Базовые архетипы психолога в школе

Что такое структура личности — общее понятие

стабильностью

Структура личности бывает:

  • социальной;
  • психологической.

Социальная и психологические структуры непосредственно связанны между собой и состоят в постоянном взаимовлиянии.

Психологическая структура отображает ряд присущих индивиду качеств и характеристик.

Индивидуальные особенности

  1. Темперамент — как особенности динамических характеристик личности, ритм и темп реакций, интенсивность (ярко или мало выражено) процессов психики; влияет на формирование характера.
  2. Характер — как набор отличительных черт, которые в комплексе формируют паттерны поведения личности.
  3. Способности — как предрасположенности к более успешному или эффективному осуществлению отдельных форм деятельности (склонность к отдельным видам профессий); инструментарий личности.

Концепция «Я» (ядро личности)

  1. Направленность (как внутренняя мотивация) — отображает ряд ключевых устойчивых мотивов человека, которые прямо воздействуют на деятельность последнего.
  2. Осознанность себя как автономной и целостной личности, «Я есть Я».

Направленность, в свою очередь, состоит из:

  1. Мотивов.
  2. Интересов.
  3. Убеждений (взгляды, мировоззрение, принципы).

  4. Цели.
  5. Потребности.
  6. Психологических установок (неосознанные предвзятости).

Психологически-процессуальные особенности

  1. Памяти.
  2. Эмоций.
  3. Воли.

Опыт психологического порядка

  1. Знаний — это проверенная практикой информация, полученная в результате выполнения определенного действия, то есть — познания мира.
  2. Умений — это общие способности человека выполнить определенные действия, воплотить их в жизнь и добиться результата.
  3. Навыков — умения автоматически выполнять определенные действия, в результате их многократного повторения на практике.

Данная разновидность структуры имеет несколько подходов классификации. Одна из них выделяет:

  • память;
  • культуру;
  • деятельность.

Индивид становится личностью в процессе социализации, осваивая общественную сущность в рамках множества разнообразных жизненных ситуаций и обстоятельств.

17 стр., 8281 слов

Особенности педагогической деятельности в начальной школе

... личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Кратко - это воспитание человека как особая функция общества. 1.1 Педагогическая деятельность Общая характеристика понятия «деятельность». Деятельность в ... особенностях строения и функционирования организма человека) и школьная гигиена (изучает вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе) играют большое значение в ...

Теория аналитической психологии Карла Густава Юнга

глубинной

черты и аспекты

  1. Развитие теории о индивидуации — преодолению раскола между бессознательным и осознанным; личность развивается не в детстве, но в зрелом возрасте.
  2. Разработка методов аналитической психотерапии (песочная, арт-терапия Юнга, психодрама и другие).

  3. Развитие понятий экстраверсии и интроверсии личности (существования интровертов и экстравертов).

Понятие архетипов, их классификация, список

бессознательной сфере

Такие индивидуально-бессознательные содержания формируются в результате:

  • забывания;
  • вытеснения;
  • неосознанного восприятия — незамеченные человеком ощущения и впечатления, слабые представления;
  • неясные представления — новые смысли или содержания, рожденные в бессознательном непосредственно.

Личное бессознательное более поверхностное по сравнению с коллективным бессознательным.

Этот базовый шар психики идентичен для каждого человека. Это врожденный, универсальный набор психических структур.

Юнгианские архетипы нельзя отождествлять с шаблонами действий, типами личностей, чертами характера человека. Врожденность архетипа состоит в неосознанности и тяготению к эмоциональному, когнитивному и поведенческому реагированию на ситуацию. По мнению Юнга, познать архетипы в целом невозможно (они бессознательны).

отличительных черт

  1. Принадлежит архаическому порядку и отображается в фольклоре, мифах (в т.ч. сказках).

  2. Непосредственно привязан к жизни , реализуется в ней.
  3. Перманентен для любых народов и времен.
  4. Отображается в сознании в двух формах — концепта и символа (может быть не один).

  5. Имеет дихотомичный (амбивалентный) характер — обладает темной и светлой сторонами, не может быть только негативным или только позитивным.
  6. Его невозможно изменить , и он сам противостоит любым попыткам изменений.
  7. Существенно влияет на эмоции , которые переживает человек.
  8. В снах содержатся символические отображения архетипов, потому особое значение для их анализа имеет гипноз.
  9. Имеет собственную инициативность и энергетику , вмешивается в жизнедеятельность человека, нередко меняя его ход мышления, принятие окончательного решения и т.п.

Юнг не оставил полноценной и разработанной классификации архетипов. Однако, к ним психология традиционно причисляет такие основные описанные Юнгом архетипы:

  1. Персона — это те характеристики личности, которые личность демонстрирует миру как себя. Это коллективное Я человечества как такого. Персона является целиком осознанной человеком и формируется в результате субъективного самовосприятия. Это лишь образ реальной (глубинной) личности, своеобразная маска, из которой вычеркнуты нежелательные социумом личностные аспекты.
  2. Тень — это первая ступень бессознательного, набор вытесненных личностью черт характера или отдельных свойств как нежелательных в силу их несоответствия принятых норм, стандартов и идеалов общества. Это относительно автономная часть личности, которая представлена не воспринятыми индивидуумом личными или коллективными психическими установками. Тенью можно совладать только в случае ее осознания, принятие ее существования как части целостной личности. Если тень не признавать, то она может овладеть человеком. Ее признание является фактором гармоничного развития человека.
  3. Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — представления о себе как представителе противоположного пола, в его особенных чертах, вытесненные по нежеланию индивида в бессознательное. Женщина имеет Анимус, мужчина — Аниму, которые в конце концов проецируются на возлюбленных партнеров. Это архетипы самого древнего порядка, оказывающие колоссальное влияние на личностное поведение.
  4. Самость — это центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности (К.Г. Юнг), это жизненная цель человека, центральный архетип. Это суммативная целостность. Она есть у всех людей, и в тоже время неповторима для каждого.

