Социальное назначение и функции государства

Контрольная работа

Колледж ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»

Контрольная работа

по дисциплине: Право

1. Сущность государства. Социальное назначение и функции государства

Сущность государства, проявляется в его функциях и состоит в том, что государство — это суверенная организация публичной власти свободных людей. социальный государство гражданин

Существо всей функциональной деятельности государства состоит в организации, реализации и защите определенного государственно-правового порядка жизни свободных людей.

Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. Общесоциальная роль государства является его сущностной чертой.

Функции государства — это основные направления деятельности государства, выражающие его сущность и социальное назначение.

В зависимости от сферы деятельности государства его функции подразделяются на внутренние и внешние. Деление функций во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны — в сферах экономики, политики, культуры и др. — зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и т.п. Здесь разделить внешние и внутренние функции зачастую просто невозможно.

Внутренние функции — основные направления деятельности государства на своей территории:

1. правоустановительная — деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права. Это одновременно и государствоустановительная функция, так как конституирование государства — это прежде всего его правовое оформление.

2. правореализаторская — деятельность государства по претворению в жизнь установленного права.

3. правозащитная — деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждение законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.

4. фискальная — установление и взимание налогов и сборов.

5. экономическая — обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организации внешнеэкономических связей и проч.

4 стр., 1678 слов

Социальная рыночная экономика Германии

... государственного воздействия на экономику. В Германии очень активная социальная политика государства, которая обеспечивает общественную стабильность. Германия по степени социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции. Модель социальной рыночной экономики предполагает в определенных ...

6. социальная — охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.

7. экологическая — выработка законодательства в сфере экологии, контроль за его соблюдением.

8. идеологическая — поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

Внешние функции — деятельность государства в качестве суверенного субъекта международных отношений:

1. функция обороны — связана с необходимостью защиты государственного суверенитета от внешних агрессоров.

взаимовыгодное сотрудничество гос-ва с другими странами мирового сообщества — установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений с другими

2. Механизм и аппарат государства. Понятие и структура органа государства. Классификации государственных органов.

Гос. аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним цели и задачи. По мере развития общества гос аппарат усложняется и совершенствуется. Это не механическое соединение органов гос-ва, а четко организованная, строго упорядоченная, целостная система.

Гос механизм — это совокупность гос органов, организаций, вооруженных сил и материальных средств гос власти. А гос аппарат — это лишь система гос органов. Есть и другая точка зрения, что гос механизм и гос аппарат это идентичные понятия, с той лишь поправкой что механизм — это гос аппарат в широком смысле,а система гос органов — аппарат в узком.

Гос. Орган — это структурно обособленное звено гос аппарата, создаваемое государством для осуществления строго определенного вида гос деятельности. Другие понятия: а) учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни; б) составная часть гос механизма, имеющая собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и взаимодействующая с другими частями гос механизма, образующими единое целое. Гос органы заполняют и формируют всю структуру гос аппарата. От каждого из них зависят уровень развития и эффективность гос аппарата. У органа есть признаки, но самый важный — наличие государственно-властных полномочий, что выражается в издании от имени гос-ва юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении наблюдения за их исполнением и применении мер гос принуждения.

В состав каждого органа входят лица, являющиеся непосредственными исполнителями возложенных на него полномочий, и лица, технически обеспечивающие выполнение его функций и полномочий, плюс особый технический аппарат, особые материально-технические средства, а к нему примыкают находящиеся в его ведении и управлении организации и учреждения.

Виды государственных органов различаются по разным классификационным основаниям. В России, в зависимости от порядка образования, государственные органы подразделяются на выборные (представительные органы — Федеральное Собрание, областные, городские думы и др.) и назначаемые (Правительство, министры).

6 стр., 2713 слов

Социальное государство: понятие и функции

... жизнеспособность наиболее уязвимой его части. В основе концепции социального государства находится проблема ценности общества и личности, публичного и частного, позднее трансформировавшаяся в противоречие между обществом и государством. Результатом же его разрешения должна стать социальная гармония и справедливость - ...

Кроме того, существуют органы, создаваемые другими, в том числе выборными, органами — производные. Например, Счетная палата, создаваемая на паритетных (равных) началах обеими палатами Федерального Собрания РФ.

Исходя из принципа разделения властей, все органы государства разделяются на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные (правоохранительные).

В зависимости от территориального объема деятельности и объема полномочий государственные органы делятся на высшие, центральные и местные. К высшим в России относятся Федеральное Собрание, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и др. К центральным — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, а к местным — главы местной администрации.

В зависимости от внутренней организации и порядка решения вопросов выделяют государственные органы, действующие на коллегиальных (правительство) и на основе единоначалия (прокуратура).

В федеративном государстве различаются органы, действующие в общегосударственном масштабе (федеральные), и органы государственной власти субъектов федерации.

Понятие функций государства.

Функции государства — это основные направления деятельности государства по реализации задач, стоящих перед ним.

2. Значение функций государства

Процесс функционирования государства предполагает определенное воздействие его на отдельные институты и элементы, общественные отношения и человека. Посредством этого воздействия государство исполняет свои функции.

Исполнение своих функций государством, предполагает определенные изменения в общественных отношениях и институтах. Может происходить стабилизация общества, либерализация экономики и т.д. Соответственно значение функций государства заключается в возможности, посредством их возможностей, влиять на все процессы, происходящие в государстве и обществе.

3. Классификация функций государства

Исследователи государственно-правовых явлений выделяют следующие виды функций государства:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и неосновные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Гражданское общество и государство

Исходной идеей гражданского общества является преобразование коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие, равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества — человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество.

