Социально-экономическое содержание труда

Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

Процесс труда — явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами произюдства (предметами и средствами труда) и* производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным).

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Труд — процесс создания материальных благ и формирование и развитие человека. Характер, содержание, условия труда, отношение к труду и их взаимосвязь.

Труд — это естественное условие жизни любого человека и всего общества и выступает он как социально обусловленный процесс.

Труд — это разумная и полезная деятельность человека, направленная на достижение определенного результата, образ которого складывается в голове человека заранее как идеальная цель. Результатом труда могут быть материальные и духовные ценности.

Как целесообразная деятельность человека труд начался с изготовления простейших орудий, постепенно становясь более разнообразным, совершенным, многосторонним, сложным.

По своей природе труд всегда носит двойственный характер. С одной стороны, это конкретный труд — процесс взаимодействия человека с природой, с предметами и средствами труда для производства необходимого продукта. Например, труд инженера, монтажника, слесаря, машиниста, портного, учителя и др. представляет собой ту целесообразную деятельность, в результате которой человек преобразует природу и самого себя. Труд способствует накоплению знаний, опыта, повышению квалификации и в этом смысле выступает средством развития человека. С другой стороны, это абстрактный труд — процесс, совершающийся в определенных общественно-экономических производственных отношениях. Он предполагает специфическую форму отношений людей между собой в процессе производства: господства-подчинения или равенства, а также отношений их к собственности.

19 стр., 9368 слов

Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной ...

... ­ровочная основа его деятельности. Социально-психологическая адаптация ... деятельность коллектива учеб­ной группы. Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психи­ческой и интеллектуальной ... люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, обществен­но-политической деятельности. ... деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс ...

Попытаемся уяснить себе эту сторону труда, поскольку она неявно выступает, но играет большую роль в профессиональной деятельности. Упрощенно ее можно истолковать так. Отношения господства-подчинения в процессе труда возможны между начальником и подчиненным. Первый дает указания, поручения, проверяет их выполнение, организует работу, требует отчета, чувствует превосходство потому, что в его руках определенная власть над подчиненным. Второй выполняет поручения начальства и не может поступить иначе: он не свободен в своих действиях, и при этом им руководит желание хорошо сделать работу, чтобы начальство было довольно.

Двойственная природа труда определяет его содержание и характер.

Конкретная сторона труда определяет его содержание. Содержание труда —это состав и объем трудовых функций работника по созданию продукта труда. В качестве примера можно привести перечень трудовых функций любого профессионала.

В содержании труда выделяется понятие «содержательность труда». Содержательность труда — степень сложности и разнообразия трудовых функций работника, соотношение в них физического и умственного, ручного и механизированного труда, наличие элементов творчества, необходимый образовательный и профессионально-квалификационный уровень работника.

Когда говорят о содержательности труда, то подразумевают также соотношение умственного и физического труда в трудовых функциях человека. В чистом виде ни умственного, ни физического труда нет, и потому четкой грани между ними провести нельзя.

Простой труд — это труд работника, не имеющего квалификации, т. е. неквалифицированный труд, состоящий из простых операций, в которых, как правило, преобладает физический труд. Сложный труд —это возведенный в степень простой труд, высококвалифицированный, насыщенный творческими решениями.

Всякий труд включает в себя элементы творчества. творческий труд —это деятельность, которая дает возможность решать нестандартные задачи, связанные с нахождением новых, более эффективных путей достижения цели.

Абстрактная сторона труда определяет его характер. Xарактер труда выражает особенности отношений между людьми, обусловливаемые формой собственности на средства производства.

Важнейшей чертой характера труда служит и отношение к труду, которое проявляется в таких формах поведения работника, как творческая активность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, потребность, заинтересованность в совершенствовании производства и профессиональном росте. Формирование отношения к труду связано с его организацией и оплатой, материальным и моральным стимулированием.

6 стр., 2905 слов

Мышление в деятельности работника юридической профессии

... 1 . Данный вид мышления служит основным средством сложной позна­вательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что ... творчес­кое мышление как наиболее сложный вид мыслительной деятельности. В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социальный характер. В психологии принята ...

Побудительной силой отношения человека к труду, его поведения в труде являются мотивы. Мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта.

Основными внутренними мотивами труда являются: интерес к груду, самоутверждение, коллективизм и безопасность, служение другому, социальный статус. Остановимся на них более подробно.

Интерес к труду — главная побудительная сила отношения человека к труду. Он побуждает человека к творческой активности и процессе труда, стимулирует использование знаний и их приумножение, побуждает к развитию способностей, обеспечивает реализацию потенциала личности. Устойчивый интерес к труду помогает преодолевать различные трудности.

