Трудовые ресурсы, как социально-экономическая категория

Актуальность темы заключается в том, что без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что трудовые ресурсы, относящиеся к социально-экономической категории, являются одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

В каждой стране и каждой ее отрасли производство зависит от ряда факторов. Такими факторами являются кадры, труд и оплата труда на предприятии. Кадры наиболее ценная и важная часть производительных сил общества.

Цель данной работы — ознакомиться с понятием трудовые ресурсы.

1. Понятие трудовых ресурсов

Труд — это целенаправленная деятельность человека. На предприятии используется труд людей различных профессий.

К трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли.

Трудовые ресурсы включают в себя как занятое, так и незанятое в экономике трудоспособное население. Трудоспособное население — это совокупность лиц, преимущественно в рабочем возрасте, способных по своим психофизическим данным к участию в производственном процессе. Численность трудовых ресурсов охватывает две категории лиц. Первая — трудоспособное население в трудоспособном возрасте. Вторая — работающее население вне пределов трудоспособного возраста. Первая категория лиц определяется посредством вычитания из численности населения в трудоспособном возрасте неработающих инвалидов 1 и 2 групп, а также неработающих лиц, получивших пенсию на льготных условиях. Численность второй категории населения определяется численностью работающих подростков (до 16 лет) и работающих пенсионеров.

Различают трудовые ресурсы потенциальные и фактически используемые. Последние характеризуют реальное функционирование трудового потенциала трудоспособного населения. Трудовые ресурсы заняты в различных секторах и отраслях народного хозяйства.

Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают экономические отношения, складывающиеся в обществе на определенном этапе его развития в процессе производства, распределения, перераспределения и использования трудоспособного населения в экономике страны.

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью. В совокупности они предопределяют трудовой потенциал общества, который, в свою очередь, имеет количественный и качественный аспект.

Количественный аспект характеризуется следующими параметрами:

5 стр., 2247 слов

Население и трудовые ресурсы Донбасса

... населения, а, следовательно, и повышенная потребность в жилье и других объектах социальной инфраструктуры. Социальная сфера Донецкой области ... ископаемых ресурсов (Горловка, ... трудовая деятельность, обучение, лечение [3, с. 96]. Миграция населения ... возраста. Крупные города притягивают в основном молодежь открывающимися возможностями в сфере бизнеса, образования, трудоустройства, лучшими социальными ...

  • ѕ общей численностью трудоспособного населения;
  • ѕ количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившимся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественный аспект трудового потенциала определяется такими показателями:

  • ѕ состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

ѕ качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня

ѕ общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект — интенсивную составляющую.

Понятие «трудовые ресурсы» шире понятия «экономически активное население», так как трудовые ресурсы включают учащихся трудоспособного возраста, домохозяек и всех остальных граждан, которые, не являясь безработными, не заняты в хозяйстве страны.

Формирование трудовых ресурсов — это процесс их непрерывного воспроизводства, возобновления их численности.

Использование трудовых ресурсов предполагает их распределения и эффективность применения их труда. Распределение происходит по видам занятости на занятых и незанятых, в свою очередь занятые распределяются по отраслям, по режимам труда, по территории страны, по полу, возрасту, уровню образования и здоровья, а также по видам экономической деятельности:

  • ѕ наемные работники;
  • ѕ работодатели;
  • ѕ лица, работающие за свой счет;
  • ѕ члены производственных кооперативов;
  • ѕ работники, не классифицируемые по статусу.

2. Экономически активное и неактивное население

В международной статистике широко применяются категории «экономически активное население» и «экономически неактивное население».

Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ), к экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг, включая производство товаров для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования. Это следующие категории: лица наемного труда — рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск, и т.д.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режиме не полного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

В разных странах определение экономически активного населения несколько различается, например, по возрасту вступления в активную трудовую жизнь. В США этот возраст определен в 15 лет, как в большинстве других стран, в Швеции — 16 лет. Есть отличия и по категориям. Так, в Великобритании в состав экономически активного населения не входят учащиеся, работающие не полное рабочее время или ищущие работу. Они учитываются отдельно. В США в число экономически активного населения включаются неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов. Экономически активное население на текущий период в странах рыночной экономики определяется как «рабочая сила».

7 стр., 3415 слов

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

... быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения учащихся в той или иной форме к производительному труду, организация трудового воспитания всё более и более ... но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к ...

Трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников.

Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства.

В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов, и как результат — объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Уровень образования трудовых ресурсов — важнейшая их качественная характеристика. Он определяется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием и другими показателями общества. Уровень образования характеризуется такими показателями, как процент грамотности, среднее число лет обучения, распределение населения по группам в зависимости от полученного образования.

