Философия и методология науки

Курсовая работа

Как мне представляется, цель науки — это формирование целостного, завершенного представления об объекте и предмете исследования. Ясно, что подобная задача по ряду объективных причин всегда остается не до конца выполнимой, но научное знание стремится быть максимально системным, целостным.

Любое естественнонаучное исследование осуществляется с использованием определенной методологии и с помощью набора конкретных методов. Под методологией обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методологию отличают повышенное внимание к конкретным методам достижения истинного и практически эффективного знания, а также направленность на внутренние механизмы, логику движения и организацию знания.

В методологии науки исследование обычно начинается с проблематизации интересующего методолога материала.

Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности и истины, то есть того, что лежит на поверхности явлений и процессов, что не дано чувствам и даже скрыто от них. Способность работать с идеальными моделями была открыта еще в Древней Греции. Мир идеальной конструкции — это мир теоретический, с ним можно работать только в мысли и при помощи мысли. Античные философы открыли способность мышления работать с идеальными объектами. Так была открыта рациональность. Что же такое античная рациональность? Это способность мышления свободно уноситься в бесконечное метафизическое пространство. Таким образом, наука присоединилась к идее античной рациональности, суть которой состояла в возможности перевести идеальный объект в сделанную руками человека вещь. Объединившись с античным рационализмом, наука создала эксперимент, который соединил теорию с практикой.

Актуальность темы реферата заключается в том, что наука все больше входит в структуру производительных сил, становясь непосредственной производительной силой, а производство — технологическим применением науки. При современном уровне развития техники повышение квалификации работников возможно лишь при условии получения ими необходимого уровня научных знаний. При этом речь здесь идет не только о естественнонаучных и технических знаниях, что само собой разумеется, но и о более широких научных знаниях. Ведь влияние гуманитарных наук на общий духовно-нравственный, интеллектуально-творческий потенциал не менее значимо для общественного производства. А если рассматривать формирование человека как субъекта труда предельно широко, то помимо всех видов науки здесь необходимо будет говорить о влиянии на него всей духовной культуры своего времени, воплощенной в различных художественных, эстетических, этических, философских ценностях его бытия.

4 стр., 1627 слов

Взаимоотношения социальной психологии с другими науками и с другими ...

... условиях, социальная психология оказывает определенную помощь и историческим, и экономическим, и политическим наукам. Особое значение имеет социальная психология для педагогических наук, так как знание закономерностей ... раскрывающих сущность понятия «общение». Общение-процесс взаимодействия человека с человеком, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий ...

Цель реферата работы — исследование философии и методологии науки.

Глава 1. Философское определение науки

§ 1. Что понимать под наукой

Что представляет собой наука? Это форма духовной деятельности людей, которая направлена на производство знаний о природе, обществе и самом познании и имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука, отражая мир в его развитии и материальности, образует единую систему знаний об этом мире.

В свое время, как известно, четкую концепцию науки предложили логические позитивисты. В предложенную ими концепцию входили: ценностная ориентация на образцы естественной науки и математики, представления о формально-логическом строении научного знания (теории), принципы верифицируемости и фальсифицируемости научной теории, сведение функций философии только к логическому языку науки, полный отказ от метафизики. Однако работы философов и историков науки позволили сделать вывод, что эта концепция не объясняет реальные процессы и механизмы развития и функционирования науки.

Весьма авторитетная и распространенная ранее точка зрения, согласно которой наука может и должна развиваться только за счет сугубо «внутренних» ресурсов, сменилась сегодня достаточно ясным пониманием значимости для науки философских представлений, а именно, уровня научных предпосылок и оснований.

Некоторые элементы этого уровня нашли отражение в различных понятиях: «стиль мышления», «парадигма»,«исследовательская программа» и др. Достаточно ясно вырисовываются основные аспекты уровня предпосылок и оснований: онтологический (содержащий общие представления об изучаемой реальности) и гносеологический (состоящий из совокупности методологических требований, предъявляемых к научному знанию).

