Китайский народ создал особый тип культуры, отличающий его от культуры других народов. Длительное время живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений человека и природы, устойчивыми культурными традициями.
В древности китайцы называли свою страну Срединным государством, считая ее центром мироздания – единственным цивилизованным миром. У них уже во II тыс. до н. э. существовала иероглическая письменность, был изобретен календарь, не имевший себе равных во всей восточной Азии. В своей основе это был лунный календарь, но учитывал и движение солнца. Он сводил в единый ритм движение светил на небе, годовой круговорот природы и хозяйственную деятельность людей. Он стал своеобразным символом основополагающей идеи китайской цивилизации – органического единства трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека.
Исключительную роль в истории китайской культуры сыграло Тринадцатикнижие, являвшееся основой обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетий, так как содержало сведения по истории, о деянии царей и героев, песни и гимны, и многое другое. Оно включало «Книгу истории», «Книгу перемен», «Записки об обрядах» и др. и явилось фундаментом преемственности духовной культуры во всех областях.
Особое внимание у китайцев сложилось к природе. Мир в их представлении – это мир абсолютного тождества противоположностей, здесь нет места ни враждебности, ни дисгармонии, существует совершенство. Гармония внутренне присуща природе, поэтому в ней ничего не нужно переделывать. Изначально ей присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).
В основе гармонии общества и природы лежала идея социально-политического порядка, санкционированного Небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в конфуцианстве и даосизме.
Значительны достижения и в области материальной культуры и науки.
В Китае было сделано едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых сегодня зиждется наша жизнь – компас, мачты, пушки, порох, бумага, шелк. Существенны достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля; в VII-X вв. были изобретены механические часы. Высокого уровня развития достигла медицина: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о «жизненной энергии» – чи, лечебная гимнастика «ушу».
История формирования социально-психологических идей
... любой научной дисциплины, его содержание - это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное ... В таких своеобразных формах "социально-психологическое мышление" насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной ... Э. Тейлор завершает свои работы о первобытной культуре, американский этнограф и археолог Л. Морган исследует ...
Китайская культура оказывала воздействие на западную – влияние архитектурных стилей, парковое искусство. Европейских философов привлекло учение Конфуция.
Китай и Запад взаимно влияли друг на друга. Запад испытывал воздействие богатого культурного наследия Китая, в свою очередь Китай перенимал передовые научные и технические достижения Запада, его философские и художественные идеи. Все это способствовало укреплению взаимопонимания между культурами.
1. Конфуцианство и даосизм – основа миропонимания древних китайцев
Китайская школа мысли уходит своими корнями в глубь веков. Её история насчитывает более чем два с половиной тысячелетия, в течение которых формировалась традиция, которую называют китайским мышлением. К 221г до н.э., когда династия Цинь объединила Китай, в стране существовали разные философские течения, причём основными были школы конфуцианского и даосского направлений, возникшие в VI в. до н.э.
Конфуцианство— (соnfucianism), жу-цзя, жу-цзяо — (учение) школы ученых-интеллектуалов. Древнейшая философская система и одно из трех главных этико-религиозных учений, наряду с даосизмом и буддизмом Дальнего Востока. Возникло в Китае на рубеже VI–V вв. до н. э.
Одним из наиболее ярких представителей китайской философской школы, несомненно, является Конфуций. Он родился 22 сентября 551 г. до Р. Хр. на востоке Китая в княжестве Лу. С юности Конфуция мучила мысль о состоянии жизни в Китае. Он также верил в то, что в старые добрые времена «Золотого Века» жизнь людей была лучше, да и страна в целом была более процветающей. Он пришел к этим убеждениям путем длительного изучения и исследования древней китайской литературы. По мере того как он собирал и переводил классическую литературу, он нашел то, что по его мнению, было ключом к разгадке более счастливой жизни прежних дней.
Конфуций видел, что не все люди ведут себя в соответствии с правилами сотрудничества и взаимной помощи. Для его практического ума это означало только то, что люди нуждаются в некоторых определенных правилах. В своих трудах Конфуций придавал особое значение таким правилам, воспроизводя и интерпретируя древние традиции китайского общества. Для того чтобы люди могли узнать, как им следует жить, Конфуций описал «совершенного человека». Совершенный человек вырабатывал в своем характере Пять Постоянных Добродетелей, которые он тренировал до тех пор, пока они не становились такими же естественными, как дыхание.
