К сожалению, восстановление экологического образования в широком, полноценном понимании этого слова, только начинается. Видимо, немалую роль играет и принципиальное различие мировоззрений — экология (от греческого «экос» — дом, жилище, хозяйство, обиталище и «логос» — понятие, учение, наука) в западной культуре призвана изучать то, что окружает человека, принадлежит ему, наше же природоведение ориентировано, прежде всего, на изучение независимой от человека природы. [4, С.27 ]
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ. Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги-экологи. Казалось бы, все прекрасно. Однако опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание (образование)», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования. Например, иногда детские сады идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологические». [6, С. 34]
1. Что такое экология
Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала взаимоотношения животных, сообществ между собой и с окружающей средой. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» — это наука о доме, жилище («ойкос» — дом, «логос» — наука).
Сейчас это направление называется биологической, или классической, экологией.
По мере развития общества экология все больше приобретала социальное значение и в нашем столетии вышла за рамки естественных наук. В середине ХХ века экология обрела широкую известность среди всех людей, независимо от их специальности. Она стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать их среду обитания приемлемой для существования. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали видны отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы, когда состояние среды обитания уже отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей. [5, С. 14]
Педагогика в системе наук о человеке
... что ее уже определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. В общепринятый перечень научных дисциплин, составляющих структуру педагогики, в настоящее время принято включать ... 2. Предмет, объект и функции педагогики., Педагогика - наука о воспитании человека на всех этапах его развития. Педагогика – это наука о том, как воспитать человека, как помочь ему стать духовно ...
В последние годы бурно развиваются новые направления экологии — социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы, прикладная экология, экология человека, видеоэкология и другие. От проблемы «организм — среда» экология подошла к проблеме «человек — природа». Именно на этом этапе развития мы осознали роль и необходимость экологического образования, начиная с самого раннего возраста.
Существование различных направлений экологии учитывается и при отборе содержания экологического образования дошкольников. Нельзя забывать и о мировоззренческом значении экологии, а значит, и о ее связи со всеми сторонами жизни — историей, культурой, географией и т.п. В то же время не следует и размывать границы этого понятия, применяя его в качестве модного направления без всякого на то основания. В наши дни слово «экология» стало необычайно популярным, причем, как правило, оно употребляется в сочетании с такими не очень приятными для нас словами, как «катастрофа», «опасность», «кризис». Кроме того, это понятие приобрело новый, зачастую совершенно далекий от первоначального значения смысл в выражениях «экология души», «экология музыки», «экология речи», «экология культуры», о чем я уже упоминала выше. Конечно, каждый из этих терминов несет свою смысловую нагрузку, но слово «экология» нередко употребляется лишь ради моды, красивого звучания. Так, занимаясь проблемами «экологии души» (то есть проблемами нравственности, морали), педагоги затрагивают очень важный воспитательный аспект — формирование личности, в том числе и отношения ребенка к природе, окружающему миру. Но экология как наука здесь ни при чем. Несомненно, что нравственное начало очень важно для экологического воспитания ребенка, но это только один из его аспектов, хотя и очень значимый. Более того, не все законы природы нравственны с точки зрения человека. Человек может обладать прекрасными моральными качествами, но, не зная законов природы, будет совершать антиэкологические поступки. Например, следуя законам человеческой морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего из гнезда птенца, берет его в руки. После этого в большинстве случаев птенец гибнет. Следовательно, моральные качества должны сочетаться с элементарными экологическими знаниями, только тогда поведение человека по отношению к природе будет экологически целесообразным. [3, С.23]
Часто можно услышать выражения «плохая («хорошая», «ужасная») экология». Однако следует помнить, что экология как наука не может быть плохой или хорошей (мы же не говорим «плохая» физика или математика).
Оценивать можно только экологическую ситуацию, обстановку (нормальная, плохая, опасная, безопасная и т.п.).
[3, С. 25]
2. Современное экологическое образование
развитие экологический образование дошкольник
Проблемы экологического воспитания и развития любви к природе ...
... работы является воспитание любви к природе через средства художественной литературы, лучшие образцы русской классики. Целью данной работы является рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы. В ходе ...
Впервые проблемы экологического образования в СССР обсуждались в 1977 году на Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды. Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения. Однако вопросы дошкольного воспитания на конференции не поднимались. В целом развитие экологического воспитания как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время все еще находится в стадии становления. В 90-е годы появился ряд дополнительных, авторских экологических программ, вопросы экологии стали включаться в содержание отдельных разделов комплексных программ.
