1. Определение конфликта. Способы решения конфликтных ситуаций
В последние годы отношения между учениками и учителями стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам, в том числе зависит от изменившегося отношения младших к старшим. Школьные конфликты — одна из злободневных проблем современной школы. К конфликтам обычно приводят противоречия между интересами, ценностями, целями, мотивами, социальными ролями людей, групп, человека и группы, противоборство между официальными и неформальными лидерами, формальными и неформальными микрогруппами, между их членами, имеющими разный статус, устойчивое доминирование негативных эмоций как фоновых характеристик взаимодействия и общения. Конфликты между подростками, переходящие в школьные драки, увы, случаются даже при самом благоприятном психологическом климате. Иногда дети или подростки в результате такого разрешения конфликта получают серьезные травмы. Всего этого можно избежать, если школьники будут получать правильное воспитание. Культурное поведение, по мнению психологов, следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать. К сожалению, в современной школе на предметы эстетического цикла, развивающие эмоциональную сферу ребенка и подростка, отводится не так много времени.
Участие во внеклассных мероприятиях школы позволяет учащимся найти общие интересы, сдружиться. Такие мероприятия включают в себя несколько направлений: первое — создание чувства безопасности; второе — формирование позитивного отношения к самому себе; третье — развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения; четвертое — формирование умения ставить цели. В школе агрессия может проявляться не только при общении детей и подростков. Конфликты возникают между учеником и учителем, между учителями, учителями и администрацией. Агрессия, проявляемая в школе на различных уровнях, непосредственно зависит от уклада ее жизни, то есть от организации всех элементов учебно-воспитательного процесса. Отношения в педагогической деятельности между учителями и учениками проходят сложные изменения в каждый возрастной период. Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Поэтому в настоящее время умения управления конфликтами являются важным инструментом в работе учителя, прежде всего потому, что осознанное применение соответствующих приемов содействуют улучшению качества коммуникации детей, помогает сохранять и развивать учебный коллектив, а также формирует общую управленческую и конфликтологическую компетентность современного педагога. Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.
Психология личности. Кризисы и конфликты в жизни человека
... конфликты в жизни человека; 2. Изучить нормативно-возрастные психологические кризисы; 3. Познакомиться с индивидуальными кризисами человека; 4. Отметить роль психологических кризисов в жизни человека., Глава 1. Конфликты в жизни человека ... свободного и ответственного отношения к себе и к другим людям». В этом же ... собственной жизни». Этот кризис приходит в период после окончания школы, когда требуется ...
Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.
В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.
Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.
Некоторые авторы (в частности У. Крейдлер) подразделяют конфликты на функциональные (ведущие к оптимизации внутригрупповых отношений, более глубокому взаимопониманию людей) и дисфункциональные (имеющие следствием ухудшение, ожесточение внутригрупповых отношений).
В настоящее время основное внимание в педагогике при разработке проблемы конфликтов направлено на изучение следующих вопросов: всестороннее изучение конфликтов в коллективах школьников; конфликтологической компетентности педагога; педагогического вмешательства в конфликты, путей их предупреждения и разрешения. Ряд авторов рассматривают конфликт как активное средство выявления и формирования нравственной зрелости подростка (Т.В.Драгунова, А.В.Зосимовский и др.).
Ведется исследование вопросов сущности конфликтов, причин разногласий в педагогических коллективах (Э.И.Киршбаум, А.В.Баныкина, А.Х.Батчаева и др.).
Изучаются особенности подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов в педагогическом процессе. Как показывают исследования (Ю.Н.Козырев, В.Б.Ольшанский и др.), хуже всего учителя подготовлены к тому, чтобы решать психологические задачи, возникающих в общении со школьниками, их родителями, коллегами по работе, школьной администрацией. В связи с этими обстоятельствами учителю полезно овладеть технологией педагогического управления конфликтными ситуациями. Однако именно вопросы совершенствования организации управления конфликтами на сегодняшний день недостаточно исследованы и требуют системного подхода в нахождении эффективных дидактических и воспитательных решений постановленных педагогических и социальных задач. Исходя из этого, актуальной научной задачей в современных условиях является изучение научного статуса теории управления образованием в целом и теории управления конфликтами на территории образовательного учреждения в частности. Управления педагогического конфликта в образовательном учреждении состоит из ряда этапов: построение ориентировочной основы деятельности педагогического управления конфликтами; программно- целевой этап реализации педагогического управления конфликтами; исполнительный этап реализации разработанной антиконфликтной программы; контрольно-оценочный этап, осуществляемый на каждом из этапов.
