Социология во Франции

Содержание скрыть

Наряду с исторической наукой важный вклад в подготовку системного рассмотрения

общества вносят социалистические идеи, получившие широкое распространение во

Франции благодаря Сен-Симону, Фурье, а несколько позже благодаря Прудону и его

последователям. Эти идеи содержат в себе, как правило, два аспекта: во-первых, критику

буржуазности, меркантилизма, своекорыстной расчетливости, отхода от гуманистических

традиций Просвещения, и, во-вторых, разработку некоторого проекта рациональной и

справедливой организации общества, который, в конечном счете, оказывается

утопическим. Одна часть социалистов предлагает реформистский путь осуществления

своих целей и обращается со своими проектами к действующим правительствам, другая

часть соединяет идеи социализма с идеями революции. Исходная посылка в рассуждениях

революционного направления состоит в том, что революция потерпела поражение лишь

благодаря некоторым случайностям: непоследовательности ее руководителей,

предательствам или простой трусости. Вот если бы во главе движения стояли «другие

люди», то она обязательно одержала бы победу. На основе такой логики рассуждений во

Франции возникает бланкизм, теоретически опиравшийся на идею возможности

насильственного захвата власти.

Подобное состояние общественной мысли свидетельствует о нестабильности

ситуации в постнаполеоновской Франции. И действительно, всего через 15 лет после того,

как Наполеон окончательно отправлен в изгнание, Францию сотрясет новая революция

(1830), а далее, менее чем через два десятилетия волна революционных потрясений

распространится из Франции на все страны континентальной Европы.

Итак, на европейском континенте в первой половине ХIХ века в качестве наиболее

мощных динамических сил действуют две исторические силы. С одной стороны, это

революционные движения, инициированные Францией, а чуть позже Италией, которая

ведет борьбу за национальный суверенитет. С другой стороны, — контрреволюционные

промонархические силы, опиравшиеся главным образом на союз Австро-Венгрии и

России. Таков внешнеполитический и культурный контекст, стимулировавший

общественную мысль в направлениях:

5 стр., 2267 слов

Экономико-социальное положение Франции

... Венгрии, странах Южной Америки. Таким образом, особенностями экономического развития Франции во второй половине XIX - начале XX ... к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и ... страны и контролировали значительную часть промышленного производства. Весьма интенсивно во Франции формировался финансовый капитал. ...

а) объяснения причин революционных потрясений и рассмотрения перспектив

общественного развития;

б) нахождения средств внутреннего согласия в рамках данного общества и

обеспечений его «устойчивости».

Что касается культурного контекста, то важно заметить, что с середины XIX века

историческая наука и социология во Франции развиваются параллельно. Эти два поля

соперничают не с экономическими науками, как это случилось в Великобритании, а с

художественной литературой (О. де Бальзак (1799-1850), В. Гюго (1802-1885), Г. Флобер

(1821-1880), Ги де Мопассан (1850-1893), Э. Золя (1840-1902), Р.М. Дю Гар (1881-1958).

Социальный фон французской культуры после Великой революции и

наполеоновских войн обогащается целым рядом важных исторических событий. Франция

ХIХ века становится членом клуба колониальных держав, она переживает еще две

революции (1830 и 1848 гг.), войну с Германией Бисмарка, окончившуюся поражением,

Парижскую коммуну 1870 года и ее расстрел, дело Дрейфуса и Первую мировую войну., Она переживает серию реставрационных процессов и череду республиканских режимов., Наследие Великой Французской революции не предается забвению и не уничтожается., Идеалы свободы воплощаются в жизнелюбивом и независимом французском характере., Идеалы равенства — в развитии французского права, основанного на Кодексе Наполеона., Однако Франция, пережив свои революции, становится классической буржуазной

страной. Здесь деньги определяют успех в верхних слоях общества, здесь формируется

устойчивый средний класс, живущий в достатке, здесь долгое время виноделие и ремесла

составляют основу уклада сельских деревень и небольших городков. После увлечения

идеями социального равенства, большая часть французского населения стала еще более

приверженной католическому мировоззрению.

2. Возникновение социологии как « науки об обществе »

Идея социологии как особой дисциплины, заслуживающей изучения и

преподавания, зародилась во Франции. Это произошло в промежутке между двумя

революциями: июльской 1830 года и революцией 1848 года. К этому времени в составе

корпуса гуманитарных дисциплин, предназначенных для преподавания в европейских

учебных заведениях высшего уровня, сложились такие отрасли знания, как история,

политическая экономия, правоведение, логика, комплекс нравственных дисциплин,

риторика, древние языки и, разумеется, философия. Символически начало социологии

Огюста Конта

6

который в 1839 г. в четвертом томе своего труда (лекция 47) предпринял попытку дать

целостное представление об обществе и стадиях его развития и одновременно очертил

совокупность общенаучных методов – наблюдение, логический эксперимент, сравнение,

исторический подход, — с помощью которых ученый способен познать это общество

Главный смысл труда Конта, сводился к тому, что признанные дисциплины, даже

опираясь на аристотелевскую классику и на философию нового времени, не способны

17 стр., 8141 слов

Социология Эмиля Дюркгейма

... Франции сформировалась Третья республика. Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. ... <объективную> социологию Конта и в то же время решительно отвергал его <субъективную> социологию. В ... де Куланж и философ Эмиль Бугру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и ...

