Основные этапы становления и развития
домашнего воспитания в России
Анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования на Руси, нормативно-правовых, публицистических и художественных источников позволяет говорить о домашнем воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленном изменением общественного, социально-культурного и экономического положения страны.
глубокой древности,
При матриархате
Позже, в VI в. воспитанием и обучением детей занимались ближайшие родственники (как правило, брат сестры — дядька).
«Каковы дядьки, таковы и дитятки» — поговорка, четко отражающая суть внедомашнего воспитания на Руси этого периода. При отсутствии дядек воспитателей выбирали из числа соседей, отдавая предпочтение порядочным и благочестивым, что получило название «кумовство». Таким образом, в VI-VII вв. у восточных славян воспитание отроков осуществлялось через внесемейные формы: дядек, кумовство и «дома молодежи».
Внесемейные формы воспитания детей постепенно заменялись, семья с VIII в. перестала отдавать своих детей на воспитание в другие руки. Обычай посылать детей для воспитания «на сторону» продолжал сохраняться лишь в семьях князей и феодальной знати.
VIII-IX вв
В Х-ХШ вв.
«кормильство»
В. Колесов, С.Д. Бабишин
русских царей
допетровский период
Д.М. Голицын,
прообраза отечественного домашнего педагога — «дядьки».
В эпоху Петра I
Домашние учителя, Восемнадцатый век, М.И. Пыляев, И.И. Шувалов, М.А. Дмитриев
Таким образом, гувернерство как форма домашнего образования приобрело в XVIII в. широко распространенный характер и сформировалось в России как типичное для данного исторического периода.
Образование подрастающего поколения в XIX в . осуществлялось в форме домашнего воспитания, обучения в государственных учреждениях и духовных училищах. Характерной особенностью этого периода является внимание к деятельности учителей-иностранцев, и принятие ряда мер со стороны государства в защиту отечественного образования.
После 1917
Кризис государственной системы дошкольного образования начала 90-х, законодательно закрепленная возможность получения образования в форме семейного с правом на государственную аттестацию сделали проблему гувернерства вновь актуальной.
Смена образовательной модели с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную в контексте гуманизации системы образования не только возобновила интерес к этому виду наставнической деятельности, но и повлекла за собой создание курсов, школ, экспериментальных площадок, направленных на подготовку домашних учителей и воспитателей [2, с.68].
Особенности семейного воспитания умственно отсталого ребёнка
... Глава 3. Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребёнка Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа ... этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют ... в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и ...
Таким образом, этапы развития домашнего воспитания в России, отвечая потребностям становления государства, отличались целями, формами и содержанием.
2. Основные типы домашних воспитателей и учителей в России
«дядьки» и «няньки»
В эпоху Екатерины широкое распространение в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей, гувернеров и гувернанток, приглашавшихся для обучения несовершеннолетних детей [14, с.67].
отечественным учителям и наставникам
Подражая государю, родовитые дворяне для обучения детей манерам и иностранным языкам приглашали иноземных учителей и гувернанток. Известно, что княжна Долгорукова (Наталья Борисовна Шереметьева) обучалась изысканным манерам и языкам у немки Штауден, а у принцессы Анны Леопольдовны гувернанткой была вдова прусского генерала мадам Адеракс. Гувернантки-иностранки и иноземные учителя-воспитатели детей царских фамилий являлись, безусловно, образцами образованности, к которым следовало стремиться [4, с.84].
Приехав в Россию с целью решения своих материальных проблем, гувернеры-иностранцы, в отличие от домашних учителей царской семьи, редко соответствовали нравственным идеалам и слабо разбирались в науках. Но мода на все западное, заграничное распространилась и на домашнее воспитание. Приглашение гувернеров-иностранцев стало показателем достатка и соответствия высокому социальному статусу. Количество домашних учителей и гувернанток свидетельствовало о желании родителей дать детям наилучшее воспитание. Домашнее образование под руководством гувернеров-иностранцев признавалось в обществе привилегированным, а следовательно ему отдавалось предпочтение.