Управление конфликтами в педагогическом коллективе
... - выявить уровень конфликтности в педагогическом коллективе, разработать и реализовать комплекс занятий по профилактике и урегулированию конфликтов. Объект исследования - процесс управления конфликтом. Предмет исследования - управление конфликтами в педагогическом коллективе. Гипотеза - степень сотрудничества в конфликтной ситуации увеличится, если ...
Сущность педагогического управления конфликтами в школьном коллективе заключается в коррекции имеющихся противоречий и формировании у субъектов конструктивных умений координировать и регулировать развитие конфликтной ситуации. Педагогическое управление конфликтами предполагает построение его процесса в соответствии с определенными тенденциями, в основе которых находится диалектика возможного и действительного. Педагог получает возможность корректировать и оптимизировать процесс разрешения конфликтных противоречий на фоне изменения характера межличностного общения. Управление конфликтами заключается не столько в устранении или согласовании взаимных претензий, сколько в положительном изменении межличностных отношении и формировании у них антиконфликтной направленности. Выбор методов управления зависит от многих факторов, поэтому, для того чтобы выбор был правильным, педагог должен располагать достоверной информацией о положении вещей в коллективе учащихся, предвидеть возможные варианты возникновения и разрешения конфликтов, и лишь на основании данной информации выбирать те или иные методы управления. Конфликтологическая компетентность выполняет следующие логические связи различных видов компетентностей педагога:
- сигнализирует об очагах социальной напряженности, системе знаний, позволяющих конструктивно взаимодействовать и решать коллективные противоречия;
- способствует познанию субъектами конфликта друг друга, различных социально-психологических, статусных, возрастных позициях объектов управления, психологических характеристик субъектов профессионального взаимодействия, лежащих в основе их конструктивного поведения;
- снимает психологическую напряженность, сопутствующую столкновению различных стратегий поиска решения проблемы;
- показывает возможности взаимодействия между различными субъектами образовательного процесса, раскрывает пути управления конструктивными отношениями в коллективе учащихся, особенности управления педагогическим общением, технологию педагогического управления конфликтами;
- раскрывает возможности достижения успехов в педагогической деятельности в условии конструктивных взаимоотношений с субъектами профессиональной деятельности.
2. Разнообразие школьных конфликтов
Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».
Конфликт «Ученик — ученик»
Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Причины конфликтов между учениками
Зарубежный опыт разрешения конфликтов в управлении
... наличие управленческой команды есть необходимое условие для разрешения конфликтов в управлении. Это связано, в первую очередь, с, тем; ... работать. Практика современного разрешения конфликтов в управлении все более и более явственно свидетельствует о том, что какой бы, организация ни была, в какой бы ситуации она ни находилась, ...
- борьба за авторитет
- соперничество
- обман, сплетни
- оскорбления
- обиды
- враждебность к любимым ученикам учителя
- личная неприязнь к человеку
- симпатия без взаимности
- борьба за девочку (мальчика)
Способы решения конфликтов между учениками.
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.
После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».
Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию , согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
Причины конфликта между учителем и родителями
- разные представления сторон о средствах воспитания
- недовольство родителя методами обучения педагога
- личная неприязнь
- мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку
Способы решения конфликта с родителями ученика
Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента. педагогический школьный конфликтный
Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с трудным родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.
Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.
После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.
Конфликты типа учитель-ученик и пути их урегулирования
... между учащимися. С точки зрения же учеников причинами конфликтов с учителями являются: оскорбление со стороны учителя, грубость, несдержанность; необъективности при оценке знаний; неинтересное введение урока; неподготовленное домашнее задание; В конфликтах «учитель-ученик» ... к конфликтам, неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их преодоления, как ...
Пример: Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.
Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.
Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.
Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы? Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».
Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.
Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.
Конфликт «Учитель — ученик»
Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.
Причины конфликтов между учителем и учениками
- отсутствие единства в требованиях учителей
- чрезмерное количество требований к ученику
- непостоянство требований учителя
- невыполнение требований самим учителем
- ученик считает себя недооцененным
- учитель не может примириться с недостатками ученика
- личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)
Решение конфликта учителя и ученика
Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.
Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.
Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.
Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового ...
... Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу. 2. Выявить уровень диагностирования здоровья учащихся в ... исследования: «Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Амгинской педагогической гимназии» Целью ... педагогической гимназии положение о здоровье детей и составить методические рекомендации для учителей, педагогов, учащихся ...
Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.
Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.
Пример: Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.
Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя. Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Конфликт «Учитель — учитель»
1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:
- между молодыми учителями и учителями со стажем работы;
- между учителями, преподающими разные предметы (например, между физиками и словесниками);
- между учителями, преподающими один и тот же предмет;
- между учителями, имеющими звание, должностной статус (учитель высшей категории, руководитель методического объединения) и не имеющими их;
- между учителями начальных классов и среднего звена;
- между учителями, чьи дети учатся в одной школе и др.
Специфическими причинами конфликтов между учителями, чьи дети учатся в школе, могут быть:
- недовольство учителей отношением к их собственному ребенку своих коллег;
- недостаточная помощь и контроль за собственными детьми педагогов-матерей в силу огромной профессиональной занятости;
- особенность положения ребенка учителя в школьном социуме (всегда «на виду») и переживание по этому поводу матери-педагога, создающее вокруг нее постоянное «поле напряженности»;
- запредельно частое обращение учителей к коллегам, чьи дети учатся в школе, с просьбами, замечаниями, жалобами по поводу поведения и учебы их ребенка.
2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
Школьные конфликты. Причины возникновения и способы решения
... на определенный тип отношения, и с этим трудно справиться. ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ 2.1 Причины возникновения школьных конфликтов Как и ... тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт ... конфликтов Конфликты в школе имеют свою специфику и ...
- необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);
- неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости;
- косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого или сравнение с кем-либо).
Учителя отрицательно относятся к конфликтам, по возможности стремятся обходиться без них, оценивают конфликт как деструктивное явление в жизни школы. Это нормальная оценка нормальных людей, понимающих, что конфликты чаще мешают делу, чем помогают. Ярко выраженное негативное отношение к конфликтам, однако, не является препятствием к межличностным столкновениям между учителями. Особенности конфликтов в коллективах школ обусловлены причинами, их вызвавшими. Без знания причин трудно понять механизмы развития и завершения конфликтов, а самое главное — заниматься их профилактикой. Ведь профилактика — это устранение условий и факторов, вызывающих конфликты, управление причинами, их порождающими.
3. Причины возникновения конфликтов в педагогической деятельности
Значительное место в профилактике и плодотворном завершении конфликтов занимает выявление причин рождения конфликтов в педагогических коллективах. Знание движущих сил развития конфликтов позволяет оказывать на них положительное регулирующее действие. Возможно вмешательство на основе описательных моделей конфликта в том случае, если известны моменты конфликта и можно охарактеризовать развитие события так, а не иначе. Строительство объяснительных моделей имеет результат системно — генетического анализа конфликтов, что позволяет определить причины возникновения конфликтов, вскрыть движущие силы их развития.
Основные объективные факторы возникновения конфликтов
Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно — управленческих, социально — психологических и личностных. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая — главным образом субъективный. Для того чтобы понять объективно — субъективный смысл причин конфликтов нужно для определения способов их предупреждения, выработки наилучшей стратегии поведения администрации, учителей, школьников в педагогических конфликтах.
Объективный компонент предконфликтной ситуации включает в себя следующие объективные причины: обстоятельства социального взаимодействия между людьми, которые приводят к противостоянию их интересов, мнений, социальных установок и т. д.
Исходя, из специфики взаимосвязей объективных и субъективных причин конфликтов можно сделать следующие выводы.
Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности
... и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, ...
Во-первых, неправомерно разделять и противопоставлять объективные и субъективны причины конфликтов. Любая объективная причина играет роль в возникновении конкретной конфликтной ситуации, в том числе в результате действия субъективных факторов.
Во-вторых, любой конфликт в какой-либо степени обуславливается субъективными и объективными причинами. Тяжело выявить предконфликтную ситуацию, которая возникла из объективных обстоятельств и которую невозможно решить неконфликтным способом. Субъективный фактор важен в многочисленных межличностных конфликтах. Многообразие причин конфликтов затрудняет их классификацию.
Кроме тех причин, которые были названы существует еще множество объективных причин, влияние которых на конфликтность человека не изучено.
Организационно — управленческие причины конфликтов
Во вторую группу выделяют объективные причины организационно -управленческого характера, которые связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов и групп.