Только свободный труд может стать средством самореализации творческих способностей, а значит, и вызвать к себе определенный интерес личности. Смысл перестройки социально-экономических отношений в нашей стране как раз и состоит в создании условий для свободного труда: новые формы собственности, организации труда и управления производством; новые формы распределения. В таких условиях и проявляется интерес к труду и творческая активность.

Важным мотивом является самоутверждение человека в труде. Когда человек увлечен своей работой и целиком отдается ей, добивается успеха, он ощущает себя полноценной личностью. С другой стороны, те, кто занят нудной, бессмысленной, на их взгляд, работой, остро чувствуют свою неполноценность.

Мотив коллективизма и безопасности человека в труде порождается естественной потребностью человека в общении, сотрудничестве и самосохранении. Работа в хорошем коллективе обеспечивает реализацию этой потребности и вместе с тем создает чувство защищенности, вселяет уверенность в своих силах. И это очень важно для человека. В таком случае он чувствует себя и работе комфортно и полностью реализуется.

Не менее значим в трудовой деятельности мотив служения другому. Человеку важно своей работой приносить пользу другим людям и обществу в целом. При этом обычно имеют в виду тех, кто занят в медицине, преподавании, бытовом обслуживании, хотя такое понимание этого мотива одностороннее. Служение другому также немаловажно и для других профессий.

Для многих работающих существенен такой мотив, как социальный статус профессии. Работа врача, инженера или генерального директора может привлекать своей престижностью по сравнению, например, с низкоквалифицированным рабочим — грузчиком, уборщицей. Однако если человек любит свою работу и добросовестно, честно ее выполняет, то он заслуживает общественное признание, своим трудом поднимает статус своей профессии.

2 стр., 936 слов

Психические состояния в профессиональной деятельности человека

... факторы, влияющие на определенные компоненты психического состояния в профессиональной деятельности человека, как факторы среды обитания (физиологический комфорт), факторы социальной среды (мотивационные установки и эмоциональный фон деятельности), характеристики трудового процесса и технической оснащенности ...

Мотивы труда не всегда осознаются работающими. Они могут меняться в зависимости от возраста, жизненного опыта и достижений в трудовой деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: из двух сторон труда первичным выступает содержание, а вторичным — его общественная форма — характер труда. Последний оказывает, в свою очередь, активное влияние на содержание труда, на способ производства в целом.

Многообразие форм трудовой деятельности человека подразделяют на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения внимания, памяти, а также активизации процессов мышления.

В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

  • формы труда, требующие значительной мышечной активности (физический труд);
  • механизированные и автоматизированные формы труда (труд операторов);
  • групповые формы труда ( конвейеры);
  • формы интеллектуального труда.

Физический труд. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и поэтому характеризуется повышенными энергетическими затратами.

Механизированные и автоматизированные формы труда. Человек (оператор) частично выполняет умственные и физические функции. В зависимости от функции, выполняемой человеком, различают следующие типы операторской деятельности:

Оператор-технолог выполняет немедленное обслуживание технологических процессов, автоматических линий и пр.

Оператор-манипулятор (машинист) управляет отдельными машинами и механизмами.

Оператор-наблюдатель контролирует работу технологической линии или транспортной системы и при необходимости выполняет немедленное или отсроченное обслуживание.

Рассматривая трудовую деятельность в точки зрения того влияния, которое она оказывает на общественную жизнь, можно выделить семь специальных функций труда: социально-экономическую (репродуктивную), продуктивную (креативную, или творческую), социально-структурирующую (интегративную), социально-контролирующую. социализирующую, социально-развивающую и социально-стратификационную (дезинтегративную).

Каково же содержание социальных функций трудовой деятельности?

Социально-экономическая (репродуктивная) функция заключается в воздействии субъектов труда на объекты и элементы природной среды с целью их преобразования в предметы удовлетворения потребностей членов общества — в материальные блага и услуги. Реализация данной функции позволяет воспроизводить стандартные материальные или символические (идеальные) условия общественной жизни.

Продуктивная (креативная, творческая) функция труда состоит в той части трудовой деятельности, которая удовлетворяет потребности людей в творчестве и самовыражении. Результатом этого компонента трудовой деятельности является создание принципиально новых или неизвестных комбинаций существовавших ранее предметов и технологий.

15 стр., 7324 слов

Познавательная деятельность и ее основные формы

... словами, познавательное отношение человека к миру носит социально-опосредованные, исторически измененные, развивающиеся формы, а ... ориентации. Короче: при всей специфике его познавательной деятельности он остается сыном своего времени, ... особенностями развития науки и самой философии в известные периоды. Эти трудности ... субъекта познания как его представитель. По сути дела рассмотрение человечества в ...