Так, в произведении А.С. Пушкина «Дубровский» гувернер-француз Дефорж признается в истинных причинах своего визита в Россию: «…Меня он выписал из Москвы через одного из своих приятелей, коего повар, мой соотечественник, меня рекомендовал. Надобно вам знать, что я готовился было не в учителя, а в кондитеры, но мне сказали, что в вашей земле звание учительское не в пример выгоднее…» [14, с.83].
, В.О. Ключевский
Критерии выбора воспитателя-гувернера отсутствовали. Родители подчас и сами затруднялись четко определить, какой возраст, внешние данные и индивидуальные личностные качества должны быть у воспитателя-гувернера. Авторитетный педагогический журнал для родителей, наставников и воспитателей «Детский сад» за 1870 г. не только дает советы гувернерам, «как умнее понравиться», но и представляет для семей характеристики гувернанток разных национальностей. Приоритет отдается, по праву, русской гувернантке: «Француженка учит только салонной болтовне, англичанка отличается непреклонностью воли, швейцарку и немку выделяет из всех прочих глубина мысли и уровень познания. Русская гувернантка – совершенство из всех. Говорит на двух языках (на французском и немецком), игрива, как француженка, обладает чувством собственного достоинства, гордостью, обходительностью, как англичанка. По уровню познания, умению обучать, глубине мысли и поэтическому настроению превосходит немку и швейцарку» [10, с.636].
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
... были более активны поможет в этом. Глава 1. Одаренность ребенка как проблема и психологическое явление 1.1. Понятие одаренности В словаре С. И. Ожегова ... новые примеры или начинают делать домашнее задание, но это в лучшем случае. Часто учитель отказывается давать дополнительны ... истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое ...
советская энциклопедия
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в России XVIII-XIX вв. существовали как отечественные, так и иностранные воспитатели-гувернеры, причем предпочтение вторым отдавалось в силу их доступности, нежели первых (в силу их большей образованности).
В конце XVIII в. в обществе назревает протест против гувернера-иностранца. Возникающая потребность в отечественных кадрах домашних педагогов привела к созданию в рамках государственной системы образования специальных учреждений для их качественной подготовки.
3. Особенности организации домашнего воспитания и обучения в семьях различных сословий (дворянство, купечество, мещанство, интеллигенция)
купеческих семьях
Л.М. Горюшкина
Своеобразным и эффективным было обучение купеческих детей основам торговой профессии. Делалось это как внутри купеческой семьи, под руководством родителей, так и через отдачу мальчиков в люди.
Воспитание мальчиков и девочек различалось. Мальчиков готовили для продолжения семейного дела, с 14 лет они, как правило, работали приказчиками у своего отца или у знакомого предпринимателя. Девочек стремились вырастить хорошими хозяйками и матерями, в основном они получали домашнее образование, которое включало в себя общение с матерью и отцом, другими близкими родственниками [1, с.167-168].
дворянских семей
В. А. Соллогуба:
Родители, воспитывая дома детей, в возрасте 7-8 лет с рук няни передавали девочек на попечение француженки-гувернантки, мальчиков — гувернерам французского или немецкого происхождения. Очень часто ими бывали люди, не только не подготовленные к роли педагога, но и просто малообразованные. Претендентами на места учителей бывали люди неопределенных профессий, актеры, иногда даже парикмахеры или лакеи. Не обладая даже знанием предмета, они, конечно, мало могли дать воспитанникам 15, с.62].
А. И. Герцен
Познавательный аспект в домашнем воспитании девушек был выражен еще слабее. Главной целью была подготовка их к светской жизни, поэтому в обучении многое делалось «напоказ». «Обязательным считалось для благовоспитанной девицы знание французского, английского и немецкого языков, умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого курса закона Божьего, истории, географии и арифметики, а также кое-что по части истории литературы, главным образом, французской».
В богатых столичных домах, как мальчиков, так и девочек специально приглашаемые учителя учили танцам. Большое внимание обращалось на умение «вести себя», хорошие манеры были обязательны, нарушение этикета, внешнего уважения к старшим и более знатным людям не допускались и строго наказывались. Особенно строги были правила поведения для девушек. В этом плане вся жизнь делилась на то, что «прилично», и на то, что «неприлично».
