Что такое структура личности — общее понятие
стабильностью
Структура личности бывает:
- социальной;
- психологической.
Социальная и психологические структуры непосредственно связанны между собой и состоят в постоянном взаимовлиянии.
Психологическая структура отображает ряд присущих индивиду качеств и характеристик.
Индивидуальные особенности
- Темперамент — как особенности динамических характеристик личности, ритм и темп реакций, интенсивность (ярко или мало выражено) процессов психики; влияет на формирование характера.
- Характер — как набор отличительных черт, которые в комплексе формируют паттерны поведения личности.
- Способности — как предрасположенности к более успешному или эффективному осуществлению отдельных форм деятельности (склонность к отдельным видам профессий); инструментарий личности.
Концепция «Я» (ядро личности)
- Направленность (как внутренняя мотивация) — отображает ряд ключевых устойчивых мотивов человека, которые прямо воздействуют на деятельность последнего.
- Осознанность себя как автономной и целостной личности, «Я есть Я».
Направленность, в свою очередь, состоит из:
- Мотивов.
- Интересов.
- Убеждений (взгляды, мировоззрение, принципы).
- Цели.
- Потребности.
- Психологических установок (неосознанные предвзятости).
Психологически-процессуальные особенности
- Памяти.
- Эмоций.
- Воли.
Опыт психологического порядка
- Знаний — это проверенная практикой информация, полученная в результате выполнения определенного действия, то есть — познания мира.
- Умений — это общие способности человека выполнить определенные действия, воплотить их в жизнь и добиться результата.
- Навыков — умения автоматически выполнять определенные действия, в результате их многократного повторения на практике.
Данная разновидность структуры имеет несколько подходов классификации. Одна из них выделяет:
- память;
- культуру;
- деятельность.
Индивид становится личностью в процессе социализации, осваивая общественную сущность в рамках множества разнообразных жизненных ситуаций и обстоятельств.
Особенности педагогической деятельности в начальной школе
... личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Кратко - это воспитание человека как особая функция общества. 1.1 Педагогическая деятельность Общая характеристика понятия «деятельность». Деятельность в ... особенностях строения и функционирования организма человека) и школьная гигиена (изучает вопросы гигиенической организации всех видов занятий в школе) играют большое значение в ...
Теория аналитической психологии Карла Густава Юнга
глубинной
черты и аспекты
- Развитие теории о индивидуации — преодолению раскола между бессознательным и осознанным; личность развивается не в детстве, но в зрелом возрасте.
- Разработка методов аналитической психотерапии (песочная, арт-терапия Юнга, психодрама и другие).
- Развитие понятий экстраверсии и интроверсии личности (существования интровертов и экстравертов).
Понятие архетипов, их классификация, список
бессознательной сфере
Такие индивидуально-бессознательные содержания формируются в результате:
- забывания;
- вытеснения;
- неосознанного восприятия — незамеченные человеком ощущения и впечатления, слабые представления;
- неясные представления — новые смысли или содержания, рожденные в бессознательном непосредственно.
Личное бессознательное более поверхностное по сравнению с коллективным бессознательным.
Этот базовый шар психики идентичен для каждого человека. Это врожденный, универсальный набор психических структур.
Юнгианские архетипы нельзя отождествлять с шаблонами действий, типами личностей, чертами характера человека. Врожденность архетипа состоит в неосознанности и тяготению к эмоциональному, когнитивному и поведенческому реагированию на ситуацию. По мнению Юнга, познать архетипы в целом невозможно (они бессознательны).
отличительных черт
- Принадлежит архаическому порядку и отображается в фольклоре, мифах (в т.ч. сказках).
- Непосредственно привязан к жизни , реализуется в ней.
- Перманентен для любых народов и времен.
- Отображается в сознании в двух формах — концепта и символа (может быть не один).
- Имеет дихотомичный (амбивалентный) характер — обладает темной и светлой сторонами, не может быть только негативным или только позитивным.
- Его невозможно изменить , и он сам противостоит любым попыткам изменений.
- Существенно влияет на эмоции , которые переживает человек.
- В снах содержатся символические отображения архетипов, потому особое значение для их анализа имеет гипноз.
- Имеет собственную инициативность и энергетику , вмешивается в жизнедеятельность человека, нередко меняя его ход мышления, принятие окончательного решения и т.п.
Юнг не оставил полноценной и разработанной классификации архетипов. Однако, к ним психология традиционно причисляет такие основные описанные Юнгом архетипы:
- Персона — это те характеристики личности, которые личность демонстрирует миру как себя. Это коллективное Я человечества как такого. Персона является целиком осознанной человеком и формируется в результате субъективного самовосприятия. Это лишь образ реальной (глубинной) личности, своеобразная маска, из которой вычеркнуты нежелательные социумом личностные аспекты.
- Тень — это первая ступень бессознательного, набор вытесненных личностью черт характера или отдельных свойств как нежелательных в силу их несоответствия принятых норм, стандартов и идеалов общества. Это относительно автономная часть личности, которая представлена не воспринятыми индивидуумом личными или коллективными психическими установками. Тенью можно совладать только в случае ее осознания, принятие ее существования как части целостной личности. Если тень не признавать, то она может овладеть человеком. Ее признание является фактором гармоничного развития человека.
