Общественный и государственный строй Спарты

Спарта

нского государства почти всегда употреблялось слово Лакедемон (например, в международных договорах).

Древняя Спарта — образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIII—VII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй» (установление илотии, укрепление влияния общины Спарты путем уравнивания их в экономическом отношении и политических правах и превращения этой общины в военный лагерь).

Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.

Целью данной работы является проведение исследования общественного и государственного строя Спарты. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить особенности общественного строя Спарты,

2) рассмотреть государственный строй Спарты.

Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.

1. Общественный

В Спарте сложилось своеобразное классовое рабовладельческое общество, сохранившее существенные пережитки первобытнообщинных отношений.

Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. При сохранении совместной собственности граждан на землю принадлежность к господствующему классу поддерживалась предоставлением каждому спартиату в пользование земельного надела (клера) вместе с прикрепленными к нему рабами — илотами, труд которых обеспечивал средствами существования спартиата и его семью. Земля разделена на 9000 примерно равных неделимых и неотчуждаемых клеров. Их нельзя было продать, подарить или завещать.

Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего своеобразный военный лагерь. Их быт был строго регламентирован. Главной обязанностью считалась военная. Для подготовки детей к выполнению этой обязанности их, начиная с семи лет, отдавали на государственное воспитание в специальные школы. Особые должностные лица — педономы вырабатывали у них дисциплинированность и беспрекословное выполнение указаний старших, силу и выносливость, военные навыки и храбрость. Обучение заканчивалось в 20-летнем возрасте. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Взрослые мужчины объединялись в возрастные и иные союзы, определявшие социальный статус их членов. Немногие избранные граждане входили в привилегированный корпус 300 всадников. Женщины, почти полностью освобожденные от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью и имели досуг для развития личности [1, c.62].

11 стр., 5098 слов

Военное воспитание в Спарте

... военно-политическому воспитанию граждан. *** 2. Цель, задачи и система воспитания в Спарте. Термин «воспитание» необычайно многогранен, если рассматривать его в ... государства. В VIII - IV веке до н.э., в связи с вышеописанной напряженной исторической обстановкой, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, ... того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя ...

В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах — сисситиях, организуемых за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов. Порции участников сисситий были равными. Почетные доли получали должностные лица. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши. Запрещалось спартиатам и торговать, для них вводились тяжелые, неудобные в обращении железные монеты.

Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации, подрывавшей единство и «равенство» спартиатов. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях. Численность гипомейонов неуклонно возрастала, а численность спартиатов соответственно сокращалась — с девяти до четырех тысяч к концу IV в. до н.э.

Периеки — жители периферийных горных неплодородных районов Спарты — занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц — гармостов. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. Основное занятие периеков — торговля и ремесло. По своему положению они были близки к афинским метекам, но в отличие от последних высшие должностные лица государства могли казнить их без суда.

Илоты — порабощенные жители Мессении — были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах спартиаты использовали рабов из военнопленных).

Хотя в Спарте, как и в Афинах, эксплуатация рабского труда стала основой общественного производства, коллективное спартанское рабовладение отличалось от классического рабства. Илотия была специфической формой рабства. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и свободно распоряжались оставшейся у них частью урожая. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Предполагается, что они имели семью и образовывали какое-то подобие общины, являвшейся коллективной собственностью общины спартиатов.

9 стр., 4147 слов

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе ...

... ситуации конфликта интересов состоит в том, что личная заинтересованность государственного или муниципального служащего может повлиять на объективное исполнение им должностных (служебных) обязанностей, привести к возникновению противоречия с интересами государственной или ...

Илоты участвовали в войнах Спарты в качестве легковооруженных воинов. Они могли выкупиться на свободу, но в других отношениях были совершенно бесправными. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время [5, c.78].

2. Государственный

Государственный строй Спарты для своего времени, времени зарождения древнегреческих государств, был определенным шагом вперед, ибо он являлся формой государственной организации господствующего коллектива. Главное место в этой организации занимало военно-политическое воспитание граждан. Эта черта спартанского строя привлекла к себе большое внимание идеологов рабовладельческой знати.

В Спарте, как и в Афинах, государственный строй воплощал в себе основные принципы полисного устройства. Поэтому в обоих этих полисах можно видеть некоторые общие основы: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства. Однако между государственным строем Афинского и Спартанского полисов существовали и глубокие различия. В Афинах государственный строй оформился как развитая система демократической республики, в Спарте государственный строй носил ярко выраженный олигархический характер.

Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно гражданского управления.

Высшим органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом полисе) было Народное собрание всех полноправных граждан-спартиатов. Народное собрание (оно называлось апеллой) утверждало мирные договоры и объявление войны, избирало должностных лиц, военных командиров, решало вопрос о наследовании царской власти, если законных наследников не было, утверждало освобождение илотов. Крупные изменения в законодательстве также должны были быть одобрены спартанской апеллой. Однако в общей системе государственных органов она играла значительно меньшую роль по сравнению с афинской экклесией. Прежде всего потому, что участники апеллы могли лишь принимать или отвергать законопроекты, но не обсуждать их [2, c.123].

