Актуальность исследования обусловлена Национальной доктриной развития образования Украины в ХХІ веке, основными направлениями государственной политики Украины в отрасли охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности, а так же Концепцией экологического образования в Украине, требованием Закона Украины «Об охране окружающей среды», принятым в 1991 году. Данный закон предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, главная цель которого — развитие экологической культуры общества в целом и каждого члена общества.
В Концепции экологического образования в Украине определено, что результатом процесса экологического воспитания является формирование экологической культуры личности.
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры.
Главная цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Сегодня должно утверждаться «экологическое, этическое и эстетическое воспитание и формирование высокой гуманистической культуры личности, способности противодействовать проявлениям бездуховности» (Проект Национальной доктрины развития образования Украины в ХХI веке).
Природа — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.
По педагогике «Человек, культура и образование на современном этапе»
... образования. Методологической основой курсовой работы является научная и учебная литература, статьи журналов и газет. Работа состоит из: введения, двух глав (частей), заключения и списка литературы. Глава 1. Теоретические основы взаимосвязи человека, культуры и образования ...
Воспитатель является носителем экологической культуры. О необходимости воспитания детей в мире природы в своих трудах отмечали такие выдающиеся деятели, как П.П. Блонский П.П., Я.А.Коменский, Й.Г. Песталоцци, Роберт Оуэн, В.А.Сухомлинский, Толстой Л.Н., К.Д.Ушинский.
Коменский Я.А. считал природу единством макро и микромира и человек должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого.
Сухомлинский В. А. подчеркивал, что «ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира».
Толстой Л.Н. выступал против догматического учения зубрежки, призвал проводить экскурсии, целевые прогулки и наблюдения для ознакомления детей с природой.
Ушинский К.Д. считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, опыты и эксперименты с объектами неживой природы способствуют формированию у детей любознательности, воспитанию эколого-целесообразного поведения, эстетического чувства и интереса к природе.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для эмоционально- психологического воздействия на ребенка, т.к. процессы восприятия в раннем детстве очень ярки и сильны, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что позволяет успешно встраивать первые «кирпичики» экологической культуры личности. Это должны хорошо знать и своевременно использовать в воспитании детей педагоги и родители.
В соответствии с государственными программами экологического воспитания детей дошкольного возраста экологическое мировоззрение необходимо формировать уже в раннем детстве. Вопросами экологического воспитания и ознакомления детей с природой занимались педагоги современности С.А. Веретенникова, Л.А.Каменева, Л.М. Маневцева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова. Данные учёные разработали методики экологического образования детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой».
Цель курсовой работы: рассмотреть процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Систематизировать и обобщить материалы по исследуемой проблеме.
2. Раскрыть сущность понятий «экология», «экологическое воспитание», «экологическая культура».
3. Раскрыть особенности экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой.
4. Рассмотреть методы и формы организации экологического воспитания дошкольников в дошкольном учреждении в процессе ознакомления с природой.
Объектом исследования является экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Предмет исследования: процесс ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
В соответствии с объектом, предметом были определены методы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Наблюдение над процессом экологического воспитания в дошкольном учреждении.
3. Наблюдение над процессом ознакомления дошкольников с природой в разных возрастных группах.
4. Рассмотрение группы стимулирующих методов и способов обучения, с помощью которых можно формировать экологические чувства и экологическое сознание у детей дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание средствами природы в дошкольном детстве
... экологического воспитания дошкольников» и др. Итак, как показывает обзор исследований, проблема сенсорного воспитания средствами природы в дошкольном детстве не достаточно изучена. Объект исследования - сенсорное воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования - процесс сенсорного воспитания средствами природы. Цель исследования - изучение особенностей сенсорного воспитания средствами ...
5. Анализ государственных и региональных программ по разделу «Природа».
Структура работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух разделов, выводов к ним, общих выводов, списка использованных источников, приложений. Общий объём курсовой работы составляет 43 страницы. В списке использованных источников литературы 48 наименований.
1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экологическое воспитание детей — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.
Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др. Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе (Мухоморина Л.Г.) [28].
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы — научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.
Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс (Саморукова П.Г.) [24].
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Роль экологической сказки в познании детьми природы
... экологической сказки в познании природы детьми дошкольного возраста. Задачи работы: 1. изучить понятие экологические сказки; 2. проанализировать цель экологической сказки в экологическом воспитании; 3. рассмотреть сказку, как средство экологического воспитания детей; 4. предложить познание окружающего средствами сказки; 5. исследовать экологические сказки, ...
Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач (Маневцева П.Г.) [33]:
1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.
2. Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.
Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности).
В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.
Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней (Зверев И.Д.) [18].
1.2 Организация и руководство экологическим воспитанием в разных возрастных группах
В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического воспитания рассматривается начальная школа. Но экологическое воспитание в начальной школе не может заменить дошкольную ступень. Они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляют ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей (Золотова Е.И.)[19].
В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое воспитание ребенка. Так, Т.И. Cакирданова [45] считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития детей надо учить, начиная даже не с грудного возраста, а намного раньше». А.И. Иванова [20] отмечает, что экологическое воспитание может «начинаться с момента прихода в дошкольное учреждение», т.е. с 2-3 лет. Программа Ж.Л. Васякиной и Н.Ф. Виноградовой «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста [19].
В принципе при достаточно широкой трактовке термина «экологическое воспитание» можно говорить о его применении по отношению и к детям раннего возраста. Как показывают опросы, современные дошкольники обладаю довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телепередач, рекламы, литературы и мультфильмов. Как отмечал Л.С.Выгодский, в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования — комплексы, псевдопонятия. Полноценные понятия могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного воспитания.
Занятия как основная форма организации экологического воспитания в детском саду
... Понятие экологического воспитания. Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в ...
Очень важным качеством ребенка-дошкольника с точки зрения экологического воспитания является анимизм, когда неодушевленные предметы и объекты природы наделяются сознанием и жизнью, психикой и душой. Отсюда — особые условия для восприятия природы как живых организмов, сопереживания, сочувствия, что должно быть отражено в первую очередь, в методике экологического воспитания (Залыгин С.)[15].
Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы (Каменева Л.А.) [23].
Для получения результатов в группе детского сада необходимо создать определенные условия и, прежде всего, систему работы воспитателя и его коллег.
Компоненты системы экологического воспитания в дошкольном учреждении представлены в схеме 1.1.
Схема 1.1. — Компоненты системы экологического воспитания в дошкольном учреждении
Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические особенности детей данного возраста. Доказано, что 3-4-й годы жизни характеризуются двумя качественно новыми чертами: началом формирования личности ребенка и его самостоятельной деятельности. У ребят появляется самооценка. У малышей вместе со стремлением действовать самостоятельно, возникает желание соответствовать требованием взрослых — быть хорошим. Действия детей в любой деятельности приобретают намеренных характер. Под влиянием взрослого у них появляется желание сделать что-то хорошее для других, для растений и животных. Но наряду с этим у малышей отмечается непроизвольный характер всех психических процессов. Исходя из этих особенностей ребенка, надо создать благоприятные педагогические условия и хорошее оснащение для экологического воспитания детей.
Для этого, прежде всего, необходимо переоборудовать уголок природы в групповой комнате. Для этого советуют отвести большую площадь и центральную стену для эколого-биологического воспитания, на которой ребята смогут видеть Дерево времен года, а живущая на нем белка пригласит ребят поработать с календарем погоды; изготовленный ландшафт (горы, низменность, пустыня, степь) ознакомит детей с рельефом Земли. Водный мир даст возможность детям окунуться в его просторы, а его хозяин Водяной будет непрочь поиграть с детьми цветными мелками (развитие творческих способностей, умение фантазировать).
Ребятам понравится наблюдать за рыбками в аквариуме. А сухопутная черепаха Тартила и две водные черепашки приведут ребят в восторг. Живущая птица попугай вызовет у детей интерес и желание общения с ней.
«Экологическое воспитание младших школьников»
... формировании у них ответственного отношения к природе. Экологическое воспитание в процессе образования младших школьников Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и ... с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых ...
В группе должно быть много разнообразных комнатных растений: декоративных и цветущих. При подборе рекомендуем использовать принцип: один вид — от двух до трех различий. Такой подход в оснащении природной зоны позволяет широко использовать прием анализа-синтеза в сравнении и изучении многообразия флоры и фауны.
Для того чтобы организовать поисковую исследовательскую деятельность дошкольников в природе, необходима лаборатория, т.е. место, где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязи живой и неживой природы. Этот метод поможет активизировать познавательный интерес. Раскрою работу на примере игровых обучающих ситуаций. Обучение в этом случае приходит как регламентируемая игра. Воспитатель предлагает детям сюжет, берет на себя основную роль, а остальные распределяет между детьми и коллегами, поддерживает игровую ситуацию. План, по которому развивается сюжет, соответствует логике решения дидактических задач, занятий и наблюдений. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.