13 стр., 6276 слов

Конфликт интересов на государственной гражданской службе

... во многих других государствах. Цель данной работы состоит в исследовании понятия «конфликта интересов» на государственной гражданской службе и процедуры урегулирования конфликта интересов. Для достижения ... может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской ...

Формулирование понятия гражданского общества предполагает выявление его составляющих, присущих ему черт и свойств, осмысление особенностей его функционирования и развития.

Несомненно, что первым, исходным элементом гражданского общества является функционирующая в условиях правового государства и демократии суверенная личность. Гражданское общество потому и называется «гражданским», что состоит не из стесненных в своих действиях, подневольных подданных, а из свободных граждан. Личность гражданского общества ориентирована на созидание и во многом существует и функционирует в автономном режиме, вне рамок и без вмешательства государства, общественных структур, других личностей, но в постоянном, разнообразном взаимодействии с ними. Реализация личностью своего суверенитета, своей автономии, своих прав и свобод предполагает добросовестное выполнение ею своих гражданских обязанностей. «Простые» свойства порядочности, честности, человечности составляют фундаментальные устои гражданского общества и его второй составляющей — правового государства.

В условиях гражданского общества государство не остается прежним, а становится правовым, деятельность которого ограничивается строго установленными законом рамками. Оно позволяет, с одной стороны, преодолеть мертвящее огосударствление жизненных сфер, а с другой стороны, обеспечить их необходимое эффективное регулирование. Однако подобное государство практически невозможно без целостного политического, идеологического, культурного, этического механизма воздействия гражданского общества на структуры власти и социальную жизнь страны. Такой механизм фактически составляет реализацию демократизма на практике.

Признаками правового государства являются:

1. Безраздельное верховенство в государственной и общественной жизни правового закона, т.е.:

а) Правовой закон, принимаемый либо высшим представительным органом государственной власти, либо непосредственным волеизъявлением населения (например, на референдуме), составляет основу всей системы права и обладает наибольшей юридической силой. Любые другие нормативные акты (указы, постановления, решения, распоряжения, приказы директивы, инструкции) являются подзаконными.

б) Правовой закон распространяется на все сферы общественной жизни, все составляющие общество элементы, всех без исключения граждан. Везде утверждается приоритет правового закона, и никто не обходить его предписания. В случае нарушения предписаний виновные несут предусмотренное правовым законом наказание.

в) Правовой закон распространяется не только на общество, но и на само породившее его государство. Он ограничивает, связывает деятельность государственных органов, должностных лиц строго установленными рамками компетенции и не допускает какого-либо выхода из них. Этим предотвращается произвол, вседозволенность и злоупотребления властью в государственных делах.

г) Правовой закон регулирует ключевые вопросы государственной и общественной жизни, не допуская приоритета каких-либо подзаконных нормативных актов, носящих ведомственный характер и обслуживающих не общенародные, не общегосударственные, а групповые интересы. Официально верховенство правового закона в первую очередь отражается в конституции страны.

4 стр., 1585 слов

Материальное и социальное обеспечение прокурорских работников ...

... правовыми актами. 5. Служащим прокуратуры РФ, в соответствии со ст. 41 ФЗ №2202-1, присваиваются классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, ... гражданской службы учреждаются федеральными законами и указом Президента РФ. 3. Обладает установленным кругом прав и обязанностей по исполнению и обеспечению ... меры правовой и социальной ...

2. Признание за личностью неотъемлемых, нерушимых, неприкосновенных прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности.

3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей. Полномочия различных ветвей государственной власти в обществе должны быть сбалансированы через систему сдержек и противовесов, препятствующих утверждению опасной односторонности в управлении. Использование их создает условия для оптимизации деятельности всех структур государства, повышения эффективности управленческого механизма в целом.

Третьей составляющей гражданского общества является собственно общество и различные элементы, его составляющие, такие как семья, трудовые коллективы, общественные организации, кооперативы, ассоциации и союзы предпринимателей, средства массовой информации, церковь.

Разумеется, прежде всего речь должна идти об экономике. Центральное место в экономике, имущественных отношениях гражданского общества занимает человек-собственник, причем содержание понятия «собственник», очевидно, неправильно ограничивать только владением средствами производства.

Еще одна специфическая особенность жизни гражданского общества состоит в том, что в основе его функционирования и развития лежат самоуправленческие начала, согласно которым граждане являются управляющими и управляемыми одновременно. Если демократия образует политическую оболочку гражданского общества, то сами управленческие начала гражданскому обществу присущи внутренне, составляют его неотъемлемую качественную черту. Гражданское общество является саморегулирующейся, самоорганизующейся и саморазвивающейся системой.

В органичном единстве с самоуправленческими началами находится и такая специфическая особенность жизни гражданского общества, как преобладание, приоритет в ней горизонтальных связей и отношений над вертикальными, иерархическими.

Наконец, к числу существенных специфических особенностей жизни гражданского общества по праву следует отнести мировоззренческий плюрализм (от латинского «плюралмс» — множественный).

Структура гражданского общества, включая в себя целый ряд разнообразных, независимых элементов, изначально предполагает плюралистический характер отношений между ними. В этой связи исключительное значение имеет такой важный атрибут плюралистически организованного общества, как консенсус (лат. согласие, единодушие).

Таким образом, гражданское общество — это совокупность самостоятельных, независимых социальных элементов (отдельных индивидов и создаваемых ими учреждений, объединений, организаций), которые в процессе свободных, равноправных взаимоотношений друг с другом выражают свою волю, реализуют свои интересы и удовлетворяют свои потребности, обеспечивая тем самым необходимые условия для своего успешного функционирования и развития.