Врачебно-педагогический контроль при организации физического воспитания в образовательных учреждениях

Содержание скрыть

педагогического контроля:

  • контроль за посещаемостью занятий;
  • контроль за тренировочными нагрузками;
  • контроль за состоянием занимающихся;
  • контроль за техникой упражнений;
  • учет спортивных результатов;
  • контроль за поведением во время соревнований.

Широко распространенными видами педагогического контроля являются:

1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии;

2) определение физической нагрузки во время занятия;

3) контрольные испытания;

4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.

Существуют различные способы определения педагогической ценности урока физической культуры и всех форм физического воспитания.

Первый способ — выявление, насколько полно насыщен урок физической работой.

Плотность — это общая продолжительность действительной работы учащихся на уроке. При оценке полученных данных следует иметь в виду, что общая плотность полноценного занятия должна приближаться к 100%. Высокой плотностью считается величина, превышающая 60-70%.

Для выявления плотности используется хронометраж проделанной физической работы, подсчитывается отношение суммы времени, затраченного непосредственно на физические упражнения, к общей длительности всего урока. Такое отношение, выраженное в процентах, характеризует плотность урока. Чем больше данный показатель, тем более интенсивным будет и физиологический эффект урока.

При осуществлении хронометража специалист, проводящий занятие, наблюдает за одним учащимся и при помощи секундомера регистрирует отрезки времени, затраченные на действительную работу в каждом упражнении, фиксируя время и внося соответствующие цифры в протокол. Сумма этих временных отрезков дает общую продолжительность рабочего времени на уроке. Отдельно отмечается время, затраченное на весь урок от команды к построению до команды «Разойдись!» Время, затраченное на объяснение, показ, ожидание очереди у снаряда, считается простоем и в расчет действительной работы не входит.

Различают общую (педагогическую) и двигательную (моторную) плотность занятия.

Общей плотностью называется отношение педагогически оправданных затрат времени к продолжительности занятия.

Двигательной плотностью принято считать отношение времени, использованного непосредственно на любую двигательную деятельность занимающихся во время занятия, к его общей продолжительности. Усилия, которые преподаватель затрачивает на все виды педагогической деятельности, его задания и педагогические приемы могут быть полностью или частично целесообразными.

7 стр., 3109 слов

Формы построения занятий в физическом воспитании

... занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте); 2) Незначительная продолжительность занятий (от 2—3до 15— 20 мин); 3)Отсутствие или невыраженность структуры построения занятия, ... и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность; 2) Уроки закрепления и совершенствования учебного материала; 3) Контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности ...

В зависимости от этого все виды деятельности занимающихся бывают рациональными или нерациональными . Педагогически оправданными затратами времени можно считать лишь те, которые необходимы для решения задач данного занятия и воспитания занимающихся. Что касается двигательной плотности, то в зависимости от типа занятия ее показатель может изменяться. Так, на занятиях совершенствования техники действия и развития двигательных качеств она может достигать 70-80%, а при разучивании двигательных действий и формировании знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в переделах 50%.

Измерить физическую нагрузку можно различными способами, но наиболее доступным из них и поэтому самым распространенным является измерение частоты ударов пульса . На занятии у одного из занимающихся средней подготовленности подсчитывают пульс 8-10 раз. Как правило, пульс измеряют перед началом занятия, перед решением каждой из задач занятия и после нее. Так, в частности, пульс измеряют перед подготовительной частью занятия, после нее, перед выполнением и после выполнения упражнений, с помощью которых решаются главные задачи занятия, перед заключительной частью занятия и после нее. Пульс подсчитывают в течение 10 с и умножают на 6, чтобы установить количество ударов в минуту.

Второй способ — построение физиологической кривой урока, которая воспроизводится по наблюдениям за изменением частоты сердечных сокращений (ЧСС) как параметра, отражающего усилия деятельности систем кровообращения и всего организма. Физиологическая кривая представляет собой плавную линию, поднимающуюся на отрезке основной части урока до 75-90%, и заметно снижающуюся к концу урока.

Незначительный подъем и плоская вершина кривой свидетельствуют о незначительной нагрузке. Резкий подъем кривой или его отсутствие, как и выраженная тенденция к снижению в конце урока, указывают на чрезмерную нагрузку. По этой кривой судят об эффективности отдельных частей занятия в плане физической нагрузки.

ЧСС является основным критерием как переносимости, так и эффективности физической нагрузки. Поэтому учитель физической культуры обязан научить учащихся, независимо от их возраста, по его команде находить и подсчитывать ЧСС за 10 сек. При этом следует иметь в виду, что изменения ЧСС происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые на занятиях по физическому воспитанию нередко достигают значительной силы.

Оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения , которые фиксируются в протоколе.

Показатели ЧСС определяются в конце вводной части урока, в середине и в конце основной части, в конце заключительной части урока. Полученные данные отображают графически в виде кривой.

Такой вид наблюдения можно использовать и в детальных измерениях ЧСС после выполнения каждого упражнения или групп упражнений, наиболее значимых по физиологическому эффекту. Для наблюдения специалист может выбрать одного-двух учащихся из основной (1-я группа здоровья) или подготовительной (2-я группа здоровья) группы, в зависимости от поставленных на уроке задач. Перед началом урока в состоянии покоя измеряют ЧСС: количество сердечных сокращений за 10 сек.?6 или за 60 сек.

Ответная реакция на физическую нагрузку оценивается по трем степеням:

  • умеренная, адекватная реакция, при которой учащийся не предъявляет жалоб: ЧСС возвращается к исходному значению в восстановительный период;
  • выраженная реакция, учащийся выполняет работу с напряжением, но без жалоб, ЧСС увеличивается до субмаксимальных величин, высокие показатели артериального давления (АД), затем ЧСС и АД возвращаются к исходным;

— резко выраженная, неадекватная реакция выявляет признаки утомления учащегося, иногда он не выполняет упражнение до конца или замедляет темп, ЧСС и АД, как правило, не восстанавливаются за 5 минут.

В целях контроля за результативностью педагогического процесса проводится проверка физической подготовленности .

Контрольные испытания позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить этот уровень с нормативными показателями и на этой основе составить обоснованные планы направленного развития физических качеств. В практике физического воспитания в учебных заведениях используются следующие тесты (показатели):

  • бег на 100 м (оценка скоростных способностей);
  • прыжок в длину с места (развитие силовых способностей мышц ног);
  • подтягивание в висе (юноши) (локальная силовая выносливость);
  • бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши) (специальная выносливость);
  • бег на 2000 м для девушек и на 3000 м для юношей (общая выносливость);
  • руки за головой для девушек (силовая выносливость мышц туловища) и др.

Для того, чтобы полученные при тестировании показатели были достоверны, повторные испытания должны проводиться в аналогичной обстановке, в одно и то же время суток, по одинаковой методике. Желательно, чтобы и характер предшествующей двигательной активности занимающихся в дни тестирования не имел существенных отличий. Вначале проводятся испытания в беге на 100 м, затем — в прыжках, подтягивании и в беге на выносливость.

В начале учебного года проводятся контрольные тесты, в конце — фиксируются изменения за прошедший учебный год (табл.1).

Для комплексной оценки физической подготовленности учащихся целесообразно при постоянном количестве тестов оценивать изменения по каждому тесту, характеризующему отдельные стороны подготовленности, и по сумме баллов, определяющей уровень подготовленности в целом.

Наиболее полную информацию о продуктивности занятия дает непосредственное наблюдение за деятельностью преподавателя и занимающихся, а также анализ ее влияния на решение планируемых учебно-воспитательных задач.

Таблица 1 — Пример тестов и контрольные нормативов для учащихся

Тесты

Пол

Оценка

5

4

3

2

1

Бег 100 м, с

Д

15,5

16,5

17,4

18,0

19,0

М

13,0

13,5

14,0

14,3

14,7

Бег 2000 м, мин

Д

10,00,0

10,30,0

11,00,0

11,30,0

12,10,0

Бег 3000 м, мин

М

12,00,0

12,30,0

13,15,0

13,40,0

14,10,0

Прыжок в длину с места, см

Д

200

185

170

160

140

М

250

235

225

210

200

Поднимание туловища из положения «лежа на спине руки за головой», раз /мин

Д

42

35

30

25

20

Поднимание ног в висе до касания перекладины, раз

М

10

8

6

4

2

Подтягивание в висе лежа (высота перекладины 110 см), раз

Д

16

12

8

6

4

Подтягивание на перекладине, раз

М

15

12

10

8

5

Сумма баллов по пяти тестам

Д

23

18

13

8

3

М

23

18

13

8

3

2.2 Врачебный контроль и его содержание

Врачебный контроль — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями.

Цель врачебного контроля — изучить состояние здоровья и влияние на организм физических нагрузок.

Уровень физического развития каждого учащегося определяется путем сопоставления всех полученных при осмотре данных.