Количественные изменения численности трудовых ресурсов характеризуются такими показателями, как абсолютный прирост, темпы роста и темпы прироста трудовых ресурсов.

Развитие трудовых ресурсов. Когда-то работа с кадрами заключалась исключительно в мероприятиях по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу. Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления, считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров.

Успешная программа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Естественно, что это должно вести к росту производительности, а значит, и к увеличению ценности людских ресурсов организации.

Для определения возможностей участия человека в экономических процессах обычно используют понятия “рабочая сила” и “человеческий капитал”. Под рабочей силой принято понимать способность человека к труду, т.е. совокупность его физических и интеллектуальных данных, которые могут быть применены в производстве. Практически рабочая сила характеризуется, как правило, показателями здоровья, образования и профессионализма. Человеческий капитал рассматривается, как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, организации и общества. Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность.

Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:

13 стр., 6414 слов

Психология работника организации

... подхода к сотрудникам, работникам организации, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, ... есть возрастающая по масштабам и уровням интеграция - образование крупных «блоков», систем или структур, синтез которых в ... основные стороны личности. Эти группы следующие Лебедев В.И. Психология и управление. М.: Просвещение, 1990. : 1) социально ...

  • ѕ психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности;
  • ѕ возможности нормальных социальных контактов;
  • ѕ способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений;
  • ѕ рациональность поведения;
  • ѕ наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ;
  • ѕ предложения на рынке труда.

ѕ Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:

  • ѕ здоровье;
  • ѕ нравственность и умение работать в коллективе;
  • ѕ творческий потенциал;
  • ѕ активность;
  • ѕ организованность;
  • ѕ образование;
  • ѕ профессионализм;
  • ѕ ресурсы рабочего времени.

Все работники предприятия делятся на две категории: промышленно производственный персонал, занятый производством и его обслуживанием и персонал непромышленных организаций (работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных учреждений, принадлежащих предприятию и др.).

Все занятые на предприятии подразделяются по категориям: рабочие, руководители, специалисты, служащие, для чего создан классификатор профессий и должностей.

К рабочим относятся лица, непосредственно участвующие в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, оказанием материальных услуг и т.д. Например, занятые управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий; изготовлением материальных ценностей вручную; уходом за машинами, оборудованием; обслуживанием производственных и непроизводственных помещений.

Руководители — это работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Например, директор, начальники, управляющие, заведующие, председатели, мастера, главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, главный электрик, главный редактор, а также их заместители.

К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическим и другими работами. Это могут быть: администраторы, бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, инспектора, математики, нормировщики, механики, ревизоры, социологи, экономисты, юрисконсульты и др.

Служащие — это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. Ими являются: агенты, делопроизводители, кассиры, коменданты, секретари-машинистки, статистки, стенографистки и т.д.

Работники предприятия распределяются по профессиям, специальностям и квалификации. Профессия характеризуется комплексом теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенной работы в одной из отраслей производства. Она предопределяется характером создаваемого продукта труда и специфическими условиями производства в данной отрасли. Специальность — это дальнейшее разделение труда в пределах профессии.

Одним из важнейших условий эффективного функционирования агропромышленного комплекса (АПК) в рыночных условиях становится обеспеченность его квалифицированной рабочей силой.

3 стр., 1342 слов

Общественное разделение труда

... благ. Взаимосвязи и взаимодействие людей в общественном производстве имеют свои организационные формы. Важнейшими из них являются: (1) разделение, или специализация, труда и (2) экономическая интеграция. Рассмотрим ... городах - портах и различных населенных пунктах, связанных с мореходством и торговлей. Разделение труда очень четко ограничивается размерами рынка, т.к. напрямую зависит от него. Это ...

Впервые в отечественной научной литературе термин «трудовые ресурсы» применен в начале 20-х годов академиком Струмилиным С.П. для характеристики главного национального богатства трудового потенциала страны. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов.

К трудовым ресурсам относятся:

1) население в трудоспособном возрасте за исключением инвалидов войны и труда I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсии на льготных условиях;

2) работающие лица пенсионного возраста;

3) работающие подростки в возрасте до 16 лет.

По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда. Не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

Трудовые ресурсу предприятия распределяются по профессиям, специальностям и квалификациям.

Профессия — это особый вид трудовой деятельности, которой требует определенных теоретических знаний и практических навыков.

Специальность — это вид профессиональной деятельности, который имеет специфические особенности и требует от работников дополнительных знаний и навыков (экономисты: плановики, маркетологи, финансисты и так далее).

Квалификация — это степень овладения наемным работником той или иной профессии или специальности.

