Ценностный аспект в культуре

Понятие ценности

. Структура ценности. Отношение между человеческими потребностями и культурными ценностями

С древнейших времен вопрос о ценностях являлся предметом осмысления в религиозных, философских, этических концепциях. Обращение к историко-философскому наследию позволяет заметить, что Сократ впервые обозначил основной вопрос теории ценностей: «Что есть благо?».

В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Однако их разрешение зависело от понимания того, что есть истинное бытие. Для Античности с ее космоцентрическим характером мировоззрения реальность, а вместе с ней и ценности отражали гармонию Космоса. В философии Средневековья господствовало теоцентрическое мировоззрение, согласно которому человек существует во имя Бога, следовательно, выдвигались ценности Бога.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Во второй половине XIX в. в философии складывается особый, относительно самостоятельный раздел — аксиология (учение о ценностях).

Ценность важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность.

Сама по себе ценность не существует, хотя и связана не только с человеком, но и с объективным миром. Она возникает в процессе человеческого действия и осмысления, в процессе оценки человеком людей, общества, идей, предметов культуры или природы.

По структуре ценности подразделяются на внутренние, составляющие ядро культуры, и периферийные; по модальности — на позитивные и негативные; по содержанию — религиозные, моральные, эстетические, экономические, социальные, политические.

По степени общности можно выделить ценности: личные, групповые, классовые, национальные, общественные, региональные, общечеловеческие. Они отражают некоторые общие черты, присущие жизнедеятельности людей различных исторических эпох, социально-экономических укладов, классовой, национальной, этнической и культурной принадлежности.

7 стр., 3254 слов

Философия Владимира Сергеевича Соловьева

... свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства. Биография СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900). Выдающийся русский религиозный философ, прозаик, поэт, публицист, один из самых ... в чистой идее, об этом можно только догадываться. Триединство в философии Соловьева, Сущее, Бытие, Сущность. Сущее (абсолютное) Бытие (логос) Сущность (идея) Абсолютное Дух Воля Благо Логос Ум ...

Существуют ценности, характеризующие историческую эпоху, социально-экономический уклад, нацию и т.д., а также специфические ценности профессиональных и демографических групп (например, пенсионеров, молодежи) и других объединений людей, в том числе групп с асоциальной направленностью. Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нем в любой исторический отрезок времени различных, иногда даже противоречивых ценностей.

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей. Они, как правило, не хаотично сосуществуют, а определенным образом упорядочены, поэтому можно говорить об их системе.

Система ценностей совокупность оценок человеком предметов и явлений окружающего мира прямо указывает на то, как надо относиться к существующим потребностям, каким образом следует их формировать и корректировать. Формирование самой системы ценностей результат сложного взаимодействия семейного воспитания, экономики, политики, культурных традиций, религии, науки, искусства и всего многообразия социальных процессов.

Существует несколько классификаций потребностей человека. Так, их делят на биологические и социальные. Биологические примерно одинаковы у человека и животных (хотя человек удовлетворяет их своими, особыми способами), социальные возникают только в обществе. Социальные потребности возникают на основе главных особенностей общества, принципиально отличающих его от природы, труда и мышления. Потребности, без удовлетворения которых (хотя бы частичного) человеческое существование вообще невозможно, называют насущными, или первичными. Вторичные, или ненасущные, производные потребности могут и не удовлетворяться человек от этого не погибнет, хотя может нести серьезные лишения. Принято выделять индивидуальные и общественные, материальные и духовные потребности. Потребности и ценности пронизывают буквально все сферы общественной жизни, все социальные структуры и отношения. В силу этого они оказываются общими понятиями для всей совокупности общественных наук.

Потребности и ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и индивидом, личностью, ее внутренним миром. Материальные и духовные стороны общественной жизни, внешние детерминанты и внутренние побуждения, исходящие из глубин самосознания и подсознания, объективные и субъективные воздействия на человека переплетаются самым сложным образом, побуждая или не побуждая его к деятельности.

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. ценностный культурный нравственный потребность

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения.

Ценности и нормы взаимозависимы. Ценности обусловливают существование и применение норм, оправдывают и придают им смысл. Жизнь человека — ценность, а её охрана — норма. Ребенок — ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма.

7 стр., 3012 слов

Базовые потребности человека

... но вполне можно сказать: "Я люблю А., а он меня не любит". базовая потребность человек Третье отличие: дружба предполагает наличие определенной дистанции. Для любви же это совсем ... объекте, захватывающее личность целиком, стремление сделать для него максимум хорошего. Именно поэтому любовь является одной из величайших ценностей, а способность любить - одним из важнейших качеств человека. В ...