Таким образом, уровень научных предпосылок и оснований включает следующие основные компоненты:

  • систему онтологических представлений (картина мира, картина изучаемого аспекта реальности);
  • систему методологических представлений (идеалы и нормы научности);
  • философские идеи и принципы, посредством которых обосновываются научные картины мира и интерпретируются идеалы научности.

В «горизонтальном» ракурсе наука предстает в виде комплексов знаний, соотнесенных с теорией. В свою очередь, теории многообразно связаны между собой, а некоторые из них имеют предметное и методологическое единство. Однако научная дисциплина не есть просто совокупность знаний, имеющих такое единство. Формирование научных дисциплин определяется во многом задачами передачи знаний последующим поколениям. В этих целях знания и исследовательские методы институциализируются — пишутся учебники, открываются кафедры, факультеты и институты. Способ организации «переднего края» науки иной: как правило, не дисциплинарный, а проблемный. Решение тех или иных научных проблем может потребовать знаний самого различного рода.

3 стр., 1262 слов

Знание и познание

... сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи [1,6-12]. Глава 2. Знание и познание 2.1. Знание ...

Следует заметить, что наука как форма познания изучает сама себя с помощью целого ряда дисциплин, в число которых входят история и логика науки, психология научного творчества, социология знания и науки, а также науковедение.

Перечислим основные особенности научного познания:

Основная задача научного познания — это непосредственное обнаружение объективных законов действительности. Если этого нет, то нет и не может быть самой науки, так как само понятие научности как раз предполагает открытие законов, углубление и сущность изучаемых явлений.

Непосредственная цель и главная ценность научного познания — это объективная истина, которая постигается рядом рациональных средств и методов не без участия живого созерцания. Поэтому характерной особенностью научного познания является его объективность.

Наука ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике.

Научное познание в гносеологическом плане представляет собой противоречивый и весьма сложный процесс воспроизводства знаний, которые в совокупности и образуют стройную систему понятий, теорий, гипотез и законов, закрепленных в естественном и искусственном (химические формулы) языках.

В ходе научного познания применяются такие средства, как приборы, различные инструменты, телескопы, ракетно-космическая техника и т. д.

Научному познанию свойственна строгая доказательность и обоснованность полученных результатов, а также не менее важное — достоверность выводов.

§ 2. Возможности науки

Согласно классическим представлениям, научная дисциплина должна быть представлена одной теорией. Дисциплинарный образ науки складывался преимущественно как монотеоретическая модель. Однако, если судить — не по гипотетическому будущему, а по нынешнему состоянию, структура научной дисциплины, как правило, предстает в виде комплекса теорий, среди которых можно выделить фундаментальные и производные, нефундаментальные теории.

Способы классификации самих научных дисциплин были различными. Так, Ф. Бэкон в своей классификации исходил из свойств субъекта, «способностей интеллекта»; главными из которых он считал память, воображение и рассудок. Соответственно им он выделял три основных вида знаний: историю, поэзию и философию. А. Сен-Симон, а вслед за ним О. Конт в основу классификации положили принцип перехода от более простых и общих явлений к более сложным и частным. В результате получился такой ряд наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология.

Разработка систем классификации продолжается и сегодня. Однако значение любых классификаций не стоит преувеличивать. Необходимо всегда иметь в виду живой, развивающийся характер науки, постоянно происходящие в ней процессы дифференциации и интеграции.

Наиболее крупными блоками, видами научного знания, каждый из которых имеет свое собственное предметное, методологическое и функциональное единство, являются: логико-математические науки; естественные науки; социально-гуманитарные науки; практика-технические науки.

Между тем, объекты действительности функционируют как целостные образования, а наука развивается путем абстрагирования некоторых свойств этих объектов, принимаемых за наиболее важные. Основой структуры научного познания (что особенно характерно для наиболее развитых отраслей естествознания) является анализ предмета исследования, т. е. выделение абстрактных элементарных объектов и последующий синтез из этих абстрактных элементов единого целого в форме теоретической системы.

4 стр., 1813 слов

Проблема познания в истории философии

... знания, то есть знание по отношению к познанию есть результат. Процесс познания в истории философии с точки зрения его направленности осмысливается в следующих вариантах: как процесс идущий от ... философии от церкви и религии. Познание, в этом случае, выступало как процесс, дарованный человеку богом. Большое значение также имеет познавательная традиция средневековья, связанная с собственно научными ...