Врачебная часть контроля за физическим воспитанием включает:

  • выбор средств физического воспитания и видов спорта с учетом индивидуальных нарушений;
  • определяет объем занятий, специальные мероприятия, которые необходимо провести до и после тренировки;
  • проводит медицинское исследование физического развития и состояния здоровья, выделяет противопоказания;
  • определение степени воздействия процесса физического воспитания на организм ребенка с помощью тестов;
  • оценивает санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещений и т.п.;
  • врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);
  • профилактику травматизма на уроках физкультуры, зависящего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.);
  • пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закаливания и занятий спортом на состояние здоровья студента с использованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включением тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости врачом-специалистом.

Основная форма врачебного контроля — врачебное обследование, которое дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки таким образом, чтобы не нанести вред здоровью занимающихся.

Первичное обследование предусматривается перед началом занятий физическим воспитанием.

Повторное обследование необходимо проводить один раз в год, а для занимающихся спортом в зависимости от вида спорта и квалификации спортсменов — 3-4 раза в год.

Дополнительные врачебные обследования позволяют исключить участие в спортивных соревнованиях спортсменов, соревновательная нагрузка для которых могла бы оказать отрицательное воздействие на их здоровье; установить наиболее эффективный режим нагрузок и отдыха; определить состояние здоровья на данный момент.

Будущие участники соревнований должны пройти дополнительное врачебное обследование за 2-3 дня до начала соревнований. Участники массовых физкультурно-спортивных мероприятий и участники соревнований по стрельбе, шахматам, шашкам и т.п. могут быть допущены до соревнований на основании результатов первичного или повторного осмотра, что, впрочем, не исключает возможности пройти дополнительный осмотр по собственной инициативе. На медосмотр необходимо являться через 1,5 часа после еды и через 2 часа и более после занятий физическими упражнениями.

Программа медицинского обследования предусматривает: Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина и др. — М.: Высш. школа, 1983. — 391 с.

  • общий и спортивный анамнез, для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;
  • наружный осмотр;
  • антропометрические измерения;
  • обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;
  • проведение функциональной пробы.

С помощью наружного осмотра оцениваются осанка, состояние кожи, костного скелета и мускулатуры, жироотложение.

Для характеристики телосложения определяется форма грудной клетки ( коническая, цилиндрическая или уплощенная), спины , живота (нормальная, отвислая или втянутая), ног и стоп ( нормальная или уплощенная).

Для оценки антропометрических данных используют два способа — сравнение со средними (стандартными) величинами и способ антропометрических показателей. В условиях образовательного учреждения можно измерить 5-6 показателей физического развития.

Способ стандартов заключается в сравнении полученных при исследовании каждого учащегося данных со средними величинами антропометрических признаков для детей того же пола, возраста. Эти стандартные величины сводят в особые таблицы.

Способ антропометрических показателей (индексов) состоит в сопоставлении между собой отдельных измеренных признаков с целью установления пропорциональности телосложения и физического развития исследуемого лица.

По антропометрическим данным оцениваются уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту человека. Этот способ получил распространение при массовых обследованиях учащихся различного возраста:

рост ( длину) тела стоя и сидя (определяя рост с помощью ростомера, следует учитывать, что длина тела в течение суток меняется, уменьшаясь к вечеру или после физической нагрузки);

вес тела; окружность грудной клетки ( измеряют в трех состояниях: при максимальном вдохе, во время паузы и при максимальном выдохе; разница между окружностью грудной клетки на вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки, ее средняя величина равна 5-7 см);

жизненную емкость легких (ЖЕЛ) измеряют с помощью спирометра (средняя величина ЖЕЛ для мужчин — 3800 — 4200 см3, у женщин — 3000 — 3500 см3);

силу мышц кисти с помощью динамометра (динамометр берется в руку стрелкой к ладони и сжимается с максимальной силой, при этом рука отводится немного в сторону; из трех измерений учитывается лучший результат в килограммах) и др.

Уровень физического развития оценивается с помощью трех методов: антропометрических стандартов с вычерчиванием антропометрического профиля, корреляции и антропометрических индексов .

Метод антропометрических индексов является наиболее популярным и позволяет характеризовать данные человека лишь частично, однако, дает возможность делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития.

Рассмотрим наиболее часто применяемые антропометрические индексы .

Масса (вес) тела должна определяться периодически (1-2 раза месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той ж спортивной одежде. В начальном периоде тренировок масса обычно снижается, затем стабилизируется, а в дальнейшем за счет прирост мышечной массы несколько увеличивается. Для расчета рекомендуемого веса тела есть много показателей и формул, но они имеют те или иные недостатки: многие из них учитывают рост и возраст, но не учитывают пол, конституцию, двигательную активность и другие факторы.