Воспитание дисциплины у детей дошкольного возраста
... Объект исследования: дети младшего дошкольного возраста. Предмет: исследование причин нарушения дисциплины детьми младшего дошкольного возраста. Цель данной работы: рассмотреть и изучить причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста. Гипотеза исследования в данной работе будет заключаться в следующем: коррекция нарушений дисциплины детьми младшего дошкольного возраста даст ...
А.С. Пушкин:
мещанской семьи
провинциальных помещиков.
Из поколения Поколение кругозор таких семей ограничивался летами усадьбы или сомнительной свежести провинциальными новостями. И в итоге, по выражению Гоголя, ни одно желание их не перелетало через плетень сада». Неразвитость умственных интересов порождала и усиливала нравственные пороки этой социальной группы — ничем не ограниченное самодурство, жестокость и разврат [14, с.71].
Как видим, процесс домашнего обучения молодых дворян был в достаточной степени произволен — мог быть плохим или, наоборот, хорошим, все зависело от просвещенности, взглядов и заинтересованности родителей в судьбе детей.
Таким образом, общие принципы домашнего дворянского воспитания давали хорошие результаты только в тех семьях, где им руководствовались люди, обладавшие высокой культурой и человеческой незаурядностью (например семья Бестужевых).
интеллигентной семье
Признавая, что существуют индивидуальные различия организмов, а, следовательно, и психики людей, что люди отличаются друг от друга не только внешними признаками, но и некоторыми психическими свойствами, Чернышевский пояснял, что врожденные задатки человека проявляются и развиваются в зависимости от обстоятельств жизни и от воспитания. Добролюбов, обращаясь к представителям официальной педагогики, утверждавшим, что дети склонны только к порокам и что они от природы «неразумны», а потому должны, безусловно, повиноваться разуму взрослых, писал: «Придайте разумность обезьяне с вашей системой (т. е. Сделайте посредством такой педагогики обезьяну разумной) и тогда целый мир с благоговением преклонится перед этой системой и будет по ней воспитывать детей своих. Но вы этого не можете сделать и потому должны смиренно признавать права разумности в самой природе ребенка и не пренебрегать ею, а благоразумно пользоваться теми выгодами, какие она вам предоставляет» [13, с.18-19].
В замечательном трактате «О значении авторитета в воспитании» (1857) Добролюбов пропагандировал необходимость учитывать в воспитании законы развития ребенка, установленные естественными науками. Он говорил, что официальная педагогика упускает из виду одно весьма важное обстоятельство – действительную жизнь и природу детей и вообще воспитываемых. Он настаивал на том, чтобы воспитатели, зная особенности детской природы и опираясь на них, разумно руководили развитием детей, обеспечивая им свободу, необходимую для проявления тех качеств, которые должны быть у передового человека. Чернышевский и Добролюбов были великими гуманистами, поборниками подлинно передовой морали. Они выдвинули идеал нового человека, исходя из которого определяли цели и задачи воспитания. Новый человек, по их мнению, должен быть истинным патриотом своей родины, близким к народу, принимать самое деятельное участие в борьбе за осуществление его разумных интересов и потребностей. Этот человек представляется Чернышевскому и Добролюбову высокоидейным и всесторонне развитым в физическом и духовном отношении [3, с.17].
Таким образом, организация домашнего воспитания и обучения в различных сословиях зависела, прежде всего, от отношения родителей воспитанников к процессу образования, от уровня их собственной культуры, но также и возможностей для воспитания и обучения (материальное положение, статус, жилищно-бытовые условия и т.д.).
Воспитание и обучение по Конфуцию
... Конфуций. Вслед за фрагментами «Бесед и Суждений» были опубликованы тексты некоторых характерных памятников конфуцианской педагогической ... воспитания. По изучаемой мной теме главным источником является Книга «Беседы и Суждения» («Луньюй») , – которая представляет собой сборник отдельных высказываний Учителя, ... сопровождалась столкновением всевозможных взглядов и идей. И, как это ни парадоксально, ...