В свою очередь особо значимые нормы становятся ценностями. В статусе идеала или эталона культурные нормы — ценности, особо уважаемые и почитаемые представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Функциональные различия между нормами и собственно ценностями как регулирующими инстанциями в том, что ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как нормы тяготеют преимущественно к средствам и способам ее осуществления.

Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, ибо, во-первых, норма не имеет градаций: ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности. Во-вторых, конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следует ей всецело и полностью, одномоментно; неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она, как правило, строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Наконец, эти механизмы выполняют, как правило, различную ролевую функцию в формировании личностно-мотивационной структуры деятельности. Ценности, выступая определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний личности; нормы же — это тот средний «оптимум», перешагнув границы которого личность рискует оказаться попасть под действие неформальных санкций. В любом обществе ценности оберегаются. За нарушение норм и попрание ценностей полагаются всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм ориентирован огромный механизм социального контроля. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.

2. Типы ценностей. Иерархия ценностей

Ценности играют колоссальную, больше того — определяющую роль в жизни людей. Они обладают функциями ориентиров, образуют сложный мир смыслов и символов, составляют основу индивидуальных или коллективных суждений и поступков. В них есть регулятивные и нормативные компоненты.

Существует множество систем ценностей и видов их классификации. Различают моральные, научные, эстетические, юридические, философские, религиозные, социальные, политические, экономические, финансовые, экологические и другие ценности. Их разделяют на материальные и духовные, личные и коллективные.

Материальными ценностями являются любые вещественные образования, способные удовлетворять потребности людей в пище, жилище, одежде и т.д., то есть обеспечивающие человеку физический комфорт.

Под духовными ценностями понимают совокупность культурных ценностей, отличных от материальных ценностей; систему религиозных, этических и эстетических ценностей отдельного человека или всего общества. Они обеспечивают человеку культурный комфорт. Однако это не означает, что духовные ценности всегда будут стоять выше материальных и определять культуру. В ряде эмоционально-ценностных систем все может обстоять совсем наоборот: удовлетворение материальных потребностей будет вполне обеспечивать культурный комфорт, так как их достижение будет служить основанием для довольства собой и миром. Очень часто физический комфорт служит необходимой и достаточной предпосылкой комфорта душевного, но это нельзя считать универсальной закономерностью: человек может быть счастлив, даже испытывая тяжелые физические лишения, если его вдохновляет духовная система ценностей.

3 стр., 1476 слов

Человек. Индивид. Личность

... вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “личность” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей. Это понятие подчеркивает наличие ... инстинктов и искусственной среды в происхождении человека. Его работа “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” опиралась на выводы Ч. Дарвина и ...

Другим видом ценностей являются «субъектные ценности» (личные).

Ценность предметов и явлений определяется исключительно потребностями и интересами субъекта, причем потребности, возникающие в организме и психике человека, бесконечно разнообразны, поэтому столь же многообразны и ценности. К ценностям могут относиться: здоровье, любовь, семья, дети, дом, близкие, друзья, общение, самореализация в работе, получение удовольствия от работы, материальное благополучие, духовные ценности, духовный рост, религия, досуг удовольствия, хобби, развлечения, творческая самореализация, самообразование, социальный статус и положение в обществе, свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.), стабильность. Также могут присутствовать другие ценности. У различных людей различные приоритеты ценностей.

Коллективные ценности объединятся в организационную культуру. Организационная (корпоративная) культура — комплекс наиболее стабильно и продолжительное время существующих характеристик организации, — это система личных и коллективных ценностей, принимаемых и разделяемых всеми членами организации, культура организации дела, набор приемов и правил решения проблем внешней адаптации фирмы и внутренней интеграции работников.

Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Есть уровень верховных, или абсолютных ценностей, при утрате которых существование культуры в данном виде абсолютно теряет смысл. Таких ценностей немного, а часто верховная ценность вообще только одна. Ниже располагаются ценности менее высокой значимости и т.д. Можно, например, предложить такую систему ценностей (расположенных по убывающей): семья, свобода, репутация, Бог, природа (разумеется, список неисчерпывающий).

Эти же ценности можно расположить и в других иерархических последовательностях, например: свобода, репутация, семья, природа, Бог или Бог, репутация, семья, природа, свобода. Возможны, естественно, и другие варианты, и другой набор ценностей.

Иерархия ценностей в принципе достаточно динамична: например, при лишении человека какой-то из низших ценностей она может занять место высшей. Допустим, когда человека лишают свободы, тогда именно она становится высшей ценностью, хотя ранее она вполне могла не осознаваться как таковая.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их релятивный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность это сам человек, его жизнь. Эта ценность заложена в Конституцию Российской Федерации «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

6 стр., 2778 слов

Личность: свобода и ответственность

... и социального бытия. 3. Свобода и ответственность личности «Свобода» — одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Свобода — это возможность личности мыслить и ... пассивностью, нейтральным отношением к ценностям, «бегством от общества». Критическое ... личности, обеспечения преемственности в развитии культуры и поддержания бесконфликтного существования и ...