В игровых обучающих ситуациях можно использовать кукольные персонажи: Буратино, Лесовика, Айболита. Кукольный персонаж становиться непосредственным участником наблюдения. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому занятию. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность малышей. Чтобы провести с детьми занятия по обследованию комнатных растений, можно использовать такую игровую обучающую ситуацию как «Профилактический осмотр комнатных растений доктором Айболитом». Айболит «выписывает рецепты» по уходу за растениями, малыши выполняют все рекомендации доктора. Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. Ознакомление ребят с домашними животными и дикими зверями осуществляется в процессе наблюдения, рассматривания картинок (Николаева С.Н.) [32].
1.3 Анализ действующих государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и государственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа»
В связи со стремительно растущей ролью экологического воспитания и обучения в системе дошкольного образования возникла общая потребность в создании специальных программ, направленных на эффективное усвоение детьми дошкольного возраста основ экологических знаний. В Украине таких программ создано довольно много, и каждая предлагает решение определенных задач экологического воспитания дошкольников. Кроме государственных обще-дидактических программ, в которых представлены все разделы образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении («Малятко», «Дитина»), существует ряд тематических, посвященных одному направлению работы с детьми, альтернативных авторских экспериментальных программ по экологическому воспитанию.
Основой для создания учебно-воспитательных программ для детей дошкольного возраста в Украине — Базовый компонент дошкольного образования. Этот документ очерчивает оптимально необходимые, но достаточные для детей, что стоят на пороге школьной жизни, знания, умения и навыки из разных сфер общественной жизни. В программе сконцентрированы государственные требования к образованности и воспитанности детей.
Реферат организация речевого общения воспитателя с детьми в разных ...
... преобладанию речевых средств. Все факторы, способствующие общению дошкольника со взрослыми и сверстниками в форме совместной деятельности, речевого общения или только мыслительного, являются сильнейшими стимуляторами его психического развития. 3. Речь воспитателя и ...
Сфера «Природа» по Базовому компоненту предусматривает формирование у детей элементов цельного мировоззрения, ценностно-содержательной направленности на экологически общее поведение и восприятие ребенком себя как частички природы и, в тоже время, формирование чувства ответственности за то, что происходит вокруг него и вследствие взаимодействия с окружающим миром. Она (сфера) имеет две содержательные линии. Первая — природа планеты Земля, которая очерчивает количество знаний, умений и отношений ребенка к объектам и явлениям природного окружения. Другая линия — природа Космоса. Она очерчивает знания детей о пониманиях отдельных космических объектов (звезды, среди которых Солнце, планеты Земля, Марс, Винера, спутник планеты Земля — Луна и т.д.), направленность на формирования понятия единства и взаимозависимости всех элементов Космоса, одним из которых является человек. Современные программы направлены на реализацию отдельных задач прописанных в Базовом компоненте [3].
Так, программа «Дитина» позволяет воспитателям своевременно ввести ребенка в мир родной природы, воспитывать любовь к ней, развивать познавательный интерес к объектам и явлениям природы, заложить фундамент экологического мировосприятия. Содержание раздела «Окошечко в природу» многопланово и соответственно конкретизировано. В нем очерчена система необходимых представлений детей каждой вековой группы о природном окружении, познавательных действиях обследовательские (сенсорные), практические, исследовательские и виды деятельности, которыми овладевают дети. Раздел «Окошечко в природу» построен по сезонному принципу, темы размещены по принципу концентричности [11].
Программа «Малятко» отличается от предыдущей программы меньшей детализацией программных требований, отсутствием разделения содержания по кварталам. В программе очерчиваются общие требования к компетентности детей в сфере «Природа», давая возможность воспитателям самостоятельно определять содержание и последовательности изучения с детьми той или другой информации о природном окружении. В программу включены задания по формированию у дошкольников начальных гигиенических знаний и умений [30].
В Крыму существует своя программа по межкультурному образованию детей дошкольного возраста — «Крымский веночек». В этой программе первый раздел посвящен природе Крыма. Предлагаемый для дошкольных заведений программно — методический комплекс «Крымский веночек» является первой частью интегрированного специального курса, который направлен на обучение и воспитание детей многонационального крымского региона. Основной целью этого комплекса является воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания; мира, терпимости, дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами [28].