Истинное отношение Первая из Пяти Постоянных Добродетелей касается отношений с другими людьми. Совершенный человек стремится быть в гармонии с людьми. Он знает, что не сможет выполнить свою задачу в жизни до тех пор, пока не будет жить в ладу с другими. Правильное отношение выражается в поведении. В людях скрыто зерно такого отношения, но ему надо помочь прорасти. Под таким добродетельным отношением иногда понимают закон самоконтроля.
Истинное поведение Второй Постоянной Добродетелью является надлежащий образ действий. Человек благородного ума изучил правила поведения. Он знает, как применять их в каждой ситуации, с которой он сталкивается. Он знает все правила этикета, которые определяют, что именно требуется от человека в каждой конкретной социальной ситуации. Он знает все церемонии и ритуалы, относящиеся к почитанию предков. Он знает, как сесть, как встать, как беседовать, как ходить, как владеть своим лицом при любых обстоятельствах. Тем не менее, все эти ритуалы и действия не имеют значения, если в человеке нет правильного отношения. «Если у человека нет милосердия, то какой ему прок от церемоний».
Философия конфуция реферат кратко
... и, таким образом, «благородный человек». Конфуций - это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для ... высоко ставя века минувшие, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы. Высоко моральный ... т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что ...
Истинное знание Третьей Постоянной Добродетелью является знание. Совершенный человек — это человек знающий. Он должен быть образован, для того чтобы точно соответствовать требованиям. Целью конфуцианства было постепенное развитие до уровня, когда выученные правила становятся привычкой. Предметами, которые формируют у человека правильные нравственные привычки, являются история, литература и гражданское право, составляющие китайскую классику. Совершенный человек так планирует свое образование, чтобы в него вошли все эти необходимые предметы. Веками классика составляла основу образования в Китае. Современная эпоха ввела новые области знания, однако конфуцианец по-прежнему относится с уважением к классике.
Истинное состояние духа Согласно Четвертой Постоянной Добродетели совершенный человек должен развить такое состояние духа, которое необходимо, чтобы оставаться верным себе и милосердным к своим ближним. Он должен обладать такими качествами, чтобы все, что он делает, было достойным вкладом в общество. Что бы он ни делал — это улучшает человеческие отношения.
Истинное постоянство Значение Последней из Пяти Постоянных Добродетелей выделено в самом названии — это постоянство. Достигнув первых четырех добродетелей, совершенный человек упорно их придерживается. Он неизменно добр и полезен. Он знает, что он должен делать в каждом конкретном случае, и всегда знает, как сделать это. Поскольку он прорастил семена добродетели в глубине своей души, он находится в гармонии со всем в этой вселенной. Поскольку он находится в гармонии с самим собой, он — часть космической гармонии. Вот почему он может сделать все, что нужно, когда это необходимо.
В качестве одного из аспектов своей теории, направленной на то, чтобы сделать праведную жизнь доступной для каждого, конфуцианцы подчеркивали пять типов важных межличностных взаимоотношений, которые требовали доброты и такта, они считали, что если бы каждый приложил «Пять Постоянных Добродетелей» к этим пяти типам взаимоотношений, начался бы настоящий золотой век. Если счастью и гармонии суждено быть, то десять человек, вовлеченных в эти связи, должны проявлять добродетельность в своем поведении и в отношении друг к другу, если они:
муж и жена
отец и сын
старший брат и младший брат
начальник и подчиненный
друг и друг
Следует отметить, что обе стороны в таком взаимодействии имеют определенные обязательства. Каждый несет ответственность за то, чтобы действовать, говорить и думать в соответствии с понятиями о доброте и сотрудничестве. Кто-то может возразить, что все это не может быть абсолютным. Что же делать людям одиноким? Однако один человек не сталкивается со всеми другими людьми на земле. Его круг общения ограничен. Именно по этой причине перечислены только пять типов межличностных отношений. Действительно, гораздо лучше, когда человек относится доброжелательно и с уважением к нескольким людям, с которыми он общается часто, чем торжественно провозглашать о своей «любви» ко всем людям.
Человек как предмет педагогической антропологии
... разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за К.Д.Ушинским понимает то, что характерно только для человека - способность ... предмет познания. Как отмечал Л. Фейербах, человек - это «живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально - действенного бытия». Современные исследователи подчеркивают такую особенность целостности человека, как ...
