Социология города

Курсовая работа

Современный город представляет собой сложную систему. Она имеет много различных сторон: пространственную, градостроительную, архитектурную, социально-демографическую и др. Все они находятся во взаимной связи и взаимодействии через деятельность людей, населяющих данный город. Системность городского поселения, быстрый рост старых и массовое возникновение новых городов, особенно в XX веке, обусловили необходимость научного анализа этого явления. Комплексное изучение городской среды обитания человека в полной мере может осуществить только социология. Вскрывая закономерности, тенденции, особенности деятельности населения города во всех его сферах, социология дает цельную картину жизни современного города, его места и роли в обществе.

Я родился, вырос и живу в городе и не собираюсь никуда уезжать. Я не мыслю своей жизни вне города. И я вижу, как много у него проблем.

Наука, изучающая проблемы города, очень молода, да и город как система постоянно развивается и изменяется, возникают новые трудности и проблемы. Эти проблемы мне, как городскому жителю, очень близки, они касаются меня вплотную. Поэтому я вижу огромное поле деятельности для себя как для социолога прежде всего в изучении различных сторон городского социума.

Все вопросы, касающиеся города как развивающейся социо-культурной системы, охватить во всей их полноте в данной курсовой работе, учитывая её ограниченный объём, невозможно, поэтому я попытался коротко осветить каждый из них.

Список вопросов:

— История развития социологии города как самостоятельной отрасли социологических знаний. Этому вопросу посвящена первая глава. В ней я рассматриваю историю возникновения и развития социологии города как самостоятельной отрасли социологических знаний.

— Социально — исторические условия урбанизации и ее современное содержание. Этому вопросу посвящена вторая глава. В ней я рассматриваю понятие «урбанизации» а также исторические условия возникновения городов и современное содержание данного процесса.

  • Социальные проблемы градообразующей и градообслуживающей сфер города. Этому посвящена третья глава.
  • Социология городского образа жизни.

В последней главе рассматриваются особенности городского образа жизни и связанные с ним проблемы.

1. История развития социологии города как самостоятельной отрасли социологических знаний

Социология города как самостоятельная отрасль социологического знания формировалась в начале XX века на западе, например, книга М. Вебера «Город», в которой автор доказывает, что город способствует развитию индивидуальных черт личности и является, таким образом, инструментом исторических изменений. Известны также работы западного социолога Г. Зиммеля, раскрывшего социально-психологические аспекты городской жизни, функциональный характер городских контактов.

4 стр., 1707 слов

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества

... приготовление к смерти. Но беда лишь в том, что философия сама по себе не знает, как нужно умереть и как победить смерть. В своей работе я попыталась рассмотреть проблему жизни, смерти, бессмертия ... Человечество поставило перед собой загадку, теперь появилась проблема на нее ответить»2 Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть ...

Лидеры другой волны социологов — «горожан» Р. Парк, Э. Берджесс, Д. Вирт, создатели школы «человеческой экологии», исследовали влияние размеров городов, архитектуры и т.д. на преступность. Сейчас в западной социологии изучается влияние новых технологий (следствие технологической революции) на городское и региональное развитие.

В 60-е годы социальные проблемы городов стали активно исследоваться и в нашей стране, например, известны школы социологов во главе с профессором Н.А. Аитовым (планирование социального развития города), О.И. Шкаратаном (социальная структура городского населения, социальное воспроизводство городских территориальных общностей).

Вопросы социологии города и городской среды и сейчас активно разрабатываются в российской социологической литературе.

  • Социально-исторические условия урбанизации и её современное содержание

Город — это особое социально-пространственное образование наряду с деревнями, сёлами, посёлками, и другими локальными ареалами существования людей.

Город — это относительно плотная и постоянная концентрация людей, которые обеспечивают себе средства к существованию в основном за счёт несельскохозяйственной деятельности.

По-моему, два этих определения наиболее полно выражают понятие город. В первом город показан, главным образом, как центр местообитания (местопроживания) людей, во втором как центр их хозяйственной деятельности.

Понятие города является условным и обозначает населённый пункт, отнесённый согласно законодательству данного государства к категории городов. При этом важное значение имеет количество населения: как правило, к городам относят населённые пункты с численностью населения свыше 8-12 тысяч человек.

Увеличение количества городов, возрастание численности их населения и повышения их роли в развитии общества выражается в категории «урбанизация». Урбанизация (от лат. urbs — город) — это исторический процесс повышения роли городов, городского образа жизни и городской культуры в развитии общества, связанный с пространственной концентрацией деятельности в сравнительно немногочисленных центрах и ареалах преимущественно социально-экономического развития. Этот исторический процесс начался в эпоху перехода от первобытно-общинного строя к рабовладельческому. Его главным условием явилось отделение ремесла от земледелия и дальнейшее углубление общественного разделения труда.

Хронологически города возникали в различных регионах мира в разное время. Одними из первых в III-II тысячелетиях до н. э. возникли города на Древнем Востоке (в Месопотамии, Сирии, Египте, Индии, Китае).