Все работающие на предприятии делятся на две группы: промышленно-производственный персонал (занятые в производственной деятельности) и персонал непромышленных подразделений (работники, занятые в жилищном, коммунальном и подсобном хозяйствах, здравпунктах, профилакториях, учебных заведениях).

Достижение высокого уровня занятости — одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Половозрастные характеристики.

По половозрастным категориям деление трудоспособного населения на экономически активное и неактивное в странах с примерно равным уровнем развития экономики, тем не менее, различно. Это зависит и от политики, проводимой в сфере образования, и от кадровой политики на предприятиях, от развитости систем социального обеспечения, экономической конъюнктуры и других факторов.

Вот примерные тенденции среди экономически активного населения молодых возрастов. Так, по данным статистики об участии молодежи в возрасте 15-19 лет в общественном производстве, страны можно условно разделить на две группы. В одной группе стран — США, Канада, Великобритания — экономически активное население среди молодежи данной возрастной группы составляет более 50 %; а в другой группе стран — Япония, Италия — примерно 20 — 30 %. Такая большая разница в степени участия молодежи данного возраста в общественном производстве объясняется требованиями к обязательному образованию: более жесткими в одних странах, более либеральными в других,

16 стр., 7669 слов

Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы

... положения, что влияет на формирование интересов и поведение этих групп. Рынок труда, как любая система, имеет свою структуру. Она имеет общие элементы ... труда как системы общественных отношений, в определении его влияния на общество. В процессе труда люди вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. Социальные взаимодействия в сфере труда - это форма социальных ...

Такая политика в области образования оказывает на рынок труда и общественное развитие в целом влияние.

С одной стороны, раннее вступление молодежи на рынок труда воспитывает у нее уже с первых шагов установку на труд, на самостоятельность и инициативность в трудовой и общественной жизни, формирует такие качества рабочей силы, как мобильность, многопрофильность трудовой деятельность.

С другой — отсутствие законченного общего среднего или специального среднего и высшего образования ведет к пониженному стартовому уровню качества рабочей силы, повышать который приходится уже в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, чем в более раннем возрасте вступает молодежь на рынок труда, тем выше неустойчивость ее занятости: высокая текучесть, безработица. Это ведет к прямым моральным и материальным потерям, как у самой молодежи, так и в обществе в целом.

Взвешенная политика в отношении молодежи этой возрастной группы, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к трудовой жизни определяет общую ситуацию с занятостью на рынке труда.

Среди молодежи в возрасте — 20 — 24 лет доля экономически активного населения выравнивается. В первой группе стран она увеличивается в полтора раза; в США — с 55 до 76 %, Канаде — с 58 до 81 %, в Великобритании — с 57 до 77 %. Во второй группе стран эта доля увеличивается более значительно: в Японии — с 17 до 72 %, в Италии — с 28 до 68 %. Что же касается молодежи в возрасте 25-29 лет, то в большинстве стран она достигает практически пика участия в экономической жизни: в США — 82 %, в Канаде — 85 %, в Великобритании — 78 %, в Италии — 78 %, в Швеции — 90%.

Специфические тенденции отмечаются в занятости экономически активного женского населения. У женщин рост активного участия в общественном производстве происходит в возрастной группе 20 — 24 года и затем снижается, что связано с появлением у них семейных обязанностей по воспитанию детей. Так, в США в возрастной группе 16 — 19 лет экономически активное население составляет 54 %. Затем его доля резко возрастает у женщин 20 — 24 лет — до 72 %. И потом, начиная с возраста 45 — 49 лет, постепенно снижается вплоть до 55 летнего возраста и резко идет на убыль в старших возрастных группах: 54,5 % в возрастной группе 55 — 59 лет, 35, 2 % — 60 — 64 года, 16 % — в группе 65 — 69 лет. Аналогичные тенденции наблюдаются в Канаде.

В Швеции участие женщин в общественном производстве резко увеличивается: с 51% в группе до 19 лет до 82% в возрастной группе 20 — 24 года. Удельный вес экономически активного женского населения продолжает увеличиваться до 94 % в возрастной группе 40 — 44 года и не снижается ниже 80% вплоть до возрастной группы 60 — 64 года. За тем происходит быстрое падение удельного веса женщин в общественном производстве.

4 стр., 1739 слов

Понятие общественно-экономической формации. Виды общественно-экономических ...

... ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ ...Капиталистический процесс производства есть исторически определенная форма общественного процесса производства вообще. Этот последний есть одновременно и процесс производства ... своим трудом»,— последнее лживое правовое основание, на которое еще опирается современная капиталистическая собственность. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ Рабочий, ...

Во Франции мы наблюдаем иную картину. Здесь максимальный удельный вес — 75,7% — достигается в возрастной группе 25 — 29 лет, за тем он снижается и в возрастных группах от30 до 59 лет составляет в среднем с небольшими колебаниями от 71 до 63%.