Конфуций поощрял культ или почитание предков потому, что полагал, что это помогает человеку выработать верную позицию и правильное поведение. Когда человек приносит дары к мемориальной доске в память об умершем предке, он вспоминает о своих истоках и своей любви. Это вызывает у него чувство уважения и преданности. Сохранение сыновней почтительности даже после смерти предков свидетельствует о еще большем почитании, чем просто уважение по отношению к живым родителям.
При жизни Конфуций был уважаемым учителем, но только одним из многих учителей. Пока он был жив, его славы и известности не были достаточно для того, чтобы его учение было использовано правителями. Напротив, он долгие годы пытался убедить одного правителя за другим использовать его идеи, но все было безрезультатно. У него было несколько верных учеников, которые были уверены в превосходстве его идей, но остальные не были с этим полностью согласны. Понадобилось несколько столетий после его смерти, чтобы учение Конфуция о нравственности начало приобретать большое значение в жизни китайцев. Китайская классика, на которую он потратил столько времени, была принята за основу при сдаче государственными служащими экзаменов для занятия ими правительственных постов. Это ознаменовало время, когда весь строй жизни китайцев стал основываться на конфуцианстве.
Даосизм
Другим крупным философским направлением в Китае был даосизм. Его основателем является Лао-цзы (579—499 гг. до Р. Хр.), биография которого полулегендарна. Известно лишь, что родился он в царстве Чу, служил архивариусом при дворе царства Чжоу. Но, наблюдая упадок и обнищание этого царства, он покинул службу и ушел на запад страны. Больше о нем ничего неизвестно. Покидая страну, Лао-цзы оставил свою рукопись «Даодэцзин», которая стала основой этой философии. В основе этой философии лежит представление об устройстве вселенной, где над людьми, богами, духами, Небом (в понятии древних китайцев Небо или Небесный владыка является верховным божеством) стоит могущественнейшая сила Дао. Она представляет собой источник, откуда исходит вселенная и в то же время она является ее управителем. Человек является порождением Дао, неотъемлемой частью природы, и поэтому главная его задача — жить согласно природе, идти по пути добродетели — дэ. Все несчастья же людей проистекают из того, что они постоянно что-либо делают вопреки природе — строят города, возводят храмы, пишут книги и т. д. От всего этого нужно отказаться и вернуться к родоплеменным отношениям. Таким образом, цель человека — жить по законам природы, путем полного ничегонеделания.
А что же тогда представляет реальную ценность? На что человеку следует тратить свои силы? Он не может просто сидеть сложа руки и ждать. Раз уж он живет среди людей, он должен думать об остальных. Ранние даосисты бесстрашно смотрели в лицо трудностям повседневной жизни в этом мире. Они знали, что они должны и в жизни придерживаться той же философии, что и в мыслях. Они решили, что существуют три вещи — три сокровища, как они их назвали, — которые являются высшими наставниками человека Дао. Это любовь, умеренность и смирение. Как же эти три качества помогали последователям Дао жить в этом мире? «Любя, можно быть храбрым; будучи умеренным, можно быть обеспеченным; не пытаясь выделиться в этом мире, можно управлять всеми начальниками».
Права человека в Китае
... История развития вопроса о правах человека в Китае В Общей программе Народного политического консультативного совета Китая, провозгласившего в 1949 г. создание Китайской Народной Республики, декларировалось, что граждане КНР пользуются правами: свободы убеждения, слова, ...
Тот, кто видит Дао внутри себя, видит его и в других, и во всем мире. Это как раз тот человек, который видит, что его благополучие — это добро для всех людей. А добро для всех — это также и его добро. Вот что Лао-Цзы подразумевал под словами «быть в состоянии любви». Человек Дао будет творить добро всем людям: и хорошим, и плохим, платя любовью даже за сильную ненависть. Если этого не делать, то независимо от того, насколько справедливо человек отвечает на ненависть, какая-то ее часть или ее результат останутся. В состоянии любви человек может быть смелым. Человек Дао относится к миру с доверием, и мир может доверять ему.
Человек Дао сдержан в своих мыслях и поступках. Излишества в любой области препятствуют удовлетворению. Последователь Дао не будет заранее решать, какие в точности действия он предпримет в каждой конкретной ситуации. Он также не будет заранее решать, что не поведет себя определенным образом. Он всегда помнит, что в своих мыслях и действиях надо следовать тому, что представляется наиболее простым и естественным. В этом случае его действия всегда целесообразны и всегда правильны. «Тот, кто умерен, может быть обеспечен».