Отдельные требования к экологическому воспитанию дошкольников сформулированы в книге «Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (раздел «Развитие экологической культуры детей»).
Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого типа проводить работу в области экологического образования. Однако для более эффективного внедрения этих положений в практику требуется конкретизация каждого пункта, разработка универсальной оценки работы дошкольных учреждений по данному направлению. [2, С.43]
Современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.
1. Традиционные для отечественной педагогики (К.Ушинский, В.Сухомлинский, Л.Толстой) подходы, базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевал, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка. Так, В.Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.
С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому воспитанию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не представляется правомерным. Кроме того, природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного времени (50—80-е годы) отражал характерные для того времени взгляды на всемогущество человека как хозяина, покорителя природы. [5, С.26 ]
2. Народные традиции. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали особенности восприятия природы людьми, их отношение к ней, характер использования природных ресурсов. Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.
Использование игры в экологическом образовании дошкольников
... целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе. Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период ...
3. Мировой опыт. В настоящее время наибольшее распространение в нашей стране получили американские программы и методики, уделяющие большое внимание сенсорным ощущениям ребенка, умению видеть и наблюдать в природе, способности оценить ее разнообразие, привить чувство восхищения и удивления. Наиболее известна программа «Ощущение чуда», элементы которой используются в работе с детьми дошкольного возраста. Ярким представителем данного направления является Джозеф Корнелл. К этому направлению можно отнести и не совсем удачно переведенное методическое пособие для работников дошкольных учреждений «Навоз для поля и коктейля». В Санкт-Петербурге и Ленинградской области используется шведская программа школы Мулле. Следует отметить, что зарубежные рекомендации не всегда соответствуют российским реалиям, традициям и должны быть тщательно адаптированы к условиям отечественных дошкольных учреждений. [5, С. 27]
4. Современная школьная экология. В начале 90-х годов в отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений иногда пытались переносить содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад. При этом информация недостаточно адаптировалась, а слабое понимание самим воспитателем экологии приводило к тому, что он старался строго следовать предлагаемой в литературе терминологии, недоступной и ненужной для дошкольников. Такой подход вел к потере интереса детей к занятиям и перегрузке излишней информацией. К счастью, такой подход уходит из дошкольного образования, однако некоторые его элементы нет-нет да и появятся снова. Поэтому хочу подчеркнуть, что содержание и методы школьного экологического образования не должны механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя мы должны помнить о них при рассмотрении вопроса преемственности «дошкольное — начальное» звено.
Сейчас появились программы экологического образования, призванные развить у детей правильное, природо-ориентированное мировоззрение, и мы будем надеяться, что скоро общение с природой вновь прочно войдет в жизнь каждого ребенка. [5, С.28 ]
Проведенное исследование доказало гипотезу и позволяет сделать ряд выводов.
1. Осуществлен анализ состояния экологического образования дошкольников в России:
- экологическое образование дошкольников начало развиваться позже, чем другие ступени системы непрерывного экологического образования, и в настоящее время находится в стадии становления и развития, являясь новым направлением дошкольной педагогики;
- формирование экологического образования дошкольников в России происходит на основе традиционных для отечественной педагогики подходов (тесный контакт ребенка с природой, ознакомление с окружающим миром);
- народных традиций (народные праздники, игры, сказки и т.п.);
- в меньшей степени — зарубежных технологий (преимущественно американских) и современного школьного экологического образования;
- в настоящее время отсутствует стандарт экологического образования дошкольников, временный стандарт нуждается в уточнении формулировок и расширении содержания;
- становление экологического образования дошкольников в регионах идет различными путями: стихийным, системным и смешанным, причем второй является наиболее эффективным с точки зрения включения дошкольной ступени в систему непрерывного экологического образования;
- парциальные программы экологического образования дошкольников по содержанию, целям и задачам условно разделены на три основные группы: программы экологической (биоэкологической) направленности, программы эстетико-экологической направленности, программы социально-экологической направленности;
- разделы экологического содержания включаются и в комплексные программы;
- создаются региональные варианты программ экологического образования дошкольников;
- в экологическом образовании дошкольников (как в содержании, так и в методике) проявление антропоцентрической парадигмы выражено в большей степени, чем на других ступенях системы непрерывного экологического образования, что оказывает негативное влияние на формирование представлений ребенка о взаимоотношениях человека и природы;
- формирование у ребенка новой системы ценностей предполагает замену традиционной парадигмы на эксцентрическую, что делает необходимым отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. С позиций эксцентрической парадигмы природа уникальна, самоценна и универсальна (природа — среда жизни, объект познания, удовлетворения этических и эстетических потребностей и т.п.).