4. Проблема взаимоотношений между домашними наставниками и их воспитанниками (по материалам художественной и мемуарной литературы)
Б. Глинский, Л.Н. Толстой,
профессора Ф.Г. Дильтея (
Чернышевскому и Добролюбову
Разумность воспитания должна быть «ведома не только учителю, но представляться ясной и воспитаннику». Воспитатель должен заботиться о развитии в детях собственного сознания. Чернышевский и Добролюбов разоблачали антинаучную и реакционную сущность авторитарной крепостнической педагогики. В то же время они критиковали выдвинутую Л. Н. Толстым теорию «свободного воспитания» и отстаивали необходимость предъявления детям разумных и справедливых требований.
Надо, чтобы справедливость требований воспитателей все более осознавалась самими воспитанниками. Важнейшими условиями и средствами поддержания сознательной дисциплины среди воспитанников революционеры-демократы считали заботливое и ровное отношение учителя к учащимся, своевременное ознакомление последних со своими обязанностями, пример воспитателя и использование положительных примеров из окружающего, настойчивость и постоянство в педагогических требованиях учителя [3, с.15-16].
А.С.Пушкина
Характерной фигурой домашнего воспитания был француз-гувернер. В наброске «Русский Пелам» Пушкин дал картину такого образования: «Отец, конечно, меня любил, но вовсе обо мне не беспокоился, и оставил меня на попечение французов, которых беспрестанно принимали и отпускали. Первый мой гувернер оказался пьяницей; второй, человек неглупый и не без сведений, имел такой бешеный нрав, что однажды чуть не убил меня за то, что пролил я чернила на его жилет; третий, проживший у нас целый год, был сумасшедший, и в доме только тогда догадались о том, когда пришел жаловаться Анне Петровне на меня за то, что мы подговорили клопов со всего дому не давать ему покою, и что сверх того чертенок повадился вить гнезда в его колпаке». Русский язык, словесность и историю, а также танцы, верховую езду и фехтование преподавали специальные учителя, которых приглашали «по билетам» — учитель сменил гувернера. Претендентами на учительские места в России были, главным образом, мелкие жулики и авантюристы, актеры, парикмахеры, беглые солдаты и просто люди неопределенных занятий. После революции за границами Франции оказались тысячи аристократов-эмигрантов, так и возник новый тип учителя — француза. Альтернативой домашнему воспитанию, дорогому и малоудовлетворительному были частные пансионы и государственные училища. Частные пансионы, как и уроки домашних учителей, не имели ни общей программы, ни каких-либо единых требований [9, с.116-117].
Герцен особенно выделяет из всех своих наставников русского учителя — И. Е. Протопопова, названного в повести Пациферским. Вывод Герцена, что способы учения, применяемые Пациферским, способствовали развитию мыслей и сознания ученика, есть заслуженная похвала тогдашней русской методике обучения в её положительных образцах. «Отрицательное преподавание» Пациферского способствовало росту критической самостоятельной мысли дворянского подростка. В беседах со своим учителем о риторике, географии и особенно русской литературе ученик приобщался к общественным идеалам своего времени. Это делало его способным как опровергать эстетические взгляды его учителя Маршаля — любителя ложноклассической литературы, так и заметить у раздражительного и сурового Бушо его молчаливую преданность французской революции.
Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве
... и государственности в Киевский период (Х - ХШ вв.) Киевский период X - XIII в.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания ...
Герцен пишет, что нынешние учителя – это учителя, ходящие по билетам, опаздывающие по непредвиденным причинам и уходящие слишком рано по обстоятельствам, не зависящим от их воли, строят немцу куры, и он при всей безграмотности начинает считать себя учёным. Гувернантки употребляют немца на покупки, на всевозможиые комиссии, но позволяют ухаживать за собой только в случае физических недостатков и при совершенном отсутствии других поклонников.
Вот как отзывает Герцен об одном «гувернере», брауншвейг-вольфенбюттельском солдате (вероятно, беглом) Фёдоре Карловиче, отличавшийся каллиграфией и непомерным тупоумием: «Я не имел к нему никакого уважения и отравлял все минуты его жизни, особенно с тех пор, как я убедился, что, несмотря на все мои усилия, он не может понять двух вещей: десятичных дробей и тройного правила…».