В Древнегреческой и Древнеримской цивилизациях образовались такие крупные по тому времени города, как Афины, Спарта, Рим, Карфаген. В Средние века городские поселения расширялись, росла численность их населения. В городах сосредоточивалось не только ремесленное производство, но они становились центрами политической власти, культуры, образования. Города, располагавшиеся, как правило, на торговых сухопутных и водных путях, стимулировали развитие товарно-денежных отношений, способствовали распространению культуры, обмену духовными ценностями между народами. В эпоху позднего Средневековья крупные города стали политическими центрами, вокруг которых происходило образование централизованных государств, преодолевалась феодальная политическая раздробленность.

13 стр., 6152 слов

Социальные проблемы современных городов и возможности их решения

... условия жизни и жизнедеятельности городского населения, а также привести к рационально-сбалансированному, устойчивому развитию города. 1.2 Структура населения современных городов Социально-экономическая трансформация привела к ... организации города позволит не только выявить причины городских проблем, но и найти пути их разрешения. Причины многих «социальных болезней» и «городских проблем» не ...

Однако средневековые города были сравнительно небольшими по числу жителей. Это было связано с трудностями сбыта произведенной в них продукции (дороги и средства передвижения не могли обеспечить перевозку товаров на большие расстояния).

Кроме того, крепостнический строй ограничивал приток людей из деревни в город, феодалы препятствовали миграционным процессам.

В XVII-XVIII веках в городах постепенно зарождались буржуазные производственные отношения. В Западной Европе и Северной Америке произошли буржуазно-демократические революции. Феодальный общественный строй сходил с исторической арены. Крестьянство получило возможность свободно мигрировать в города. Численность их населения быстро возрастала. Это было необходимо в связи с развитием промышленности, городского хозяйства, транспорта, средств связи. В XIX веке произошло нечто вроде «городской революции»: концентрация в городах значительной части населения и качественное повышение роли городов в жизни общества.

Представление о темпах роста населения в городах мира дают следующие данные. В начале XIX века в них проживало 29,3 млн. человек (3% от общей численности населения Земли), к 1900 году — 224,4 млн. (13,6%), к 1950 году — 706,4 млн. (29,2%), к 1970 году- 1399 млн. (38,6%).

В 2000 ходу городское население составляло 48% от общей численности населения Земли. Доля городского населения к середине 1970-х годов составляла по континентам: в зарубежной (по отношению к СССР) Европе 65%, в зарубежной Азии свыше 25%, в Африке свыше 20%, Северной Америке свыше 75%, в Австралии и Океании около 85%. В индустриально развитых странах в 1990 году эта доля составляла: в США 75%, Германии 87,4%, Великобритании 89,1%, во Франции 74,3%

В последние два века быстрыми темпами росло число крупных городов, увеличивался удельный вес их жителей в общей массе городского населения. Так, в 1800 году в мире было около 50 городов с населением 100 тыс. человек и более. В 1950 таких городов насчитывалось 906, в 1980 году- 2202 города. В настоящее время в мире существует 26 городов с населением 5 млн. и более, 71 город с населением от 2 до 5 млн. и 128 городов с населением 1 -2 млн. жителей. Увеличивается число сверхкрутшых городов — мегаполисов. В начале XX века мегаполисом считался город с населением свыше 1 млн. жителей. Сегодня этот показатель составляет 10 млн. человек. Ныне к таким городам относятся Нью-Йорк, Лондон, Большой Токио, Мехико. Мегаполисом является и Москва с ее пригородами.

Закономерности мирового процесса урбанизации, роста численности городов и городского населения проявляются и в нашей стране. В России сформировалось городское общество, что видно из следующих данных, приводимых в нашей литературе по результатам переписей населения и другим источникам. В 1922 году в России (РСФСР) доля городского населения составляла 15% от всего населения, в 1959 году- 52, в 1970 году — 62, в 1979 году- 69, в 1989 году — 74, в 1998 году — 73,1%. Возрастало также количество городов. В 1959 году их было 877, в 1970 году- 969, в 1979 году- 999, в 1989 году- 1037, в 1993 году — 1064 города.

4 стр., 1553 слов

Тенденции социально-экономического развития города

... город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил, прежде всего в размещении населения, его социально-профессиональной, демографической структуре, образе жизни, культуре и т.д. Урбанизация ...

В целом, отражая в своей динамике общемировые тенденции, процесс урбанизации российского общества имеет свои особенности. Они связаны с историческим прошлым нашей страны, национальными традициями народа, пространственным положением России. По численности городского населения Российская Федерация находится почти на уровне наиболее развитых в промышленном отношении стран Запада, но отстает от них по производственной структуре городов, средствам связи и транспорта, обеспеченности горожан качественным жильем и по некоторым другим параметрам.

Урбанизация как мировой процесс имеет длительную историю — от возникновения первых городов прошли тысячи лет. На каждом историческом этапе развития человеческого социума этот процесс имел свои особенности, в основе его лежали различные социально-экономические и духовно-культурные факторы. Неодинаково процесс урбанизации оказывал свое влияние на жизнь народов. Иногда результаты урбанизации положительно сказывались на людях труда, облегчали их жизнь, а подчас строительство новых городов, промышленных объектов нарушало традиционный образ жизни некоторых народов, «отнимало» у них их исконную территорию. Нередко для них создаются специальные резервации, где они должны жить (резервации для индейцев в США).

