На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. …………………………………….
Значимым становится развитие у личности способностей к самоопределению, саморазвитию, идентификации и индивидуализации. Это предполагает формирование собственной позиции в бытии и деятельности, отношения к окружающему миру и самому себе; развитие умений ставить образовательные задачи и действовать в соответствии с ними; формирование обучающегося как субъекта образования. Решение этих концептуальных задач важно осуществлять во всех образовательных учреждениях, на всех этапах развития человека.
Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда. К соответствию данным требованиям готовят детей ещё в начальной школе.
Поэтому во ФГОС НОО определены требования к результатам, освоения ООП НОО, а в Основной Образовательной Программе Начального Общего Образования прописаны планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные.
Личностные планируемые результаты обучения – это сформированные ценностные ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества, а именно:
1)сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Для их достижения в Федеральном законе об образовании в РФ указывается на необходимость:
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (ФЗ об образовании РФ ст. 48 п.1)
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений; (ФЗ об образовании РФ ст. 48 п.1)
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; (ФЗ об образовании РФ ст. 48 п.1)
Роль личности в развитии общества
... активно участвующих в деятельности системы управления. Так какова же роль общества и личности в этой цепочке ? Существуют разные взгляды на роль личности в развитии общества как на ... в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в ...
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; (ФЗ об образовании РФ ст. 48 п.1)
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; (ФЗ об образовании РФ ст. 48 п.1)
В стратегии развития воспитания до 2025 года отмечается о необходимости «поддержки ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом».
Приложение № 1
Для выполнения нормативных требований, указанных выше документов необходимо создавать специальные условия воспитания младшего школьника. Одним из таких условий является педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка – деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной (предупреждающей) и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем; с общением; с успешным продвижением в обучении; с жизненным и профессиональным самоопределением. …………………..
…………………
Галина Михайловна Коджаспирова определяет педагогическую поддержку как – профессиональную деятельность педагогов по оказанию превентивной (предупреждающей) и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим или психическим здоровьем; с общением; с успешным продвижением в обучении;
Татьяна Владимировна Анохина трактует педагогическую поддержку как систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Олег Семенович Газман определил данное направление в педагогике как педагогику свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности.
Олег Семенович считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребёнком следует строить на основе гуманистических принципов, а педагогическая поддержка должна стать жизненным кредо учителя-воспитателя, его профессиональной педагогической позицией.
Педагогическая поддержка осуществляется в ходе сотрудничества учителя и ученика.
Сотрудничество — это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду.
Сотрудничество создает большие возможности для обеспечения непрерывности, взаимодополняемости и целостности педагогического процесса.
Педагогическая поддержка ребенка
... нахождении средств и способов, позволяющих ребенку раскрыть личностный потенциал, а для этого понять проблемы ребенка, не навязывая ему свое их видение. Сущность педагогической поддержки Педагогическая поддержка как педагогическое явление родилась именно тогда, ...
Педагог одновременно помогает ребенку обрести уверенность, закрепить в себе положительные ростки, качества, проявления, удержаться от отрицательного. Также поддерживает субъективность ребенка ( способность личности преобразующему отношению к собственной деятельности),индивидуальность (неповторимость, особенность, умение оставаться собой), что обеспечивает достижение планируемых результатов.
Объект исследования: личностные результаты младшего школьника.
Предмет исследования: способы педагогической поддержки младших школьников.
Цель: теоретически обосновать необходимость педагогической поддержки в формировании личностных результатов.
Задачи:
1. Описать особенности формирования личностных результатов в начальной школе.
2. Дать сущностную характеристику педагогической поддержки.
3. Рассмотреть профессионально важные качества педагога,
4. Описать способы педагогической поддержки младшего школьника в образовательном процессе.
Структура:
Данная разработка предназначена для педагогических работников и студентов педагогических образовательных учреждений. В этом материале содержится основная информация для осуществления педагогической поддержки учащихся, в ходе освоения личностных результатов Примерной основной образовательной программы начального общего образования, посредством сотрудничества, а также описаны способы и методы педагогической поддержки, профессионально важные качества личности педагога для ее осуществления и основные тактики взаимодействия для улучшения отношений педагога и эффективности учебного и воспитательного процесса.
