В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.
Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.
Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к воспитанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение продуктами и т.д. – это, прежде всего обязанность отца.
Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, дает первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.
Мать – это зеркало, в которое смотрится ребёнок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.
Помимо воспитания детей, мать еще является и хозяйкой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что женщина-мать имеет двойной рабочий день – на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервозность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье обязательно нужны и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Роль и функции матери в современной семье
... его жизни и трудно переоценить роль матери в воспитании ребенка и функции матери в семье. Исследования А.В. Петровского, А.И. Захарова, ... отцом и матерью возникает проблема определения роли и функции матери в современной семье. Объект исследования: семейное воспитание Предмет исследования: роль и функции матери в современной семье Цель исследования: изучить роль и функции матери в современной семье. ...
Каковы задачи семьи? В общем они состоят в том, чтобы:
- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
- обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Семейное воспитание имеет и свои принципы., Наиболее общие из них:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы.
Кроме этих принципов, есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания правил:
- запрещение физических наказаний,
- запрещение читать чужие письма и дневники,
- не морализировать,
- не говорить слишком много,
- не требовать немедленного повиновения,
- не потакать и др.
Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту. По мере сил родители и близкие в семье дают ребятам знания о природе, обществе, производстве, профессиях, технике, формируют опыт творческой деятельности, вырабатывают некоторые интеллектуальные навыки, наконец, воспитывают отношение к миру, людям, профессии, жизни.
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, и в первую очередь воспитание таких качеств как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Иногда сюда относят послушание, но не все считают его добродетелью.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей посвящено множество
Основные концепции и модели воспитания в семье
... к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения: 1) активного слушания; 2) доступного для ребенка выражения собственных чувств; 3) ...
В процессе исследования было выделено три группы детей. Первую группу составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости, зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности, дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I).
Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые (модель П).
Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе, не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).
Были рассмотрены четыре параметра поведения родителей по отношению к ребенку: контроль, требование зрелости, общение, доброжелательность. Контроль – это попытка влиять на деятельность ребенка. При этом определялась степень подчиненности ребенка требованиям родителей. Требование зрелости – это оказание родительского давления на ребенка с целью заставить его действовать на пределе своих умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном уровне. Общение – это использование родителями убеждения, для того чтобы добиться от ребенка уступки, выяснение его мнения или отношения к чему-либо. Доброжелательность выражалась в том, насколько родители проявляют заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту, любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.
Результаты исследования оказались следующими.
авторитетного родительского контроля
Модель поведения II . Родители, дети которых следовали модели поведения II, имели более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель была названа властной .
снисходительной.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Заключение
Итак, семья как ячейка общества является неотделимой
Современные философские концепции общества
... философские концепции гражданского общества складывались в течение длительного исторического периода их разработкой занимались уже античные философы Платон и Аристотель. Но сам термин «гражданское общество» ... Д. Стаут. Современные концепции гражданского общества в социальной ... общественного договора модель гражданского общества превращается в ... семьи, рода, племени. Осознание истории жизни своей семьи, ...
Психологи сделали вывод, что одна и та же доминирующая черта личности или поведения родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения ребенка. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.
Таким образом, общество (а его тоже можно назвать большой семьей) прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи от общества.
Используемая литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/trebovaniya-v-vospitanii-detey-v-seme/
- Бедный М.С. Семья – здоровье – общество. – М., 1986.
- Давлиев И.А. Я и моя семья. – Тат. Книгоиздательство, 1984.
- Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М.: Просвещение, 1981.
- Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии. – Л.: ЛГУ, 1977.
- Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993.
- Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М., 1990.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 1996.
- Сборник статей Культура семейных отношений.– М., 1985.
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н / Д: ФЕНИКС, 2003.
- Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М., 1978.