В нашей стране освоение месторождений полезных ископаемых (нефти, газа) в северных районах, строительство там промышленных предприятий, прокладка к ним линий электропередач и транспортных коммуникаций заставляло население этих районов покидать обжитые веками места, наносило вред традиционным видам занятий людей (например, оленеводство, охота, рыболовство).

Остановить процесс урбанизации невозможно. Это процесс объективный. Люди могут лишь использовать его результаты во благо своей жизни и нейтрализовать его отрицательные последствия.

Современное содержание урбанизации связано с двумя факторами — научно-технической революцией и агропромышленной интеграцией. Эти факторы, с одной стороны, представляют собой основы современного этапа урбанизации, а с другой, — являются ее результатами, следствием ее развития в условиях нынешнего мира.

Научно-техническая революция- качественный скачок в развитии познания природы и использовании человеком ее законов. Сущностной стороной научно-технической революции является единство развития науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества. На этой основе происходит качественное преобразование производства, обусловливающее, в свою очередь, необходимость повышения культурно-технического уровня работников, изменения в содержании труда, в направленности подготовки рабочих и инженерно-технических кадров. Главными направлениями научно-технической революции в современных условиях являются: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения компьютерной техники; открытие и использование новых видов энергии; создание новых видов материалов, выдерживающих сверхвысокие и сверхнизкие температуры и давления; всеобщая компьютеризация трудовой деятельности человека. Научно-техническая революция качественно изменяет не только материальное производство, но революционизирует мышление людей, духовную культуру общества, требует адекватных изменений во всей системе общественных отношений, в образе жизни людей.

5 стр., 2488 слов

Социальная защита населения в зарубежных странах

... основных понятий, связанных с социальной защитой населения в зарубежных странах, а также разобраться в структуре моделей социального обеспечения населения в разных странах мира. социальный защита население риск Перечень основных терминов, употребляемых в реферате Социальная защита населения - это совокупность ...

Но только ли положительное влияние на жизнь людей оказывает научно-техническая революция на ее современном этапе? Далеко не только положительное. Расширение парка авиационной техники и морских судов, наземных транспортных средств, рост числа промышленных предприятий, усиливает загрязнение их отходами атмосферы, акватории Мирового океана, в целом природной среды обитания человека. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. В связи с развитием общественного и личного транспорта мы все меньше двигаемся, мало ходим. Это способствует развитию гиподинамии — болезни нашего времени.

Другим фактором (основой и результатом) современного этапа урбанизации является агропромышленная интеграция. Она зародилась и развивается в силу необходимости объединения на одной территории производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Это снижает транспортные расходы на доставку ее из сельской местности к местам переработки в городах, сохраняет ее качество, особенно продукции скоропортящейся. Социальным последствием агропромышленной интеграции является сближение города и деревни по условиям жизни их населения. Интеграция способствует индустриализации сельскохозяйственного труда, его «машинизации», то есть производству продукции земледелия от начала до конца системой машин.

В нашей стране этот процесс долгое время развивался противоречиво. В то время как города, особенно в европейской части страны, приближались по развитию своего хозяйства к уровню Западной Европы, российская деревня оставалась патриархальной по характеру и содержанию труда, образу жизни сельского населения. Лишь в ходе индустриализации страны (20-30-е гг. XX века) на селе появился трактор, автомобиль, другие машины и механизмы.

В настоящее время в нашей стране сложились и успешно функционируют крупные агропромышленные объединения, в рамках которых сосредоточено как сельскохозяйственное производство, так и переработка, и реализация его продукции (зерно, мясо, молоко и т. д.).

Эти объединения существуют, как правило, вокруг крупных и средних городов. В их рамках происходит обмен результатами труда между городом и деревней через систему товарно-денежных отношений.

Таким образом, урбанизация в целом стимулирует социальную активность человека, повышает темпы роста материального производства на базе новой техники и технологии, способствует развитию образования трудящихся во всех сферах общественной жизни. Процесс урбанизации сближает условия жизни и деятельности людей в различных регионах мира и в разных отраслях материального и духовного производства. В этом положительное влияние данного процесса на человечество. Однако использование позитивных факторов современного этапа урбанизации в той или иной стране зависит от направленности политики стоящих у власти социальных групп и политических партий, их ориентации на интересы и нужды народных масс или игнорирование таковых.

В урбанизации заложены как возможность и негативные последствия для повседневной жизни людей. Это может проявляться в обострении различных социально-экономических проблем, в поляризации материальной жизни народа, когда богатые становятся богаче, а бедные — беднее, в чрезмерной скученности населения на отдельных территориях вследствие быстрого роста числа жителей в крупных городах и т. д. Нейтрализовать в какой-то мере эти негативные последствия современной урбанизации — задача государственной политики.

