Всякое человеческое действие, предпринятое для достижения определенного результата, — это эксперимент, более или менее успешный. Задача науки заключается в том, чтобы установить точные правила экспериментирования и применять их для достижения заданных параметров.
Логика экспериментального метода была разработана английским социологом и моралистом Джоном Стюартом Миллем, жившим в XIX в.
Самым своеобразным и трудно осваиваемым методом сбора социологической информации является эксперимент. Уже одно название этого метода, имеющего весьма громкое звучание, завораживает и вызывает особое уважение.
Известные психологи – экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный метод – это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной».
Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.
Актуальность работы:
Задача объединения психологических и физиологических аспектов исследования (как в клинических наблюдениях, так и в эксперименте) нашла отражение в многочисленных работах сотрудников отделения неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева, независимо от того, какая методика использовалась — ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ, гальванометрия, электрогастрография, нейрохимические показатели и др. (Мясищев В. Н., 1967; Страумит А. Я., 1968; Бобкова В. В., 1971; Мягер В. К., 1976; Карвасарский Б. Д., 1980, и др.).
Широкое распространение при исследованиях неврозов получил психофизиологический эксперимент, заключающийся в применении словесных раздражителей и моделировании ситуаций, различных по эмоциональной значимости для больного, в сочетании с регистрацией физиологических и биохимических показателей.
Психофизиологический эксперимент обеспечивает и одну и другую стороны исследования в их связи и единстве.
Исследования. Методы исследования — анализ теоретических ...
... причины повышенной тревожности младших школьников; 4. Подобрать комплекс диагностических методик по теме исследования. Методы исследования - анализ теоретических источников, наблюдение и диагностика. Теоретическое и практическое значение работы в том, что ...
Объект: эксперимент.
Предмет: психофизиологический эксперимент.
Цель: Рассмотреть психофизиологические эксперименты в психологии.
Задачи:
1. Познакомиться со специальной литературой, посвященной экспериментам, психофизиологическим экспериментам;
2. Рассмотреть сущность эксперимента, познакомиться со специальной литературой посвященной «эксперименту»;
3. Изучить эксперимент как метод исследования в психологии;
3. Ознакомиться с естественнонаучной ветвью психологического знания — психофизиологией;
4. Сделать теоретический анализ психофизиологических экспериментов.
ГЛАВА 1 Эксперимент
Сущность э
В научной литературе существует несколько интерпретаций этого термина. Вот некоторые из них:
1) Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) — планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений.
2) Эксперимент (от лат.
3) Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – чувств.-предметная деятельность в науке, осуществляемая теоретически познанными средствами.
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии (« Experimental psychology », 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.
Известные психологи – экспериментаторы П. Кресс и Ж. Пиаже писали: «Экспериментальный метод – это форма подхода разума, имеющая свою логику и свои технические требования. Он не терпит спешки, но взамен медлительности и даже некоторой громоздкости дарует радость уверенности, частичной, может быть, но зато окончательной».
Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.
Психология — ы : Цель воспитания его место в воспитательном процессе
... формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и ... все движение вперед человечества". Солидаризируясь с великим писателем в понимании целей воспитания, среди которых главной он считал формирование потребности принести благо другому, ...
Целью эксперимента является выявление закономерных связей, т.е. устойчивых, существенных, связей между явлениями и процессами. Именно эта цель отличает эксперимент от других методов исследования, которые выполняют функцию сбора эмпирических данных.
Сущность эксперимента сводится к абстрагированию, т.е. искусственному выделению одной стороны изучаемого процесса из всего многообразия изучаемых связей.
Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено.
Виды переменных:
1. Экспериментальные: Независимая переменная – это условия, которые меняет сам экспериментатор. Зависимая переменная – фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной.
2. Побочные (сопутствующие реальные помехи): Контролируемые переменные — те условия, которые в ходе эксперимента не должны меняться. Иначе нарушится правомерность эмпирического доказательства: динамику зависимой переменной можно будет объяснить не влиянием ЗП, а иными, незапланированными и незамеченными самим экспериментатором воздействиями. Спонтанные переменные – неподдающиеся строгому контролю, но непременно учитываемые факторы, на практике находящиеся между независимыми и зависимыми переменными, опосредующие их влияние друг на друга. Например: физиологическое или психологическое состояние испытуемых (стресс, усталость, интерес к работе, безразличие и др.).