Данная программа предусматривает основные цели и задачи для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Природа психіки та предмет психології
... развивается. Знание психики, природы психических явлений и законов разума более важно в жизни и силе людей для керування, чем психическое развитие и особенности. 2. Рефлекторна природа психіки Творческая деятельность ... розкладання цілого на частини і потім складання нового цілого з елементів; структурності та пристосування динаміки до структури. Засадовим стосовно вчення І. Павлова о поисках нервов ...
Суммируя все выше сказанное, следует обозначить, что ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы является самым важным способом формирования гармоничной, все сторонне развитой личности, которая владеет знаниями и умениями экологически социального поведении в природе. Все перечисленные программы могут быть успешно использованы педагогами дошкольных учреждений образования и помогут им в организации интересной и максимально эффективной работы с детьми.
Выводы к 1 разделу
1. Проблема экологического воспитания возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.
2. Экологическое воспитание детей — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.
3. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника-это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
4. Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач: формирование у детей элементов экологического сознания; формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.
5. Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Когда ребенок познает мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы.
6.Экологическое воспитание в начальной школе не может заменить дошкольную ступень, они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляют ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.
7.В Украине на данный момент существует много различных программ. Кроме государственных обще-дидактических программ, в которых представлены все разделы образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении («Малятко», «Дитина»), существует ряд тематических, посвященных одному направлению работы с детьми, альтернативных авторских экспериментальных программ по экологическому воспитанию.
8. «Крымский веночек» — региональная программа развития дошкольников в Крыму. Она даёт возможность воспитателю организовать свою деятельность по экологическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с природой в соответствии с экологической обстановкой, природными и климатическими условиями Крыма. Таким образом, у детей имеется возможность накопления знаний о ближайшем природном окружении.
2. Методика экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с природой
2.1 Формы экологического воспитания в процессе ознакомления с природой
Существует множество форм экологического воспитания. Каждая, из форм стимулирует разные виды познавательной деятельности детей: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей (Каменева Л.А., Матвеева А.К.)[23].
Как изучает ребенка воспитатель
... особенностей ребенка, мы выделяем следующие функции: Изучение детей воспитателем детского сада имеет практическую направленность на понимание причин их поведения, определение их склонностей, создание условий для их развития.Для получения объективного знания о ...
Формы работы с детьми в процессе экологического воспитания и ознакомления с природой родного края очень разнообразны — это:
- циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;
- экологические занятия;
- игры экологического содержания;
- словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
- трудовой отряд маленьких экологов;
- «муравьишкина библиотека»;
- лаборатория юного эколога;
- экологические экскурсии;
- спортивно-экологические праздники и развлечения;
- инсценировки, театрализованные представления;
— Формы организации труда в цветнике и на огороде. Интересная и разнообразная работа проводится в цветнике и на огороде. Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, подкормка, рыхление, сбор семян и урожая и т.д.).
Эта работа наглядно показывает детям значение ухода за растениями, дает необходимые навыки, знания. Она оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи. Труд и наблюдения в цветнике на огороде проводятся утром и вечером. Организация зависит от цели. Со всеми детьми можно проводить посадку, посев, сбор урожая. Такой труд, как подготовка земли, полив растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т.д., лучше проводить с подгруппой детей. В старшей и подготовительной к школе группах возможна организация дежурств по участку весной и летом или закрепление групп детей за грядкой, клумбой (Саморукова П.Г.)[24].
Формы организации труда в уголке природы. Здесь дети имеют возможность хорошо рассматривать растения и животных, наблюдать за ними длительное время; они овладевают трудовыми навыками, учатся заботиться о своих питомцах.
Труд и наблюдения в уголке природы с детьми воспитатель проводит ежедневно. Форма организации деятельности разная (в зависимости от возраста воспитанников).
К отдельным трудовым поручениям привлекаются дети, начиная с младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2-3 человек вводятся со старшей группы. В первых числах сентября проводится беседа о работе дежурных, на которой надо познакомить детей с обязанностями дежурных в уголке природы, уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями и животными, познакомить с новыми способами. В дальнейшем дежурные ежедневно осматривают комнатные растения, по мере надобности поливают, обтирают, опрыскивают их, кормят животных, участвуют в чистке клеток, моют кормушки, поилки.
Значение праздников и развлечений как форм экологического воспитания детей трудно переоценить. Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Для того чтобы преодолеть расхождения между знанием моральных норм и реальным поведением детей, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию (Маневцева Л.М.)[33].
Эмоциональное развитие, «воспитание чувств» детей осуществляется под воздействием взрослых, которые как бы задают ребенку эталоны эмоционального отношения к окружающему, в том числе и к природе. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т. п.