были предложить некоторый проект изменения общественного

обеспечивавший ему достаточно стабильное развитие. Серия революций, уместившаяся

во Франции всего в шесть десятилетий, объяснялась Контом недостатками научного

мышления среди правителей. Поэтому Конт уже во времена реставрации Бурбонов

начинает публикацию «Плана научных работ, необходимых для реорганизации общества»

(1822 г.).

Проект Конта был выстроен на основе убеждения в том, что позитивное,

достоверное, проверяемое, разумное знание об обществе вполне возможно, и свою

деятельность он рассматривал в качестве инициативной в этом отношении. Однако

правительственные круги Франции не сочли нужным оказать ему поддержку. Они тогда,

как и теперь, не особенно нуждались в советах относительно реорганизации общества в

целом, так как были заняты решением своих повседневных задач.

К тому же именно этот период французской истории вовсе не страдает от недостатка

различного рода проектов широкого плана. До 1824 года О. Конт был секретарем

выдающегося представителя французской генерализирующей культуры Анри Сен-

Симона, который вошел в историю европейской социальной мысли в качестве одного из

основоположников утопического социализма. Современниками Конта выступали

А. Кетле (1796-1874) – автор статистической «социальной физики» и Ф. Ле-Пле (1806-

1882) — лидер «католической социологии», вошедший историю как создатель

монографического метода, направленного на изучение французской семьи.

3. Эмиль Дюркгейм – создатель французской социологической школы и

классик современной социологии

3-1. Дюркгейм и Третья республика

Представитель французской культуры, оказавший непреходящее воздействие на

современную социологию, – Эмиль Дюркгейм (1854-1917).

Дюркгейм не только один из самых цитируемых авторов в современной

социологической литературе. Он один из наиболее ярких основателей самой социологии

как определенного способа мышления об обществе и личности, как дисциплины, ставшей

5 стр., 2469 слов

Географическая школа в социологии: история и современность

... как ученый, использующий наработанный европейской школой инструментарий, в виде всеобщих законов географического детерминизма, для объяснения русской истории. При этом он избежал шовинистских ... и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ». Ему не был свойствен вульгарный географический детерминизм. В качестве одной из первопричин неравномерности общественного ...

предметом преподавания в системе университетского образования, действующей в

подавляющем большинстве современных стран. Если О. Конт лишь обозначил поле

социологии, подчеркнув, что общество подлежит изучению в той же мере и теми же

методами, что и окружающая нас природа, то Э. Дюркгейм сделал следующий шаг: он

засеял и вспахал это поле.

Творчество Дюркгейма приходится на последнюю четверть ХIХ и на начало ХХ

веков. В то время, когда Дюркгейм вступает в жизнь, Франция переживает три

исключительно важных события для своей истории: поражение в войне с Германией,

подавление Парижской Коммуны, установление нового политического режима в стране в

лице Третьей республики. Все эти события не могут пройти мимо пытливого ума 16-17-

летнего юноши. Видный британский историк социологии С. Лукес замечает, что

Дюркгейм и его поколение французских интеллектуалов видели перед собой задачу

возрождения Франции — перестройки ее внутренней жизни. В возрождении страны они

видели свою миссию, и сам Дюркгейм рассматривался своими современниками в

качестве своего рода пророка и основателя новой – светской – морали

Подобно К. Марксу, Э. Дюркгейм родился в семье, где несколько поколений его

предков по линии отца были раввинами. В соответствии с семейной традицией он

поначалу предназначался для карьеры священнослужителя, но по мере обучения в лицее

он все дальше отходит от этих намерений. При этом интерес к религии и к уяснению ее

социальной роли сохраняется у него на всю жизнь. Первый курс лекций, который

Дюркгейм читал в университете Бордо (1894-1895), был посвящен истории религий

этому времени Дюркгейм успел ознакомиться c книгой В.Р. Смита «Религия семитов»,

изданной в Шотландии в 1889 году, — работой, ставшей классикой в сравнительных

исследованиях религии. В этой работе, как и более ранних работах того же автора, было

поставлено под сомнение значение Библии как источника достоверных фактов истории

человеческого рода. Благодаря этому влиянию, Дюркгейм сближается c традицией

Просвещения, свойственной французской культуре, и делает важный шаг в направлении

собственной концепции социологизма. Работая над этим курсом, Дюркгейм достиг