29 стр., 14159 слов
Труд как средство экологического образования дошкольников
... труд будут браться также охотно, как и за игру. 1.2 Цель и задачи экологического образования дошкольников Экологическое образование детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. ...
[1, С. 18]
2.Создана концепция экологического образования дошкольников:
- концепция, разработанная с учетом идей отечественных психологов и результатов исследования педагогами возможностей дошкольников в этой области, а также направлений современной экологии, идей концепции «устойчивого развития» и «Концепции общего экологического образования», снимает педагогическое противоречие между интенсивным развитием экологического образования в дошкольных учреждениях и отсутствием единых концептуальных подходов;
- экологическое образование дошкольников является непрерывным процессом обучения, воспитания и развития ребенка, направленным на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдению определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.
Задачи экологического образования дошкольников включают комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка;
- выделение трех групп принципов отбора содержания (общедидактических, специфических для экологического образования в целом и экологического образования дошкольников в частности), определение компонентов (ценностный, познавательный, нормативный и деятельностный) и содержательных линий экологического образования (разнообразие окружающего мира, цикличность явлений и взаимосвязи в природе), их адаптация на дошкольный уровень позволяет, с одной стороны, сохранить специфику дошкольной ступени как самоценной части системы непрерывного экологического образования, с другой — реализовать принцип преемственности данной системы;
-ожидаемые результаты (система элементарных экологических знаний, развитие у ребенка чувства эмпатии по отношению к объектам природы, формирование ряда ценностных ориентации, умений и навыков, экологически грамотного поведения в природных, бытовых условиях, умения при необходимости помочь природным объектам и ряда других качеств) отражаются в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника в качестве экологического компонента. [1, С.21 ]
Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста
... содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, ...
3. Определены педагогические условия реализации экологического образования в дошкольных учреждениях:
- выявлено, что реализация концепции экологического образования в дошкольных учреждениях обеспечивается вариативными моделями: модель «эколог» и модель «воспитатель». Первая представляется более эффективной, поскольку предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников дошкольного учреждения на базе интегрированного подхода при координационной функции педагога-эколога и создает условия для организации системы экологического образования;
- обоснована система экологического образования в дошкольных учреждениях, состоящая из взаимосвязанных компонентов: экологизации различных видов деятельности детей, экологического просвещения родителей, подготовки и переподготовки педагогических кадров, экологизации развивающей предметной среды, оценки окружающей среды, координации работы с другими учреждениями;
- выявлено, что экологизация развивающей предметной среды включает создание новых (экологические комнаты, живые уголки, лаборатории, экологические классы, экологические комплексы, экологические тропинки и т.п.) и использование ее традиционных элементов (музыкальные, спортивные залы и т.п.).
Каждый элемент среды имеет свое функциональное значение. Определены принципы организации таких элементов (зонирование территории, подбор объектов живой и неживой природы и т.п.), обеспечивающие вариативный подход в создании развивающей предметной среды. Экологизация развивающей предметной среды предполагает насыщение ее объектами живой и неживой природы. Этот процесс способствует реализации системы экологического образования в дошкольных учреждениях и осуществляется с учетом новой, эксцентрической парадигмы. Вариативность развивающей предметной среды проявляется в выборе и в сочетании отдельных элементов в зависимости от специфики образовательного процесса и региональных особенностей конкретного дошкольного учреждения. Большую роль в экологическом образовании детей играют такие элементы среды, как игрушки, игры, аудиозаписи, видеофильмы, слайды и т.п.; [1, С.20 ]
- обосновано, что оценка окружающей среды тесно связана с проблемой «здоровье—окружающая среда» и предполагает изучение состояния района, микрорайона дошкольного учреждения, его территории и внутренних помещений с точки зрения безопасности детей и взрослых, оценку профессиональной, материальной и методической базы учреждения, что отражается в «Экологическом паспорте дошкольного учреждения»;
- определено, что экологизация различных видов деятельности ребенка означает обогащение их содержания за счет экологического компонента и проявляется в интегрированном подходе, когда каждый блок занятий реализуется через различные виды деятельности: игру, наблюдение, экспериментирование, чтение литературы, изобразительную, музыкальную, театрализованную, физическую деятельности, конструирование, труд.