Весьма специфическое движение в занятости женщин отмечается в Японии. В этой стране участие женщин в общественном производстве по возрастным группам идет скачкообразно. Доля экономически активного населения среди девушек в возрасте 15 — 19 лет не велика — 17,3 %. Затем идет резкий скачет в возрастной группе 20 — 24 года, когда женщины еще не обременены семьей и воспитанием детей. Их доля в общественном производстве составляет 74,3 % — самый высокий удельный вес среди прочих возрастных групп. Потом удельный вес резко снижается и в группе 30 -35 лет является наименьшим — 51,1 % — среди других групп трудоспособного возраста. Доля занятости женщин в общественном производстве вновь начинает расти и достигает второго пика 68 — 70 % в возрастных группах 40 — 44 и 45 — 49 лет, затем снижается. При этом участие женщин в общественном производстве продолжает оставаться высоким по сравнению с другими странами. Так, например, если в Японии экономически активное женское население в возрасте 65 — 69 лет составляет 26,3 %, то в США — 16 %, в Италии — 2,2 %, в Великобритании — 2,7 %.

Что же касается участия в общественном производстве лиц пенсионных возрастов, от 60 лет и старше, то можно отметить две страны, отличающиеся высокой долей активности пожилых трудящихся в экономической жизни. В Японии в возрастной группе 65 — 69 лет экономически активное население составляет 38 %, в возрастной группе 70 — 74 года — 25 % и в возрастной группе 75 лет и старше — 11 %.

Частично такая высокая доля экономически активного населения среди лиц старших возрастов объясняется социальным статусом работников. В Японии более высокий удельный вес самозанятых работников, предпринимателей и помогающих членов семьи, чем в других развитых странах. Здесь надо отметить, что предельный возраст у рабочих и служащих для работы на предприятиях фирм составляет 55 — 60 лет, после чего работник получает выходное пособие размером в несколько годовых сумм заработной платы, и это помогает ему открыть собственное дело.

В Швеции так же высок удельный вес экономически активного населения среди лиц старших возрастов: 51 % — в возрастной группе 60 — 64 года, 13 % — в возрастной группе 65 -69 лет, 6 % — в возрастной группе 70 — 74 года, 3 % -у лиц 75 лет и старше. В этой стране на столь активное участие в общественном производстве лиц старших возрастов влияют благоприятные условия труда, льготный режим рабочего времени, развитая система услуг.

Помимо категории занятости, понимаемой как занятость в общественном производстве, есть категория не занятости. Эта категория включает два понятия — безработицы и вынужденной незанятости.

12 стр., 5828 слов

Диалектика формы и содержания общественного производства

... Диалектика развития общественного производства. Общественное производство изучается различными науками. Та его сторона, которая характеризует процесс взаимодействия человека с природой, изучается естественными и техническими науками. Они рассматривают свойства предметов труда ... принадлежность произведенного продукта, форма его распределения, характер обмена и уровень потребления разных групп людей[1] ...

3. Международная миграция трудовых ресурсов

Экономика различных стран становится все более зависимой от мировых тенденций развития цивилизации. Сегодня не одна страна не может добиться успеха, будучи в изоляции. Бурно происходящая интернационализация производства и капитала сопровождается интернационализации рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства.

По оценкам экспертов, в начале 90-х годов количество временных иммигрантов, проживающих за пределами своих стран, составляет более 25 млн. человек.

Использование иностранной рабочей силы уже давно стало непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Исследования, проведенные в Дюссельдорфе, показали, что результатом возможного отъезда иностранных рабочих может быть уменьшение объема строительных работ, закрытие многих детских садов, яслей, школ, прекращение транспортной уборке мусора. В то же время для большинства развивающихся стран, осуществляющих экспорт рабочей силы, отказ от него означал бы потерю важнейшего валютного источника.

Миграция рабочей силы — явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте современных тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями экономической жизни общества.

По прогнозам европейских экспертов, работники самой высокой квалификации будут наиболее мобильной рабочей силой.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема трудовых ресурсов является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема трудовых ресурсов и безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием “Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 г.”, в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/trudovyie-resursyi-kak-sotsialno-ekonomicheskaya-kategoriya/

1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда [Текст]: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРАМ, 1999. — 384 с.

2. Рофе А.И. Экономика и социология труда [Текст]: Учебное пособие / А.И. Рофе. — М.: Издательство «Мик», 1996. — 128 с.

3. Социология труда [Текст]: Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А. К. Кравченко, В.В. Щербины. — М.: Издательство Московского университета, 1993. — 382 с.