Модное на Западе философское течение экзистенциализма достаточно категорично заявляет о неприменимости научных методов к познанию человеческой личности. Она ускользает от научной объективности. Человек, всегда помещенный в ситуацию выбора, многократно меняется на пути к «самому себе». Отрекаясь от традиционной науки, предтеча экзистенциализма С.Кьёркегор предлагает весьма интересное учение о трех стадиях восходящего движения к подлинной экзистенции (подлинному существованию).

В науке действует так называемый «эффект Матфея», при котором уже признанные ученые получают новые поощрения (премии, награды, цитирование) значительно легче своих, пока еще не признанных, коллег.

§ 3. Философия как наука

Философия знает три формы диалектики:

  • Античная, в своих суждениях опиралась на жизненный опыт, ее представители — Гераклит, Платон, Зенон.
  • Немецкая идеалистическая диалектика, разработанная Кантом, а особенно разносторонне и глубоко — Гегелем.
  • Материалистическая диалектика исходит из того, что если в объективном мире существует постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, то и формы мышления должны быть очень гибкими и подвижными.

Диалектика представлена законами, главнейшим из которых является закон единства и борьбы противоположностей, дающий основное понятие того, каким является само противоречие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития, состоящий в постепенном накоплении количественных изменений, что в определенный момент приводит к значительным качественным преобразованиям, что в свою очередь уже оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что развитие происходит по спирали, когда повторяется как бы уже пройденное.

Противоположностью диалектики является метафизический метод, который в настоящее время имеет три основных значения:

  • Философия как наука о всеобщем, когда одновременно охватывается и объект, и субъект познания;
  • Философский способ познания и действия. Каким же образом философия воздействует на развитие науки и ее результаты?

Философия влияет на процесс научного познания на всех его стадиях. Наибольшее влияние, однако, наблюдается при построении теорий, особенно фундаментальных.

В недрах философии вырабатываются определенные идеи, научная значимость которых подтверждается через значительный период времени. Из огромного количества умозрительных конструкций ученый должен выбрать те, которые согласуются с его собственными философскими представлениями.

Влияние философских принципов на научное исследование осуществляется не непосредственно, а весьма сложным путем — через методы, формы и концепции других методологических уровней.

Философские методы могут учитываться и применяться в науке зачастую не в явном виде, а или стихийно, или сознательно.

5 стр., 2306 слов

Теория познания Канта — основные принципы и понятия

... Этот сдвиг в теории познания называется коперниковским переворотом в философии и составляет ядро кантовской теории познания. 3. Основные понятия теории познания Канта. В основе философских исследований Канта «критического» периода лежит проблема познания. В своей книге ...

Принципы философии реально существуют в науке в виде каких-то универсальных норм, которые в своей совокупности образуют определенную методологическую программу самого верхнего уровня.

Философия разрабатывает такие весьма определенные универсальные модели существующей реальности, через которую ученый смотрит на предмет своего исследования, выбирая при этом такие всеобщие познавательные средства, как категории и понятия.

Философско-методологические принципы являются вспомогательными, производными от практики.

В XX в. огромное распространение получили общенаучные методы и подходы в исследовании, к их числу относятся информация, структура, модель, элемент, система и т. д. Именно на их основе могут быть сформулированы определенные методы и принципы познания, которые в дальнейшем обеспечивают связь и тесное взаимодействие философской методологии со специальным научным знанием и его многочисленными методами.

Что же касается частнонаучных подходов, то они применяются довольно широко в той или иной отрасли науки, к их числу относятся методы механики, биологии, а также ряда гуманитарных наук.

Глава 2. Методологические аспекты существования науки

§ 1. Роль научного знания

Еще древние философы делили все утверждения на знание и мнение. Знание, или наука, по Аристотелю, может быть двух родов — либо демонстративным, либо интуитивным.