Для ориентировочной оценки массы тела можно использовать формула Брока-Брукша , согласно которой вес рассчитывается вычитанием цифры 100 из величины роста.

Росто-весовой показатель Кетле выявляется при сопоставлении величины веса тела с величиной его роста в положении стоя.

Показатель Кетле = вес тела (г): рост (см)

Если на каждый 1см роста приходится менее 300г веса у взрослого человека или менее 200г для детей переходного возраста, следует предполагать исхудание; если приходится более 400г на 1см роста, налицо избыточный вес (ожирение).

Хорошая оценка находится в пределах: для мужчин — 380-415 г/см, для женщин — 360-405 г/см. У спортсменов могут быть более высокие показатели.

Показатель Эрисмана характеризует широкогрудие или узкогрудие, при этом сопоставляют рост с окружностью грудной клетки в покое.

Показатель Эрисмана = окружность грудной клетки — ? роста стоя

В дошкольном возрасте окружность грудной клетки превышает величину половины роста на несколько сантиметров. В младшем школьном возрасте разность между ними уменьшается до нуля. В переходном подростковом возрасте показатель Эрисмана становится отрицательным в пределах от 4 до 3 см, что свидетельствует об относительном узкогрудии, свойственном этому возрасту. Затем он вновь увеличивается и в конце полового созревания достигает у мужчин +7 до — 9см, у женщин +5 до — 6см.

Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускоренного рост перемежаются с периодами относительного замедления роста. Особенно заметен рост с 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания, который длиться для девушек от 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет.

Причем период, ускоренного роста у девочек начинается на два года раньше, чем у мальчиков. В этот период они, как правило, выше и тяжелее мальчиков. Окончательно прекращение роста тела наблюдается к 18-20 годам, а иногда и к 25 годам.

Измеряется рост с помощью ростомера или антропометра. Зависимость между ростом и возрастом в диапазоне от 3 до 14-16 лет близка к линейной, поэтому для девочек нормостатического типа телосложения в возрасте от 3 до 14 лет можно определить по формуле:

Р (см) = 6 * возраст (годах) + 76

Для мальчиков в возрасте от 3 до 16 лет:

Р (см) = 6 * возраст (годах) +77

С возрастом рост уменьшается. Так к 60 годам длина тела уменьшается на 2-2.5 см. К 80 годам на 5-6 см. Наибольшая длина тела регистрируется утром. Вечером рост может уменьшиться на 1-2 см. На росте сказывается наследственность, поэтому можно спрогнозировать длину тела у детей, исходя и роста их родителей:

для юношей Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.54-4.5

для девушек Р (см) = (Ротца + Рматери) * 0.34-7.5

Влияние на рост оказывает и географическая среда, климат, образ жизни. Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом способствую усилению роста, влияя на толщину и длину костей, и влияют на рост организм в целом в основном до 16-18 лет у женщин и 18-20 лет у мужчин. После 22 лет увеличить рост можно за счет исправления дефектов осанки (сутулость) устранения сколиозов и других недостатков тела.

Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Окружность грудной клетки измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания (в паузе), в момент максимального вдоха и максимального выдоха. При накладывании измерительной ленты руки следует несколько приподнять, затем опустить. Закончив измерения, рассчитывают экскурсию грудной клетки, которая определяется как разница на вдохе и выдохе. Обычно этот показатель лежит в пределах 6-9 см. Окружность груди с возрастом увеличивается, обычно до 20 лет у юношей и до 18 лет у девушек. Окружность груди у мальчиков больше, но в возрасте 13-14 лет может быть меньше чем у девочек. Исходя из выше сказанного, хорошее развитие грудной клетки будет тогда, когда разница между окружностью грудной клетки и половиной длины тела равна для мужчин 5-8 см и 3-4 см для женщин. Если разница меньше указанных величин или имеет отрицательные значения, то это свидетельствует об узкогрудости. Зная величину своего роста, вес и окружность грудной клетки, мы можем по формуле Пинье рассчитать крепость телосложения (КТ)

КТ = рост (см) — [вес (кг) + окруж.гр. клетки (см)].

Полученные показатели у взрослых меньше 10 говорит о крепости телосложения, от 10 до 20 как хорошее, от 21 до 25 как среднее, от 26 до 35 -как слабое и более 36 — как очень слабое. Часто большие величины массы тела и окружности грудной клетки не развитие мускулатуры, а являются результатом ожирения.

Жизненный показатель определяется сопоставлением величины жизненной ёмкости лёгких с массой тела, которое легкие снабжают кислородом.