Очень важен стиль руководства взрослого, организующего праздники и развлечения для детей. Следует продумать сценарий таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя не зрителем, а участником совместной деятельности, мог по ходу праздника проявить самостоятельность, выбрать тот или иной способ действия, поступок, проявить сострадание, желание прийти на помощь тому или иному персонажу.
Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию. Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических проблем в соответствии с принятой на себя ролью является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.
В числе важных факторов, влияющих на экологическое воспитание детей в ходе праздников и развлечений, — деятельность ребенка в коллективе сверстников. Здесь ребенок проявляет свои способности, самоутверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами, глубже осознает, как надо поступать в том, или ином случае. Подготовка к праздникам и развлечениям ведется воспитателями совместно с музыкальным руководителем. Воспитатели берут на себя роль ведущего, а также отдельных персонажей. Праздники с участием педагогов приносят детям особенно много радости.
Широкое распространение в практике экологического воспитания в настоящее время получили викторины и кроссворды. Эти способы работы используются в старшем дошкольном возрасте и направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют воспроизведения, актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям. Вместе с тем радость от правильно решенной задачи, удовлетворение, испытываемое ребенком, упрочивает интерес к природе, пробуждает любознательность и, следовательно, эти способы работы также полезно использовать.
Готовясь к проведению развлечения с детьми (викторины, вечера загадок, решение кроссвордов), необходимо продумать организацию детей, оформление групповой комнаты (или зала), дидактический материал, способы активизации и поощрения детей.
Интерес детей к выполнению заданий и переживание интеллектуальных эмоций обеспечиваются неожиданными игровыми ситуациями; необходимостью принимать решения в короткий срок; общением со сверстниками; соревновательностью; удовлетворением от удачного, правильного ответа и демонстрацией своих способностей; удовлетворением от полученного приза.
Разрабатывая содержание викторин, кроссвордов, воспитателю следует обратить внимание на умение детей устанавливать связи и отношения в природе, освоенность предметных понятий (Гайдаренко Е.П.)[21].
2.2 Методы экологического воспитания в процессе ознакомления с природой
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, беседы, чтение художественных произведений о природе. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Практические методы — это труд в природе, элементарные опыты и эксперименты и игра. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Разнообразие предметной и природной среды, окружающей детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы, рекомендуемые Н.Ф. Виноградовой и Н.А. Рыжовой [7]: длительное наблюдение за посадками в группе и на участке, ознакомление с экосистемой парка, с приспособляемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций в занятия, экскурсии, работу с календарями. Выбор методов зависит от характера задач, решаемых на занятии, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно-познавательной деятельности.
С детьми младшего возраста чаще всего проводят наблюдения, рассматривание картин, игры.
Рассказы, беседы, опыты, моделирование чаще используются на занятиях с детьми старшего возраста.
Выбранный метод должен обеспечить усвоение программных задач и активизацию умственной деятельности детей.
Организация обстановки и детей на занятии зависит от характера объектов, с которыми они знакомятся, и от содержания знаний, которые получают. Так, при рассматривании животных, комнатных растений, картин детей лучше посадить полукругом. Такое размещение позволит им свободно общаться или действовать с объектом.
На занятии с использованием раздаточного материала, где каждый ребенок получает объект для наблюдения, детей лучше посадить за стол. В трудовых занятиях (в группе) наиболее рационально размещение детей за столами, поставленными буквой «П» или лентообразно. В этом случае ребятам лучше виден объект труда, им удобно выполнять задание, а воспитатель имеет большую возможность для обучения и контроля за деятельностью детей.
Заранее подбираются наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы и т.д. К подготовке занятия следует привлекать и детей. Разнообразные поручения повышают их интерес к предстоящей деятельности.
В начале занятия важно заинтересовать детей, что достигается с помощью разнообразных приемов. Так, в младших группах — сюрпризные моменты, в старших — постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций.
Задача воспитателя — обеспечить усвоение программного материала всеми детьми. Для этого он продумывает логику, последовательность занятия (сочетание заданий, использование различных видов деятельности), создавая условия для продвижения детей в соответствии с программными задачами.
Для обеспечения умственной активности детей на занятии воспитатель использует различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки и т.д. Важно привлекать к выполнению заданий всех детей, а не только наиболее активных. Конец занятия в каждой группе разный. В младших группах хорошо закончить занятие песенкой, стихами, углубляя эмоциональный настрой детей.