3. Динамика ценностного комплекса: формирование, кризис, разрушение

Формирование различных структур сознания личности, в том числе и ценностной структуры, в большой степени детерминировано теми социально экономическими условиями, в которых она осуществляет свою жизнедеятельность. Поэтому, когда преобразуется общество, ценностные ориентации личности и различных социальных групп в целом закономерно трансформируются.

Кроме того, в условиях преобразования общества появляются новые социальные нормы и ценности, правила и образцы социального поведения, преобразовываются социальные представления, ожидания и идеалы, на которые личность и различные социальные группы в целом начинают ориентироваться, по-другому их оценивать.

Хотя сам вопрос о ценностях был поставлен еще в древнегреческой философии, наибольшее звучание он получил в конце XIX — начале XX века. И это не случайно. Проблема ценностей всегда возникает в нестабильном обществе на стыке старой и новой культуры, когда происходит обесценивание старых социокультурных традиций, моральных и этических норм и зарождаются новые традиции и нормы.

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как стадию развития между старой системой ценностей, дающей существенные сбои, и новой, которая находится в стадии становления. В процессе социализации молодому человеку уже не встретить готовый идеал, а придется самостоятельно находить для себя смысл и направление своей жизни.

Общество не может нормально функционировать и развиваться без существования определенных ценностей, разделяемых всеми гражданами, или хотя бы их очевидным большинством. Ценности, которые должны служить в качестве эталона, утратили это свойство и даже обрели отрицательный смысл. Ценностями стали наблюдаемые факты реальной действительности: власть, деньги, успех любой ценой и т.п. Вековой опыт показывает, что младшее поколение всегда формируется под влиянием требований реальной жизни, наставлений со стороны старших.

Воспитание в советскую эпоху имело и позитивные и негативные свойства. К безусловным достижениям воспитательных систем вузов советского периода необходимо отнести эффективное обеспечение ими подготовки образованных кадров для народного хозяйства и государственного управления, вовлеченных и духовно в строительство нового общества. Формировалась «личность — государственник». Мобилизационный характер воспитания позволил победить в годы Великой Отечественной войны, выдержать ряд испытаний социально-экономического характера. Но модель личности, ориентированная на строительство и жизнь в будущем совершенном обществе, хотя по замыслу, и была в высшей степени гуманистичной, не имела жизненной почвы. Социальная реальность опровергла эту модель тем, что люди, ориентированные всей системой общественного воспитания на эту модель личности, обычно стали проигрывать в жизненной борьбе.

В современных условиях произошло перемещение акцента в общественном воспитании на самовоспитание личности, что явилось одним из следствий демократизации, либерализации общества. Несколько поколений россиян в силу понятных исторических причин были оторваны от истоков национальной культуры. Культура утратила функции социализации, общественной консолидации и духовно-нравственного потенциала.

13 стр., 6448 слов

Социальная природа духовной жизни общества

... утопий, догм, социальных прожектов. 2. Содержание духовной жизни общества Структура духовной жизни общества весьма сложна. Ядром ее является общественное и индивидуальное сознание. Элементами духовной жизни общества принято считать также: духовные потребности; духовная деятельность и производство; духовные ценности; духовное потребление; духовные отношения; проявления ...

Ценности героического прошлого, национальной культуры в течение последних лет вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, направленными на внедрение ценностей, примитивного образа жизни. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания порой становятся кумиры шоу-бизнеса или спорта, для девушек — героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров. Происходит своеобразная «идологизация» сознания современной молодежи.

Молодое поколение сегодня способно выступить условием и фактором социально-экономических перемен и инновационной силой. Развитие инновационных перспективно-воспроизводящих характеристик и свойств у молодежи может наиболее эффективно осуществляться через социальную политику, реализуемую в отношении молодого поколения.

Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации представляет собой систему определения важнейших целей, задач, приоритетов и мер государственной политики, направленной на обеспечение стратегии государства в формировании условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/tsennostnyiy-aspekt-v-kulture/

1. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: учебное пособие для студентов вузов / А. Б. Есин. — М: Академия, 1999г.

2. Кравченко А. И. Культурология: словарь / А. И. Кравченко — 2-е издание. — М: Академический проект, 2001г.

3. Культурология: учебное пособие для вузов / В. В. Грибунин (и др.) — Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2008г.

4. Конституция Российской Федерации.

5. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н. А. Журавлева Москва: Издательство Институт психологии РАН, 2006г.

6. Культурология: учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко — 4-е издание. — М: Академический проект, 2003г.