Вместе с Эго , Персона, Тень, Анима (Анимус), Самость образуют структуру личности за Юнгом.

7 стр., 3104 слов

Социология личности: понятия человек, личность, индивид

... общество. 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее ...

Кроме этого, можно назвать другие архетипы, которые меньше описаны Юнгом:

  1. Мать или Душа — связанный с разнообразными образами богини-матери: магическим авторитетом женственного, мудрость, духовная высота, забота, поддержка. При этом в ней есть и негативные стороны: темное, пожирающее, ядовитое и соблазнительное. Мать является первообразом Анимы. Символизирует личное бессознательное (субъективное, эмоциональное).

  2. Отец — мужской первообраз Анимуса, ориентируется на объективный мир внешних явлений, олицетворяет авторитет и мораль, указывает на необходимость защиты от субъективных уклонов души.
  3. Ребенок — связанный с творческой силой человека, стремлением к познанию. Проявляется в незащищенности, чистоте, непорочности, ориентации на истинные желания (стремлению к целостности).

  4. Мудрец (Старик) — это персонификация духа или значения, который содержит скрытый жизненным хаосом смысл; жизненная зрелость.
  5. Бог (внутренний Бог) — как врожденное условие развития религиозных идей, приобретения религиозного опыта; также может выступать в качестве спроецированной на окружающий мир конечной реализации психической реальности; можно рассматривать как более образную составляющую архетипа Самости.
  6. Герой — ориентируется на принятие вызова, постоянную борьбу, боится потерпеть поражение. Отличается целеустремленностью, дисциплинированностью, сосредоточенностью. Мир героя — это поле вечной битвы, где нужно защищать невинных. Негативная сторона героя — превращение человека в карьериста, зацикленного на победе не смотря ни на что. Он может стать высокомерным и жестоким.

К. Пирсон и Х. Марром

  1. Простодушный.
  2. Славный малый.
  3. Воин.
  4. Опекун.
  5. Искатель.
  6. Любовник.
  7. Бунтарь.
  8. Творец.
  9. Правитель.
  10. Маг.
  11. Мудрец.
  12. Шут.

Учение про архетипы активно используется в современном маркетинге, рекламе (нередко в целях манипуляции).

13 стр., 6056 слов

Свобода воли и свобода выбора человека реферат по философии

... и их выбор, и их регуляцию при осуществлении. Произвольными действиями или поступками Аристотель называет действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека. Воля ... развития человек способен проявлять свою свободу воли, и в какой мере она допустима? Почему человек естественным ... образ жизни человека, и его социальное бытие. Для младенца ССР - это его мать и ...

В психологии они рассматриваются как теория, которая утратила свое определяющее значение, стала исторической парадигмой.

литературных архетипов

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/bazovyie-arhetipyi-psihologa-v-shkole/

Примеры архетипов, описанных Юнгом

Примеры архетипов — это образы, с которыми они связаны. Архетип не имеет своего полного воплощения, а является мифом (в т.ч. личностным) или формирующим импульсом поведения человека.

Самость

  1. Образ мандалы.
  2. Просветленный.
  3. Духовное (душевное) совершенство.
  4. Сверхчеловек Ницше.
  5. Будда Шакьямуни.
  6. Иисус Христос.

Анимус и Анима

  1. Двуполые существа первобытных мифов.
  2. Китайские инь и янь.

Тень

  1. Мефистофель в «Фаусте» Гете.
  2. Сатана.
  3. Плут.
  4. Мистер Хайд из «Доктор Джекилл и мистер Хайд».
  5. Альтер-эго многих литературных персонажей.
  6. [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/bazovyie-arhetipyi-psihologa-v-shkole/

Персон

Здесь подразумевается образ маски.

Мудрец

  1. Афина.
  2. Мудрый волшебник (Мерлин, Дамблдор в «Гарри Поттере»).

  3. Шаман.
  4. Пророк (Мойсей).

  5. Чудаковатый профессор.
  6. Старец.
  7. Царь Соломон.
  8. Мастер Йода из «Звездных Войн».

Матерь

  1. Богиня.
  2. Ведьма.
  3. Кибела.
  4. Деметра.
  5. Дева Мария.
  6. Мойры и норны греческой мифологии.
  7. Образ Матери Терезы в популярной культуре.

Герой

  1. Бог Марс.
  2. Арес.
  3. Образы революционеров, «отцов нации», известных политических деятелей и борцов (Жанна Д’арк, Ганди, Че Гевара, Мао Цзэдун, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела).

  4. Гарри Поттер из произведений Дж. К. Роулинг.
  5. Супермен.
  6. Бэтемен.
  7. Дайнерис из «Игры Престолов».
  8. В негативном воплощении — Робеспьер, Кромвель, Саванарола.