Понятие воспитанности и воспитуемости учащихся

Сам феномен воспитания дан человечеству изначально и навечно. Люди всегда, независимо от уровня развития своего сознания и созидательной цели, даже если они вообще не осознают этот процесс, участвуют в постоянном, непрерывном потоке неуловимых воспитательных взаимодействий и воздействий. Истина воспитания, как объективного родового и вечного общественного явления, в самой общей абстрактной форме состоит в том, что оно изначально, с момента появления социума, полно идеями, скрытыми до времени реальными возможностями и сознательного и эффективного вмешательства взрослых в подготовку подрастающих поколений.

  1. Понятие воспитанности и воспитуемости учащихся.

Воспитывать — это в значительной степени означает создавать систему взаимозависимостей между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе. Влияя на эти отношения, мы тем самым создаем основания для образования черт характера.

Воспитание есть процесс сознательного развития личности, разносторонне образованного и гармонически развитого человека. Хотя главная цель воспитания выглядит как воздействие одного на другого, воспитание необходимо первым делом самому воспитуемому.

Наставник воздействует на ученика подсознательно, отождествляясь (или не отождествляясь) с некоторой эталонной для учащегося личностью. Нет ничего удивительного в том, что учитель в каждом жесте, выражении лица, в работе, в одежде, в стиле жизни, в общих морально-этических установках, в политических взглядах оставляет в психологии ученика свой индивидуальный вклад, как бы печать своей личности.

Цели воспитания.

В различных педагогических концепциях цель воспитания трактуется в зависимости от социально-философских позиций авторов, как:

1.2. Понятие «воспитанность»

Одна из важнейших проблем воспитания — это проблема нравственного становления личности. На протяжении многовекового развития общество выработало особую форму регуляции жизнедеятельности людей — мораль, в которой закреплены общечеловеческие ценности и нормы, определяющие деятельность человека, взаимодействие между людьми.

При определении исходных положений об уровне воспитанности нужно исходить из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащихся осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет воспитания личности. При этом под воспитанием следует понимать организацию процесса развития личности. Уровень воспитанности является критерием оценки качества результатов воспитания.

11 стр., 5027 слов

Воспитанность учащихся в современной начальной школе

... и развитие. Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет: конкретизировать цели воспитательной работы; дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности; обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника; обосновать выбор содержания и методов воспитания; соотнести ...

Понятие «воспитанность» трактуется в педагогической теории и практике неоднозначно. Рассматривая процесс воспитания в широком смысле как создание условий для целостного развития личности, под воспитанностью понимают определенный уровень ее интеллектуального, социального и духовного развития. В более узком смысле под воспитанностью подразумевается нравственная воспитанность личности, что закономерно, если считать нравственность человека центральной, стержневой его характеристикой. В то же время сама нравственная воспитанность рассматривается обыденным сознанием довольно усечено — как соответствие поведения, поступков человека нравственным нормам и принципам, которые приняты в обществе и проявляются, прежде всего, в культуре поведения и общения, то есть во внешних формах поведения. Для того чтобы определить истинную воспитанность личности, надо хорошо понимать специфику морали как нормативной регуляции поведения людей.

Существует два подхода к пониманию нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность — это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований. Индивид поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия.

Согласно второму подходу истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе.

К сожалению, традиционная система воспитания ориентирована на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка определенной системы норм и принципов, а не на развитие его нравственного самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, особенно актуальным становится формирование у учащихся способности к самоопределению, нравственному выбору, базирующемуся на высоком уровне нравственного развития личности.

Смысл воспитания заключается сегодня в становлении системы отношений человека к миру, самому себе, в формировании способности самоопределения в ситуациях нравственного выбора. Возникает проблема становления человека как субъекта своей жизнедеятельности, свободного не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор. В современной системе образования это достигается не только соответствующей организацией жизнедеятельности учащихся, но и тем, что называют воспитывающим обучением, то есть системой занятий, направленных на организацию самопознания и саморегуляции растущей личности, вооружения ее способами работы над собой, на осознание, осмысление и выработку собственных норм и ценностей на основе общечеловеческих. Наиболее распространенной формой обучения остается этическая беседа, которая строится чаще всего как монолог учителя, его рассуждения на нравственные темы, как ответ учащихся на заранее известные им вопросы типа «Что такое хорошо и что такое плохо?»