9 стр., 4174 слов

Социология быта, здоровья и образа жизни населения

... населения не может не быть междисциплинарной и, возможно, является одним из пунктов разрушения дисциплинарных границ социологии в исследованиях общества и индивида. §6. Заключение Проблематика реального образа жизни ... парадигмы исследований здоровья. Исследование проблем общественного здоровья ведется в ... городов и республик бывшего СССР. Обнаружилась удивительно сходная структура СП у людей, ...

Центром процесса урбанизации, ее основным направлением как тысячи лет назад, так и сегодня является рост городов, повышение их роли в общественном развитии. Что же представляет собой современный город, каково содержание основных сфер его жизни, функционирования и развития как социально-экономического феномена?

Социальные проблемы градообразующей и градообслуживающей сфер города

Выше были обозначены общие социально-исторические условия возникновения городов на заре человеческой цивилизации: рост производительных сил общества, развитие ремесленничества и торговли. Но каждый конкретный город имел свои градообразующие и градообслуживающие факторы, то есть то, благодаря чему он возник и развивался.

На ранних этапах истории важнейшим градообразующим фактором был фактор географический. Города чаще всего возникали по берегам судоходных рек, которые были в то время главными транспортными артериями. Даже названия городов происходили от названия рек (Москва, Тверь, Вятка, Кашин).

Позднее, в ходе образования централизованных государств важным градообразующим фактором становится фактор военный. Это видно на примере нашей страны. Русь, Россия на протяжении всей своей истории была вынуждена защищаться от посягательств ее воинственных соседей. Для укрепления границ возводились крепости, создавались военные поселения. Со временем вокруг них образовались крупные населенные пункты, становившиеся затем городами. Таким путем возникли Тула, Рязань, Коломна, Грозный и другие российские города.

В различные периоды истории в основе образования отдельных городов лежал фактор административно-управленческий. Город строился с заранее заданной целью — стать административным центром какого-то региона или столицей государства. Так строился, например, Санкт-Петербург (начало XVIII века).

По воле Петра I город создавался не только как опорный военный пункт России на берегах Балтики («Отсель грозить мы будем шведу»), но и с целью перенесения туда из Москвы столицы Российского государства]. Вашингтон, основанный в 1791 году, всего через 9 лет (в 1800 году) становится столицей США. Видимо, изначально он предназначался для выполнения функций столицы. Были и другие подобные примеры в Новой и Новейшей истории.

В XIX-XX веках важную роль в образовании новых городов стал играть фактор промышленный. Суть его в том, что некоторые города формируются первоначально как жилые массивы вокруг крупных промышленных объектов. Затем в них создаются предприятия по обслуживанию населения, открываются учебные заведения для подготовки кадров, исходя из потребностей данного промышленного объекта. Такие города очень быстро растут. Так, например, город Тольятти (до 1964 года Ставрополь) в 1959 году насчитывал 72 тыс. жителей. В связи с потребностями в рабочей силе Волжского автомобильного завода город быстро расширялся, и в 1989 году в нем проживало уже 630 тыс. человек. Население Набережных Челнов с 1970 по 1989 год увеличилось более чем в 13 раз. В 30-е годы прошлого столетия быстрыми темпами рос город Магнитогорск. Он возник в связи со строительством в 1929-1934 годах Магнитогорского металлургического комбината. В последние десятилетия на основе промышленного фактора возникли «нефтяные» и «газовые» города в Западной Сибири и на Севере нашей страны.

9 стр., 4147 слов

Общие сведения о городе Казань

... весомой роли в жизни Волжской Булгарии, в связи с чем невозможно сколь-либо точно оценивать население города. Первые оценки численности населения Казани относятся к эпохе ... 3,7 тыс. чел.). Казань -- крупнейший город Поволжского экономического района. Вокруг Казани сложилась компактная пространственная группировка поселений, составляющих одну из крупнейших городских агломераций РФ. Разработанный ...

Вторая половина XX века в нашей стране ознаменовалась бурным развитием науки, особенно направлений, связанных с оборонными отраслями производства. Исследования в области ядерного оружия и ракетостроения были сосредоточены в сверхсекретных центрах, вокруг которых возникали закрытые города, не обозначавшиеся на географических картах. Это Арзамас-16, Снежинск, Ленинск и другие. Их почтовые адреса были закодированы. Таким образом, рождение этих городов связано с научным фактором.

Прежде всего эти проблемы возникают при наличии диспропорции между потребностями в рабочей силе вновь строящихся производственных предприятий и трудовыми ресурсами данного города. Иногда при проектировании и строительстве промышленного предприятия то или иное ведомство не всегда учитывает реальное наличие местной рабочей силы и уровень ее квалификации именно по данной отрасли производства, видимо, надеясь на приток квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров из других регионов. Но тогда, с одной стороны, встает проблема жилья для мигрантов, а с другой, — часть местного населения испытывает безработицу, его надо обучать по новым специальностям, необходимым созданному предприятию.