§ 2. Дифференциация наук по отраслям знаний

Специфика современной науки состоит в том, что она все больше обращается к решению проблем, имеющих комплексный, междисциплинарный характер.

Между тем, фундаментальной особенностью структуры научной деятельности, вытекающей из ее преимущественно аналитического характера, является разделенность науки на обособленные друг от друга дисциплины. Это, конечно, имеет свои положительные стороны, поскольку дает возможность изучать отдельные фрагменты реальности, но при этом упускаются из виду связи между отдельными фрагментами, а в природе, как известно, «все связано со всем». А каждый акт изменения человеком природной среды не ограничивается какой-либо одной ее областью, а имеет, как правило, большие отдаленные последствия. Разобщенность наук особенно мешает сейчас, в эпоху быстротекущей дифференциации научного знания, выявилась необходимость комплексных интегративных исследований. Чрезмерная специализация так не может помешать эволюции науки, как чрезмерная специализация животных приводит к созданию тупиковых направлений в биологической эволюции.

Нельзя не отметить, что наука (и естествознание) включает эмпирический и теоретический уровни. В рамках одного из них собирается экспериментальный материал, а в рамках другого — формируются гипотезы, законы и теории, а также методы и методология естественно-научного познания. Очевидно, однако, что это разделение носит условный характер, ибо эти уровни познавательного процесса взаимодополнительны и взаимообусловлены.

§ 3. Специфика познания социальных явлений

Имеет смысл остановиться на специфике познания социальных явлений.

Предметом познания является мир человека, а не вещь как таковая.

Социальное познание неразрывно и постоянно связано с предметными и субъективными ценностями, которые в своей совокупности указывают на человечески значимое и культурное значение некоторых явлений нашей действительности.

Специфической чертой социального познания является его преимущественная ориентация на явления, которые оцениваются со стороны их качества, а не количества. Здесь первостепенное значение уделяется анализу единичного, индивидуального на основе общего и закономерного.

8 стр., 3560 слов

Людвиг Фейербах и теория познания

... отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляции. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что ... он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально ...

В социальном познании нельзя пользоваться ни микроскопом, никакими химическими реактивами, ни сложнейшим оборудованием, все это в полной мере должна заменить сила абстракции. На данном этапе многократно возрастает роль мышления.

Для изучения указанных выше обстоятельств серьезное значение играет философия как наука и испытанный метод.

Наука, будучи целостной динамической системой знаний, не может успешно развиваться, если не будет обогащаться новыми эмпирическими данными.

Эмпиризм — его продуктом являются иллюзорно-утопические построения, к числу которых можно отнести, например, построение коммунизма в СССР к 1980 году и т. п.

Проблема — это форма знания, которая содержит то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Проблемы, по мнению ряда философов, возникают или как следствие противоречия в отдельной теории, или же при соприкосновении двух полярных теорий, или в результате столкновения теории с непосредственными наблюдениями.

Гипотеза — форма знания, которая содержит предположение, сформулированное на основе каких-то фактов, нуждающихся в доказательствах.

Проверкой истинности гипотезы является практика, когда проведенная и доказанная гипотеза переходит к разряду достоверных истин и становится уже научной теорией.

Теория — это наиболее распространенная форма научного знания, которая дает целостное отображение закономерных и существенно значимых связей в определенной области действительности, например эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна и т. д.

Любая теория состоит из элементов, к числу которых относятся:

  • исходные основания — фундаментальные понятия и принципы;
  • идеализированный объект — абстрактная модель основных связей и свойств изучаемых предметов;
  • логика теории, которая направлена на прояснение структуры и изменения знания;
  • совокупность законов и утверждений, выведенных из основных принципов какой-то теории в соответствии с определенными принципами.

Перечислим основные функции теории, которые формируют теоретические знания:

  • синтетическая функция, которая объединяет отдельные достоверные знания в единую систему;
  • объяснительная функция, ее суть — выявление причинных и других зависимостей, а также многообразия связей данного явления;
  • методологическая, которая строится на базе теории, на которой формируются многообразные методы и способы исследовательской деятельности;
  • предсказательная функция — предвидение о будущем состоянии явлений;
  • практическая, когда конечным предназначением любой теории становится одно — быть воплощенной в практику.

