Одна из самых главных проблем в России и за рубежом — проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. безработица молодежь занятость трудоустройство
Особенно растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Неудивительно, что проблема безработицы является одной из самых актуальных, поэтому она часто становится предметом политических дискуссий.
Данная проблема широко изучена в трудах многих экономистов. Имеется достаточно большой аналитический материал по данной теме. Такие экономисты, как Дж. Кейнс, Артур Оукен, Филлипс, Н.Г. Мэнькью и др., уделяли большое внимание причинам и сущности безработицы.
Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Безработицу изучают, определяют ее причины, а также совершенствуют меры государственной политики, влияющие на занятость.
Меня заинтересовала тема безработицы именно своей важностью и распространенностью.
В своей курсовой работе я рассмотрю проблему положения молодежи в сфере труда и занятости. Оценю уровни занятости и безработицы молодежи, ее положение на современном рынке труда, постараюсь отметить некоторые пути выхода из сложившейся кризисной ситуации в этой области.
Цель данной работы — изучить проблемы молодежной безработицы и пути их преодоления.
В связи с этим поставлены следующие задачи: дать понятие безработицы, определить ее формы и специфику, выявить основные причины, рассмотреть положение безработицы среди молодежи, исследовать причины безработицы и пути их решения в России и за рубежом.
Социология молодежи
... соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Культурологическое направление, для которого характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Социологи этого направления стремятся осмыслить мир молодежи ...
Структурно, работу можно представить в виде трех глав. В первой главе представлены общие сведения, классификация и причины безработицы.
Вторая глава посвящена проблемам молодежной безработицы и мероприятиям, направленным на их решение.
В третей главе рассматриваются пути решения проблемы занятости молодежи в России и за рубежом.
В заключении представлены основные выводы по курсовой работе.
Безработица — наличие безработных. Безработный — человек, не имеющий постоянной работы, заработка. С. И. Ожегов. Словарь русского языка. — М., 1991. — С.47 Согласно определению Международной организации труда, человек в возрасте 15-72 лет признаётся безработным, если на критическую неделю обследования населения по проблемам занятости он одновременно: не имел работы, искал и готов приступить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.
Наиболее остро на современном рынке труда стоит проблема невостребованности молодого кадрового потенциала. В последнее время наметилась тенденция увеличения числа выпускников учебных заведений, нуждающихся в трудоустройстве. Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.
Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
Ш выплата пособий по безработице;
Ш создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
Ш усовершенствование системы сбора и предоставления информации о
наличии свободных рабочих мест
Ш создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
Ш создание государственных служб и учреждений по переподготовке и
переквалификации; помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
Ш проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
Ш создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
Цель молодежной политики заключается в создании благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежной популяции (не в ущерб жизнедеятельности других групп и слоев общества).
Цель определяет две взаимосвязанные задачи: создание объективных условий для цивилизованного социального становления и развития подрастающего поколения (как объекта молодежной политики); создание благоприятных условий для инновационной, самостоятельной деятельности молодежи в различных сферах общества и в интересах самого общества; практической отработки новых общественных отношений и форм жизнедеятельности молодежи (как субъектов политики).
Молодежь на рынке труда
... можно показать на примере исследований, проведенных в рамках проекта «Молодежный рынок труда», осуществленных Социальноэкономической Ассоциацией «АСЭ», Институтом проблем занятости РАН, Центром профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда, Московским Центром труда и занятости молодежи «Перспектива»: Перед ...
Говоря о государственных мероприятиях, призванных решать проблемы молодежи, следует подчеркнуть, что молодежная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения во всем сложившемся многообразии современной жизни.
Можно утверждать, что государственная молодежная политика — это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодежи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.
В настоящее время большое внимание уделяется изучению опыта ряда западных стран, которые в этом вопросе достигли поставленных целей. Необходим какой-то синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы: Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства.
Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных «свободных носителей» молодежных услуг.
Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных органов власти как более приближенных к конкретным потребителям и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика.
Желающим открыть собственное дело и прошедшим тестирование специалисты центров занятости и социально-деловых центров на местах помогают составить бизнес-планы, оказывают финансовую поддержку, в виде микрокредитов.
Система социальной помощи во Франции четко связана и со сферой образования (этим занимается Министерство по делам молодежи, национального образования и науки) и со сферой труда (Министерство социальной политики, труда и солидарности).
Франция сталкивается с высоким уровнем молодежной безработицы в целом, да и граница между высшим и средним образованием достаточно условна. Поэтому программы помощи в трудоустройстве ориентированы не только на выпускников вузов, но и шире — на молодых людей в возрасте от 16 до 26 лет.
Во Франции молодые люди испытывают серьезные проблемы при поиске работы вследствие:
- отсутствия связи между системой профессионального обучения на базе учебных заведений и системой занятости;
- наличия большого количества молодежи, не имеющей никаких профессиональных квалификаций;
- ограничений на рынке труда (установленных законодательством и коллективными договорами), увеличивающих стоимость вводного обучения молодых работников, не имеющих трудового опыта, и затрат на их увольнение в случае необходимости.