О старике Бушо вообще отзывался очень негативно: «… он не любил меня и считал пустым шалуном за то, что я дурно приготовлял уроки; он часто говаривал: «Из вас ничего не выйдет», но когда заметил мою симпатию к его идеям regicides), он сменил гнев на милость, прощал ошибки и рассказывал эпизоды 93 года и как он уехал из Франции, когда «развратные и плуты» взяли верх. Он с тою же важностью, не улыбаясь, оканчивал урок, но уже снисходительно говорил: — Я право думал, что из вас ничего не выйдет, но ваши благородные чувства спасут вас…» [5, с.123-156].
Таким образом, Герцен ярко показал отрицательное влияние, оказываемое на воспитание русской молодёжи, учителей, гувернёров и профессоров из
5. Представить конспект «Домостроя», Сильвестром
Содержание «Домостроя»:
1. Наказание от отца к сыну
2. Како християном веровати во Святую Троицу и пречистую Богородицу и Кресту Христову и святым Небесным силам и всем святым и честным и святым мощем и поклонятись им.
3. Како таинам Божиим причащатися и веровати воскресению мертвых, и Страшнаго Суда чаяти и касатися всякои святыни.
4. Како любити Бога от всея душа, тако же брата своего и страх Божии имети и память смертную.
5. Како святительскии чин почитати, тако же и священническии чин и мнишескии.
6. Како посещати в монастырех и в болницах и в темницах и всякаго скорбна.
7. Како царя и князя чтити и повиноватися во всем и всякому властелю покарятися и правдою служити им во всем, к большим и к меншим, и скорбным и маломощным ко всякому человеку какову быти, и себе о сем внимати.
8. Како дом свои украсити святыми образы дом чист имети.
9. Како к церквам Божиим и в монастыри с приношением приходити.
10. Како священников и иноков в дом свои призывати молитися.
11. Како кормити приходящих в дому з благодарением.
12. Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися.
13. Како в церкви мужу и жене молитися чистота хранити и всякого зла не творити.
Взаимодействие общественного и семейного воспитания
... поколение людей», воспитатели ведут большую работу с семьей, добиваясь единства общественного и семейного воспитания. Условия правильного воспитания детей в семье Родители должны понять мысль А. С. ... В пословицах метко выражены представления народа о семье и семейных отношениях, правилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж ...
14. Како чтити детем отцов своих духовных и повиноватися им.
15. Како детеи своих воспитати во всяком наказании и страсе божии.
16. Како чад воспитати с наделком замужь выдати.
17. Како дети учити и страхом спасати.
18. Како детем отца и мати любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем.
19. Како всякому человеку рукодельничати и всякое дело делати благословяся.
20. Похвала женам.
21. Наказ мужу и жене и людем и детем како лепо быти им.
22. Каковы люди дерьжать и как о них промышлять во всяком учении, и в божественых заповедеи, и в домовном
23. Како врачеватися християном о болезни и от всяких скорбеи.
24. О неправедном житии.
25. О праведном житии аще кто по бозе живет и по заповедем господним и по отеческому преданию и по християньскому закону, аще ли властелин судит праведно и нелицемерно всем равно богату и убогу, и ближнему и далнему доволни будут уроки праведными, и творити.
26. Како жити человеку сметя свои живот.
27. Аще кто не разсудя себя живет 28. <#28> Аще кто слуг держит без строя.
29. Поучати мужу своя жена, как Богу угодити и мужу своему уноровити, и како дом свои добре строити , и вся домашняя порядня, и рукоделье всякое знать и слуг учить и самои делать.
30. Добрые жены рукоделные плоды, и береженье всему и что скроит и остатки и обрески беречи.
31. Как всякое платье кроити и остатки и обрески беречи.
32. Всякая порядня домашняя держати.
33. По вся государыни дни дазирати у слуг всего и домашнеи порядни и рукоделья и о самои еи и о всяком бережении
34. По вся дни жене с мужем о всем спрашиватися и советовати о всем и как в люди ходити и к себе призывати и з гостьями что беседавати.