ГЛАВА 1. Роль педагогической поддержки в достижении личностных результатов.
1.1. Сущностная характеристика педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка–это
///////////////////////////////////////////////////////////////////////
Анохина Т.В. трактует педагогическую поддержку как систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском, профессиональном, экзистенциальном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем) самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности.
Основные концептуальные положения о педагогической поддержке в России были разработаны О.С.Газманом.
Он определяет ее сущность как оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением — экзистенциальным, нравственным, гражданским, профессиональным, семейным, индивидуально-творческим выбором. ………………………………………………
То есть,суть педагогической поддержки:
1)Помочь ребёнку преодолеть препятствия, трудности, опираясь на его собственные реальные и потенциальные возможности и способности, развивая при этом потребность в успешности самостоятельных действий,
Контрольная работа: Аномалии личности. Проблема нормы в психологии
... раздражительностью, необузданностью влечений. Исследования аномалий личности расширились во второй половине XIX в. благодаря работам Мореля (1875), Грезингера ... могут привести к «педагогической запущенности». Причины, приводящие к возникновению детских аномалий, подразделяются на врожденные и ... такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, ...
2)Поддержать и подкрепить то положительное, что начало проявляться, а от отрицательного – удержать, подстраховать, чтобы не скатился вниз.
Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого
Ребёнка, но поддерживая и стимулируя их (усилия).
Предметом педагогической поддержки, становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Целью педагогической поддержки выступает помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, т.е. в самоопределении и самореализации, «выращивание» субъектной позиции ребенка.
Задачами педагогической поддержки являются:
— выявления и собственного понимания педагогом проблемы ребенка, осознания всей ситуации его саморазвития;
— помощи ребенку в осознании им данной ситуации и коррекции собственного понимания;
— совместной с ребенком рефлексии его проблемы, побуждение его к осознанию себя как суверенного субъекта самостоятельного жизненного опыта и действия;
— создания условий для осознания ребенком перспективы собственного саморазвития.
Принципы педагогической поддержки:
— ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;
— самореализация педагога в творческой самореализации ребёнка;
— всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;
— все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
— не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
-дети — носители грядущей культуры;
— соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека;
— воспитание- диалог культур;
— не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;
— доверяя не проверяй;
— признавай право на ошибку и не суди за неё;
— умей признавать свою ошибку;
— защищая ребёнка – учи его защищаться;
Педагогической поддержка – в трёх понятиях :
проблема – защита – самостоятельность.
Образ современного педагога, педагогическая культура воспитателя
... факторов успешная педагогическая работа невозможна. Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Не случайно учителей и воспитателей много, а ...
*Проблема — это индивидуальная характеристика, которая выражает доминирующее негативное состояние личности в данный момент, связанное с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.
* Защита — предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребёнка, отстаивание его интересов и прав.
* Самостоятельность — результат совместной деятельности взрослого и ребёнка, выражающийся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы.
Условия успешности взаимодействия взрослого и ребёнка при педагогической поддержке:
1) согласие ребёнка на помощь и поддержку.
Он либо сам просит, либо не отвергает, когда её предлагают или оказывают.
Безусловное вмешательство взрослого –только когда что-либо (кто-либо) угрожает жизни и здоровью ребёнка, или в ситуациях асоциального поведения.
2)приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребёнку.
Педагог лишь создаёт для этого условия, помогая осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках решения, или оказывает косвенное влияние на успешное решение собственной проблемы ребёнком.
3)совместность, сотрудничество, содействие.
Это касается как содержательной, так и технологической стороны взаимодействия.
4)соблюдение принципа конфиденциальности.
Особенно при проведении диагностических методик, при интимных беседах и пр. Только при полном доверии к взрослому его помощь будет принята, и даже станет импульсом к активной внутренней работе.
5)доброжелательность и безоценочность.
Не сравнивать детей друг с другом, не оценивать (ведёт к закрытости).
Важнее- понять, услышать ученика, его трудности, причины поведения.
6)защита прав и интересов ребёнка на всём пространстве его жизни.