Логика эксперимента требует, чтобы такого рода характеристики не были упущены из вида, так как они способны существенно изменить поведение испытуемых, повлиять тем самым на качество полученных результатов.
В науке различают два плана проведения экспериментов:
- традиционный, где меняется только одна НП;
- факторный, где меняется одновременно несколько НП.
В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различают пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью.
Многие исследователи в процессе обсуждения и дискуссии практикуют мысленные эксперименты. Они, очевидно, гораздо более дешевы и оперативны, хотя и не всегда убедительны и надежны.
По способу проведения различают эксперименты:
— Лабораторный эксперимент. Это самый распространенный и уважаемый в научной психологии эксперимент. В нем максимально строго можно управлять зависимыми и независимыми переменными.
— Естественный (полевой) эксперимент. Это эксперимент, проводимый в обычной жизни, когда вроде бы никакого эксперимента и никакого экспериментатора — нет.
— Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. Эксперимент заключается в том, чтобы человек или группа людей участвуют в обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, нам не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела.
Психофизиология внимания
... внимания в общей психофизиологии и методы его исследования. Задачи: изучить понятие и сущность внимания с точки зрения психофизиологии; *проанализировать психофизиологические теории внимания *рассмотреть психофизиологические методы исследования внимания. Объект исследования: психофизиология внимание человека. Предмет исследования: психофизиологические методы исследования внимания. ... цели. Например, ...
В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование) и собственно эксперимент.
Явные и скрытые эксперименты
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на:
а) те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
б) те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
в) и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
Таким образом, экспериментировать
1.2 Эксперимента, как метод исследования:
1. В эксперименте раскрывается причинно-следственная связь, т.е. зависимость изучаемого явления от известных контролируемых условий.
2. Эксперимент предполагает активное вмешательство ученого в процесс исследования, управление этим процессом т.к. условия меняет сам ученный.
3. Использование, как минимум, двух методик измерения. Одна из которых измеряет условия протекания процесса, а другая методика фиксирует изменения, происходящие в изучаемых объектах.
4. Необходимо наличие гипотезы, т.е. предположение о характере изучаемой связи, которую должен подтвердить или опровергнуть эксперимент.
Обобщая эти признаки, дадим полное определение эксперименту.
Эксперимент
Прежде чем приступить к исследованию, мы должны доказать необходимость проведения данного эксперимента.
Эксперимент не надо проводить, если:
1. проверяются уже известные положения (например, зависимость между наглядностью и прочностью усвоения знаний учащихся); ИЛИ 2. когда заранее можно предсказать его результаты (например, уровень знаний учащихся повысится, если с ним проводить дополнительные занятия).
Эксперимент необходим, если:
1. проверяется эффективность каких-либо нововведений (например, новых учебных планов, методик, программ);
2. когда сравнивается эффективность различных факторов или выбирается наилучшее средство для их реализации;
3. когда выявляются необходимые и достаточные условия определенных педагогических задач (например, педагогические условия для познавательного интереса учащихся при изучении гуманитарных дисциплин).
Контрольная работа: История зарождения знаний по психофизиологии
... психофизиологии в качестве самостоятельного научного иапраачения официально было зафиксировано как изучение физиологических механизмов психических процессов и состояний. Однако, развитие науки пошло не только по пути исследования ... поведения и психической деятельности, а также межполушарные отношения, диагностика и механизмы функциональных состояний, психофизиология индивидуальных различий, принципы ...
ГЛАВА II . Психофизиология
В научной литературе существует несколько интерпретаций этого термина. Вот некоторые из них:
1) Психофизиология (психологическая физиология) — научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
2) Психофизиология — область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии, направленных на изучение психики в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом.
3) Психофизиология — наука, изучающая физиологические механизмы субъективных явлений, состояний и индивидуальных различий.