Результатом занятия в старшей и подготовительной к школе группах может быть рассказ-описание, отчет о том, что узнали дети. Для развития наблюдательности и любознательности необходимо давать ребятам задания к дальнейшим наблюдениям.
В конце занятия воспитатель, как правило, пользуется педагогической оценкой, которая состоит из оценки знаний, умений и навыков, отношения Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время.
Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
Занятия по экологическому воспитанию проводятся во всех группах детского сада. Количество занятий возрастает от группы к группе. Увеличивается и их длительность. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами -наглядными, практическими и словесными.
Эти группы методов обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми содержания знаний о природе. Преимущественное значение в экологическом воспитании имеют наблюдения разного вида, обеспечивающие восприятие объектов природы и формирование конкретных представлений о ней.
Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и умений длительный. Он включает ряд этапов. На одних занятиях идет формирование первичных знаний о природе. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, просмотр диафильмов и кинофильмов. На других занятиях идут углубление, расширение, конкретизация знаний. Для этого используются рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, повторные наблюдения (Авдеева Н.Н.) [2].
И, наконец, занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе. С этой целью проводят беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. Для закрепления знаний используются труд и игра.
Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний — это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы. Познание связей и отношений формирует понимание природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей. Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.
Рассматривание картин, демонстрация диафильмов, кинофильмов, использование моделей. Знакомя детей с природой, педагог использует разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы.
Иллюстративно-наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Иллюстративно-наглядный материал позволяет дать детям представление о длительно протекающих в природе явлениях (например, рост, и развитие растений и животных, сезонные явления природы.
Предметные и сюжетные картины помогают закреплять и уточнять представления ребят о ранее виденном, а также давать новые знания о том, что увидеть непосредственно невозможно. Рассматривание картин с воспитанниками можно использовать, если требуется обобщить знания об объекте или о явлении природы, привести их в систему. По ходу рассматривания воспитатель задает детям вопросы, помогающие им осмыслить изображенное явление, самостоятельно установить связи.
Сравнивая явления природы по картинам, дети с помощью воспитателя выделяют общие, одинаковые признаки в явлении, делают обобщения. Рассматривание картин должно проводиться неоднократно, так как необходимо обеспечить восприятие и отдельных деталей картины, и изображения в целом. Художественные картины — пейзажи, натюрморты — необходимы для развития эстетического восприятия и чувств у детей. Они широко используются в старшем дошкольном возрасте.
Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы и телефильмы позволяют расширить объем научных знаний о природе, организовать активную познавательную деятельность детей, повысить интерес, а значит, обеспечить более успешное усвоение знаний. Учебные фильмы помогают показать дошкольникам природу в естественных условиях, многообразие взаимосвязей живых организмов со средой, рост и развитие растений и животных. Аудиовизуальные средства ознакомления детей с природой оказывают влияние и на формирование элементов материалистического мировоззрения, так как показывают природу в развитии, а ее объекты — в связях и отношениях.
Рассказ воспитателя. Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамичный сюжет, быть эмоциональным.
Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом — фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10-15 мин.
Для рассказа воспитатель использует разнообразный материал: собственные наблюдения из жизни природы, деловые очерки о природных явлениях, записки и рассказы натуралистов, научные материалы.
Беседа. Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы — уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эффективность беседы зависит от предварительной подготовки детей. Беседа- это итог проведенной с ними работы. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить.
Необходимо также использовать разнообразный наглядный материал, который поможет детям восстановить знания, выделить существенные признаки явлений: календари природы, погоды, гербарии, иллюстрации. Кроме того, полезны загадки, стихотворения, записки голосов птиц. Это вызовет эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.
Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах — на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.
Чтение художественной литературы о природе. Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления — любовь и бережное отношение к природе. Книга о природе учит и эстетическому восприятию окружающего, формирует интерес к природе, а этому помогают образный язык произведений и иллюстрации художников. Прежде всего, используется литература, рекомендованная программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, Н. Некрасова, К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, И. Соколова-Микитова, а также С. Есенина, А. Толстого, К. Паустовского, В. Бианки, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Серовой и др. Вместе с тем за пределами программы остается еще много замечательных книг о природе, с которыми воспитатель должен познакомить детей. Это книги Ю. Дмитриева, Г. Снегирева и др. Важно отбирать высокохудожественную литературу. Детскую природоведческую литературу используют во всех возрастных группах. Общее для всех возрастных групп требование — это сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе.
Труд в природе. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.
В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения).
Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда. В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты и т. д.