35. Слуг наказывати как в люди посылать с чим.
36. Женам наказ о пьяньстве и о пьяном питии, и слугам тако же и о потаи не держати ничево нигде и слуг лжи и клеветы не слушати без исправы как их наказывати грозою и жену тако же, и как в гостех быти и дома себя устроивати во всем.
37. Как платья всякое жене носити
38. Как избная парядня устроити хорошо и чисто.
39. Аще муж сам не учит, ино суд от Бога приимет аще сам творит и жену и домочатцов учит, милость от Бога приимет.
40. Самому государю или кому прикажет годовои запас, и всякои товар купити.
41. Себе на обиход купити всякои товар заморскои, и из далных земель.
42. О том же коли что купить у кого сел нет и всякои домашнеи обиход, и лете и зиме, и как запасати в год и дома животина водити всякая, и ества и питие держати всегды.
43. А толко мужь припасет в год всякого запасу и постного, и тому, устрои.
44. О запаснои прибыли вперед.
45. Огород и сад как водить.
46. Как человеку запасное питие держать про себя и про гость, и как устроити то при людех.
47. Тому же пивовареннои наказ как пиво варить и кака мед сытити и вино курити.
48. У поваров и у хлебников и везде всякои порядни ключнику дозират.
49. Мужу з женою советовати, как ключнику приказати о столовом обиходе о поварне и о хлебне.
50. Ключнику приказ как пир лучится.
51. Наказ от государя ключнику как ества постная и мясная варить и кормить семья, в мясоед и в пост.
Детство, воспитание и лета юности Петра I
... день, когда началось обучение Петра -12 марта 1677 года; следовательно, царевичу Петру не было еще пяти лет. По словам Котошихина, для обучения царских детей выбирали из приказных подьячих ... десертом из свежих плодов. Рождение Петра вызвало ряд придворных праздников. Так , 1 июня у царя, в царицыной Золотой палате, был обед для бояр и ближних людей “без ...
52. В житницах и в закромех о береженьи.
53. В сушиле тако же смотрити.
54. В погребе и на леднике всего беречи.
55. А в клетех и в подклетех, и в онбарех, устроити всякая порядня ключнику по государеву наказу.
56. В сенницах сено и в конюшнях лошади, и на дворе и дровянои запас устроити и всякая животина.
57. В поварнях и в хлебнях, и в деловых избах устроити деланое.
58. На погребех и на ледникех, и в житницах, и в сушилех и в онбарех и в конюшнях часто государю смотрити.
59. С слугами государю сметяся во всем по тому их жаловати.
60. О торговых и о лавочных людех, по тому же счет с ними часто держати.
61. Как двор строити или лавка или деревня или анъба.
62. Как дворовое тягло плотит с лавки позем или з деревни подать и должником долг всякои платить.
63. Указ ключнику как держать на погребе всякои запас просолнои и в бочках и в кадех и в мерникех и во тчанех и в ведерцах мясо рыба копуста огурцы сливы лимоны икра рыжики грузьди [8, с.12-17].
Строго говоря, в обычном смысле Домострой — не литературное произведение, а руководство воспитательных и общественных действий.
Домострой не доказывает фактами. Домострой неполон без окружающих его памятников низовой народной культуры.
Выводы
Рассматривая генезис домашнего воспитания, можно провести
- начиная с глубокой древности (VI-IX вв), когда воспитанием занимались ближайшие родственники детей (дядьки, кумовья);
- в Х-ХШ вв. (возникновение христианства на Руси) функции воспитателей с добропорядочных соседей (кумовство) были переложены на священнослужителей;
- обучение и воспитание на Руси в допетровский период носило глубоко национальный характер и являлось привилегией лишь российских учителей-наставников;
- отличительной особенностью этого периода является монополия духовенства на просвещение и формирование прообраза отечественного домашнего педагога — «дядьки»;
- в XVIII веке домашние учителя были представлены двумя категориями: русские подданные — отставные унтерофицеры, канцелярские служащие, причетники приходских церквей и
- после 1917 года домашнее образование и гувернерство как вид частной педагогической деятельности были запрещены, а подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановлена;
- в настоящее время законодательно закреплена возможность получения образования в форме семейного с правом на государственную аттестацию сделали проблему гувернерства вновь актуальной.