Педагог — воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребёнка. Даже, когда тот нарушает общепринятые нормы, педагог осуждает поступок, а не личность, ищет возможность смягчить наказание, понимая, что ребёнок, более чем взрослый, имеет право на ошибку, т.к. он только учится жить в окружающем мире.
Педагог, осуществляющий поддержку — это защитник интересов ребёнка. Педагогическая поддержка становится принципом и направлением его педагогической деятельности. И тогда педагог с позиции «борьбы с..» переходит на позицию: «я помогу тебе…».
Педагогическая поддержка отличается от индивидуального и дифференцированного подходов тем, что она ставит целью – развитие уникальности личности ребёнка (а не приведение личности в соответствие с определёнными требованиями — чтобы освоил тему, вжился в коллектив, соблюдал требования).
Другими словами, педагогическая поддержка есть оказание помощи школьнику в затруднительных ситуациях, с тем, чтобы он научился самостоятельно решать свои собственные проблемы и самостоятельно справляться с повседневными трудностями (препятствиями, преградами, затруднениями, проблемами) …………………………………………………………
Методическая деятельность педагога профессиональной школы
... формы осуществления методической деятельности Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу включается в методическую работу. Первоначально молодого педагога захватывают ...
Её реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:
А) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
Б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
В) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
Г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
Д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
Е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
Ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен; ……………………………………
……………………………………………………………..
Существуют виды педагогической поддержки :
1) непосредственная и опосредованная
2) групповая и индивидуальная
Непосредственная, Опосредованная
* Групповая форма поддержки- это работа всего педагогического коллектива в периоды адаптации детей к условиям школьной жизни :
после каникул
в переходных классах (1,5,10), когда меняется окружение, ощущается дискомфорт
игры, тренинги с группами детей, имеющих сходные проблемы
(неуспевающие, застенчивые, тревожные)
включение в разнообразную коллективно-творческую деятельность, развивающую интересы, способности
специально организованная деятельность по самопознанию в подростковых и старших классах
Индивидуальная
При этом ответить на данные вопросы помогут классный руководитель, психолог, социальный педагог:
Педагогическая поддержка младших школьников, испытывающих трудности в обучении
... педагогическую поддержку младшему школьнику необходимо отыскать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и в комплексе устранить их. Цель работы. ... на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций в системе специальных занятий; совместная работа и единая тактика работы ... все сложнее. Ситуация усугубляется тем, что большинство родителей ...
классный руководитель
— психолог – помогает решать проблемы внутри личностных конфликтов, индивидуальных затруднений в сфере отношений.
социальный педагог
Примерный механизм педагогической поддержки:
Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на пяти этапах при обязательной вере в успех.
1 этап – диагностический
2 этап – поисковый
3 этап-договорной ( проектировочный )
4 этап – деятельностный
5 этап – рефлексивный
На всех этапах важны: такт, культура, знание основ психологии личности ребёнка, вера в успех!
Отличительной принципиальной чертойпедагогической поддержки является проблема, обозначаемая и в целом решаемая самим ребёнком при опосредованном участии взрослого.
Ребёнок сам берёт на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая её на взрослых.
Успешно решив для себя ряд собственных проблем, он становится субъектом своей жизнедеятельности, т.е. приобретает установку: самому решать свою судьбу и находить выходы из разных жизненных ситуаций
Приложение № 2
Педагогическая поддержка обладает гибкостью и вариативностью. Она имеет единую концептуальную основу, но предполагает тактическое многообразие.
Основные тактики (виды) педагогической поддержки:
*тактика защиты;
*тактика помощи;
*тактика содействия;
*тактика взаимодействия (по командам, с примерами и ситуациями);
* Тактика защиты: …………………………………………………………………………
Тактика защиты выбирается педагогом тогда, когда действия ребёнка блокирует страх, ребёнок не проявляет активности и стремления в решении проблемы.
Кредо защиты: ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Тактика защиты- это утверждение презумпции невиновности.
Педагог, защищающий ребёнка, занимает позицию «педагогической адвокатуры».
Педагог-адвокат защищает право ребёнка:
— быть успешным;
— не уметь делать то, что умеют делать все;
— право на поиск, пробу и ошибку;
— право отстаивать своё достоинство;
— право на защиту своих прав.
