хозяйственных обществ. § 1. Особенности правового статуса дочернего и зависимого хозяйственных обществ ... мог диктовать свою волю на общем собрании участников хозяйственного общества. Преобладающее участие в уставном капитале общества и договор не исчерпывают перечень ...
Наиболее концентрированное выражение нравственная природа законности находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступают важнейшей социальной основой законности. Но и законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа.
Гарантии законности — это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.
Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ко второму — собственно юридические.
Особое значение имеет и то, что требование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должно восприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. В литературе правильно отмечалось, что законность выступает в качестве юридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения. В общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волю народа, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то, естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольно значительным большинством граждан.
Все вышеперечисленные общие условия обеспечения законности составляют материальную базу использования специальных (юридических) мер по охране законности. Юридические гарантии законности — это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.
На основании изложенного можно сформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности; носят непосредственный и целевой характер; закреплены в действующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.
В юридической литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специальных юридических гарантий законности. Наиболее существенными из них являются:
1) полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества;
2) высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений;
3) эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;
Причины правонарушений
... нарушениях и их причинах. криминология. Основная задача теории государства и права при изучении преступности в обществе - раскрыть социальную ... между коллективом и индивидом в обществе. Отсюда правонарушение - социальное, общественно значимое явление. Даже тогда, ... достигших установленного законом возраста, а также действия невменяемых не могут быть незаконными. социальную сущность Раскрытие понятия ...
4) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;
5) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;
6) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.
Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат, может быть, достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности, функционирование, которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка — неотъемлемого «спутника» законности.
2. Сущность прокурорского надзора
2.1 Характеристика и содержание прокурорского надзора
Прокурорский надзор — это деятельность по наблюдению за строгим и точным соблюдением законов, осуществляемая от имени государства специально уполномоченными органами прокуратуры. Она складывается из совокупности связанных между собой различных действий, основную часть которых составляет осуществление прокурором надзора за соблюдением законности, а также действия самих правонарушителей, потерпевших, граждан, дающих информацию об известных им нарушениях законности, и иные действия. По своему целевому назначению эта деятельность может быть подразделена на две части: выявление нарушений законности и реагирование на них.
Надзор за исполнением законов всегда начинается с проверки соблюдения их различными субъектами. Проверка наиболее сложная и трудная часть деятельности прокурора, ибо правонарушители часто тщательно и порой весьма квалифицированно уничтожают следы своих противоправных деяний, скрываются сами, угрожают лицам, располагающим соответствующими сведениями. По содержанию проверка исполнения законов — своеобразный аналог расследования.
Деятельность по выявлению правонарушений обычно начинается со сбора прокурором фактических данных о них. На основе исследования и осмысления последних устанавливаются негативные, антисоциальные факты, в результате правовой оценки которых выявляются нарушения законности. Очень важно четко определить все связанные с правонарушением правовые последствия: размер причиненного вреда, характер ответственности и т.д. Подлежат обязательному выявлению виновные лица, потерпевшие, а также причины и условия, способствовавшие совершению данных нарушений законности.
Не менее важна и вторая часть надзорной деятельности — реагирование на нарушения законности и обусловившие их обстоятельства. Ни одно правонарушение не должно оставаться без надлежащего воздействия со стороны прокуратуры. Только при этом условии возможно реальное укрепление законности в нашем государстве. Реагирование осуществляется двумя способами.
Первый — непосредственное устранение нарушений законности самим прокурором. Такой прием используется при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Выявив какое-либо незаконное постановление следователя или инспектора по дознанию, прокурор своим постановлением отменяет его.
Второй способ реагирования — обращение прокурора к соответствующим компетентным органам, должностным лицам с требованием о принятии необходимых мер по устранению нарушений законности и сопутствующих им обстоятельств. Например, признав незаконным постановление главы администрации района, города, прокурор направляет ему протест с требованием об отмене либо изменении указанного акта. При этом очень важно обеспечить реальный результат принимаемых мер. Данный способ — основная форма реагирования в надзорной практике.
Личность, право, государство правовое государство, права и свободы ...
... исследование личности, права, государства: правовое государство, права и свободы человека и гражданина. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность правового государства как организацию политической власти и обеспечения прав и свобод человека. 2. Охарактеризовать отличительные признаки правового государства: признание и защита прав человека и гражданина, верховенство закона, суверенная ...