Даосизм Лао-Цзы продолжает свою жизнь в основном в идеях, которые он предложил другим, более сильным и долговечным религиям. Конфуцианство вобрало в себя даосистскую веру в то, что человек в основе своей добр. Буддизм в Китае с его изначальным признанием важности познания своей глубинной сути был усилен и в чем-то изменен этой местной религией. Как религиозная философия даосизм пришел в упадок, но он многих привел к пониманию того, что внутренняя жизнь человека — это именно та жизнь, которая и является важной.
2. Своеобразие искусства древнего китая (пейзажная живопись и архитектура)
Корни зарождения великой культуры Китая относят к древним временам. Показателем общего подъема культуры Древнего Китая являются развитие живописи, литературы и архитектуры.
Живопись Древнего Китая
Китайская живопись настолько же древня, как и история этой восточной цивилизации. Она берет свое начало в VI — V тыс. до н. э. В это время живопись использовалась для росписи ритуальных сосудов. Зачастую, на таких предметах изображались животные или птицы, растения или люди. Постепенно начинают украшаться не только глиняные сосуды, но и бронзовые предметы. А в период, вошедший в китайскую историю под названием Сражающихся царств, зарождается живопись на шелке. Самыми ранними изделиями, известными на сегодняшний день являются рисунки из погребений времен царства Чу; на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом — люди верхом на драконах. Китайская живопись резко отличается от изобразительного искусства других стран. Китайские художник рисовали полотна, придерживаясь уникальной манеры. Они большее внимание уделяли линиям и формам предметов, нежели их цветовой окраске. Мастерство китайского художника определялось по шести факторам. При написании картины главным образом следовало мастеру уловить гармонию его с окружающим миром, что позволит полно передать природу или человека. Все предметы, изображенные на картине, должны были по формам и цвету соответствовать настоящим образцам. Высшим пилотажем считалось умение передавать движение человека и животных. Только достигнув всего этого, можно считаться настоящим художником.
Образование в Древнем Китае
... все послабления сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах. Порки были обычным делом, и на первое занятие ребенок приносил учителю не ... отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым. В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок ...
Основа китайской живописи отнюдь не философия или религия, как это может показаться на первый взгляд. Принципы китайской живописи заключаются в любовании природой как совершенным творением. Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Так, существовали анималистические жанры («Цветы и птицы», «Растения и насекомые»), бытовые жанры («Люди и предметы»), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и китайская пейзажная живопись («Горы и воды»).
В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке.
Китайская живопись тяготеет к определенным устойчивым образам: одним из самых излюбленных объектов эстетического воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук — это не просто растение, а символ человеческого характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких моральных качеств, порой сравнивая с ним свой характер.
Древняя китайская живопись, как в прочем и современная, знала два основных стиля: «гун би» (прилежная кисть) и «се и» (выражение идеи); для картин первого стиля характерна такая техника рисования, при которой обведен каждый предмет и отдельная деталь, четкость линий. Сделав обрисовку, художники Китая закрашивают рисунок яркими минеральными красками, которые придают картине яркость и выразительность. Стиль «гун би» был очень популярен на раннем этапе развития китайской живописи, примерно до XII века: именно в этом стиле работали те мастера, которые занимались росписью интерьеров императорского дворца и знати.
На среднем и позднем этапе широкое распространение получил стиль «се и», более небрежный и экспрессивный. Стиль «гун би» был обязательным для профессиональных художников, второй же стиль получил распространение среди художников-интеллектуалов.
В китайской живописи принято использовать для письма кисть: это напрямую связано с техническими различиями между искусством Востока и Запада. В Китае использование одного инструмента и для живописи, и для каллиграфии — кисти — связало эти два вида искусства, Связь текста и изображения приобретает философский смысл. Часто художник подписывал картину своим именем, или давал ей название, но зачастую также изречения на картине становились прямым к ней дополнением, придавая картине дополнительный смысл, либо усиливая его.
Архитектура Древнего Китая
Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны. Тем не менее они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, — это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации.
Системы воспитания и обучения древних цивилизаций (Индия, Китай)
... Китае. Для осуществления поставленных задач, нами была изучена историко - педагогическая литература, которая представлена в списке литературы. 1. Особенности воспитания и обучения в Древней Индии В этой главе мы рассмотрим особенности воспитания в Древней Индии ... и своего места в мире, что невозможно без развития интеллектуальных способностей. В этом процессе самосовершенствования и самопознания ...
