Профессиограмма педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения

Профессиограмма педагога-психолога образовательного учреждения в образовании и воспитании ребенка">дошкольного образовательного учреждения

В сегодняшнем мире существует более тридцати тысяч профессий, профессия педагога является одной из самых древних. Уже в первобытном обществе взрослые передавали детям востребованные знания об окружающем мире, обучали умениям, необходимым для дальнейшей жизни. Этот прообраз педагогической деятельности впоследствии стал делом специально подготовленных людей, то есть профессией. История слова «педагог» (paida — дитя; gogike — вести; буквально: детовождение) берет свое начало в античной Греции (VI-IV вв. до н.э.).

За ребенком, получавшим домашнее воспитание, присматривал специальный раб — «педагогос». Он же позже сопровождал ребенка в школу. Следовательно, прямое значение слова педагог — вести, сопровождать ребенка.

Педагогическая профессия имеет огромное значение в обществе, так как все другие виды труда осваиваются в ходе специально организованной целенаправленной педагогической деятельности. Профессия требует специальной подготовки и является источником существования. В настоящее время термин «педагог» употребляется для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. Так только на первой ступени образования (дошкольной) существует несколько педагогических специальностей (воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, методист, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию и другие) у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение ребенка дошкольного возраста к ценностям культуры.

Педагог-психолог — это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием. Педагог-психолог как профессия в нашей стране появилась около 20 лет назад. Именно в начале 90-х годов стали уделять больше внимания проблемным детям, подготовке ребят к школе. Педагог-психолог может найти причину отставания в развитии конкретного дошкольника, устранить её и тогда он сможет заниматься наравне со сверстниками.

Эта профессия имеет огромное значение в жизни ребёнка и его родителей. Родители, даже если видят какие-то отклонения в развитии своего ребенка или проблемы в общении со сверстниками, зачастую не знают, как ему помочь. На помощь в решении сложных ситуаций приходит педагог-психолог, который на основе имеющегося опыта, знаний может переломить сложившеюся ситуацию. Каждый маленький человек это уже индивидуальность, которая сталкивается с недетскими проблемами — непонимание окружающих, проблемы в общении со сверстниками, отставание от образовательной программы, излишняя зажатость или агрессивность, отклонения в личностном развитии. Если другие педагоги не знают, как наладить атмосферу в коллективе, то педагог-психолог обязан оказать необходимую помощь детям и их родителям.

9 стр., 4046 слов

Выпускная «Роль педагога-психолога в интеграции детей с отклонениями ...

... коррекционной помощи, а так же организации работы системы ПМПК в таком ДОУ является наличие детей с разными видами нарушений здоровья, на которых приходится один психолог и один дефектолог. Большинство детей, организованы в группы ... Педагог-психолог в ДОУ. До недавнего времени, в штатном расписании самого обычного детского сада предполагались ставки социального педагога и психолога, ... деятельности ...

Педагог-психолог должен быть доброжелательным и терпеливым. Дети не всегда готовы идти на контакт с чужим человеком, поэтому понадобится приложить много усилий, чтобы ребенок раскрылся. Педагог-психолог должен вызывать доверие и искренне сопереживать, пытаться помочь. Ведь его работа заключается в том, чтобы слушать и слышать проблемы других людей. У педагога-психолога детского сада должен быть гуманитарный и аналитический склад ума, для того чтобы, например, придумать игру, завлечь в неё участников и сделать верные выводы.

Воспитатели не всегда понимают, как найти индивидуальный подход к каждому ребенку, выявить и максимально развить его способности, справиться с проблемами, возникающими в учебно-воспитательном процессе. Компетенция педагога-психолога позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и на основе этого помогать педагогическому коллективу дошкольного образовательного учреждения максимально эффективно использовать средства и методы учебно-воспитательной работы. Именно поэтому возникла необходимость введения в детских садах должности педагога-психолога, обладающего глубокими теоретическими и практическими знаниями как в педагогике, так и в психологии.