Между тем не всякое нарушение законности может быть устранено. Например, до сих пор не изжиты случаи пропуска сроков рассмотрения жалоб, заявлений о совершенных или готовящихся преступлениях. Но реагирование на эти факты обязательно. Оно может выражаться в привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, предупреждении их о недопустимости подобных нарушений в будущем.
Иногда в литературе выделяется и третья часть прокурорского надзора — предупреждение правонарушений. Действительно, профилактическая функция свойственна прокурорскому надзору, и прокуроры обязаны принимать действенные меры по предотвращению нарушений законности, что нормализует процесс исполнения законов. Выраженная в них государственная воля добровольно реализуется соответствующими субъектами. Но предупреждение правонарушений средствами прокурорского надзора не образует отдельной части последнего и характерно для деятельности, как по выявлению нарушений законности, так и реагированию на них.
При проведении проверок исполнении законов причины и условия, способствующие совершению правонарушений, выявляются именно в целях профилактики других нарушений законности. Даже при установлении одного правонарушения налицо профилактическая функция, оказывающая сдерживающее влияние на поведение того или иного субъекта, что особенно ярко проявляется во второй части прокурорского надзора. Принимая меры по устранению правонарушений и сопутствующих им обстоятельств, прокурор тем самым предупреждает их совершение в последующем.
Прокурорский надзор — деятельность государства, осуществляемая специально созданными им прокурорским органами. Принимая законы, государство заинтересовано в их строгом и точном исполнении всеми гражданами, учреждениями, предприятиями, организациями. В реальности нормативных актов отражается реальность самой власти. В связи с этим государство вынуждено выполнять специфически надзорную функцию.
В Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. говорится, что прокурорские органы осуществляют надзор за исполнением законов от имени РФ (ст. 1).
Безусловно, в определенной степени такое указание повышает авторитет прокуратуры, в результате расширения полномочий она способна проявлять большую мобильность в укреплении законности и правопорядка в стране. Например, прокуратура имеет право надзирать за исполнением законов законодательными и исполнительными органами субъектов РФ.
Вместе с тем эта установка не конкретизирует правовое положение прокуратуры и ее надзорные функции. Строго говоря, каждый государственный орган действует от имени государства, которое наделяет его соответствующими полномочиями. Известно, что суды, рассматривая, уголовные и гражданские дела, выносят приговоры, решения от имени РФ, другие же органы действуют от собственного имени, поскольку их постановления, распоряжения, приказы не оглашаются публично.
Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан
... органов диапазон их деятельности не замыкается на решении хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав ... социальных связей, развитие демократии -- необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка. Основной Закон ... Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. ... так как ...
Но вряд ли правильно отвергать прокурорский надзор как «высшую форму надзорной деятельности, противопоставляя его другим высшим видам надзора или контроля, которых может быть несколько и где прокурорский надзор — одна из разновидностей. Полномочиями на осуществление надзора за исполнением законов должны располагать сами законодательные органы. По Конституции РФ это Государственная Дума и Совет Федерации, входящие в состав Федерального Собрания (пп. 1,3 ст. 105).
Но их возможности по обеспечению законности фактически ограничены, поэтому создаются специальные органы, которые должны надзирать за исполнением принимаемых ими законов. Таким органом является прокуратура. Она осуществляет свою деятельность не просто от имени государства, а высшего органа государственной власти — Федерального Собрания. Прокурорский надзор — особая правовая служба данного органа, и каждый прокурор — его представитель. Учреждая прокуратуру, Федеральное Собрание наделяет надзорными полномочиями Генерального прокурора России.
Осуществление этих полномочий налагает своеобразный отпечаток на содержание прокурорского надзора — высшей специфической формы надзорной деятельности. К организации прокуратуры и надлежащему осуществлению надзора имеет отношение и Президент РФ. Он представляет Совету Федерации кандидатуру на должность Генерального прокурора Российской Федерации, а также вносит предложение об освобождении от должности, если последний не справляется с обязанностями (п. «е» ст. 83).
Как глава государства Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80), им подписываются и обнародуются федеральные законы (п. 2 ст. 107).
В силу своего правового положения Президент должен обеспечивать соблюдение законности, ибо только при этом условии он может гарантировать, права и свободы граждан. Следовательно, прокурорский надзор должен осуществляться и от имени Президента. Есть мнение, что прокуратура — правовой механизм реализации полномочий именно Президента, что не совсем правильно, поскольку она выступает также правовым механизмом реализации полномочий Федерального Собрания.