В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. Это объясняется тем, что тяжесть дома выдерживают столбы, а не стена. В этом и заключается суть дела. Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях.
Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, придавая им специфическую декоративность. Например, крыши домов не были ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав. Подобные узоры наносились гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.
Своего наивысшего развития архитектура Древнего Китая достигли в III в. до н.э.- III в. н.э. (период династий Цинь и Хань), когда страна была объединена в крупное централизованное государство. Китай этого времени представлял собой мощную империю, в состав которой были включены ранее независимые многочисленные племена и государства. Циньские и ханьские города достигали больших размеров и отличались установившимися принципами планировки. Раскинувшиеся на большом пространстве, они обносились крепостными стенами с башнями и многочисленными воротами и внутри делились на несколько частей.
Дворцовые сооружения, башни и дома знати выделялись среди остальных построек своими размерами и роскошной отделкой. Во время династии Цинь в столице государства — Сяньяне — число дворцов достигало 300. Зданий, относящихся к этому времени, не сохранилось до наших дней, так как основным строительным материалом служило дерево. Однако представление о них дают описания в литературных источниках. Строительные принципы китайской архитектуры, восходящие к очень древним временам, изложены уже в «Щицзине».На подготовленной и утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент (род стилобата), облицованный камнем или мрамором. На этом фундаменте возводился основной каркас здания, состоявший из деревянных столбов, связанных поперечными перекладинами. На каркас опиралась широкая и высокая крыша, которая была самой большой и тяжелой частью здания. По образному представлению древних китайцев, она должна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана. Тяжелая массивная кровля, столь обычная в памятниках китайского зодчества, предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративных элементов китайских построек — так называемого доу-гун. Доу-гун представляет собой своеобразную систему многоярусных деревянных кронштейнов, которая, увенчивая опорный столб в месте его соединения с горизонтальной балкой, принимает на себя тяжесть этой балки и служит для поддержки большого выноса широких крыш, равномерно распределяя их тяжесть. Доу-гун состоит из ряда изогнутых брусьев, наложенных друг на друга и далеко выступающих за пределы здания. Выступающие концы балок и доу-гуны в ханьское время уже богато декорировались. Легкие деревянные стены здания укреплялись на каркасе и служили как бы ширмами, которые можно было разбирать и заменять в зависимости от времени года. Судя по описаниям в летописях и древних книгах, дворцы циньских и ханьских правителей строились из различных пород ценного дерева и имели кровли из цветной черепицы. Внутри дворцов стены украшались росписями и пропитывались ароматическими веществами, полы инкрустировались драгоценными камнями. Вокруг дворцов были разбиты сады и парки с цветниками, сохранявшимися на протяжении всего года.
Китайская философия
... уделом людей низших, лишенных возвышенных идей. Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись друг от друга. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для ... – даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем огромное влияние на все последующие развитие китайской философии. Именно в этот период зарождаются те проблемы, те понятия и ...
По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы — темно — кофейным цветом. Вокруг домов растут бамбук и бананы. Религиозная традиция предписывала строить здание в соответствии с благоприятным для человека направлением ветров, уровнем подземных вод и рельефом местности. В основе своей эта традиция опиралась на народный опыт и имела не только символический смысл, но и определенное практическое значение. По суеверным представлениям, здания должны были фасадом обращаться на юг, строиться у реки и у подножия гор. Практически это было связано с защитой строений от ветров и обогреванием солнечными лучами с юга.
Самым грандиозным архитектурным сооружением времени Чжаньго является «Великая китайская стена»,Это уникальный памятник крепостной архитектуры, который начали сооружать в IV—III вв. до н.э., когда китайские государства были вынуждены защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам Северного Китая. Ее длина превышает 3 тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Расстояние между башнями равно двум полетам стрелы, оно легко простреливалось с каждой стороны, что обеспечивало безопасность. Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы.
3. Литература Древнего Китая
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/filosofiya-drevnego-kitaya/
Начало китайской литературы теряется в глубине тысячелетий. Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо острым орудием на черепашьем панцире или лопаточной кости барана. Желая узнать, например, будет ли удачной охота, правитель приказывал нанести свой вопрос на панцирь и потом положить панцирь на огонь. Специальный гадатель истолковывал «ответ божества» в соответствии с характером трещин, появившихся от огня. Впоследствии материалом для надписей стала служить бронза на огромных ритуальных сосудах (по поручению древних царей делались дарственные или иные надписи).