Следует заметить, что без превращения идеи в личное убеждение и веру невозможна успешная практическая реализация любых теоретических идей.

§ 5. Методология научного познания

Метод — от древнегреческого metodos, что означает путь к чему-либо. Проблема метода была постоянно в центре философской мысли, которая изучала систему предписаний, принципов и требований, ориентирующих субъекта для достижения определенного результата в конкретной сфере деятельности. Именно метод дисциплинирует поиск истины и позволяет двигаться к поставленной цели самым коротким путем. Главная функция метода заключается в регулировании познавательной и других форм человеческой деятельности. Любой метод разрабатывается только из определенной теории, которая для него служит как бы предпосылкой. Сила любого метода заключается в его глубине и фундаментальности теории, которая затем превращается в метод. Далее метод расширяется в определенную систему, с тем, чтобы использоваться для дальнейшего углубления знаний. Метод не дается полностью до начала всякого исследования, он должен формироваться каждый раз заново в соответствии с качественным своеобразием конкретного предмета. Кроме того, метод существует и развивается только в исключительно сложной диалектике субъективного и объективного при главенствующей роли последнего. В этом понимании любой метод объективен, фактичен и содержателен. Но вместе с тем он и субъективен, так как является продолжением и завершением объективности, из которой он образован.

4 стр., 1594 слов

Методы психолого-педагогических исследований

... выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого. Анкетный опрос доступный, но и наиболее беззащитный от всякого рода субъективистских “рифов”, метод исследования. ... состояния условий, в которой проводится эксперимент; оценка состояния самих участников педагогических воздействий; формулирование критериев эффективности предложенной системы мер; инструктирование участников ...

В современной науке существуют следующие методы:

  • Аналитические (физика, математика и др.);
  • Онтологические, т.е. учение о бытии как таковом;
  • Философские, среди которых самыми древними являются диалектический и метафизический.

Диалектика представляет собой учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

Следует несколько слов сказать о дисциплинарных методах, которые представляют собой систему приемов, применяемых в какой-то дисциплине, входящей в определенную отрасль науки.

Что же касается научных методов теоретического исследования, то среди них выделяются:

Формализация, представляющая собой отображение содержательного значения в формализованном языке, который создается для точного и краткого выражения мыслей для исключения возможности неоднозначного понимания. Формализация имеет огромное значение в уточнении научных понятий.

Аксиоматический метод представляет собой способ построения определенной научной теории, в основу которой кладутся какие-то исходные положения — аксиомы, по которым уже остальные утверждения данной теории выводятся простым логическим путем, путем доказательства.

Гипотетико-дедуктивный метод является способом теоретического исследования, суть которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в дальнейшем выводятся утверждения об имевших место эмпирических фактах.

Разновидностью данного метода является метод математической гипотезы.

В научном исследовании весьма активно используются и общелогические методы и приемы исследования, среди которых наиболее выделяются:

Анализ, представляющий собой реальное либо мысленное разделение объекта на составные части, синтез же — наоборот, объединение составных частей в единое.

8 стр., 3611 слов

«Педагогика в системе гуманитарного знания о человеке»

... человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть "бессильным, оно должно быть народным". Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на ... им свои знания и умения. Тем не ... наукой, подвергается всестороннему анализу, и используется в дальнейших научных исследованиях. Обогащение педагогической практики педагогической наукой ...

Абстрагирование — это процесс отвлечения от каких-то свойств изучаемого явления с одновременным выделением свойств, которые интересуют исследователя.

Идеализация теснейшим образом связана с абстрагированием и мысленным экспериментом и представляет собой мыслительную процедуру, которая связана с образованием идеализированных объектов, например точка или абсолютно черное тело и т. п.

Индукция — это движения мысли от опыта, то есть от единичного — к общему — к выводам.

Дедукция — процесс познания от общего к единичному.

Аналогия представляет собой установление сходства в каких-то свойствах и отношениях между нетождественными объектами. Посредством выявленного в ходе исследования сходства делается умозаключение по аналогии.

