Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Актуальность работы заключается в том, что инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку независимо от физических и умственных способностей удовлетворить потребность в получении образования и равные права для всех.
Ежегодно в образовательных учреждениях нашей страны увеличивается число детей с ОВЗ. Признание государством ценности социальной и образовательного «включения» детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. В России разработаны теоретические и методические основы специального (коррекционного) обучения и воспитания, существуют образовательные учреждения, в которых осуществляется реабилитация, и социальная адаптация детей с ОВЗ. В этой работе рассмотрим инклюзивные образовательные учреждения, в которых дети с ОВЗ включены в общий образовательный процесс.
Степень разработанности темы исследования. Существенный вклад в разработку инклюзивного образования внесли С.В. Алехина, Е.А. Воронич, Т.П. Дмитриева, Н.Я. Семаго. В России разработаны правительственные нормативные документы, регламентирующие деятельность инклюзивных образовательных учреждений.
Цель – раскрыть проблемы управления инклюзивной образовательной организацией, выделить основные понятия.
Задачи:
— раскрыть сущность понятия «инклюзия»;
— уточнить определение понятия и раскрыть сущность «управления образовательной организацией»;
— охарактеризовать структуру управления инклюзивными организациями.
-
Понятие и сущность определения «инклюзия».
Понятие « инклюзия » в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. inclusif -включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
«Инклюзивное образование детей»
... детей. 2. 2. Интеграция и инклюзия В настоящее время терминология, связанная с инклюзивным образованием находится в стадии разработки. Рассмотрим основные термины, связанные с проблемой инклюзивного образования. Инклюзивное образование ( Inclusif - включающий в ... дискриминации в образовании. Инклюзивное образование детей с ОВЗ 2. 1. Образовательные возможности детей с ОВЗ за рубежом и в России За ...
Инклюзия – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь . Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [1].
Инклюзия предусматривает для человека с особыми потребностями не ограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций [9].
К сожалению, в сегодняшнем мире количество детей с ОВЗ растет, поэтому тема является актуальной. Основными составляющими инклюзивного миропонимания являются идеи гуманизации и переосмысления человеческих ценностей.
За последнее время можно наблюдать, как идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием. Происходит поворот социального интереса к людям, не таким как все, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного [8].
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
В настоящее время не каждый готов принять человека с ОВЗ. Но осознание того, что люди видят данную проблему, что общество готово говорить, размышлять и действовать, для решения проблемы инклюзии должно мотивировать каждого. Такая этическая концепция утверждает ценность жизни любого человеческого существа, как единственного и неповторимого в этом мире. Его безусловное право на полноценную жизнь вне зависимости от того, есть у человека дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему.
Различия понятий инклюзия и интеграция. В норвежской школе принцип инклюзии детей с ОВЗ является главенствующим. По мнению учителя-практика Г. Иттерстад [2], этот принцип можно считать продолжением школьной реформы 1970-х годов, нацеленной на интеграцию. Реформа стала комплексом мер, направленных против прижившейся практики сегрегации, когда дети, не вписывавшиеся в так называемый нормальный класс, обучались вне его. Эта практика пренебрегала такими ценностями, как равенство и равноценность. Теперь же был выдвинут принцип, что у каждого ребенка есть право получить образование в ближайшей к дому школе. Проблема состояла, однако, в том, что понятие интеграции привязывалось к конкретному индивиду или группе индивидов с особыми потребностями, которые и должны были приспосабливаться к сложившейся системе. Инклюзия предполагает, что все на равных принимают участие и в учебном, и в социальном общении. И теперь уже система сама должна измениться, чтобы приспособиться под нужды индивида.
Психологические методы управления эмоциональными состояниями человека
... состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности. Эмоции человека обусловлены ... повышенную социальную и культурную ценность. Применение этих способов управления эмоциями требует определенных усилий, изобретательности, выдумки. Поиск конкретных ...
Таким образом, «инклюзия» — процесс развития доступного образования для каждого человека в доступных образовательных учреждениях, при этом должна происходить поддержка всех обучающихся и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. Система образования должна подстроиться под нужды каждого человека, а не наоборот.
Управление — систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности (одного человека, группы лиц или специального созданного органа) на социальный объект, в качестве которого может выступать общество в целом, его отдельная сфера (например, экономическая или социальная), отдельное предприятие или фирма, с тем, чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, динамическое равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели.
Образовательное учреждение – социальная организация и представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, обучающихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею. Путем воздействия на условия жизни людей, мотивацию их интересов, их ценностные ориентации осуществляется социальное управление. Понятие «управление» многие ученые определяют через понятия «деятельность», «взаимодействие», «воздействие».
Кишкель Е. Н., Шипунов В. П.,, Бандурк А. М. определяют управление как «влияние», «воздействие». Пидкасистый П.И., определяет управление как процесс воздействия на систему в целях перевода ее в новое состояние на основе использования присущих этой системе объективных законов.
Управление образовательным учреждением — систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения.
Сегодня распространено понятие «менеджмент» в различных сферах, в том числе и образовательной сфере. Понятие «управление» является более широким, так как понятие «менеджмент» в основном касается различных аспектов деятельности руководителя, тогда как понятие «управление» охватывает всю область человеческих взаимоотношений в системах «руководители-исполнители». Теория управления школой и педагогическим коллективом дополняется теорией внутришкольного менеджмента. Деятельность менеджера строится на основе уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Эта сторона менеджмента дополняет теорию внутришкольного управления. Управление образовательным учреждением – это система управления, применение системного подхода к теоретическому осмыслению управленческой деятельности.
Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности ...