Такая позиция иногда приводит к непониманию в коллективе, однако, в конечном счете, выигрывают все. И главное, сам ребёнок.
Когда педагог понимает, что не будет услышан в позиции «адвоката», и что ребёнка могут втянуть в дальнейшие конфликты и разбирательства, педагог может занять позицию «буфера», принимая часть удара на себя.
Педагогическая деятельность и умения
... ставил. Соответственно психологически целостная педагогическая деятельность имеет три компонента: 1)постановка учителем педагогических целей и задач; 2)выбор и применение средств воздействия на учащихся; 3)контроль и оценка учителем своих собственных педагогических воздействий (педагогический самоанализ). Полноценное осуществление ...
* Тактика помощи:
Тактика помощи выбирается в случаях, когда ребёнок не верит в себя. Она направлена на создание условий, при которых ребёнок получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта.
Кредо помощи: ребёнок многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом. Причём, помощь более эффективна, если её опережает тактика защиты, освобождающая «безопасное пространство» для пробы сил. Ребёнку нужен успех, и тактика помощи может создать для этого условия.
Ситуация успеха- это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. ……………………………
Общий технологический алгоритм ситуации успеха:
создание атмосферы доброжелательности,
снятие страха перед предстоящей деятельностью,
авансирование успешного результата,
внесение мотивации в предстоящую деятельность,
скрытое инструктирование о способах и формах деятельности,
выделение персональной исключительности,
выражение педагогического внушения,
оценка детали.
— Создание атмосферы доброжелательности, подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращения, открытая и доброжелательная мимика в сочетании с благоприятным психологическим фоном помогают ребёнку справиться с поставленной задачей. …………………..
Например, начиная урок, можно сказать: «Я рад нашей встрече… сегодня особенный день… предстоит интересная работа… каждый сегодня сделает маленькое открытие…» и т.п.
— Снятие страха перед предстоящей деятельностью. Это важно, чтобы ученик преодолел неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Можно использовать фразы: «Для тебя это просто, но если не получится…», «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает…». Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка- не пытка. …………………………………..
— Авансирование успешного результата. Этим приёмом дополняется приём снятия страха. Например, слова: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься…». Так учитель выражает свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится, преодолеет трудности. Такая позиция педагога внушает ребёнку уверенность в самом себе, своих силах и возможностях.
— Внесение мотивации в предстоящую деятельность, т.е. объяснение, ради чего (кого) совершается деятельность. Тогда внимание ребёнка смещается с цели на мотив, и он думает о том (о тех), чему (кому) нужна его работа. Учитель: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу не разобраться…». Ориентация на Другого в операции «внесения мотива» содержит в себе большой педагогический смысл, т.к. раскрывает перед ребёнком значимость его усилий для других.
Профессиональная деятельность и личность воспитателя. материал
... Профессиональная педагогическая деятельность имеет системный характер, проявляющийся в единстве целей, мотивов, действий и результатов. Основная, исторически сложившаяся, цель педагогической профессии — воспитание. Педагог, реализуя свою деятельность, должен стремиться к формированию личности ...
«Внесение мотива» может осуществляться на различных этапах создания ситуации успеха:
*в самом начале, когда даже ещё не названо содержание предстоящего задания и требуется собрать внимание всех присутствующих,
*в процессе выполнения деятельности для усиления её значимости,
*после выполнения задания, чтобы подчеркнуть важность достигнутого результата.
— Скрытое инструктирование о способах и формах деятельности. Оно реализуется с помощью намёка, пожелания: «Достаточно, чтобы было…», «Возможно, лучше начать с…», «Только, пожалуйста, не забудь о…».
Например: «Чтобы справиться с контрольной работой, достаточно вспомнить формулы, в использовании которых мы тренировались на прошлом уроке; и, конечно, не забывать, как оформляется решение задачи».
— Выделение персональной исключительности. Она повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет уверенность и надежду на успешный результат: «Только ты и мог бы это сделать…», «Именно на вас я возлагаю особую надежду…».
— Педагогическое внушение. Оно побуждает к началу действий: «Нам уже не терпится…», «Не будем терять времени- приступаем к работе…».
— Оценка детали. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата: «Особенно меня порадовало…», «Поражает такой фрагмент…».
