Особенности семейного воспитания

семья воспитание социальный родитель

Реформирование системы образования в нашей стране способствует восстановлению приоритета семьи в воспитании детей, в стремлении родителей и специалистов к сотрудничеству в интересах всестороннего развития ребенка.

Семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Воспитать настоящего человека — непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.

Семья — это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости… Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера — все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы. Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Цель работы: характеристика особенностей семейного воспитания и его воспитательный потенциала.

1. Особенности семейного воспитания

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Столяренко Л.Д. Педагогический тезаурус / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина.-Ростов-на-Дону: МарТ, 2001.-С.210.

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные качества. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь.

15 стр., 7194 слов

Проблемы адаптации детей и родителей в стационаре. Взаимодействие ...

... с родителями также тихо и монотонно плачут. Реакции детей на госпитализацию зависят от характера ребенка и особенностей его воспитания в семье. Наиболее тяжелые реакции наблюдаются у детей, которых родители часто наказывают, бьют, пугают врачом и уколами. Такие дети помещение ...

Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка — это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости…

специфика семейного воспитания

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке. И сидя за школьной партой, ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих ею проблем.

По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит — различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети — мамы, папы — бабушки и дедушки — прабабушки и прадедушки. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.

Семья важнейший институт социализации личности . Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.

На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью. В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Социализация в семье происходит по двум параллельным направлениям:

17 стр., 8136 слов

Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей

... и интересов ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики. 3. Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников. Детский сад повседневно и ...

  • в результате целенаправленного процесса воспитания;
  • по механизму социального научения.

Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

социальный институт.

Основная, первая функция семьи — репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

  • воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
  • экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
  • сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
  • духовного общества — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
  • социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Главная задача семьи, Семейное воспитание, Целью семейного воспитания, Содержание семейного воспитания

Семейное воспитание имеет и свои принципы . Наиболее общие из них: Там же.

  • гуманность и милосердие к растущему человеку;
  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

8 стр., 3677 слов

«Патриотическое воспитание в школе» методическая разработка

... и безопасности. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и ... систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у ...

Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются методами и механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О.Л.Зверева, А.И.Ганичева. — М.: Академия, 2005. — 160 с.

Подкрепление — формирование типа поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Идентификация — признание ребенком родителей, их авторитета, подражание им, в большей или меньшей степени ориентация на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. Наказание — воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать — значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. С психологической точки зрения наказание — хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Стимулирующая роль поощрения — ориентация на хорошее, доброе в развивающейся личности, закрепление стремления и продвижения ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию.

Семейному воспитанию присущи и свои методы , а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи — воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка родителям необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом. И какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

20 стр., 9840 слов

«Роль семьи в воспитании ребенка»

... ему обоих родителей. В многодетных семьях также кто-либо из родителей жертвует своей работой во имя детей. "Нетипичные" семьи в нынешней ... в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, ...

2. Воспитательный потенциал семьи

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями. От этих возможностей и от того, насколько обоснованно и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания

Под воспитательным потенциалом семьи

Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности. Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы:

1) внешние, имеющие макросоциальный характер;

2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи.

Сущность воспитательного потенциала семьи раскрывается в содержании его основных факторов и компонентов. К факторам, характеризующим жизнедеятельность семьи по разным параметрам, относят: социально-культурные, социально-экономические, технико-гигиенические и демографические.

Социально-культурный фактор., Социально-экономический фактор, Технико-гигиенический фактор, Демографический фактор

внутрисемейные отношения

Интеллектуальные отношения

эмоциональных связей и отношений

волевых отношений

В соответствии с этим выделяют уровни воспитательного потенциала: Овчарова Р.В. Семья, ее воспитательный потенциал. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. — М.: Сфера, 2004. — С.345-364..

Высокий уровень:, Средний (критический) уровень, Низкий уровень:

типы семей

1) воспитательно-сильные;

2) воспитательно-устойчивые;

3) воспитательно-неустойчивые;

4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;

5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой;

6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой;

7) маргинальные с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д.;

8) правонарушительские;

9) преступные;

10) психически отягощенные.