Термин «психофизиология» был предложен в начале
Психофизиология — естественнонаучная ветвь психологического знания, поэтому необходимо определить ее положение по отношению к другим дисциплинам той же ориентации: физиологической психологии, физиологии высшей нервной деятельности и нейропсихологии.
Первоначально термин «психофизиология» использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (И. Мюллер, Э. Г. Вебер, Г. Т. Фехнер, Г. Гельмгольц и др.).
Взятая в полном объеме своих задач психофизиология включает три относительно самостоятельных части: общую, возрастную и дифференциальную. Каждая из них имеет собственный предмет изучения, задачи и методические приемы.
Предмет общей психофизиологии — физиологические основы (корреляты, механизмы, закономерности) психической деятельности и поведения человека. Общая психофизиология изучает физиологические основы познавательных процессов (когнитивная психофизиология), эмоционально-потребностной сферы человека и функциональных состояний. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественнонаучные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека.
В рамках психофизиологии выделяются отдельные направления, связанные с разработкой особенно важных проблем:
1) психофизиология сенсорная — психофизиология органов чувств, ощущений и восприятий;
Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека
... П. Павлов назвал условно-рефлекторными. Условный рефлекс, отмечал И. П. Павлов, это явление физиологическое, так как оно связано с деятельностью центральной нервной системы, и в то же ... узлами), условные рефлексы у высокоорганизованных животных и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших полушарий головного мозга). Наблюдение явления « ...
2) психофизиология организации движений;
3) психофизиология активности;
4) психофизиология действий произвольных;
5) психофизиология внимания, памяти и обучения;
6) психофизиология речи и мышления;
7) психофизиология мотивации и эмоций;
8) психофизиология сна, психофизиология стресса;
9) психофизиология состояний функциональных, и пр.
Особое направление являет психофизиология дифференциальная, изучающая физиологические основы различий индивидуально-психологических.
Достижения психофизиологии широко применяются в клинической практике, в построении кибернетических моделей психофизиологических процессов, а также в таких прикладных областях психофизиологии, как психофизиология труда, психофизиология спорта, и пр.
В отличие от многих западных исследований, не преодолевших принцип психофизического дуализма (см. проблема психофизическая) и ограничивающихся установлением корреляций между определенными психологическими и физиологическими параметрами, отечественная психофизиология рассматривала психическое как продукт деятельности мозга головного.
Главной задачей психофизиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. Успехи современной психофизиологии связаны с тем, что наряду с традиционными методами (регистрация сенсорных, моторных, вегетативных реакций, анализ последствий повреждения и стимуляции мозга) в исследовательской практике получили широкое распространение электрофизиологические методы (электроэнцефалография и др.) а также математические способы обработки экспериментальных данных. Особое направление представляет дифференциальная психофизиология, изучающая физиологические основы индивидуально-психологических различий.
ГЛАВА 3. Психофизиологические эксперименты.
Эксперимент психофизиологический — создание экспериментальной ситуации, при которой изучается функциональное состояние организма, особенности и механизмы организации деятельности на нейрофизиологическом, психофизиологическом и поведенческом уровнях.
Эксперимент психофизиологический проводится в обстановке, как можно более приближенной к привычным условиям.
В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития человека, присущие ему в настоящее время.
Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор конкретных методов.
В формирующем эксперименте: благодаря созданию специальных условий в нем прослеживается динамика развития или изменения определенной психической функции. Л.С. Выгодский наблюдал таким образом процесс становления у ребенка понятий (экспериментально-генетический метод).
Психофизиология профессиональной деятельности персонала
... приемы. Общая психофизиология, Возрастная психофизиология, Дифференциальная психофизиология 1.1 Методы исследования в психофизиологии профессиональной деятельности Психофизиология -- экспериментальная наука, поэтому важное значение имеет применение адекватных методов исследования. Модели психической деятельности человека носили бы чисто умозрительный характер, если ...