Структурно — организационные причины конфликтов содержат в себе, несоответствующие структуры организации деятельности, которые должны определяться задачами, выбор решения которых зависит от организации. Но достичь идеального соответствия в структуре организации решаемыми задачами очень тяжело.
Структура организации может несоответсвовать решаемым задачам по двум причинам:
- вследствие ошибок при проектировке будущей структуры организации. Трудности заключаются в сложности точно спрогнозировать задачи и создать структуру, чтобы до мельчайших соответствовала бы объему будущей деятельности;
- задачи и деятельность организации постоянно изменяются. Чем меньше гибкости проявляет руководство организации, стремясь приспособить ее структуру к изменившимся требованиям, тем больше возникает конфликтов.
Функционально — организационные причины конфликтов возникают при неоптимальном уровне функциональных связей в организации с внешней средой, между структурными элементами организации и отдельными работниками. Внешние функциональные связи общеобразовательного учреждения должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Эффективность работы в школе зависит от налаженных функциональных связей с внешней средой, нарушение которых приводит к противостояниям. Отношениям между учителями, администрацией и учениками необходимо соответствовать функциональным связям деятельности и объективным законам конкретной школы.
Личностно — функциональные причины конфликтов зависят от неполноты соответствия работника занимаемой должности по профессиональным, нравственным и другим качествам. Если личностные качества учителя не соответствуют с должным, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами. Чем выше нравственные и профессиональные качества всех сотрудников общеобразовательной, тем меньше в школе конфликтов.
Ситуативно — управленческие причины конфликтов обусловливаются ошибками руководителей и подчиненных в образовательной деятельности.
Социально-психологические причины конфликтов
Различные взгляды на роль социально — психологических причин в появление конфликтов ученые интерпретируют по — разному, одни считают, что конфликт зависит от объективных социально — экономических детерминант, а с другой — частный класс противостояний, которые порождают социально -психологические факторы.
Внутригрупповой конфликт, его причины и следствие
... эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда. 2. Межгрупповые конфликты, их причины и функции ...
К социально — психологическим причинам конфликтам относят непосредственные взаимодействия между людьми. Нет строгого разграничения между социально — психологическими и организационно — управленческими причинами, с одной стороны, а также между социально — психологическими причинами и личностными — с другой.
Изучение конфликтов в коллективах школьников позволяет выявить пару типичных причин, которые носят социально — психологический характер. Например, существенные потери и искажение информации в процессе меж- и межличностной коммуникации. Так большая часть информации сохраняется на уровне бессознательного и словами не выражается, часть теряется из — за ограниченного словарного запаса некоторых человека. Порой из — за недостатка времени передается меньшее количество информации. Часть информации намеренно утаивается, если кому — то сообщать эту информацию невыгодно. Бывает, что часть информации не усваивается собеседником, то ли из — за невнимательности, то ли из — за невнятности речи. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает и порой делает выводы, отличающиеся (иногда противоположные) от того, что сказал собеседник.
Типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. Порой люди играют не те роли, которые от них ожидают другие люди. Основа анализа данной причины межличностных конфликтов в значительной степени представлена в теории американского психолога Э. Берна.
Взаимодействие директора с учителем затрудняется тем, что действует на двух ролевых уровнях: как старшего с младшим при решении профессиональных вопросов и как равного с равным при обсуждении неслужебных проблем. Ведь директор и учитель как граждане равны и имеют одинаковые права. Поэтому, в общении с учителем, директор должен ясно понимать, в каких ситуациях он начальник, а в каких — равный по статусу учителю. Во взаимодействии учителя — ученика обычно выступает в роли старшего учитель. Но, если он позволит себе унижать личное достоинство школьника, то спровоцирует конфликтную ситуацию.
Типичной социально-психологической причиной конфликтов во взаимодействии администрации, учителей и учеников является различие в выборе ими способов оценки результатов деятельности и личности друг друга. Существует пять основных способов оценки: сравнение с возможным идеальным положением дел; сравнение с требованиями к данной деятельности нормативных документов; сравнение со степенью достижения цели деятельности; сравнение с результатами, достигнутыми другими людьми, выполнявшими аналогичную работу, и положением дел в начале деятельности.