Острая социальная проблема имеет место в некоторых регионах нашей страны, ориентирующихся на определенные виды производства. Так, в городах, сложившихся в последние десятилетия вокруг крупных месторождений нефти, газа, цветных металлов преобладает «мужской» труд. Туда едет много молодых неженатых мужчин из других регионов страны. Из-за недостатка женского населения многие парни не могут создать семью и вынуждены уезжать из этих мест. Получается большая текучесть кадров на предприятиях, что не способствует повышению производительности и качества труда. В других местностях подобная социальная проблема связана с избытком «женского» труда. Это характерно для регионов с ткацким производством. Например, крупнейшим «текстильным краем» является Ивановская область. Здесь многочисленные ткацкие фабрики расположены не только в городах, но и в сельских населенных пунктах. Они были построены фабрикантами еще в XIX веке и работают сейчас. Ткачество требует женских рук. Но их не хватает из числа местного населения. Например, в районном городе Шуя расположено 7 ткацких фабрик. Поэтому сюда приезжает много молодых девушек, окончивших текстильные ПТУ в других местах страны. В области получается избыток женского населения и нехватка мужского. Эта социально-демографическая проблема проявляется в мужском эгоизме, частых разводах, безотцовщине и т. д.

Решение этих проблем лежит на путях строгого сбалансирования чисто производственных задач и наличия местных трудовых ресурсов, их половозрастной структуры, демографической ситуации данного региона в целом.

41 стр., 20147 слов

Повседневная жизнь блокадного Ленинграда: историко-антропологический подход

... за снабжение города. Среди современных историков-специалистов по истории блокадного Ленинграда важно выделить С.В. Ярова. В работах «Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941-1942 гг.» и «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда», автор ...

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности города необходимо функционирование его обслуживающей сферы. К ней относится та сторона функционирования городского транспорта, средств связи, деятельности учебных заведений, здравоохранения, научно-исследовательских учреждений, которая направлена на удовлетворение потребностей жителей города. К град о обслуживающей сфере относятся также бытовое обслуживание, коммунальное хозяйство, учреждения культуры, внутригородская торговля. Эти стороны градообслуживающей сферы имеют исключительно важное значение в крупных городах, особенно в мегаполисах. Если в малых и даже средних городах менее остро стоит проблема внутригородского транспорта (небольшие расстояния), коммунального хозяйства (много частных домов, особенно на окраинах), бытового обслуживания, то в больших и сверхбольших городах без четкого функционирования сферы услуг нормальная жизнь населения невозможна.

Возьмем Москву — крупнейший мегаполис страны. В нем действует огромного масштаба сфера жизнеобеспечения населения. И в каждом направлении этой сферы существуют сложные проблемы, негативно отражающиеся на жителях города. Начнем с транспорта. Бурный рост парка транспортных средств (их сейчас в Москве около 3 млн. единиц, в том числе около 2,5 млн. личных автомобилей), с одной стороны, является показателем повышения благосостояния москвичей, но с другой это создало на улицах города сложную обстановку: транспортные «пробки» не только в часы пик, но и в течение всего дня, рост дорожно-транспортных происшествий нередко с гибелью и ранением участников. Проблема на первый взгляд техническая является и острой социальной проблемой поскольку связана с жизнью и безопасностью людей.

В последние годы в связи с расширением рыночных отношений в Москве обострилась жилищная проблема. Город строит много квартир. Но если в былые времена они распределялись между жителями бесплатно (в порядке очереди), то теперь квартиры в основном продаются всем желающим по баснословным ценам, недоступным для человека, получающего доход только в виде зарплаты. Лишь небольшая доля жилья выделяется для очередников (очереди длятся по 10-15 лет).

Следующая проблема — цены на товары и услуги первой жизненной необходимости. Москва — один из самых дорогих городов мира. Да, у нас теперь изобилие товаров и услуг. Не сравнишь с тем, как было 15-20 лет тому назад, когда магазины были пусты и все продавалось по талонам или через огромные очереди. Сейчас купить свободно можно все. Но далеко не у всех москвичей на это есть деньги. Бедному человеку морально очень тяжело видеть изобилие товаров и сознавать свою невозможность купить самые необходимые продукты питания и простую одежду.

Социальные, глубоко жизненные проблемы населения Москвы, как и других российских городов, можно перечислять и перечислять. Остается надеяться, что в недалеком будущем они будут постепенно решаться по мере развития производительных сил нашего общества, экономического роста России.

Современный этап урбанизации характеризуется качественными изменениями в структурно-территориальной стороне городского расселения. Происходит процесс перехода от количественного увеличения населения на ограниченной городской территории к «расползанию» крупных городов на загородную территорию, образованию городских агломераций — объединению крупного города с расположенными вокруг него малыми городами (городами-спутниками), с другими поселениями как городского, так и сельского типа. Этот процесс происходит главным образом на производственной основе, через кооперирование промышленных предприятий города-ядра с периферийными предприятиями. Есть и другой фактор, лежащий в основе агломерационных процессов, — изменение связи между местом труда и местом жительства людей. Сегодня значительная часть населения пригородов работает в главном городе агломерации. Единая транспортная система обеспечивает «маятниковую» или «челночную» миграцию (ежедневная поездка из дома на работу и обратно).