Таким образом, прокурорский надзор осуществляется от имени двух высших органов государственной илист Российской Федерации: Федерального Собрания и Президента и по своей природе является высшим надзором ни исполнением законов. Прокуратура же представляет собой особую правовую службу данных органов.
Прокурорский надзор выполняет три функции. Первая — законноохранительная. Она выражается в охране законов от нарушений и представляет собой охрану права в объективном смысле. Вторая — правоохранительная, или правозащитная. Суть ее состоит в защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, учреждений, предприятий, организаций, самого государства. Это уже — охрана права в субъективном смысле. Нарушения законности часто проявляются как посягательство на чьи-либо права, интересы. В связи с этим прокурор должен принять действенные меры по их восстановлению. Третья — правовоспитательная. Она заключается в активном воздействии на граждан в целях строгого и точного исполнения ими норм права.
2.2 Цели и задачи прокуратуры
Психологические аспекты деятельности органов прокуратуры
... на престиж органов прокуратуры в российском обществе влияет именно характер и эффективность ее деятельности по обеспечению законности и правопорядка. ... Естественно, что на престиж прокуратуры значительно влияет и публичное поведение ее руководителей, ведущих прокуроров, а также их ... их прав, а скорее как механизмы запретительно-карательной системы. Однако уже в те тяжелые для органов прокуратуры годы ...
При учреждении той или иной системы органов, в том числе, прокуратуры, обязательно определяются цели и задачи, которые перед ними ставятся.
Главная цель прокуратуры — последовательная и решительная борьба с любыми нарушениями законности. В ст. 1 Закона о прокуратуре Российской Федерации в качестве основной цели называется обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.
Верховенство закона — это подчинение ему всех субъектов, на которых распространяется его действие.
Прокуратура и осуществляемый ею надзор за исполнением законов — важная гарантия сохранения целостности государства, средство борьбы с нарушениями законности, кем бы они ни совершались, от кого бы ни исходили.
В качестве «ока» Федерального Собрания и Президента РФ прокуратура обязана надзирать за исполнением принимаемых ими законов.
Как уже говорилось в Законе о прокуратуре Российской Федерации, целью деятельности прокуратуры является обеспечение не только верховенства законов, но и единства законности, что конкретизирует верховенство закона и в определенной мере расширяет его. Единство законности — это соответствие Конституции издаваемых законов, подзаконных актов, оно также предполагает и соответствие правовых актов нижестоящих органов правовым актам вышестоящих. Например, решения, постановления органов местного самоуправления должны соответствовать законам, постановлениям законодательных и исполнительных органов субъектов РФ. Иными словами, единство законности — это проведение единой правовой политики всеми государственными органами и органами местного самоуправления.
Единство законности должно быть реальным. Именно на прокуратуру возлагается обязанность его укрепления, т.е. принятия эффективных мер по предупреждению, выявлению и устранению правонарушений. Прокурорский надзор не должен осуществляться формально, он призван быть фактическим, действенным и результативным.
Уже отмечалось, что нарушение законности, как правило, представляют собой посягательства на чьи либо субъективные права и охраняемые законом интересы. Поэтому в упомянутом законе перед прокуратурой поставлена цель защита прав и свобод человека и гражданина (п. 9 ст. 1).
Борьба с нарушениями законности заключается не только в их устранении, но и в восстановлении нарушенных прав и интересов. Защите подлежат социально-экономические, политические и иные права и свободы граждан независимо от их возраста, пола, социального, имущественного положения, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, убеждений. Гражданин в правовом государстве защищается от любых посягательств на его права и свободы безотносительно к тому, каким субъектом они совершены: государственным органом, общественной организацией, должностным лицом или другим гражданином. Защите подлежат также права и интересы лиц, не имеющих российского гражданства.
В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита прав и свобод — обязанность государства в лице прокуратуры, которая должна принимать эффективные меры по обеспечению реальности последних. В Законе о прокуратуре Российской Федерации (п. 2 ст. 1) обозначена еще одна цель: защита охраняемых законом интересов общества и государства, от посягательств на которые страдает экономика и иные сферы жизни общества, а значит и каждый конкретный гражданин.
Контрольная работа: Социальная и правовая защита граждан, содействующих ...
... деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, устанавливают формы и виды социальной поддержки граждан содействующих этим органам. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность Лицо, содействующее органу ОРД, находится под защитой государства. Под защиту ... по мере возможности, тех прав или благ, которых виновный ...