Психологическая несовместимость является важной причиной возникновения конфликтов между людьми. Выделяют четыре уровня психологической несовместимости: психофизиологический, индивидуально-психологический, социально-психологический и социальный. Психофизиологическая несовместимость выражается в том, что людям не нравятся запахи, рост, вес, телосложение, жесты, другие качества партнера. Индивидуально — психологическая несовместимость состоит в неудачном сочетании темпераментов и характеров взаимодействующих людей. При социально — психологической несовместимости обычно фиксируются противоречия в отношении к жизненным ценностям и идеалам, мотивам и целям деятельности. Социальная несовместимость может проявиться в несовпадении убеждений, мировоззрений, идеологических установок, религиозных предпочтений.
Напряжённость в межличностных отношениях между людьми, которая сложилась в предшествующих взаимодействиях, могут стать психологической причиной конфликтов.
Исследования психологов выявили, что столкновения в организациях чаще появляются между работниками, отношения которых напряжены, имеют обоюдные негативными установки, предвзятость и т. п. Возникает замкнутый круг: чем хуже отношения, тем чаще конфликты, а чем чаще конфликты, тем хуже отношения
Личностные причины конфликтов
Личностные причины конфликтов связывают с индивидуально -психологическими характеристиками его участников, что обусловлено спецификой процессов в психике человека в результате его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.
Некоторые конфликты случаются вследствие того, что рамки допустимого поведения со стороны участника у человека заужены, что можно объяснить его эгоизмом, стремление к лидерству и т.п. Конфликтную ситуацию определяют, как трудную ситуацию социального взаимодействия для человека. Характерными причинами межличностных конфликтов в школе у учеников служит низкий уровень социально -психологической компетентности.
Ученик также может и не иметь достаточного уровня психологической устойчивости к негативному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Поэтому важно в профилактике конфликтов в школе содержательно и психологически подготавливать персонал школы и учеников к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Вызвать конфликтную ситуацию может также недостаточная способность учителя и ученика к эмпатии, что приводит к неадекватному поведению.
Также способствует возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов у учителей и учеников завышенный или заниженный уровень притязаний.
Человек — холерик чаще решает противоречащие ситуации конфликтом, но он также часто остывает и переходит к неконфликтному типу решения столкновения.
По мнению Г.И. Козырева, для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:
- нетактичное отношение друг к другу;
- неудобное расписание занятий;
- непродуманные нововведения в школе;
- перекладывание на учителей чужих обязанностей;
- неравномерное распределение педагогической нагрузки;
- административные и финансовые злоупотребления.
Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки. 87% учителей считают ее главной причиной внутришкольных конфликтов. При этом их не устраивает, примерно в одинаковой мере, как избыток, так и недостаток учебной нагрузки.
Г.И. Козырев, обобщив причины конфликтов среди учителей, выделяет главные:
- проблемы общения — например, отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;
- устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу начальник — подчиненный, в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.
4. Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
спокойствие
без превратности
открытый диалог
выявление общей цели
- Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален. И здесь значение имеет педагогическое мастерство и такт учителя, или руководителя, его гражданское лицо, а также его авторитета в глазах учащихся. Еще ни один человек, не обладавший уважением учащихся, не смог ликвидировать конфликтную обстановку или же ликвидировать конфликт. Конфликт нельзя ликвидировать с помощью волшебной палочки. Тем более конфликт детский, так как он основан в основном на эмоциях, которые в детском возрасте у детей очень сильны: они вытесняют голос рассудка. Эмоции дают установку на определенный тип отношения, и с этим трудно справиться. Конфликт можно погасить, доказывая оппоненту, что его соперник — достойный человек, что он обладает большими достоинствами, что ему трудно, как и тебе, что он переживает по поводу случившегося. Иногда при этом будет внешнее согласие при внутреннем: «Ничего, переживет и не только это еще переживет». Понимание, что другой страдает, в данном случае может вызвать не чувство сострадания к нему, а чувство удовлетворения. Если же школьные конфликты становятся нормой, то лечить надо не психологией, а режимом и дисциплиной. «Школа без дисциплины, что мельница без воды» — отмечал великий чешский педагог Я.А. Коменский. На первых порах надо привести массу, пораженную «демократией», в норму. Мы никогда не освободимся от конфликтов между учениками, между учениками и педагогами, если не научимся бесконфликтно жить в школьной среде. Прежде всего, надо начинать с себя. Здесь возможна профилактика, в том числе и психологическая: надо учиться слушать другого, видеть себя глазами другого, уметь чувствовать за другого, уметь решать бесконфликтно вопросы, прийти к общему мнению, уметь правильно спорить.