* Тактика содействия:
………………………….
Тактика инициирует процессы рефлексии и готовности к выбору.
Кредо содействия: ребёнок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора.
Ребёнок получает возможность испытать себя, сделать собственный выбор, самореализоваться, провести рефлексию своей деятельности.
Тактика содействия развивает критические и аналитические способности; формирует ответственность.
* Тактика взаимодействия: ……………………………………………………..
Эта тактика используется тогда, когда ребёнок готов решать свою проблему, и активно к этому стремится. При этом ребёнок обретает опыт проектирования совместной деятельности.
Эта тактика реализуется с помощью механизма «договора».
При этом, договор- это испытание свободой и ответственностью.
При этом используется четыре вида договора:
1)договор на условиях ребёнка;
2)договор на условиях педагога;
3)договор-компромисс;
4)договор-сотрудничество.
1.2. Профессионально
Н.Б. Крылова определяет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции учителя.
Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.
Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.
Требования к педагогу, осуществляющему ПП:
1.Способность педагога к личностно-профессиональному самоопределению в ценностях педагогической поддержки.
2.Способность педагога строить рефлексивную практику.
3.Способность педагога к проектированию собственной деятельности.
4.Способность педагога определять границы собственной недостаточности и восполнять её в кооперации с другими людьми.
5.Способность проектировать и целенаправленно осуществлять педагогическую деятельность.
6.Способность педагога к вариативности и гибкости.
Компетентность педагога в позиции ПП состоит в следующем:
1. Уметь реагировать на проблему (распознавать, диагностировать, прогнозировать).
2.Уметь с проблемой действовать (использовать все сопутствующие ресурсы, условия и пр.).
3.Уметь её преобразовывать (изменять, корректировать).
4.Уметь ею управлять (регулировать, сдерживать, переориентировать).
5.Уметь использовать ресурс воспитания и обучения в качестве средств, повышающих вероятность самостоятельного решения ребёнком собственной проблемы.
6.Уметь выстраивать с ребёнком такие отношения и совместную деятельность, которые помогают сохранять достоинство ребёнка, развивая самостоятельность.
Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют:
— высокая гражданская ответственность и социальная активность;
— любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;
— подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;
— высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;
— потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;
— физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.
Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.
В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности учителя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.
К. Д. Ушинский писал: «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы».
В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя.
Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.
В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.
Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.
Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.
Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя.
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Среди таких качеств — педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.
Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинского.
ГЛАВА 2. Способы осуществления педагогической поддержки
2.1. Способы педагогической поддержки психического развития
Способы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
- метод “угашения отрицательных переживаний” – способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие угашение отрицательных эмоций;
метод “устранения плохих привычек”;
метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
- метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
Способы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
метод “увлечения добрым делом”;
- метод “увлечения героическим” – увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
метод традиции – творческое использование положительного опыта;
- метод “увлечения красивым” – возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;
- метод “увлечения загадочным” – возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
Способы укрепления чувства ответственности:
метод доверия – развивается вера в свои силы;
- метод просьбы – обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод беседы – размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
метод лекции – воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
- метод поручения – обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
Способы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
метод напоминания;
- метод “сомнения” – этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
- метод “достижения согласия с самим собой” – метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
— метод “достижения гармонии с окружающим” – метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат.Sanitas — здоровье) мышления.
2.2.Способы педагогической поддержки развития способностей в процессе:
Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
метод наблюдения;
метод коллективного анализа деятельности, размышления;
метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
метод тестирования и анкетирования.
Способы поддержки развития интеллектуальных способностей:
- метод “мозгового штурма” — при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
метод “сократовской беседы” — развитие диалогического мышления, творческих способностей;
- метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы сделали вывод, что к
Личностные планируемые результаты обучения – это сформированные ценностные ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества, а именно:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Для того, чтобы их достичь любого результата, нужно создавать специальные условия воспитания младшего школьника. Одним из таких условий является педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка –
Её может осуществлять только человек, обладающий профессионально важными качествами:
— любовь и заботливость, основывающаяся на этом индивидуализированная педагогическая помощь; доброта;
— душевность, доброжелательность;