11 стр., 5058 слов

Древний город помпеи реферат для детей

... городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». ... Она была способна вместить всё население города. Большая площадь была окружена второстепенными ... формы, под ним располагался бассейн для живой рыбы. Вокруг площади ... Городские сооружения 5.1. Форум Помпейский форум являлся центром политической, экономической и религиозной жизни города. ...

Крупнейшими агломерациями являются Московская, Санкт-Петербургская, Свердловская, Новосибирская и другие. Например, Москва тысячами нитей — производственного, научного, учебно-образовательного характера — связана с городами и поселками ближайшей и отдаленной периферии. Ежедневно на работу и учебу в Москву из Подмосковья приезжает около миллиона человек, десятки тысяч москвичей едут на работу в Подмосковье.

Таким образом, складывание городских агломераций — процесс объективный. Он происходит во всех промышленно развитых странах мира. Его положительное значение заключается в том, что приостанавливается чрезмерный рост крупных городов, «разрежается» плотность их населения за счет того, что люди меньше будут стремиться в центральный город агломерации, ибо условия жизни становятся одинаковыми во всем агломерационном комплексе. А в малых городах жизнь спокойнее, экологическая обстановка благоприятнее.

Город как особый тип поселения характеризуется не только замкнутостью пространства и высокой концентрацией населения, производственных и культурных объектов, это еще и особая среда, обусловливающая специфический образ жизни людей.

Социология городского образа жизни

Образ жизни представляет собой совокупность различных сторон жизнедеятельности людей, их поведения в повседневной практике. В конечном счете образ жизни определяется конкретными социально-экономическими условиями данного общества, уровнем развития производительных сил и характером общественных отношений. Поэтому образ жизни в различные исторические эпохи неодинаков. Кроме того в образе жизни отражаются национальные традиции, обычаи данного народа, его менталитет, в целом духовная культура, а также имущественное положение человека, его экономический статус. В связи с этим различен по своему содержанию образ жизни общественных классов, наций, отдельных социальных слоев и групп. Существенными особенностями отличается друг от друга образ жизни людей, живущих на разных территориях и в разного типа поселениях. Эти особенности обусловлены характером труда, его технико-технологическим содержанием, территориальными параметрами жизнедеятельности населения. Нас в данном случае интересует городской образ жизни. В его основе лежит содержание индустриального труда, территориально-пространственный характер городской среды, плотность населения и другие факторы, присущие городу как типу поселения (развитость инфраструктуры, сосредоточение органов государственной власти и т. д.).

Все это отражается на содержании городского образа жизни, всех его сторонах: труд, быт населения, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения.

Всякое явление глубже, системнее познается в сравнении с другими однопорядковыми с ним явлениями, через раскрытие их общего и особенного. Рассмотрение городского образа жизни мы будем вести, сравнивая его с образом жизни сельского населения, а также сопоставляя образ жизни крупных и малых городов.

Что характерно сегодня для образа жизни населения большого города?

Во-первых, раздельность места приложения труда и места проживания. В сельской местности человек и живет, и трудится в одном и том же небольшом пространстве, в границах полей, принадлежащих данной деревне. Это сегодня особенно характерно для фермерских хозяйств: земля фермера расположена, как правило, вокруг его дома. Раздельность места работы и местожительства не так сильно ощущается в малых Городах. Расстояния между ними невелики, люди часто не пользуются общественным транспортом, да и развит он в таких городах слабо. В крупном городе эта проблема стоит очень остро. Например, в Москве время поездки на работу и обратно нередко составляет два-три часа. Такое положение отрицательно сказывается на жизни работающего человека; Дорога в переполненном транспорте изматывает его силы, неприятные ситуации, иногда складывающиеся в салонах транспортных средств, травмируют нервную систему. С приездом домой у человека уже не остается ни сил, ни времени на домашнее хозяйство, поддержание чистоты в квартире, не говоря о чтении, просмотре телевизионных передач, занятиях с детьми. В целом транспорт в Москве работает неплохо по сравнению с другими городами, но он не справляется с возрастающими к нему требованиями. Открытие новых наземных маршрутов и линий метрополитена отстает от увеличения числа населения города. Транспортные проблемы присущи крупным городам во всем мире. Таким образом, сутки у рабочего человека в большом городе распадаются на три части: работа, нахождение в транспорте и сон. На другие виды жизнедеятельности времени почти не остается. Свободное время — это только выходные дни.

Во-вторых, для городского образа жизни в значительной мере характерна индивидуально-семейная , направленность жизнедеятельности населения. В России испокон веков сущностной чертой поведения людей, всей их жизни был коллективизм. Коллективистская психология русского народа шла от крестьянского быта, основанного на общинном землепользовании и периодическом, довольно справедливом, распределении земли между крестьянскими дворами (по душам).

С коллективизацией сельского хозяйства в СССР коллективистская психология крестьянина поддерживалась совместным, обобществленным трудом на колхозных полях. Коллективизм в сельскохозяйственном производстве распространялся и на межсемейные, межличностные отношения, на весь образ жизни деревенского жителя. Эта черта сельского образа жизни не утрачена и сегодня.

