Современное состояние педагогики как науки

слушатель отделения ФПППК

Курс №ФИЛ-1

Гуляева Оксана Олеговна

Руководитель

Суханкина

Москва

2012

Современное состояние педагогики как науки, Чтобы изменить людей, их надо любить.

Влияние на них пропорционально любви к ним.

И.Т. Песталоцца

Пожалуй, человек — самое сложное явление из всех существующих на Земле, это интересный предмет познания и самопознания. Человек — замечательный результат уникальной социально-культурной революции, поскольку только человек способен к осознанию самого себя, к самопознанию и к преобразованию окружающего мира.

нравственных и духовных

Специально организованный процесс изменения внутреннего образа и есть педагогический процесс, являющийся предметом педагогической науки. Именно процесс в зависимости от выбранных моделей и технологий обусловливает то реальное приращение, которое получает субъект в совместной деятельности с другими субъектами (преподаватель, другие обучающиеся и т.п.).

Оно, безусловно, зависит от его реального начального состояния и от понимания этого состояния преподавателем и обучающимися.

В педагогическом процессе создаются условия воздействия на внимание, восприятие, память, мышление, интеллект, эмоции, волю, т.е. стимулируются психолого-познавательные процессы, имеющие определенные закономерности. Учет этих закономерностей позволяет создать внутренне непротиворечивый процесс изменения внутреннего образа, гармоничный педагогический процесс, сочетающий в себе воспитание, обучение, развитие в их единстве, целостности, в их соразмерной значимости.

Педагогический процесс — взаимодействие идеального и реального, внутреннего и внешнего. Осознание, состоявшееся в идеальном, внутреннем вступает в стадию реализации, деятельности во внешнем. Для обучаемых в аудитории внешним являются условия, создаваемые преподавателем, а для преподавателя — условия, создаваемые учащимися (студентами, слушателями).

5 стр., 2022 слов

Человек как предмет педагогической антропологии

... сделал прачеловека существом разумным. Под разумностью педагогическая антропология вслед за К.Д.Ушинским понимает то, что характерно только для человека - способность осознавать не только ... человека». Эзотерика с греческого звучит, как "внутренний" и используется для обозначения духовных, мистических, скрытых в сердце людей процессах. Наиболее подробно и точно внутренний эзотерический мир человека ...

Их отношения должны быть ориентированы на возможно более эффективное взаимодействие, на исключение препятствий в реализации деятельности той и другой стороны. Это возможно, если цели согласованы, т.е. состоялось самоопределение, если внутреннее содержание ориентировано на обогащение через совместные критерии деятельности, если метод учитывает способности преподавателей и студентов, и во взаимодействии они развиваются в процессе овладения совместными способами деятельности.

Педагогика не может успешно развиваться вне связи с психологическими обоснованиями состояния сознания, как и психология вне связи с пониманием педагогических обоснований. Вместе с тем недопустимо и их отождествление. Модели и технологии педагогического процесса разрабатываются в соответствии с социальным заказом, в том числе и с социальным заказом конкретной личности. Их интеграция предполагает дифференциацию.

Определенным образом складывается отношение педагогики с техническими науками, хотя их номенклатура точно не определена. Данная связь может рассматриваться на семантической базе. С одной стороны, техника — это все искусственное. Педагогика также имеет дело с искусственно создаваемыми ситуациями, ориентированными на приращения в сознании. С другой стороны, техника — основа технологий (учение об искусственном) — учение о мастерстве. Педагогические технологии — учение, обоснование, теория педагогического мастерства, владения техникой мышления, коммуникации, рефлексии, которая усваивается во взаимодействии, сочетании с творчеством, так как «материал» — живой, меняющийся.

Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Как учить? Чего мы хотим от современного профессионального образования? Я часто задумываюсь над этими вопросами.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя, преподавателя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы.

Учитель должен быть примером во всем. Профессиональные знания, полученные в институте, конечно же, важны. Но не менее ценно, если в учителе видят человека, друга. Чтобы быть настоящим другом для ребят, учитель должен быть способен эмоционально отзываться на переживания других людей, ценить их внутренний мир, понимать их мысли и чувства. Пожалуй, это и есть главная задача педагога – создать условия для раскрытия индивидуальности каждого учащегося, помочь ему реализоваться в учебе, общении и совместной деятельности.

