Уровни межличностного общения

Коммуникативное поведение и его нормы

Коммуникативное поведение — совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.

Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.

Можно выделить основные нормы коммуникативного поведения:

1. Общекультурные нормы коммуникативного поведения отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это — стандартные ситуации.

2. Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения — вертикальном (вышестоящий — нижестоящий) и горизонтальном (равный — равный).

Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться.

3. Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, гуманитариев, технарей и т.д.

4. Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.

Процесс коммуникации

Коммуникации — это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.

Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

В коммуникациях всегда участвуют, по крайней мере, два лица — отправитель и получатель Чтобы обеспечить четкие и эффективные коммуникации в организации, необходимо знать и предотвращать возможные помехи в процессе их осуществления.

11 стр., 5394 слов

Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе

... описывается общая характеристика власти догосударственного периода; 3. показывается общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе; Работа состоит из Введения, трех Параграфов, Выводов ... кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества, как биологического вида. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны ( ...

Процесс коммуникации состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Коммуникативный процесс можно представить в виде схемы:

Отправитель — любой индивид, имеющий идеи, информацию, намерения и цель их передать. Отправитель формулирует смысл, передаваемый получателю.

Кодирование — перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов.

Сообщение — информация, формирующаяся в результате кодирования, которую отправитель передает желаемому получателю. Сообщение выражается в вербальной и невербальной форме.

Канал коммуникации — путь, по которому передается информация. Выделяют следующие каналы: личное общение, групповые встречи, телефон, факс, докладные и служебные записки и т.п.

Получатель — индивид, которому адресовано сообщение.

Декодирование — процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму. Коммуникация успешна, если получатель воспринял смысл, заложенный в сообщение отправителем. Результаты декодирования зависят от навыков, установок, ожиданий, культурного и интеллектуального уровня получателя.

Обратная связь — демонстрация получателем реакции на полученное сообщение. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение, насколько понятен его смысл и какую реакцию получателя оно вызвало. Когда получатель отвечает отправителю, их роли меняются, формируется обратный коммуникативный поток, устанавливается двусторонний коммуникативный процесс

Характеристики эффективной обратной связи

Направленность

Конкретность и конструктивность

Описательный характер

Полезность

Своевременность

Желание и готовность работника к восприятию

Ясность, четкость, понятность

Надежность, достоверность

Направленность. Цель эффективной обратной связи — улучшение качества работы, определения уровня усвоения полученной от отправителя информации, сонастройка отправителя и получателя. Она не должна снижать самооценку работника, затрагивать его личность.

Конкретность и конструктивность предполагают обеспечение получателей конкретной информацией о состоянии дел, благодаря которой они могут понять, а также исправить ситуацию.

Описательный характер. Эффективная обратная связь должна не оценивать деятельность работника, а объективно описывать ее и ее результаты. Полезность. Эффективная обратная связь предоставляет информацию, которая может быть использована для изменения трудового поведения работника и принятия своевременных управленческих решений.

Своевременность. Обратная связь должна предоставляться прежде, чем существующая в ней информация станет неактуальной.

Желание и готовность работников воспринимать обратную связь — навязанная обратная связь оказывается малоэффективной.

Ясность, четкость, понятность. Обратная связь должна доноситься в форме, понятной получателю. Степень понимания обратной связи отправитель может отследить при визуальном контакте по невербальным проявлениям реакции получателя и в вербальной форме, при задавании уточняющих вопросов. Надежность и достоверность характеризуют, то, насколько можно доверять обратной связи, насколько верно она отражает реальное положение дел.

Коммуникативные барьеры

коммуникативный поведение барьер общение

Эффективности коммуникации мешают коммуникативные барьеры.

Коммуникативные барьеры — помехи, препятствия, вмешательства в процесс коммуникации на любом из ее участков, искажающие смысл сообщения.

Типы барьеров

Примеры их проявления

Информационно-дефицитарные

Механический обрыв, неясность или замалчивание информации отправителем ведут к искажению, непониманию информации, домысливанию

Фонетические

Разные диалекты, ошибки произношения, дефекты речи и дикции приводят к непониманию информации

Семантические

Различие в системах знаний, в понимании смыслов и значений слов участниками общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи)

Стилистические

Несоответствие стиля речи отправителя ситуации общения, стилю речи или психологическому состоянию получателя

Логические

Логика изложения отправителя либо слишком сложна и непонятна получателю, либо вообще отсутствует

Личностные

Психологическая несовместимость отправителя и получателя, разница репрезентативных систем, различие ценностных ориентаций, негативный опыт коммуникаций, селективное восприятие информации, неумение слушать. Также причинами плохой коммуникации могут быть стереотипы, предвзятые представления, плохие межличностные отношения между участниками, отсутствие внимания и интереса к собеседнику

Физические

Отвлекающие шумы, расстояние во время общения, помехи, связанные с неисправностью технических средств передачи информации

Временные

Дефицит времени общения, запаздывание, несвоевременность информации

Организационные

Многоуровневость, излишняя централизация и дифференциация, неопределенность прав и обязанностей, нарушение нормы управляемости

Статусно-диспозиционные

Различия в статусе отправителя и получателя, социальные, политические, религиозные, профессиональные различия. Один из участников коммуникации боится задать вопрос или высказать свое мнение, не желая показаться некомпетентным, быть неправильно понятым

Коммуникационные перегрузки

Загруженность коммуникационных каналов, трудность или невозможность упорядочить информацию, находящуюся на многообразных носителях, отсев части информации до этапа декодирования

Культурные

Культурные различия проявляются в дистанции между участниками общения, восприятии жестов и телодвижений, манерах держаться, тоне, громкости голоса, манере говорить, приверженности своему языку во время переговоров

Виды коммуникаций в организации

По субъекту и средствам коммуникации

Межличностные коммуникации

Коммуникации при помощи технических средств и информационных технологий

По форме общения

Вербальные

Невербальные

По организационному признаку

Вертикальные

Горизонтальные

Диагональные

По каналам общения

Формальные

Неформальные

По направленности общения

Нисходящие

Восходящие

По субъектам и средствам коммуникаций:

  • межличностные коммуникации — коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения;

— коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий. Такие коммуникации в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий и др.

По форме общения:

  • вербальные коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени;

— невербальные — сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.

По каналам общения:

  • формальные коммуникации — позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки;
  • определяются организационными и функциональными регламентами. Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления;
  • неформальные коммуникации — социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении;
  • дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой»;
  • информация в ней часто распространяется с помощью слухов.

По организационному признаку:

вертикальные коммуникации — связывают все уровни управления организации в единое целое.

горизонтальные коммуникации в организации представляют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации.

По направленности общения:

  • нисходящие — через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно главных организационных целей;
  • коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий;
  • поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.

восходящие — потоки информации в направлении снизу вверх, т.е. в направлении подчиненные — руководитель, представляют собой каналы обратной связи процесса управления. При этом руководители высших уровней получают информацию о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации, что позволяет им постоянно корректировать и изменять меры воздействия на поведение подчиненных всех нижестоящих уровней.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/urovni-mejlichnostnogo-obscheniya/

1. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. — Изд. 2-е. — М.: «Экономика», 2004. —

2. Организационное поведение в таблицах и схемах / под. ред. Г.Р. Лафуллина, О.Н. Громовой. — М.: Айрис-пресс, 2002.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1998.

4. Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. Громовой — М.: Айрис-пресс, 2002 .

5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. — М.: ЮНИТИ, 2000