Жизнедеятельность горожан складывается иначе. С одной стороны, индустриальный труд носит коллективный характер. Даже более коллективный, чем труд земледельческий, ибо на крупных заводах и фабриках собраны в единые трудовые коллективы тысячи работников. Но каждый работник знает лишь нескольких непосредственных соседей по своему рабочему месту, на котором он трудится индивидуально. На деревенском же поле работа осуществляется, как правило, «артелью».

Индивидуальность как черта городского образа жизни в полной мере проявляется в его семейно-бытовой стороне. Здесь в отличие от деревни человек после работы замыкается в своей семье. Он часто не знает своего соседа, живущего за стенкой квартиры. И вообще, в городе соседство как сторона семейно-личностных отношений играет весьма незначительную роль. Люди чаще встречаются с сослуживцами по работе (ходят в гости друг к другу, вместе отдыхают).

Укоренению индивидуальной направленности городского образа жизни способствует, не в последнюю очередь, наличие в городах так называемых «спальных районов». Это новостройки на окраинах города, где нет промышленных и иных предприятий. Работая в центре города, люди приезжают сюда только «спать». Здесь их жизнедеятельность почти не выходит за рамки семейного быта. В силу этого в городе значительно ослаблен социальный контроль, в то время как в деревне он стоит на высоком уровне: люди знают друг друга досконально, знают родителей, дедушек и бабушек, всех живущих в данной деревне. Поведение каждого находится под контролем всех жителей села.

В-третьих, городской образ жизни характеризуется преобладанием общественных форм удовлетворения бытовых потребностей людей и уменьшением форм семейных! В этом плане он качественно отличается от сельского образа жизни. В деревне исстари бытовые потребности человека удовлетворялись в семье. Члены семьи, как правило, умели сами шить одежду, ремонтировать обувь, изготавливать простые орудия труда. И, конечно, выращивать для своего потребления хлеб, овощи, мясо и другие продукты питания. Поэтому сельский житель с ранних лет приучается к труду в семейном хозяйстве, а затем и на поле.

В городе в силу объективных условий хозяйственно-бытовая функция семьи сужается. Горожанин не может выращивать продукты питания — он их покупает в магазине. Он чаще всего не умеет отремонтировать свою одежду и обувь. Городская квартира не требует в отличие от деревенского дома заготовки топлива, кормов для животных.

В последние годы сфера услуг в городах значительно расширилась. Это вызвано техническим прогрессом — увеличением количества личных автомобилей, телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов. Они требуют обслуживания, ремонта. Расширение сети сервисных предприятий связано также с переходом их в частную собственность. Они дают немалый доход их владельцам, поэтому их число растет. Если в недалеком прошлом, скажем, в Москве была острая нехватка предприятий градообслуживающей сферы, то теперь другая проблема для населения — их дороговизна. Не каждый трудящийся москвич, тем более пенсионер, может пользоваться предприятиями бытовых услуг.

В-четвертых, городской образ жизни складывается в отдалении от природы, в искусственной социокультурной среде обитания. Как бы ни был богат тот или иной город зелеными насаждениями, водными пространствами, они не могут заменить собой живой природы. Между тем человек как социально-биологическое существо нуждается в общении с естественно-природной средой, из которой он вырос и в которой исторически сформировался. Биологическое начало в человеке не исчезает с переездом его в город, со званием «горожанин». Дефицит в удовлетворении этого начала негативно сказывается на физическом здоровье человека, его психике и, в конечном счете, на его общественном поведении.

Естественно, человек, родившись в городских условиях, адаптируется к ним, его организм приспосабливается к загрязненной атмосфере и далеко не чистой экологически воде и продуктам питания. Однако адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны, сегодня они явно отстают от нарастания компонентов искусственной среды, особенно в большом городе. Это нарастание усиливается в условиях рыночных отношений. Владельцы предприятий мало заботятся о развитии инфраструктуры города, создании благоприятной для жителей общегородской обстановки, озеленении улиц. Заботу и расходы на это они перекладывают на местный бюджет, интересуясь лишь сиюминутной прибылью своих предприятий.

Чувство отдаленности от природы горожан усиливается монотонностью типовой застройки жилых окраин современных городов. Дома, как сиамские близнецы, похожи друг на друга в различных городах. Человеку их нетрудно перепутать, как тому герою известного фильма, который, попав случайно в Ленинград, не смог отличить там дом от своего дома в Москве, где он жил.

Для малых городов проблема отдаленности от природы не стоит так остро, как в крупных и сверхкрупных городах. Там жители тесно связаны с селом, чаще общаются с сельчанами, закупают у них продукты на зиму. Образ жизни малых городов приобретает характер как бы сельско-городе кого образа жизни. В настоящее время отдаленность жителей города от природы несколько компенсируется массовым приобретением горожанами садово-огородных участков, где они проводят выходные дни, отпуска, работают на земле, общаются с природой.

Таковы некоторые характерные черты городского образа жизни, в своей совокупности выделяющие его в особый тип образа жизни как социального явления.

