Коммуникативное поведение и его нормы
Коммуникативное поведение — совокупность норм и традиций общения определенной группы людей.
Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное.
Можно выделить основные нормы коммуникативного поведения:
1. Общекультурные нормы коммуникативного поведения отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это — стандартные ситуации.
2. Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения — вертикальном (вышестоящий — нижестоящий) и горизонтальном (равный — равный).
Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться.
3. Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, гуманитариев, технарей и т.д.
4. Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида.
Процесс коммуникации
Коммуникации — это передача информации от одного человека к другому, один из способов доведения индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей.
Цель коммуникации — добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.
В коммуникациях всегда участвуют, по крайней мере, два лица — отправитель и получатель Чтобы обеспечить четкие и эффективные коммуникации в организации, необходимо знать и предотвращать возможные помехи в процессе их осуществления.
Власть и социальные нормы поведения человека в первобытном обществе
... описывается общая характеристика власти догосударственного периода; 3. показывается общая характеристика социальных норм поведения в первобытном обществе; Работа состоит из Введения, трех Параграфов, Выводов ... кризисные явления, которые, по мнению некоторых ученых, угрожали существованию человечества, как биологического вида. Произошли неблагоприятные изменения климата, началось вымирание мегафауны ( ...
Процесс коммуникации состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Коммуникативный процесс можно представить в виде схемы:
Отправитель — любой индивид, имеющий идеи, информацию, намерения и цель их передать. Отправитель формулирует смысл, передаваемый получателю.
Кодирование — перевод информации отправителя в комплекс коммуникационных символов.
Сообщение — информация, формирующаяся в результате кодирования, которую отправитель передает желаемому получателю. Сообщение выражается в вербальной и невербальной форме.
Канал коммуникации — путь, по которому передается информация. Выделяют следующие каналы: личное общение, групповые встречи, телефон, факс, докладные и служебные записки и т.п.
Получатель — индивид, которому адресовано сообщение.
Декодирование — процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму. Коммуникация успешна, если получатель воспринял смысл, заложенный в сообщение отправителем. Результаты декодирования зависят от навыков, установок, ожиданий, культурного и интеллектуального уровня получателя.
Обратная связь — демонстрация получателем реакции на полученное сообщение. Дает возможность отправителю установить, получено ли сообщение, насколько понятен его смысл и какую реакцию получателя оно вызвало. Когда получатель отвечает отправителю, их роли меняются, формируется обратный коммуникативный поток, устанавливается двусторонний коммуникативный процесс
Характеристики эффективной обратной связи |
|
Направленность Конкретность и конструктивность Описательный характер Полезность Своевременность Желание и готовность работника к восприятию Ясность, четкость, понятность Надежность, достоверность |
|
Направленность. Цель эффективной обратной связи — улучшение качества работы, определения уровня усвоения полученной от отправителя информации, сонастройка отправителя и получателя. Она не должна снижать самооценку работника, затрагивать его личность.
Конкретность и конструктивность предполагают обеспечение получателей конкретной информацией о состоянии дел, благодаря которой они могут понять, а также исправить ситуацию.
Описательный характер. Эффективная обратная связь должна не оценивать деятельность работника, а объективно описывать ее и ее результаты. Полезность. Эффективная обратная связь предоставляет информацию, которая может быть использована для изменения трудового поведения работника и принятия своевременных управленческих решений.
Своевременность. Обратная связь должна предоставляться прежде, чем существующая в ней информация станет неактуальной.
Желание и готовность работников воспринимать обратную связь — навязанная обратная связь оказывается малоэффективной.
Ясность, четкость, понятность. Обратная связь должна доноситься в форме, понятной получателю. Степень понимания обратной связи отправитель может отследить при визуальном контакте по невербальным проявлениям реакции получателя и в вербальной форме, при задавании уточняющих вопросов. Надежность и достоверность характеризуют, то, насколько можно доверять обратной связи, насколько верно она отражает реальное положение дел.
Коммуникативные барьеры
коммуникативный поведение барьер общение
Эффективности коммуникации мешают коммуникативные барьеры.
Коммуникативные барьеры — помехи, препятствия, вмешательства в процесс коммуникации на любом из ее участков, искажающие смысл сообщения.