В настоящее время строятся сложные формирующие эксперименты, по существу — обучающие, в ходе которых в течение года или нескольких лет у дошкольников развиваются познавательные функции (создание системы развивающих заданий и игр), у младших школьников — теоретическое мышление (разработка экспериментальных учебных программ) и т.п.
Современная психофизиология как наука о физиологических основах психической деятельности и поведения, предоставляет собой область знания, которая объединяет физиологическую психологию, физиологию ВНД, «нормальную» нейропсихологию и системную психофизиологию.
В психофизиологических экспериментах часто сопоставляются физиологические и психологические характеристики человека. Это связано с поиском физиологических механизмов психических явлений, с определением физиологической «цены», которую платит организм за выполнение той или иной работы. Прямой перенос физиологических закономерностей на психические явления при интерпретации малопродуктивен, так как он, как правило, упрощает психологическую реальность.
При изучении невротических нарушений внутренних органов — сердечно сосудистой, желудочно-кишечной и других систем были использованы экспериментальные психофизиологические исследования. В процессе исследования регистрировались одновременно несколько физиологических показателей, отражающих особенности реактивности коры головного мозга (ЭЭГ), преимущественно вегетативной нервной системы (кожно-гальванический рефлекс — КГР), а также тех или иных изучаемых систем (ЭКГ, пьезопульсограмма, запись дыхания, оксигемограмма, электрогастрограмма — запись моторики и кислотности желудочного сока и др.).
При изучении невротических нарушений сердечной деятельности А. Я. Страумитом была сделана попытка объективизировать в процессе патогенетической психотерапии динамику взаимоотношений между переживаниями, связанными с конфликтной жизненной ситуацией, и обусловленными страхом за состояние сердца. Регистрировали ЭЭГ, ЭКТ и частоту дыхания. Учитывали реакции на специально подобранные словесные раздражители, адресованные к особенностям личности больных, клинической картине заболевания и патогенной жизненной ситуации.
Повторные исследования под влиянием психотерапии позволили не только уточнить связи между определенными переживаниями и расстройствами сердечной деятельности, но и выявить некоторые закономерности их динамики в ходе психотерапии. При поступлении в клинику у больных особенно частыми и выраженными были реакции ЭЭГ и ЭКГ на представления, связанные с нарушением сердечной деятельности. При этом ЭКГ-реакции, отражающие избирательный характер психосоматического переключения при эмоциональном стрессе, были более выраженными, отмечались у большего числа больных и могли возникать вне заметных изменений на ЭЭГ.
Об интерпретации надо думать до начала эксперимента. До физиологического эксперимента надо как можно тщательнее разобраться с психологической его стороной (т. е. смоделировать явление), затем проводить физиологические исследования и, получив физиологические результаты, дать им психологическую интерпретацию. Если же начинать психофизиологическое эксперимент с его физиологической части в надежде, что со временем ситуация подскажет, что делать дальше, то наверняка в итоге получится путаница (которая может проявиться, в частности, в том, что исследователь, чтобы свести концы с концами, начнет создавать новые псевдо психологические категории, которые не будут стыковаться с уже существующими психологическими).
Высшая нервная деятельность
... была названа рассудочной деятельностью. Чем более развита нервная система, тем выше уровень рассудочной деятельности. Высшего развития она достигает ... Изменения в деятельности внутренних органов одинаковы при сходных эмоциях у всех людей. Физиологическое значение ... по выражению И.П. Павлова, - это сигнал сигналов. Пример: постепенно растет и развивается мозг ребенка, особенно лобные доли полушарий; на ...
Надо учитывать:
а) целостный и динамический характер любого психического явления, используя системные понятия и понятия синергетики;
б) многоконтурный характер регуляции психики нервной системой; это означает, что в психофизиологии следует пользоваться набором физиологических методов (ЭЭГ, ВП, ЭКГ, КГР и др.), причем использовать их синхронно, учитывая многоаспектный характер отношений между разными отделами нервной системы и организма в целом с психикой.