- Анима (у мужчин) и Анимус (у женщин) — представления о себе как представителе противоположного пола, в его особенных чертах, вытесненные по нежеланию индивида в бессознательное. Женщина имеет Анимус, мужчина — Аниму, которые в конце концов проецируются на возлюбленных партнеров. Это архетипы самого древнего порядка, оказывающие колоссальное влияние на личностное поведение.
- Самость — это центр тотальной, беспредельной и не поддающейся определению психической личности (К.Г. Юнг), это жизненная цель человека, центральный архетип. Это суммативная целостность. Она есть у всех людей, и в тоже время неповторима для каждого.
Вместе с Эго , Персона, Тень, Анима (Анимус), Самость образуют структуру личности за Юнгом.
Социология личности: понятия человек, личность, индивид
... общество. 1. Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность». Биологическое и социальное в человеке. Социологическое понятие личности. 1.1 Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек - это родовое понятие, указывающее ...
Кроме этого, можно назвать другие архетипы, которые меньше описаны Юнгом:
- Мать или Душа — связанный с разнообразными образами богини-матери: магическим авторитетом женственного, мудрость, духовная высота, забота, поддержка. При этом в ней есть и негативные стороны: темное, пожирающее, ядовитое и соблазнительное. Мать является первообразом Анимы. Символизирует личное бессознательное (субъективное, эмоциональное).
- Отец — мужской первообраз Анимуса, ориентируется на объективный мир внешних явлений, олицетворяет авторитет и мораль, указывает на необходимость защиты от субъективных уклонов души.
- Ребенок — связанный с творческой силой человека, стремлением к познанию. Проявляется в незащищенности, чистоте, непорочности, ориентации на истинные желания (стремлению к целостности).
- Мудрец (Старик) — это персонификация духа или значения, который содержит скрытый жизненным хаосом смысл; жизненная зрелость.
- Бог (внутренний Бог) — как врожденное условие развития религиозных идей, приобретения религиозного опыта; также может выступать в качестве спроецированной на окружающий мир конечной реализации психической реальности; можно рассматривать как более образную составляющую архетипа Самости.
- Герой — ориентируется на принятие вызова, постоянную борьбу, боится потерпеть поражение. Отличается целеустремленностью, дисциплинированностью, сосредоточенностью. Мир героя — это поле вечной битвы, где нужно защищать невинных. Негативная сторона героя — превращение человека в карьериста, зацикленного на победе не смотря ни на что. Он может стать высокомерным и жестоким.
К. Пирсон и Х. Марром
- Простодушный.
- Славный малый.
- Воин.
- Опекун.
- Искатель.
- Любовник.
- Бунтарь.
- Творец.
- Правитель.
- Маг.
- Мудрец.
- Шут.
Учение про архетипы активно используется в современном маркетинге, рекламе (нередко в целях манипуляции).
Свобода воли и свобода выбора человека реферат по философии
... и их выбор, и их регуляцию при осуществлении. Произвольными действиями или поступками Аристотель называет действия, имеющие источник активности в самом человеке, т.е. осуществляемые по решению человека. Воля ... развития человек способен проявлять свою свободу воли, и в какой мере она допустима? Почему человек естественным ... образ жизни человека, и его социальное бытие. Для младенца ССР - это его мать и ...
В психологии они рассматриваются как теория, которая утратила свое определяющее значение, стала исторической парадигмой.
литературных архетипов
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/bazovyie-arhetipyi-psihologa-v-shkole/
Примеры архетипов, описанных Юнгом
Примеры архетипов — это образы, с которыми они связаны. Архетип не имеет своего полного воплощения, а является мифом (в т.ч. личностным) или формирующим импульсом поведения человека.
Самость
- Образ мандалы.
- Просветленный.
- Духовное (душевное) совершенство.
- Сверхчеловек Ницше.
- Будда Шакьямуни.
- Иисус Христос.
Анимус и Анима
- Двуполые существа первобытных мифов.
- Китайские инь и янь.
Тень
- Мефистофель в «Фаусте» Гете.
- Сатана.
- Плут.
- Мистер Хайд из «Доктор Джекилл и мистер Хайд».
- Альтер-эго многих литературных персонажей.
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/bazovyie-arhetipyi-psihologa-v-shkole/
Персон
Здесь подразумевается образ маски.
Мудрец
- Афина.
- Мудрый волшебник (Мерлин, Дамблдор в «Гарри Поттере»).
- Шаман.
- Пророк (Мойсей).
- Чудаковатый профессор.
- Старец.
- Царь Соломон.
- Мастер Йода из «Звездных Войн».
Матерь
- Богиня.
- Ведьма.
- Кибела.
- Деметра.
- Дева Мария.
- Мойры и норны греческой мифологии.
- Образ Матери Терезы в популярной культуре.
Герой
- Бог Марс.
- Арес.
- Образы революционеров, «отцов нации», известных политических деятелей и борцов (Жанна Д’арк, Ганди, Че Гевара, Мао Цзэдун, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела).
- Гарри Поттер из произведений Дж. К. Роулинг.
- Супермен.
- Бэтемен.
- Дайнерис из «Игры Престолов».
- В негативном воплощении — Робеспьер, Кромвель, Саванарола.