Известно, что человек как личность формируется в зависимости от тех объективных условий, в которых он живет. Они определяют его ценностные ориентации, миропонимание, систему взглядов на окружающую действительность и свое место в ней. Не составляет исключения в этом плане и городская среда. Всеми своими сторонами она оказывает повседневное влияние на становление личности жителя города с самого его рождения. Городские стандарты жизни, в которых оказывается человек в зрелом возрасте (переезжает в город на постоянное место жительства), обусловливают его десоциализацию и ресоциализацию, адаптацию к их особенностям. С полным основанием можно говорить о «воспитании человека городом».

На какие стороны личности городского жителя оказывает город свое воспитательное воздействие? Прежде всего на его менталитет. Горожанин мыслит более широкими категориями, чем, скажем, житель деревни или небольшого поселка. Этому способствует ряд причин: широта городского пространства, нахождение в больших трудовых коллективах, многонациональность населения, система кооперационных связей между предприятиями и т.д. Важно, конечно, и то, что население города имеет возможность получить более высокое образование, чем житель села. Поэтому он мыслит уже не только конкретными, но и абстрактно-теоретическими категориями, предрасположен к обобщению жизненных фактов. Рабочий, рядовой сотрудник городского предприятия, учреждения чаще, чем житель других поселений, общается с интеллигенцией, которая сосредоточена в основном в городах. Это общение способствует росту общекультурного уровня городского населения в целом.

Городская среда воспитывает в человеке повышенное чувство интернационализма, равноправного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий. Без этого сегодня невозможна социальная стабильность в большом городе, нормальное функционирование трудовых коллективов, состоящих из представителей многих наций и социальных групп. Например, в Москве проживают представители почти всех наций и религиозных направлений, какие существуют в Российской Федерации. Дружественные, равноправные отношений между ними — залог спокойствия жизни города.

Быстротечность, постоянная смена ритмов в развитии городской жизни вызывают стремление людей знать городские процессы, поскольку они влияют на повседневный быт, благосостояние жителей, социальный статус работников. Стремление знать все о родном городе и реальные знания о нем способствуют воспитанию у его жителей чувства городского патриотизма, желания внести свой вклад в его благополучие. Городские власти должны систематически давать информацию населению о новостях в жизни города, отвечать на вопросы граждан. В Москве такая информация регулярно идет по теле- и радиоканалам, особенно в телепрограммах: «События. Время московское» и «Лицом к городу».

Городские условия, естественно, благоприятствуют обще культур ному и профессиональному росту жителей, особенно молодежи. Молодые люди могут подготовиться и поступить в вуз, совершенствовать свою специальность как на предприятии, так и в системе послевузовского образования. В городе расположены библиотеки, театры, музеи, посещение которых способствует обогащению духовного мира человека.

Таким образом, городской образ жизни, являясь разновидностью образа жизни данного общества, сохраняет в себе основные, сущностные черты последнего. В то же время он представляет собой самостоятельный вид образа жизни как социального явления. Для него характерны такие особенности, которые качественно отличают его, скажем, от сельского образа жизни. В перспективе оба эти основные образа жизни будут, видимо, сближаться на основе постепенного преодоления социальных различий между городом и деревней, между людьми промышленного и земледельческого труда. Различий именно социальных, естественные различия будут еще долго сохраняться. Исследование процессов, происходящих в городском и сельском образах жизни, в их движении навстречу друг другу, в их взаимном обогащении — задача социологической науки.

Заключение

На основе вышеизложенного, я пришёл к следующим выводам:

1) Город являлся и является объектом изучения многих научных дисциплин, потому что в нём сфокусировались все сферы жизнедеятельности человека: в нём человек живёт, работает, саморазвивается как личность в психологическом и социальном планах. Город — это и экология, и экономика, и повседневная жизнь, и макросоциальные процессы и многое другое. Поэтому для описания и изучения города используются знания различных наук: социально-гуманитарных, естественно научных.

2) Город, в силу своей сущности, «вынуждает» заниматься самыми разными вопросами и интегрировать разнообразные знания в некоторую единую концепцию. И эти концепции всё более приобретают социологический характер: город понимают в последнее время не столько как форму поселения и производства, сколько как форму сообщества, как тип социальности, сущностной чертой которой является интеграция разнообразных видов жизнедеятельности в единую саморазвивающуюся систему с собственными механизмами поддержания устойчивости и порядка.

Проблемы города нужно глубоко и серьёзно изучать, искать и находить пути их решения. На данный момент эта задача является одной из самых важных задач, которые стоят перед социальной наукой и которые она может и должна решать.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsiologiya-goroda/

1. Тощенко Ж.Т. Социология, — М., Юнити — Дана, 2005 г., 512с.

2. Пирогов С.В. Социология города, — М., ИД Новый учебник, 2004 г., 208с.

— Зеленов Л.А. Социология города, — М., Владос, 2000г., 192 с.

— Волков Ю.Г., Добреньков К.И. Нечипуренко В.Н. — М., Гардарики, 2002г. 512 с.

Приложение

Структурно- логические схемы

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 2

Список использованной литературы 3