Система экологического образования дошкольников строится на деятельностном подходе, с учетом деятельностей, доступных для данного возраста ребенка, поскольку именно деятельность строит психику ребенка. Основными видами деятельности дошкольников в экологическом образовании являются игра и поисковая деятельность (в первую очередь, экспериментирование и наблюдение); [1, С.24 ]
«Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста»
... материала, с которым взаимодействуют дети. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях воспитатели ведут определенную работу по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста с использованием игровой деятельности. ... рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в ...
- доказано, что экологическое просвещение родителей включает познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный компоненты. Реализация данных компонентов происходит по нескольким направлениям: совместная деятельность с детьми;
- участие в природоохранных акциях и т.п.;
- обосновано, что современный уровень подготовки работников дошкольных учреждений в области экологического образования обеспечивается реализацией следующих направлений: научно-профессиональная подготовка (знание основ экологии и ее связей с другими науками, искусством), профессионально-методическая (освоение современных методик экологического образования и умение реализовывать на практике интегрированный подход в обучении), освоение методик работы с родителями, умение самостоятельно оценивать экологическую обстановку и связь этого состояния со здоровьем населения, организовывать развивающую предметную среду для целей экологического образования, способность анализировать собственное поведение по отношению к окружающей среде и работу с дошкольниками с позиции новой парадигмы (изменение ценностных ориентиров), воспитание у педагога понимания чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей среды вплоть до ограничения собственных потребностей, желание участвовать в посильных акциях по защите окружающей среды в своем микрорайоне;
- определено, что координация работы дошкольного учреждения с другими организациями, учреждениями имеет особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования; чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа.
Сотрудничество может проходить в нескольких направлениях: организационное, образовательное, научное консультирование, эколого-оздоровительное и другие. Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями снимает противоречие между детским садом как изолированным учреждением и дошкольниками как первой ступенью системы непрерывного экологического образования;
— выявлено, что специфика дошкольной ступени проявляется и в целях, формах, методах диагностики. Диагностика результатов работы дошкольного учреждения направлена, прежде всего, на определение результатов работы педагогов по конкретной программе, а не уровня знаний ребенка. Ее цель — корректировка методики и содержания занятий. Наиболее полные представления о работе дошкольного учреждения дает комплексный подход к диагностике с использованием количественных и качественных методов. Результаты одной из основных форм диагностики — наблюдения педагога за ребенком в естественных для последнего условиях — отражаются в разработанной диагностической карте дошкольника, которая, в свою очередь, помогает определить наличие экологического компонента в базисных характеристиках личности ребенка. [1, С. 27]
4. Теоретические положения экологического образования дошкольников реализованы в авторской программе «Наш дом — природа», построенной по блоковому принципу и включающей четыре уровня. В каждом блоке выделен комплекс взаимосвязанных тем, отражающих различные направления экологии, и представлены четыре компонента содержания: познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
... разработали методики экологического образования детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темы курсовой работы: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ...
5. В процессе исследования к программе разработан методический комплекс, включающий рекомендации по организации системы работы в дошкольном учреждении и проведению занятий дошкольниками (методические пособия для педагогов, учебно-методические комплекты, книги для детей и родителей, дидактические, игры).
6. Эффективность предлагаемых теоретических и методических подходов доказана в процессе широкомасштабного педагогического эксперимента. Апробация программы «Наш дом — природа» и методических рекомендаций к ней осуществляется практически во всех регионах страны в дошкольных учреждениях разного вида, с разной спецификой образовательного процесса, что доказывает перспективность вариативного подхода к созданию условий для реализации экологического образования детей. Эксперимент подтвердил основные теоретические положения диссертации. [1, С. 29]
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/stanovlenie-i-razvitie-doshkolnogo-ekologicheskogo-obrazovaniya/
1. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
2. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
3. Рыжова Н.А. О проекте «Национальной стратегии экологического образования в Российской федерации. Дошкольное воспитание № 6, 2001.
4. Ягодин Г.А. Воспитать гражданина планеты. Обруч № 2, 1997.
5. Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998.
6. Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование № 11, 2004.