Каковы эти аспекты? Существуют:
1) три отдела нервной системы (вегетативный, двигательный и психический мозг), каждый из которых имеет свою психическую сферу;
2) корково-подкорковые, билатеральные, фронтально-окципитальные отношения; отношения между низкочастотной и высокочастотной частями спектра ЭЭГ, паттерн связей между корковыми центрами, соответствующий выполняемой работе;
3) отношения между специфическими и неспецифическими системами оценки поступающей извне информации;
4) симпатические и парасимпатические отделы вегетативной системы;
5) в границах двигательной системы — влияния пирамидной и экстрапирамидной систем;
6) гормональные воздействия.
При интерпретации ориентиром выступает психологическая терминология: огромная совокупность физиологических данных допускает множество способов интерпретации, но в реальности реализуются только некоторые из них или даже лишь одно, имеющее психологический смысл, подобно тому, как в математике уравнение, например, 4-й степени имеет 4 решения, но физическую трактовку допускает только одно из них. Эта же ситуация имеет место и в психофизиологическом эксперименте.
Заключение.
Сущность эксперимента сводится к абстрагированию, т.е. искусственному выделению одной стороны изучаемого процесса из всего многообразия изучаемых связей. Одно из основных понятий при описании эксперимента – переменная. Так называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено.
Термин «психофизиология» был предложен в начале
Эксперимент психофизиологический — создание экспериментальной ситуации, при которой изучается функциональное состояние организма, особенности и механизмы организации деятельности на нейрофизиологическом, психофизиологическом и поведенческом уровнях. Э. р. проводится в обстановке, как можно более приближенной к привычным условиям. В констатирующем эксперименте определяется уровень и особенности развития человека, присущие ему в настоящее время. Каждое направление экспериментального исследования предполагает свой набор конкретных методов. Таким образом, психофизиологический эксперимент обеспечивает и одну и другую стороны исследования в их связи и единстве.
Физиологические свойства нервных центров
... при участии центров коры больших полушарий, особого центра в среднем мозгу, дыхательного центра продолговатого мозга и центров спинного мозга, иннервирующих дыхательные мышцы. Физиологические свойства нервных центров определяют характер ответных реакций. Эти свойства в значительной ...
В психофизиологических экспериментах часто сопоставляются физиологические и психологические характеристики человека. Это связано с поиском физиологических механизмов психических явлений, с определением физиологической «цены», которую платит организм за выполнение той или иной работы. Прямой перенос физиологических закономерностей на психические явления при интерпретации малопродуктивен, так как он, как правило, упрощает психологическую реальность.
В психофизиологическом эксперименте надо учитывать:
а) целостный и динамический характер любого психического явления, используя системные понятия и понятия синергетики;
б) многоконтурный характер регуляции психики нервной системой; это означает, что в психофизиологии следует пользоваться набором физиологических методов (ЭЭГ, ВП, ЭКГ, КГР и др.), причем использовать их синхронно, учитывая многоаспектный характер отношений между разными отделами нервной системы и организма в целом с психикой.
При интерпретации ориентиром выступает психологическая терминология: огромная совокупность физиологических данных допускает множество способов интерпретации, но в реальности реализуются только некоторые из них или даже лишь одно, имеющее психологический смысл, подобно тому, как в математике уравнение, например, 4-й степени имеет 4 решения, но физическую трактовку допускает только одно из них. Эта же ситуация имеет место и в психофизиологическом эксперименте.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/etapyi-psihologicheskogo-eksperimenta/
-
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и по физиологии активности. М.: Медицина, 2009.
-
Бехтерева Н.П., Бундзен П.В., Гоголицын Ю.Л. Мозговые коды психической деятельности. Л.: Наука, 2008
-
Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. Таганрог: ТГТУ, 2011.
-
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ,2012. С. 51
-
Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2008.
-
Естественнонаучные основы психологии / Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 2008.
-
Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2009.
-
Исследование в псих.: методы и планирование/Дж.Гудвин. СПб.: Питер, 2008. С. 172.
-
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
-
Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008.
-
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 2008.
-
Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.
-
Методика и техника психофизиологического эксперимента. М.: Наука, 2007.
-
Начала современного естествознания. Тезаурус. Р-н-Д. В.Н.Савченко, В.П. Смагин 2006
-
Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2012
-
Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2011.