Жизненный показатель = жизненная ёмкость лёгких (куб.см)/ вес тела (кг)

Этот показатель у детей с десятилетнего возраста сохраняет постоянную среднюю величину, что связано с относительно меньшим по сравнению со взрослыми людьми весом тела; значение жизненного показателя составляет до 65-70 куб.см у мальчиков и до 55-65 куб.см у девочек. Ниже 65-70 мл/кг у мужчин и 55- 60 мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной жизненной емкости легких или избыточной массе тела.

Как двигательное качество мышечная сила имеет значение для проявления других физических качеств, таких как скорость, ловкость, выносливость и характеризуется способностью преодолевать внешнее сопротивление. Контроль за силой проводят с помощью динамометров (электронных и механических).

Для самоконтроля наиболее удобны ручной и становой динамометры. Проводят два измерения. Фиксируется лучший результат. Сила правой руки у нетренированного мужчины в пределах 35 — 50 кг, левой руки 32 — 46 кг, у женщин, соответственно, 25 — 33 кг и 23 — 30 кг.

Относительная величина силы более объективный показатель, поскольку рост силы связан с увеличением массы тела и, следовательно, мышечной массы.

ОС = сила кисти / вес тела * 100 (кг)

Для нетренированных мужчин этот показатель составляет 60 -70 % от веса тела, у женщин 45 — 50 %. Оценивая силу при самоконтроле, следуeт учитывать, что она зависит от возраста, веса, тренирующих воздействий. В течение дня этот показатель изменяется. Наименьший — утром, больший — в середине дня.

Мышечная сила прогрессивно падает после 40-50 лет, особенно у тех кто не занимается физическими упражнениями, а к 60-ти годам снижение становится значительным.

Здоровье, функциональное состояние и тренированность студентов можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений .

Функциональные пробы бывают общие (неспецифические) и со специфическими нагрузками . Оценка функциональной подготовленности осуществляется также с помощью физиологических проб. К ним относятся контроль за частотой сердечных сокращений и ортостатическая проба. Кроме этого, для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и пробу Генчи.

Проба Штанге — время задержки дыхания на вдохе. Выявляются функциональные возможности системы дыхания. Определяется в положении сидя после полных вдоха и выдоха. После 5-7 минут отдыха сидя сделать полный вдох и выдох, затем снова обычный вдох (примерно на 80-90% от максимального), затем обследуемый производит вдох и задерживает дыхание, зажав нос пальцами. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру. Продолжительность задержки дыхания зависит не только от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но и от волевых усилий человека, поэтому различают время чистой задержки и волевой компонент. Начало последнего фиксируется по первому сокращению диафрагмы (колебанию брюшной стенки).

Норма, у здоровых младших школьников 6 — 10 лет — от 20 до 45 сек.; у подростков — от 20 сек. до 1 мин. Взрослые, нетренированные лица задерживают дыхание на вдохе в течение 40-50 секунд, а тренированные спортсмены — от 1 до 2-2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении — снижается.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). После полного выдоха и вдоха снова выдыхают и задерживают дыхание. Здоровые нетренированные люди могут задержать дыхание на 20-30 секунд, тренированные — на 90 секунд и более. Эти пробы рекомендуется проводить один раз в неделю перед первым занятием, записывая результаты в дневник самоконтроля. Одномоментная функциональная проба с приседанием. Испытуемый отдыхает стоя в основной стойке 3 минуты. На 4-й минуте подсчитывается ЧСС за 15 с с пересчетом на 1 мин (исходная частота).

Далее выполняются 20 глубоких приседаний в течение 40 с, с подниманием рук вперед, разводом коленей в стороны, с сохранением туловища в вертикальном положении. Сразу после приседаний вновь подсчитывается частота пульса в течение первых 15 с с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично — 20 и менее, хорошо — 21-40, удовлетворительно — 41-65, плохо — 66-75, очень плохо -76 и более. В практике врачебного контроля используются и другие функциональные пробы.

1. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. Тексты лекций / С.К.Городилин, В.В.Руденик. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 83 с.С.36-46

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие / Э.Я.Степаненкова. — М.: ИЦ «Академия», 2006. — 368 с.

3. Теория и методики физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.

4. Физическая культура студента / Под ред. В.И.Ильинича. — М.: Гардарики, 2003. — 448 с.

5. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А.Головина, В.А.Масляка, А.В.Коробкова и др. — М.: Высш. школа, 1983. — 391 с.

Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения как важная составная часть медицинских обследований. Определение воздействия тренировочных нагрузок на организм, занимающегося физической культурой. Самоконтроль в процессе физического воспитания.

контрольная работа