Весьма существенным посягательством на охраняемые законом интересы государства и общества является нарушение налогового законодательства. Налоги — основной источник доходов государственного бюджета, средства которого используются на финансирование промышленности, сельского хозяйства, на выплату заработной платы, пенсий, пособий. Но руководители различных коммерческих организаций, граждане-предприниматели зачастую уклоняются от уплаты налогов. После того, некоторые «деловые» люди занимаются предпринимательской деятельностью без лицензий, тем самым, скрывая спои доходы. В этих случаях прокуратура обязана принимать эффективные меры по защите охраняемых законом публичных интересов государства и общества, привлекать виновных лиц к ответственности. Публичные интересы нарушаются также законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, принимающими незаконные правовые акты. Добиваясь их отмены или изменения, прокуратура защищает интересы, как России, так и ее субъектов. В соответствии с п. 4 ст. 74 Конституции РФ субъектам федерации предоставляются исключительные полномочия, осуществляя которые, они могут принимать нормативные акты, отчасти противоречащие российскому законодательству. И тем не менее прокуратура защищает и их интересы.
В п. 1 ст. 2 Закона о прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 г. было определено: прокуратура должна защищать права и интересы национально-государственных, административно-территориальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления. В Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. данное указание отсутствует, хотя реально такая цель существует. Нарушения законности могут касаться округов, городов, регионов, а также функционирующих в них учреждений, предприятий, организаций. Принимая меры по устранению нарушений, прокуроры восстанавливают права и охраняемые законом интересы данных субъектов.
Прежде всего, защите от посягательств подлежат права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий, организаций, поскольку они в большей степени отражают интересы государства и общества в целом. Но не могут игнорироваться и иные образования, например, фермерские хозяйства, акционерные общества, арендные предприятия, политические организации и движения. Субъективные права подлежат прокурорской защите независимо от их принадлежности.
Перечисленные цели и задачи прокуратуры являются общими, ибо они относятся к осуществлению прокурорского надзора в целом и реализуются во всех его проявлениях. Но существуют еще и специальные цели и задачи, стоящие перед прокурорами при осуществлении ими надзорной деятельности по конкретному направлению. Эти задачи можно именовать отраслевыми. В Законе о прокуратуре Российской Федерации они прямо не сформулированы, но их реальность сомнению не подлежит. В названном законе каждое направление начинается с изложения предмета надзора, где указываются основные положения, на которых должно быть сосредоточено внимание прокуроров при осуществлении того или иного рода надзорной деятельности.
2.3 Принципы организации и деятельности прокуратуры
Права и свободы гражданина и человека
... индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федерации, статьи Конституции указывают на это. В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина. Права гражданина охватывают ...
Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации отражены в ст. 4 Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Все они взаимосвязаны, взаимодействуют и разлиты в той или иной степени в каждом из них в отдельности и в целом как в системе. Все приведенные в указанной норме принципы не могут действовать изолированно друг от друга. Это позволяет вести речь о системе принципов организации и деятельности прокуратуры.
Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы, задачи.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и ‘органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
3. Основные направления прокурорского надзора
3.1 Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов
Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого «общего» надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.
Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения закона могут быть:
- принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;
- внесение представления об устранении нарушений;
- обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным;
- вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;
- письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности.
Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны, устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
При несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации, Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.
3.2 Надзор за соблюдением законности, прав и свобод человека и гражданина
Правозащитная функция органов прокуратуры — одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными правовыми институтами. Многолетние статистические наблюдения свидетельствуют о безусловно активной роли органов прокуратуры в отстаивании прав и законных интересов граждан. В настоящее время число обращений граждан за защитой в органы прокуратуры превышает более чем в десять раз число обращений в суды.
Чтобы отразить динамику роста таких обращений, прокурор Саратовской области Макаров А. приводил следующие цифры по Саратовской области: в 1994 г. — 14 тыс., 1995 г. — 16 тыс., 1996 г. — 18 тыс. Каждое третье из них удовлетворено. Для сравнения: в судебные инстанции области поступило жалоб на незаконный арест, действия должностных лиц, административные взыскания и т. д. менее 2,8 тыс.
Всего же по протестам прокуроров, например, в 1996 году отменено свыше 60 тысяч актов органов власти, управления и контроля, грубо нарушающих права и свободы граждан. При этом четверть этих актов издается в системе местного самоуправления.