Преимущества профессии: востребованность на современном рынке труда, творческий характер и постоянное общение с окружающими.

Ограничения профессии: высокая профессиональная ответственность, отдаленность по времени результатов собственной профессиональной деятельности.

Тип и класс профессии

В соответствии с известной классификацией профессий по предмету труда, предложенной Е.А. Климовым, профессия педагога-психолога относится к группе «человек — человек». Цель его труда — помочь в воспитании, обучении, развитии личности, а основное содержание — взаимоотношения с людьми.

Профессия педагога-психолога относится к классу «преобразующих», ведь она связана с воздействием на субъектов образовательного процесса с целью изменения их знаний, компетентностей, личностных качеств, отношений или положения в группе.

Содержание деятельности

Первоочередной задачей педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении является психологическое обеспечение образовательного процесса. Педагог-психолог проводит работу как с «обычными» воспитанниками, так и с одаренными дошкольниками и детьми, имеющими проблемы в развитии или поведении. Воспитатели, администрация дошкольного образовательного учреждения и родители также являются участниками процесса образования. Педагог-психолог организует и проводит работу и с ними. Это может быть просвещение (обучение педагогов и родителей основам психологических знаний), консультирование, помощь в решении сложных случаев в процессе обучения и воспитания.

14 стр., 6501 слов

Имидж современного педагога в дошкольной образовательной организации

... (воспитатель, учитель)», который вступил в силу 1 января 2015 года. Таким образом, актуальность данного исследования определяется: необходимостью выявления педагогической сущности имиджа педагога дошкольной образовательной ... целях популяризации, рекламы и т.п.» [5; 37]. Словарь практического психолога определяет имидж, как «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально ...

Другой не менее важной задачей педагога-психолога является работа по социализации и формированию общей культуры личности, в том числе психологической культуры детей, педагогов и родителей. В процессе социализации ребенок усваивает опыт, накопленный человечеством, нормы и правила, которые помогут ему стать полноправным гражданином и членом современного ему общества. Социализация осуществляется прежде всего в семье и образовательном учреждении, при этом семья больше влияет на формирование норм поведения и ценностных ориентаций ребенка, а дошкольное образовательное учреждение – на общую социальную ориентацию. В этой связи важно, в какой среде растет и формируется ребенок, какие нормы, ценности, психологические знания и навыки он усваивает. Помимо просвещения, педагог-психолог призван проводить работу по коррекции социального окружения ребенка (в случае необходимости), формированию у него соответствующих навыков поведения в современном обществе. Работа по развитию личности ребенка, его умения общаться с людьми в самых разных ситуациях – часть деятельности педагога-психолога по социализации ребенка.

Содействие охране прав личности еще одно направление профессиональной деятельности педагога-психолога. Охраной прав ребенка занимаются несколько государственных служб (например, органы социального обеспечения, органы образования).

Занимаются ею и некоммерческие (правозащитные и общественные) организации. Однако они не имеют непосредственных связей с детьми, поэтому педагог-психолог, пользующийся доверием ребенка, наблюдающий его в реальной ситуации жизнедеятельности и общения в семье, призван стать своего рода «адвокатом», обращающим внимание соответствующих служб и организаций на реальное ущемление прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. В своей работе он руководствуется Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН, требования которой обязательны к исполнению на территории России, а также Законом «Об образовании» и другими законодательными актами.

Большую роль педагог-психолог играет в гармонизации внутренней среды образовательного учреждения. Взаимоотношения в триаде администрация – педагог – ребенок не всегда протекают гладко и требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога. То же относится и к общению внутри педагогического и детского коллективов. Диагностика проблем в общении, оптимизация взаимодействия – лишь часть работы педагога-психолога в этом направлении. Большого внимания требуют и дети с отклоняющимся поведением.