Моделирование — метод исследования определенных объектов через воспроизведение их характеристик на другом объекте — модели, представляющей собой аналог какого-то фрагмента действительности — оригинала модели. Важной формой моделирования является компьютерное моделирование.

Системный подход — этот совокупность ряда методологических принципов, основой которых является рассмотрение объектов как систем.

Современная наука характеризуется рядом методологических новаций, к числу которых относятся следующие:

Изменение характера объекта исследования с усилением роли комплексных программ в их изучении.

Сближение естественных и социальных наук, то есть методологический плюрализм.

Повсеместное внедрение во, все частные науки и научные дисциплины идей и методов синергетики — теории самоорганизации, которая ориентируется на поиск законов эволюции различных природных явлений.

Появление таких понятий в науке, как вероятность, информация, и постоянное взаимодействие с такими категориями, как случайность, возможность, причинность.

Введение времени во все научные дисциплины, охват в единое целое макро- и микромиров.

Соединение объективного мира и мира человека, что позволяет установить связь между Вселенной и эволюцией жизни и человека на Земле. Этот принцип позволяет рассмотреть Вселенную как сложнейшую систему, важнейшим элементом которой является человек.

Увеличение уровня абстрактности и сложности формально-абстрактных методов познания.

Русский философ Василий Васильевич Розанов писал в своей книге «О понимании», созданной сразу после окончания историко-филологического факультета Московского университета, о том, что сутью науки является стремление к пониманию, к чистому познанию. «Мальчик, смотрящий на пламя и задумывающийся над тем, что такое оно, юноша, задумывающийся над нравственными вопросами жизни, -стоят в пределах науки, хотя бы они и не разрешили своих сомнений. Но ученый, с успехом сдавший на магистра и готовящий докторскую диссертацию, стоит вне пределов ее, потому что не жажда познания руководит им». Это стремление к пониманию делает науку сестрой Мудрости, потому что понимает человек что-либо не только благодаря рациональным аргументам и доказательствам, но и с помощью интуиции, озарения, художественного чувства, веры.

5 стр., 2215 слов

Проблема познания в работах Платона

... как чувственный мир может быть объектом только чувственного опыта. Проблемы познания Платона Самыми важными проблемами в философии Платона являются: во-первых, его Утопия, которая была самой ранней из ... следовательно, означают учение о знании, а точнее, учение о способах приобретения человеком (познающим субъектом) знания об объекте познания, в качестве которого могут в самом общем смысле выступать ...

Конечно, современная наука разительно изменилась со времен Аристотеля и Галилея. Изменилось отношение к ней как со стороны государства, общества, так и со стороны самих ученых. Наука как бы перестала быть уделом только одних ученых. От успешного ее развития в значительной мере зависят благосостояние и культурный рост людей, прогресс человеческой цивилизации. В наше время наука стала одним из важнейших источников государственных доходов, поскольку она самым непосредственным образом участвует в производстве, в создании новых технических средств и технологий, которые в свою очередь меняют среду обитания, повседневный быт людей.

Знание постепенно расширялось. В настоящее время оно охватывает сотни научных направлений. И хотя человек очень много узнал об окружающем его мире и о самом себе, но на большинство важных вопросов ответа пока нет.

Самым трудным оказалось познание человеком самого себя. Выяснилось, что строение человека, его физиология трудно поддаются изучению, хотя кое-что здесь еще можно понять. Но особенно трудно изучить внутренний мир человека. Ведь каждый индивидуум — это, как принято говорить, свой собственный уникальный, неповторимый мир. Разные люди в одной и той же ситуации, в одно и то же время по-разному воспринимают окружающее, по-разному оценивают целесообразность тех или иных своих действий в сложившихся условиях, по-разному относятся к мотивам поведения других людей.

Следует заметить, что при исследовании специальных явлений недопустимо как сведение к природному, то есть попытки объяснить общественные процессы только исключительно законами естествознания, так и противопоставление природного и социального.

Заключение

Итак, наука является важной формой познания. Это утверждение почти общепринято в наше время, когда успехи технического прогресса и общественного развития во многом определяются состоянием науки.