Типы барьеров |
Примеры их проявления |
|
Информационно-дефицитарные |
Механический обрыв, неясность или замалчивание информации отправителем ведут к искажению, непониманию информации, домысливанию |
|
Фонетические |
Разные диалекты, ошибки произношения, дефекты речи и дикции приводят к непониманию информации |
|
Семантические |
Различие в системах знаний, в понимании смыслов и значений слов участниками общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи) |
|
Стилистические |
Несоответствие стиля речи отправителя ситуации общения, стилю речи или психологическому состоянию получателя |
|
Логические |
Логика изложения отправителя либо слишком сложна и непонятна получателю, либо вообще отсутствует |
|
Личностные |
Психологическая несовместимость отправителя и получателя, разница репрезентативных систем, различие ценностных ориентаций, негативный опыт коммуникаций, селективное восприятие информации, неумение слушать. Также причинами плохой коммуникации могут быть стереотипы, предвзятые представления, плохие межличностные отношения между участниками, отсутствие внимания и интереса к собеседнику |
|
Физические |
Отвлекающие шумы, расстояние во время общения, помехи, связанные с неисправностью технических средств передачи информации |
|
Временные |
Дефицит времени общения, запаздывание, несвоевременность информации |
|
Организационные |
Многоуровневость, излишняя централизация и дифференциация, неопределенность прав и обязанностей, нарушение нормы управляемости |
|
Статусно-диспозиционные |
Различия в статусе отправителя и получателя, социальные, политические, религиозные, профессиональные различия. Один из участников коммуникации боится задать вопрос или высказать свое мнение, не желая показаться некомпетентным, быть неправильно понятым |
|
Коммуникационные перегрузки |
Загруженность коммуникационных каналов, трудность или невозможность упорядочить информацию, находящуюся на многообразных носителях, отсев части информации до этапа декодирования |
|
Культурные |
Культурные различия проявляются в дистанции между участниками общения, восприятии жестов и телодвижений, манерах держаться, тоне, громкости голоса, манере говорить, приверженности своему языку во время переговоров |
|
Виды коммуникаций в организации
По субъекту и средствам коммуникации |
Межличностные коммуникации Коммуникации при помощи технических средств и информационных технологий |
|
По форме общения |
Вербальные Невербальные |
|
По организационному признаку |
Вертикальные Горизонтальные Диагональные |
|
По каналам общения |
Формальные Неформальные |
|
По направленности общения |
Нисходящие Восходящие |
|
По субъектам и средствам коммуникаций:
- межличностные коммуникации — коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения;
— коммуникации с помощью технических средств, информационных технологий. Такие коммуникации в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий и др.
По форме общения:
- вербальные коммуникации — коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования. Многие сотрудники организаций проводят в состоянии различных форм вербальных коммуникаций более 50% рабочего времени;
— невербальные — сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, с помощью жестов, мимики, поз, манер и т.д. Они выступают как средства коммуникации в той степени, в которой их содержание может быть интерпретировано другими. Невербальные коммуникации полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
По каналам общения:
- формальные коммуникации — позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки;
- определяются организационными и функциональными регламентами. Формальные коммуникативные каналы широко используются в организациях, имеющих иерархическую структуру управления;
- неформальные коммуникации — социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении;
- дополняют формальные коммуникации. Неформальную систему коммуникаций часто называют «виноградной лозой»;
- информация в ней часто распространяется с помощью слухов.
По организационному признаку:
вертикальные коммуникации — связывают все уровни управления организации в единое целое.
горизонтальные коммуникации в организации представляют собой пути и средства передачи информации отдельно на каждом иерархическом уровне организации.
По направленности общения:
- нисходящие — через систему нисходящих связей руководство организации обеспечивает ориентацию целей подразделений организации относительно главных организационных целей;
- коррекцию поведения, установок и поведенческих стереотипов исполнителей на всех уровнях, координацию действий;
- поддержание и упрочение авторитета власти и контроля.
восходящие — потоки информации в направлении снизу вверх, т.е. в направлении подчиненные — руководитель, представляют собой каналы обратной связи процесса управления. При этом руководители высших уровней получают информацию о проблемах и текущих делах в каждом подразделении организации, что позволяет им постоянно корректировать и изменять меры воздействия на поведение подчиненных всех нижестоящих уровней.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/urovni-mejlichnostnogo-obscheniya/
1. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение. — Изд. 2-е. — М.: «Экономика», 2004. —
2. Организационное поведение в таблицах и схемах / под. ред. Г.Р. Лафуллина, О.Н. Громовой. — М.: Айрис-пресс, 2002.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1998.
4. Антонов В.Г., Бобылева Н.В. Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н. Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. Громовой — М.: Айрис-пресс, 2002 .
5. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. — М.: ЮНИТИ, 2000