Организация домашнего воспитания и обучения в различных сословиях зависела, прежде всего, от отношения родителей воспитанников к процессу образования, от уровня их собственной культуры, но также и возможностей для воспитания и обучения (материальное положение, статус, жилищно-бытовые условия и т.д.):
- в купечестве, воспитание детей целиком зависело от того, какой жизненный опыт и установки имели родители;
- в дворянстве родители во всем полагались на домашних учителей, что часто приводило к безграмотности детей (проблема иностранных гувернеров), главной целью была подготовка их к светской жизни, поэтому в обучении многое делалось «напоказ»;
- ограниченность домашнего обучения консервировала невежественность, которая еще была присуща широким слоям дворянства, особенно провинциальных помещиков — кругозор таких семей ограничивался летами усадьбы или сомнительной свежести провинциальными новостями;
- воспитание в среде интеллигенции было основано на гуманном отношении к ребенку и участии родителей или опытных учителей в их воспитании и обучении.
Анализируя этапы домашнего воспитания в России можно выделить следующие типы домашних воспитателей и учителей: родственники (в древний период), церковные наставники (в период христианства) и гувернеров (как отечественных, так и иностранных).
Педагогика Древней Руси
... в Древней Руси вовсе не чуждались жизни, не впадали в аскетизм и не ограничивали своей педагогической деятельности тесным кружком специалистов-учителей, ... и господства схоластики. Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на ... в образах, звуках и красках. Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, предания на протяжении веков являлись важнейшими средствами воспитания ...
Причем возникает проблема с иностранными педагогами (в силу их необразованности), в конце XVIII века в обществе возникла потребность в отечественных кадрах домашних педагогов.
Взаимоотношения между домашними наставниками и воспитанниками были тоже неоднозначны: если в древней Руси старших почитали и во всем слушали, то в XVIII веке авторитет педагога упал в силу низкой подготовленности кадров и хамским отношением к своей деятельности.
Таким образом, анализ историко-архивных, законодательных документов в области образования в России, нормативно-правовых, публицистических и художественных источников позволяет говорить о домашнем воспитании как сложном образовательном процессе, обусловленном изменением общественного, социально-культурного и экономического положения страны.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/domashnee-vospitanie-v-rossii/
1. Антология педагогической древней Руси и русского государства XIV-XVI вв./Сост. С.Д. Бабишин., Б.Н. Митюров – М.: Наука, 1985. – 416 с.
2. Белова А.В. Домашнее воспитание дворянок в первой половине XIX века // Педагогика. – 2001. — №10. – С.68-74.
3. Венгеров С.А. Добролюбов Н.А. // Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – 1911-1918гг. – 516 с.
4. Ганичева А. Каким быть домашнему воспитателю-гувернеру? // Дошкольное воспитание. – 1995. — №9. – С.83-86.
5. Герцен А.И. Былое и думы // Собр.соч. – М.: Просвещение, 1869. – 516 с.
6. Гилязова Э.В. Развитие педагогической мысли России о семейном воспитании: вторая половина XVIII века //Социально-экономические и технические системы. – 2006. — №18. – С.2-9.
7. Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. – М.: Московский рабочий, 1985. – С.41-132.
8. Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова; подгот. текстов В. В. Рождественской. В. В. Колесова и М. В. Пименовой. – М.: совр. Россия, 1990. – 304 с.
9. Кирпичников А.И. А.С. Пушкин // Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – 1890-1907гг. – 516 с.
10. Лезгилье Л. Руководство для гувернеров // Детский сад. — 1870. -№ 11-12. –С. 636-637.
11. Сергеева С.В. Домашнее образование в России в 1 половине XIX века // Педагогика. – 2003. №7. – С.88-93.
12. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — М., 1987.- Т.1. – 315 с.
13. Федоров К. Жизнь великих людей. Чернышевский. – СПб., 1905. – 368
14. Яковкина Н.И. Очерки русской культуры 1 половины 19 века. – Л.: 1989. – 576 с.