Критика идеала «строгой» науки распространилась и на саму методологию и историю науки. Сомнению подвергаются кардинальные вопросы существования науки, так что сегодня можно выявить две противоположные точки зрения на дальнейшее развитие науки: пессимистический и оптимистический.

Если в прошлом в сфере производства решающую роль играли субъективные ощущения, с помощью которых все определялось на глаз, слух, запах и т.п., то с появлением новых технических устройств появилась возможность определить объективно точные параметры объекта, в том числе его протяженность, тяжесть, теплоту и т.д. На этой основе развилась механика, которая использовалась для конструирования машин и механизмов. Законы и принципы механики, с помощью которых в то время интерпретировался широкий спектр исследуемых объектов, легли в основу новой научной парадигмы — механицизма.

Развитие науки в период промышленной революции привело к увеличению числа нововведений, отказу от рутинных и архаичных форм человеческой деятельности. Обогащенная экспериментом и соединенная с практикой капиталистического производства, наука стала основой профессионализма и компетентности индивидов. И, если в прошлом научная компетентность имела достаточно ограниченную сферу применения, то в XIX в., по словам Т. Парсонса, она была поставлена во главу угла

Говорят, что научное знание отличается от остальных видов знаний прежде всего своей высокой точностью. Хотя это верно, данный признак не является решающим. Не только в технике, но и в системе общественного управления в наши дни применяют математические расчеты, статистические данные, детально и точно разработанные планы и программы. Точность как определенный способ отношения к действительности проникает и в повседневную жизнь.

Если верить интуиции В.А.Садовничего, то «генеральное направление в развитии науки наступившего столетия будет связано с повышением эффективности ее прогностической функции (я, конечно, имею в виду научное прогнозирование и такие известные его методы, как гипотеза, экстраполирование, интерполирование, мысленный эксперимент, научная эвристика и другие).

В этом проявится научная мудрость. Естественно, для этого потребуется новый, более совершенный научный инструментарий. Но главное будет в другом. В том, насколько тесно и органично удастся сблизить между собой науку (теоретическое знание), вненаучное знание (обыденное знание, практическое знание, мифы, легенды) и политику (прагматическое использование знания в интересах власти и рынка)».

Часто говорят, что научное познание оперирует абстрактными понятиями, тогда как, например, художественное познание образно, наглядно, касается конкретного живого человека. С одной стороны, и ученому для построения сложных научных абстракций часто приходится обращаться к наглядным образам, аналогиями и метафорам, с другой стороны, художники в своем творчестве часто опираются на вполне точные, логически безукоризненные понятия, рассуждения и методы.

Насколько я понимаю, точные выраженные понятия знания лежат в основе произведений многих крупных писателей. Это значит, что понятийное и образное познание не исключает друг друга. Они встречаются как в научном, так и в художественном творчестве, хотя и в разных «дозировках». Присущи они, конечно, и обыденному познанию, или так называемому здравому смыслу.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/filosofiya-nauki/

  1. Волков А. Н. Человеческое измерение прогресса. — М., 1990.
  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. — М.: Центр, 2008.
  3. Кезин А.В. Менеджмент: методологическая культура: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2007.
  4. Лось В. А. История и философия науки. Основы курса: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. — 404 с.
  5. Лугвин С.Б. Социальные трансформации и государственная бюрократия. // Вопросы философии. 2006, № 2. С.103-108.
  6. Парсонс Т. Система современных обществ. — М., 1998.
  7. Поппер К. Открытое общество и его враги. -Т. II.- М., 1992.
  8. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. — М., 1957.
  9. Розанов В.В. О понимании. Опыт исследования природы, границ и внутреннего строения науки как цельного знания. — М., 1996.
  10. Розин В.М. Типы и дискурсы научного мышления. — М.: Эдиториал УРСС, 2008. — 248 с.
  11. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире. // Вопросы философии. 2006, № 2. С.3-10.
  12. Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии. — СПб., 2007.
  13. Фейерабенд П. Избранные произведения по методологии науки. — М., 1986.
  14. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Е.Е. Несмеянова. — М..: Гардарики, 2008.
  15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.