16 стр., 7519 слов

Исследование влияние среды на личность и поведение человека в организации

... персоналом. Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение, Предпосылки развития организационного поведения Изучение современных теорий организационного поведения требует рассмотрения истории развития науки в целом, ... частично удовлетворены с помощью денег. В результате на смену модели «экономического человека», основанной на концепции механистического рационализма (Ф. Тйлор, Г. ...

Воспитанность — это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.

Прежде всего, необходимо отметить, что нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности. Подходы исследователей различны не только в определении тех или иных критериев, показателей, но и в определении сущностных признаков этих понятий.

В.И. Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели — как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний.

В «Большом энциклопедическом словаре» критерий определяется как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» (Большой…, 1998, С.595).

Психологами, дидактами и методистами рекомендуется использовать следующие показатели воспитанности:

— отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям (В. А. Яковлев, А. С. Белкин и др.);

  • активная жизненная позиция (Т. Н. Мальковская, Н. Ф. Родионова);

— направленность личности (Л. И. Божович, Т. Е. Конникова, З. И. Васильева, А. В. Зосимовский и др);

— сознательная саморегуляция поведения и самоорганизация деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям (Н. П. Капустин, М. И. Шилова и др.);

— согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением (А. К. Маркова, Н. Е. Щуркова)

Выделяют 2 критерия воспитанности:

  • уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек.
  • уровень преднамеренности произвольности поведения.

Аналогичным образом может быть намечена перспектива личностного развития — воспитуемость. Это откликаемость на воспитательные воздействия извне, готовность к переходу на новые уровни развития личности.

3 стр., 1145 слов

Повышение уровня воспитанности школьной молодежи

... труд можно добиться результата повышения уровня культуры школьной молодежи. Как повысить уровень воспитанности подростков и ответственность родителей? Я считаю, ... к такому поведению, при котором учащиеся совершают аморальные, иногда противоправные поступки. Почему подросток не ... не значительны. Несовершенство законодательного влияния на подростков провоцирует их на данные деяния. Это несовершенство ...

Моральная устойчивость человека невозможна без умения управлять своими желаниями и своим поведением. При оценке эффективности педагогической деятельности важно учитывать те психологические изменения, которые происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость.

1.4. Уровни воспитанности и воспитуемости

На основе критериев воспитанности и воспитуемости А.К. Маркова выделяет следующие уровни воспитанности и воспитуемости (Маркова А.К., 1992;)

Воспитанность (высокий уровень): широкий запас нравственных знаний (об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к себе).

Синтез нравственных представлений в целостное индивидуальное мировоззрение. Согласованность нравственных знаний с личными убеждениями, мотивами. Гармония знаний и убеждений с нравственным поведением, единство слова и дела в учении. Развернутые познавательные и социальные мотивы в учении, интерес к способам работы. «Сильное» целеполагание — удержание целей в ситуациях затруднений, ошибок, помех, доведение работы до конца. Преобладание положительных конструктивных эмоций в учении.

Воспитанность (низкий уровень): слабые, разрозненные нравственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Усвоенные нравственные знания не всегда принимаются как основа личных убеждений, личные мотивы рассогласованы с общепринятыми правилами и нормами. Разлад, рассогласование у самого человека нравственных знаний, убеждений, поступков. Мотивы учения на уровне интереса к фактам, узкая ориентация на результат работы при отсутствии интереса к способам работы. Цели негибкие, нереалистические, ситуативные и неперспективные, разрушаются в условиях затруднений и помех. Преобладают отрицательные деструктивные эмоции в учении, тревожность, неуверенность в себе.

Воспитуемость (высокий уровень): откликаемость на помощь другого человека в развитии его личности — следование советам другого человека. Легкость использования и преобразования усвоенных способов социального поведения в новых условиях. Активная ориентировка в новых социальных условиях.