Юристы отмечают расширяющийся в ряде субъектов Федерации процесс девальвации провозглашенных в стране прав и свобод. В первую очередь это попытки региональных властей ограничит права граждан, установленные Конституцией Российской Федерации (права работников несовершеннолетних, предпринимателей), и в то же время неправомерно расширить сферу использования мер административного принуждения. Чаще всего нарушается налоговое, земельное, жилищное, трудовое, административное законодательство, а также законы, предусматривающие предоставление льгот гражданам. Нередко издаются правовые акты, неправомерно ограничивающие права и свободы граждан, устанавливаются не предусмотренные законом штрафы, налоги, сборы.
Прокурорский надзор в данном случае служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека.
Конституцией РФ закреплены такие важнейшие принципы правового статуса личности, как: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод; гарантированность прав, свобод и обязанностей; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.
В статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г. сказано, что деятельность прокуратуры подчинена решению главной задачи: обеспечению верховенства закона, единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Функция надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина обособлена в специальную главу Закона (статья 26, 27), что на деле не означает противопоставления надзорной деятельности по защите публичного интереса. И законодатель, и социальная практика исходят из единства прав и обязанностей граждан, их коллективов.
Осуществляющие надзор за соблюдением прав и свобод прокуроры обязаны ощущать грань дозволенного как со стороны граждан, так и со стороны государственных органов. Права, как известно, всегда связаны с определенными обязанностями. Однако во всех случаях должен торжествовать принцип: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя. Нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 статьи 55 Конституции РФ).
Эта статья является принципиально важной для определения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют безотлагательного реагирования со стороны прокурора.
Главным принципом, определяющим содержание надзорной деятельности, служит принцип формального юридического равенства, трансформирующийся в равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом. Обязанность государства, а, следовательно, и его органов защищать права и свободы гражданина от своеволия в обществе, вбирающего в себя не только образцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно искаженные ценности, исповедуемые узкими группами граждан, пытающихся корпоративную мораль противопоставить общественной, не говоря уже о крайних формах индивидуального эгоизма.
Генеральная прокуратура РФ нацеливает подчиненных прокуроров избегать дублирования судебных органов, роль которых в защите прав и свобод граждан первостепенная и в конечном счете решающая.
Заключение
Практика применения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственную целесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорской деятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органами представительной и исполнительной власти. А также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и арестованных и отбывания наказания, надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, участие прокуроров в судебном разбирательстве дел и др.
Задачи прокурорского надзора — надзора за точным и единообразным исполнением законов — на современном этапе должны рассматриваться как защита граждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдение конституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия и дознания требуют решительного улучшения постановки прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений.
В результате прокурорского надзора устраняются ошибки и недостатки в правоприменительной практике, ежегодно отменяется большое количество незаконных правовых актов, рассматриваются и должным образом разрешаются многочисленные жалобы и заявления граждан, восстанавливаются нарушенные права многих сотен тысяч заявителей, исправляются ошибки в работе следственных органов, пересматриваются незаконные судебные решения. Улучшение правового регулирования организации и деятельности прокуратуры, усиление роли и государственной значимости работы ее органов отвечают задачам строительства правового государства.
В заключении можно сказать, что в соответствии с Конституцией высшей ценностей является человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветви государственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры — правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферы жизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельности прокуратуры проявляется двуединая направленность — охрана прав и законных интересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав и законных интересов государства, общества. Названная цель реализуется даже тогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняя преступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следит и за тем, чтобы права подсудимого — гражданина не были нарушены).
правовой прокурорский законность
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/garantii-prav-lichnosti-kak-obyekt-prokurorskogo-nadzora/
1. Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: учеб. Пособие. — Екатеринбург, 1999.
2. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Юрайт-Издат, 2007. С. 9-10.
3. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.) — Правовая система Гарант, 2007.
4. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. 5-е изд./ Под ред. К.Ф. Гуценко и М.А. Ковалева.- М.: «Зерцало», 2001.
5. Амирбеков К.И. Конституционные основы деятельности прокуратуры Российской Федерации // Прокурорский надзор — №6. — 2002.
6. Макаров Н. Правозащитная роль прокуратуры. // Законность. — 1997. — №9.
7. Мельников Н.В.. Место прокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорский надзор. — №6. — 2002.