С начала I тыс. до н. э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки. На каждой такой дощечке помещалось примерно по сорок иероглифов. Планки нанизывали на веревку и соединяли в связки. Легко представить себе, какими громоздкими и неудобными были первые китайские книги. Каждая, даже небольшая книга занимала несколько возов.
Первое место в своем перечне древней историографии отводится сочинениям конфуцианского канона. Из этих сочинений, составивших основу конфуцианского учения первостепенное значение имела «Книга песен». Этот поэтический свод, состоящий из четырех разделов («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды», «Гимны») донес до нас самые различные образцы древнейшей лирической и гимнической поэзии.
История китайской педагогики
... школы в Китае История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в ...
Первый раздел — «Нравы царств» — сюда входят лирические народные песни, поражающие своей искренностью и задушевностью. Вот одна из таких песен: «…Взойду на южную гору, сорву там папоротник. Не вижу любимого — сердце в горе печалится. Но лишь увижу его, но лишь встречу его — сердце сразу радуется…»
Второй раздел — «Малые оды» и третий раздел «Великие оды» содержат в большинстве своем авторские стихотворения, основной темой которых является служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения.
Четвертый раздел — «Гимны» — здесь собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого. трудами конфуцианских наставников отведено сочинениям представителей другой влиятельной философской школы древности – даосам, которые разрабатывали проблемы бытия, утверждая примат естественного Пути — Дао как основы всего сущего во вселенной, как источника всех вещей и явлений.
В разделе философской литературы после даосов помещены сочинения натурфилософов, развивавших учение о взаимодействии двух полярных сил природы: света — ян и тьмы — инь. За ними шли легисты, или законники, трактовавшие и развивавшие учение о государственной власти, осуществляемой с помощью четкой системы наказаний и поощрений.
Для китайцев нехарактерен антропоцентризм (от греч. Anthropos – «человек» и греч. – kentron – «центр»).
Это одна из основных причин отсутствия в китайской литературе эпопей. Прекрасное не связано с отдельным человеком, его субъективными чувствами, воспринимается как гармония природы и общества.
Говоря о поэзии Древнего Китая можно отметить, что наиболее древними дошедшими до нас памятниками являются фольклорные поэтические произведения, собранные в Шицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»).
Шицзин — это древнейшее в Китае собрание песен и гимнов, созданных с XII по V вв. до н.э. В конце I тыс. до н.э. в Китае развивается авторская поэзия, в основном в двух жанрах песни и поэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования. Прозаические сочинения интересны не только сами по себе, но и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской историографии» Сыма Цяня (II в. до н.э.), повлиял на создание повествовательной прозы, зарождающейся, в I — II вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были так называемые «малые (пустячные) речения» — уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились.
Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Высокая оценка литературы в самой китайской культуре сказывается уже в том, что в государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередь знание классической литературы.
Заключение
Настоящее этой грандиозной страны нельзя понять, не зная её прошлого.
Изучение Китая началось сравнительно недавно, лишь в конце XIX века. Однако долгое время истинное лицо великой китайской культуры, вызывающей чувство глубочайшего уважения, оставалось нераскрытым. В настоящее время страна, сбросившая с себя оковы многовекового рабства и достигшая за короткие годы таких значительных успехов во многих областях, привлекла к себе внимание. Величественная история, всепобеждающая сила ее древней и самобытной культуры являются как бы ключом к современному Китаю. Огромный, прекрасный и ещё малоизвестный нам мир культуры Китая дополнил собой и бесконечно обогатил наше представление о стране.
Китай сегодня осваивает бывшие многие столетия недоступным ему трудом и достижения Запада, и вместе с тем он бережно сохраняет те ценности, которые созданы талантом его народа.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/filosofiya-drevnego-kitaya/
1) История Древнего Востока. Под ред. Кузищина В.И., 3-е изд. Перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 462 с.
2) Будда; Конфуций; Савонарола; Торквемада; Лойола. Переиздание книг из биографической библиотеки Ф.Ф. Павленкова. Гл. ред. Васьковская Е.И. СПб: «ЛИО Редактор», 1993.-368 с.
3) История философии. Пер. с чеш. Богута И.И. -М.: «Мысль», 1995. — 590 с.
4) Хрестоматия по истории философии. Гл. ред. Микешина Л.А. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997. — 448 с.
5) Энциклопедия для детей. Религии мира. М.: «Аванта+», 1996. -720 с.
6) История Востока. Васильев Л.С.: В 2-х тт. М., 1994.