первого типа

Второй тип

третьего типа

Четвертый тип

Остальные типы являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушений несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях выше, чем у тех, кто растет в педагогически сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества.

Дисгармоничная семья является фактором риска для неблагополучного развития личности ребенка. Выделяют варианты психологического неблагополучия:

  • семьи, где один из членов страдает нервно-психическим расстройством или химической зависимостью (например, алкоголизмом);
  • собственно дисгармоничные семьи, в которых основной проблемой являются отношения между членами семьи.

типы дисгармоничных семей

46 стр., 22841 слов

Курсовая работа нравственное воспитание в семье

... духовных потребностей, играет семья. Нравственный и культурный уровень родителей, их жизненный опыт, социальные связи, семейные традиции имеют огромное значение в развитии личности человека. ... в последнее время, семейное воспитание претерпевает изменения. Социально – политическая обстановка в стране, компьютерные игры, насилие и жестокость в средствах массовой информации вытесняют воспитательный ...

Таким образом, воспитательный потенциал семьи — это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Каждая семья обладает свойственным только ей воспитательным потенциалом, который определяется сочетанием различных факторов, определяющих жизнедеятельность семьи. Воспитательный потенциал семьи, определяя её педагогические возможности, реализуется посредством ряда педагогических и социально-психологических механизмов. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Заключение

Семья является главным институтом воспитания. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры: демографический — структура семьи; социально-культурный — образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально-экономический — имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический — условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Под воспитательным потенциалом семьи понимают совокупность средств и возможностей для формирования личности ребенка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно. Критериями оценки воспитательного потенциала семьи являются: возможность семьи удовлетворить социально-психологические потребности личности; уровень педагогической культуры родителей; характер взаимоотношений в семье; способность семьи обратиться за помощью в случае критических ситуаций к различным социальным институтам. Выделяют уровни воспитательного потенциала семьи: высокий: в семье полностью удовлетворяются социально-психологические потребности каждого члена; средний (критический): в семье родители стремятся удовлетворить социально-психологические потребности, свойственные ребенку, но сам ребенок не ощущает того, что он любим своими родителями всегда; и низкий: в семье почти не удовлетворяются социально-психологические потребности её членов, никто из состава семьи не считает, что он уважаем, ценим, любим, в таких семьях ослаблена нравственная и трудовая атмосфера, присутствует нервозность в отношениях.

Таким образом, в качестве важнейших составляющих воспитательного потенциала семьи можно выделить внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/vospitanie-v-semyah-izvestnyih-lyudey/

1.Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О.Л.Зверева, А.И.Ганичева. — М.: Академия, 2005. — 160 с.

12 стр., 5585 слов

Психологическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

... такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы, консультации, психологические тренинги [1, c.68]. Семья - это родной дом, где ребенок живет, играет, ... стресса у родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. 4. Определить методы психологического сопровождения родителей, испытывающих эмоциональный стресс. ГЛАВА 1. Теоретические особенности сопровождения семей с детьми с ограниченными ...

2.Куликова Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Г.А.Куликова. — М.: Академия, 2003. — 232 с.

3.Миньковский Г.М. Неблагополучная семья и противоправное поведение подростков / Г.М Миньковский. — //Социологические исследования. — 1982. — №2. — С.105-113.

4.Овчарова Р.В. Семья, ее воспитательный потенциал. Справочная книга социального педагога / Р.В.Овчарова. — М.: Сфера, 2004. — С.345-364.

5.Психология и педагогика: Учебное пособие / В.М.Николаенко, Г.М.Залесов, Т.В.Андрюшина и др. — М.: ИНФРА-М; 2000. — 175 с.

6.Столяренко Л.Д. Педагогический тезаурус / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгина. — Ростов-на-Дону: МарТ, 2001 — 256 с.

7.Шакурова М.В. Методика и технология социально-педагогической работы с семьей / М.В.Шакурова. — М.: Академия, 2007. — 272 с.