Требования к профессиональной компетентности

Под профессиональной компетентностью понимают единство теоретической и практической готовности педагога-психолога к осуществлению своей профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности составляют, во-первых, знания (общенаучные, психолого-педагогические, специальные); во-вторых, аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения. Содержание практической готовности педагога включает две группы умений: организаторские и коммуникативные.

2 стр., 877 слов

Деятельность педагога-психолога

... работы педагога- психолога в общеобразовательном учреждении; - раскрыть профессиональный статус педагога-психолога в воспитательно-образовательных дошкольных учреждениях и центрах. - рассмотреть социально-педагогические технологии при работе в общеобразовательном учреждении и инструментарий профессиональной деятельности педагога-психолога. 1. ...

Квалифицированный педагог-психолог должен знать:

  • основы антропологических, гуманитарных, социальных наук;
  • особенности протекания образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении;
  • возрастные особенности дошкольников;
  • особенности развития их познавательной сферы (внимания, памяти, мышления, речи) и сферы общения;
  • методы диагностики, коррекции и развития в области работы с одаренными, с отстающими детьми и с детьми, имеющими отклонения в поведении.

Он должен уметь:

  • проводить наблюдение за детьми и диагностику (психологическое тестирование и опрос) с целью выявления перечисленных выше особенностей;
  • на основе результатов наблюдения и диагностики организовать работу по коррекции и развитию у детей способностей, умений и качеств личности, необходимых для успешной социализации;
  • организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
  • организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
  • вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;
  • применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
  • использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства.

Требования к индивидуальным особенностям

Для успешной деятельности в качестве педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • высокую гражданскую ответственность и социальную активность;
  • любовь к детям, гуманистическую направленность;
  • духовную культуру, интеллигентность;
  • инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений, высокий профессионализм;
  • физическое, психическое здоровье, профессиональную работоспособность;
  • потребность и готовность к постоянному самообразованию.

Условия труда

Рабочий день может быть ненормированным, график работы гибким, включает разъезды и местные командировки. Общение в труде очень интенсивное с различными категориями населения. Доминирующая профессиональная направленность на работу с людьми и документами.

Медицинские противопоказания

Медицинские ограничения для педагога-психолога:

  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • заболевания внутренних органов;
  • психические недуги и расстройства нервной системы;
  • раздражительность.

Базовое образование:

Профессия педагога-психолога дошкольного учреждения предполагает наличие высшего психолого-педагогического образования.

Пути получения профессии:

Получить профессию можно в следующих учебных заведениях Сибирского федерального округа: ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева», ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет».

8 стр., 3961 слов

Внеурочная деятельность в условиях ФГОС

... собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни ... универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность -неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной ...

Области применения профессии:

Представитель этой профессии должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении, а также семейных воспитательных группах, центрах доверительного воспитания, центрах развития детей, центрах дополнительного образования де тей, центрах социальной помощи семье и детям, детских домах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних.

Перспективы карьерного роста:

Курсы повышения квалификации. Магистратура, аспирантура, докторантура. Административный рост: возглавить психолого-педагогическую службу дошкольного образовательного учреждения, «дорасти» до заведующего образовательного учреждения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФДИАГНОСТИКИ

По результатам проведенной диа гностики Ольга обладает практическим складом ума, мыслительный процесс осуществляется с помощью предметных действий, может при необходимости, переключаться с одного вида деятельности на другой, что говорит о наличии гибкости мышления. Проявляет склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Самодостаточна, предпочитает держать свое мнение при себе. Неплохо чувствует себя в обществе, но иногда застенчива. Восприимчива к чувствам других людей. Способна к переживанию, умению войти и понять эмоциональное состояние другого человека. Обладает хорошими вербальными способностями. С ней легко ладить, редко выходит из себя. Избегает конфронтации. Неторопливость и вдумчивость позволяет окружающим рассчитывать на нее. Воспринимает вещи такими, какие они есть. Спокойна, стабильна, надежна.