... реферате на тему “Гуманистическое направление в воспитании и образовании в деятельности В.А. Сухомлинского” рассмотрены такие вопросы: что было главным в деятельности Сухомлинского, ... гуманистической педагогики. Одна из них — средняя школа украинского села Павлыш, которую возглавлял Василий Александрович Сухомлинский, ... борьба: за финансирование образовательной системы, строительство школьных зданий, ...
Общеобразовательная школа (с позиций теории управления), является сложной динамической системой. Она может выступать объектом управления.
Управление в образовании можно рассматривать как деятельность особого рода, которая обеспечивает функционирование и развитие образовательного учреждения, реализацию его концепции, программы и задач. Управление образовательными учреждениями — разновидность социального управления, поскольку главное содержание деятельности всех его субъектов составляет руководство людьми.
Основная задача управления инклюзивной образовательной организацией —
Рассмотрим инклюзивную образовательную организацию как организацию, в управлении которой учитываются различия, соответствующие между детьми с ОВЗ (дети с хроническими заболеваниями, функциональными отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, дети-билингвы и дети-инофоны и др.) Как отмечает В.И. Лубовский «Среди специфических черт, наблюдаемых при всех недостатках развития, может быть выделена совокупность особенностей (особые образовательные потребности), которые определяют необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками» [3, с. 61].
Одной из главных задач современного образования является «включение» детей с ОВЗ в образовательный процесс. Воспитанником или обучающимся с ОВЗ признается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий [6].
. Для того, чтобы в образовательной организации были созданы специальные условия инклюзивного обучения детей с ОВЗ, необходимо соблюсти ряд нормативно установленных процедур. Основанием для оформления приказа на обучение ребенка с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе (АООП) являются: заключение ПМПК, полученное по итогам диагностического психолого-педагогического обследования ребенка; рекомендации ПМПК, определяющие специальные условия его обучения; заявление одного из родителей (законного представителя) на обучение ребенка по рекомендованному варианту АООП. Только в этом случае мы можем говорить, что обучение ребенка с ОВЗ будет проходить в рамках реализации АООП. Примерные адаптированные основные образовательные программы разрабатываются на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
В ФГОС дошкольного образования, начального общего образования обучающихся с ОВЗ и образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определен обязательный минимум формирующего коррекционно-развивающего компонента освоения основной образовательной программы [7; 4; 5].
Развитие социального партнёрства в образовании на примере Зеленодольского ...
... механизмов социального партнёрства в самих образовательных учреждений. Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: каковы условия формирования социального партнерства в образовании на муниципальном уровне. Объект исследования: процесс формирования социального партнерства. Предмет исследования: система социального партнерства в образовании в ...
Руководитель инклюзивной образовательной организации должен проектировать полифункциональное образовательное пространство образовательного комплекса, моделировать его структуру, включать новые элементы, новых субъектов деятельности, новые виды деятельности, создавать новые субъект-субъектные отношения, формировать и корректировать содержание образовательного и коррекционно-педагогического процессов, развивать сетевое взаимодействие с различными социальными институтами, полноценно используя их ресурсы. Особое внимание следует обратить на соответствие содержания обучения и воспитания детей с ОВЗ задачам коррекции, развития и здоровьесбережения. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ разрабатывается консилиумом педагогов. Задача консилиума – обеспечить такую комплексную технологию психолого-педагогической поддержки, которая будет гарантировать высокий уровень сохранения психофизического здоровья детей с ОВЗ в условиях вариативного освоения АООП.
Таким образом, инклюзивность образовательной организации, заставляет находить инновационные решения для осуществления образовательного процесса. Управление инклюзивным образовательным учреждением должно осуществляеться с учетом доминирующих социальных положений, согласно ресурсным возможностям образовательной организации. Понимание механизма их соподчиненности и логически опосредованного взаимодействия, повышает коэффициент эффективности управления инклюзивным образовательным учреждением.
Заключение
В результате проведенного анализа научных трудов различных деятелей в области образования была достигнута поставленная цель – раскрыть понятие управление инклюзивной образовательной организацией , выделить основные понятия.
В процессе проведенного исследования были выполнены следующие задачи:
1. Раскрыта сущность понятия «инклюзия». «Инклюзия» —
2. Уточнено определение понятия «управление образовательной организацией».
3. Проведена характеристика особенностей управленческой деятельности в инклюзивных организациях. Необходимо создание определенных внешних и внутренних условий для обучения детей с ОВЗ, соблюсти ряд нормативно установленных процедур . У педагогических кадров нужно производить формирование готовности к работе с детьми с ОВЗ, а также вести научно-методическое сопровождение педагогической деятельности. Требуется учитывать различия и особенности, обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что управление инклюзивной организацией характеризируется многими факторами функционирования – ресурсами, определенными условиями, процессами, которые требуют эффективного управления.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/upravlenie-inklyuzivnyim-protsessom-v-obrazovanii/
-
Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С.В. Алехина //Психологическая наука и образование. – 2014. — №1.
23 стр., 11423 словПедсовет как средство управления деятельностью учреждения дошкольного ...
... управление развитием дошкольного учреждения. Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно - образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ... литературу по теме дипломной работы; 2.Охарактеризовать понятие «управление», его функции; .Определить управление дошкольным учреждением, его свойства, ...
-
Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это понятие, и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 41–49.
-
Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. № 5. URL: дата обращения: 13.12. 2016г.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
-
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. [Электронный ресурс]. – 2012. URL: фз.рф/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon- ot-29-dekabrya-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 12.2016)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.
-
Тимохина Т.В. Инклюзивно ориентированное образование / Перспективы образования и науки , 2014 , №5
-
Юлдасова А.С. Философия взглядов на инклюзивное образование / Познание – 2016