Школу можно представить в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс — отдельная ветвь на стволе этого дерева. Каждый листик — это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали бы окружающих.

Дело воспитания молодого поколения приобретает сегодня особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остается важнейшим звеном в системе воспитания.

5 стр., 2491 слов

Функции и содержание управленческой деятельности учителя-предметника

... содержание, назначение управленческой деятельности преподавателя. §1. Характеристика управленческой деятельности. 1.1.Понятие управления. ... входят преподаватели, учащиеся, руководители школы, родители учащихся. ... своей деятельности и овладевать знаниями теории учения не ... управленческого решения. Только на этой основе может быть создан учебный план, удовлетворяющий всех: учащихся, родителей, учителей. ...

Я считаю, что в основу должностных обязанностей и учителя, и классного руководителя должны быть положены следующие идеи:

  • Ребенок есть субъект своего развития. Он воспитывает себя САМ.
  • Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.

  • Воспитывают не классные часы, морализирование, указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  • Педагог – помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.

  • Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно и явно подражают.

Основное назначение учителя обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения. Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты – психологические и физические – ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на следующие принципы.

Принцип первый – безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон. Даже самый «трудный» ребёнок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи.

Принцип второй – беспристрастность в оценке поступков учащихся., Принцип третий – терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия., Принцип четвёртый – диалогичность и открытость в общении с учащимися., Принцип пятый – умение признавать ошибки.

Принцип шестой – использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой – умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.

Учитель должен стремиться обладать педагогическим мастерством. А именно, обладать следующим:

1. педагогическими знаниями (знание своего предмета, новых достижений науки, изучение педагогических и методических новинок, чтение периодической печати);

2. педагогическими способностями (умение преподать материал, умение побудить к поиску знания, педагогическая зоркость, интуиция, прогнозирование и т.д.);

3. коммуникативностью;

4. педагогической техникой (техникой речи, пантомимикой)

Для себя освоила еще одно «золотое правило»:

1. каждый ребенок своеобразен;

2. нужно найти правильный подход к каждому ребенку;

3. каждый ребенок талантлив по-своему. Нужно только помочь ему раскрыться.

4. нужно стремиться к саморазвитию (не только учащихся, но и учителю).

Прекрасные слова принадлежат К.Д. Ушинскому: «Педагог живет до тех пор, пока он учится». Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личностному и профессиональному развитию ведь ни теория, ни метод сами по себе не могут обеспечить успех учебно-воспитательного процесса. Главная фигура в этом процессе — педагог. Его личность, его подготовка и мастерство решают успех дела.

Методы и принципы обучения, их особенности

Методы педагогики — это методы исследования, которые служат для исследования научно — педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.

Модели организации обучения

Модель обучения — систематизированный комплекс основных закономерностей ученика и преподавателя при осуществлении обучения. Они являются составной частью процесса обучения, дополняют, расширяют основные формы учебной работы и называются внеклассной или внеурочной формой, так как проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке.

№/№

п/п

Основные модели

организации обучения

Цели обучения Содержание работы
1. Предметные кружки Способствуют развитию творческих способностей и познавательной деятельности учащихся. Их содержание разнообразно

конструирование;

моделирование;

углубленное изучение отдельных предметов;

вопросы культуры и искусства

2. Секции
3. Факультативы и предметы по выбору Развитие познавательных интересов и способностей учащихся, расширение и углубление знаний, приобретение новых умений и навыков. Определяется специальными учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов.
4. Экскурсии Позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что обеспечивает реализацию важного дидактического принципа — связи теории и практики. предварительные;

вводные;

текущие;

заключительные

итоговые;

производственные;

исторические;

краеведческие;

комплексные

5. Олимпиады Занимают одно их ведущих мест в учебной деятельности школьников. Участвуют лучшие ученики школы. школьные;

районные;

городские;

областные;

всероссийские;

международные.

6. Дополнительные занятия с отстающими в учебе учащимися Помогают предупредить отставание и неуспеваемость учащихся, вести индивидуальную воспитательную работу с учеником. установить причины отставания каждого ученика;

заметить формы и объем работы с учащимся.

7. Выставки Позволяют учащимся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что обеспечивает реализацию важного дидактического принципа — связи теории и практики. производственные;

исторические;

краеведческие;

комплексные