Правом внести законопроект пользовались лишь члены Совета геронтов и эфоры. Спартанскаяапелла собиралась нерегулярно, от случая к случаю и по решению должностных лиц. На собрании не обсуждались финансовые вопросы, не контролировалась деятельность магистратов, не разбирались судебные дела. Подобный порядок деятельности Народного собрания создавал для спартанской олигархии благоприятные возможности влиять на его работу, направлять его деятельность в нужное русло. Если в Афинах Народное собрание было органом, выражающим не только формально, но и реально интересы большинства афинского гражданства, то апелла защищала интересы лишь его верхушки.

15 стр., 7069 слов

Социальная и правовая защищенность граждан в современном государстве

... правовое регулирование являлось антиподом правового государства. Признаки правового государства: верховенство правового закона; реальность прав и свобод индивида; организация и функционирование суверенной государственной ... Социальная защита и правовая защита граждан как функция современного государства .1 Социальное государство, правовое государство, социальное правовое государство: соотношение ...

Более того, в спартанском законодательстве существовал закон, по которому решение апеллы кассировалось, если Совет геронтов считал это решение неприемлемым по каким-либо причинам.

Жизнь каждого спартиата с момента рождения находилась под неослабным наблюдением государства. До 8-летнего возраста мальчики жили в семье. Далее они объединялись в группы — агелы (буквально — «стада»), находившиеся в ведении высокоответственных должностных лиц — пайдономов — государственных воспитателей, которые стремились путем суровой муштры сделать из мальчиков первоклассных воинов.

Помимо военно-гимнастической тренировки мальчиков подвергали лишениям (голод, холод) и поощряли их попытки любыми средствами добывать себе пищу, не нарушая формально дисциплины. С 12 лет суровость воспитания усиливалась; развивалось умение кратчайшим образом излагать свои мысли (создавалась ставшая нарицательной «лаконическая» речь); мальчиков подвергали разного рода истязаниям, чтобы приучить легко переносить физические

В 18 лет воспитание спартиатов заканчивалось. В 21 год юноша становился воином-спартиатом и сам должен был участвовать в тренировке младшего поколения. Общее образование занимало в этой системе воспитания весьма незначительное место; спартиаты не только не были знакомы с достижениями древнегреческой культуры, но вообще были полуграмотными. В этом сходятся все древнегреческие писатели. Но тем выше были, по уверениям лаконофилов, военные качества спартиатов и спартанского войска [4, c.67].

Описанный строй Спартанского государства был создан, согласно противоречивым преданиям, великим законодателем и мудрецом Ликургом. Ликург якобы умиротворил раздираемую внутренней борьбой Спарту, введя «идеальный» государственный строй, который сохранялся во все последующие времена существования Спарты. В какой мере достоверно это предание о Ликурге? Плутарх написал большую биографию Ликурга, но сам он признает, несмотря на свою весьма малую склонность к исторической критике, что традиция о Ликурге весьма запутанна.

Для современной науки несомненно, что образ Ликурга — образ легендарный, лишенный всякой исторической реальности. Тем не менее не исключено, что такие меры, как раздел завоеванной спартиатами территории на клеры, реорганизация древнего совета старейшин в герусию, установление эфората, были проведены одновременно. Все эти основные законы Спартанского государства могли явиться результатом деятельности крупного организатора, имя которого впоследствии было обожествлено: в Спарте потом существовал особый культ Ликурга как божества света.

В быту спартанцев сохранилось много обычаев, восходивших к глубокой древности, например союзы по возрастным группам, представлявшие, по всей вероятности, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи), где происходили общие трапезы, устраивались развлечения и где молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью. Женщины не допускались в эти организации, но вместе с тем являлись полными хозяйками в семейном быту, который, в противоположность построенному на общинных началах быту мужчин, был весьма замкнутым.

О пережитках доклассовых отношений говорят также многие обычаи в семейной жизни спартиатов; спартанский обряд заключения брака состоял в похищении девушки-невесты; семья была моногамная, но вместе с тем допускалась свобода внебрачных отношений и для мужа, и для жены.

13 стр., 6434 слов

Государство и личность

... и регулируют статус личности и государства, устанавливают их взаимоотношения. Предметом исследования курсовой работы является взаимоотношение государства и личности, изучаемые в объеме государства и ... понятия государства Вопрос о понятии государства является весьма сложным и далеко ... и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечивающая и ...

Как указывалось выше, в древнейшую эпоху в процессе напряженной борьбы за захваченную территорию сложился спартанский военный строй. Все спартиаты в возрасте от 20 до 60 лет были воинами. Войско подразделялось на пять основных боевых соединений — лохов, по одному от каждой из пяти «деревень», на которые был разделен центр Спартанского государства. Лох составлялся из «сплоченных клятвой дружин» — эномотий, участники которых и в мирной обстановке вели совместный образ жизни, образуя своего рода «братства сотрапезников», так называемые сисситии.

Этот военный строй был еще далек от той стройности и законченности, о которой пишет Фукидид в конце V в. Отмеченные выше пережитки родоплеменных отношений отразились на характере спартанской военной организации. Эномотии могли проявить чрезмерную самостоятельность в боевой обстановке, что ставило под угрозу единство дисциплины. Подобного рода случай упоминает еще Геродот, описывая битву при Платеях в 479 г. Поэтому в борьбе со своими соседями Спарта в эту эпоху, т. е. в IX-VII вв. до н. э. часто испытывала неудачи[2, c.56].