Социальная психология семьи

психология семья брак социализация

Семья — важнейший институт социализации человека, институт формирования и воспитания его.

В проблематике семьи интересен сугубо психологический аспект. Корни психологических отношений глубоко уходят в объективную необходимость совместной жизни в семье, где человек представляет собой особый, неповторимый психологический мир.

Это сложнейшая сфера существования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития разнообразных чувств, установок, психологической совместимости, психологического климата — «погоды в доме».

Социальная психология семьи:

  • изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования и распада семьи как групповой целостности.
  • исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.

Семья — социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Задачей социальной психологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности.

Семья — это достаточно сложная общность людей, имеющая широкий спектр социальных функций, главная из которых — непосредственное производство и воспроизводство самой человеческой жизни. Особенностью семьи как малой социальной группы является то, что она способна разрастаться «изнутри». Ни одна другая социальная общность (класс, нация, группа) не имеет такого внутреннего механизма само воспроизводства.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

14 стр., 6737 слов

Природное и социальное в человеке

... общества. Человек как природное существо. Социальная философия марксизма подчеркивает социальную, общественную природу человека. В предыдущих главах неоднократно шла речь о различных сторонах социальной сущности человека. Вместе с тем философия исходит из того очевидного и ...

В рамках социальной психологии семьи рассматриваются такие основные проблемы:

  • Психологические типы семьи.
  • Психология взаимоотношений и взаимодействия родителей и детей.
  • Психология супружеских взаимоотношений.

Существует много психологических типов отношений между детьми и родителями, между супругами, между детьми, что в значительной мере определяется типом семьи, исходя из ведущих приоритетов, принятых в ней. Например, семьи различаются в зависимости от формы брака. Брак — это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их взаимные права и обязанности. В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак — самая распространенная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщиной).

Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полигиния.

Полиандрия — это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов. Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Гавайские острова.

Полигиния (нам знакома как гарем) — брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов. Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные, сложные и большие. Семьи различаются:

  • по количеству имеющихся в них детей:
  • бездетные,
  • однодетные,
  • малодетные,
  • многодетные (3 и более ребенка);
  • по стажу семейной жизни:
  • молодожены,
  • молодая семья,
  • семья среднего супружеского возраста,
  • пожилая супружеская пара;
  • по географическому признаку:
  • сельская?
  • городская семья;
  • по типу главенства в семье:
  • эгалитарная.

Представляет интерес и деление семьи по таким критериям:

  • аетоцентристские семьи.

В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повышение материальных и духовных забот о детях — явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравственным последствиям;

  • супружеская семья.

В последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским (смотрим работы Голода Сергея Исаевича).

В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а личностными взаимоотношениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья.

От слова дистанция, таким семьям свойственно частое отсутствие одного из супругов, связанное с особенностью профессии (моряки, военные и т.п.).

В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов проживает отдельно от семьи по различным мотивам (кроме случая развода).

Студенческая семья.

Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ориентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место.

13 стр., 6013 слов

Удовлетворенность браком в семьях в контексте восприятия супругами друг друга

... стабильного брака факторами являются: справедливое распределение бытовой нагрузки между супругами, полноценный отдых в семье, сексуальная гармония, взаимопонимание с детьми, удовлетворенность психологической атмосферой, общением, дружеская расположенность и забота. У мужчин имеется ...

По типам цивилизационной эволюции семьи разделяются на:

  • патриархальные,
  • эгалитарные.

Патриархальный тип семьи — необычайно устойчивый тип семейных отношений. Семейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы отдельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Эгалитарная семья — это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи — удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

В настоящее время социологи, по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается вопрос о лидерстве, выделяют три основных типа современной семьи:

  • традиционная (или патриархальная) семья.

Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине.

Для традиционной семьи характерны:

  • а) экономическая зависимость женщины от супруга;
  • б) функционально четкое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж-кормилец, жена-хозяйка);
  • в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
  • нетрадиционная семья.

В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на, то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом па равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

  • эгалитарная семья (семья равных).

Для семьи такого типа характерны:

  • а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);
  • б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
  • в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Таким образом, в современной семье трансформируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, изменяются и роли мужчин. Например, уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перераспределению семейных обязанностей, отчего зависит лидерство в семье.

Итак, система типов семей может быть в первом приближении построена на основе следующих критериев: иерархии господства-подчинения, распределения ответственности, эмоциональной близости.

7 стр., 3050 слов

Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии

... детей с нарушением являются: педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку. 2. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. , Общие аспекты психокоррекционной помощи. Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с ...

Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова:

1. Порождение и воспитание детей.

2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.

3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего «я», эмоциональном тепле и любви.

4. Создание условий для развития личности всех членов семьи.

5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.

6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.

8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей с ними.

9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.

11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.

12. Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний и т. д.

Елизаров также делает вывод о том, что «в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по сохранению, развитию, преобразованию и передаче, последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации семьи.

Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Ценностные ориентации определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье».

Социализация личности, передача культурного наследия новым поколениям — важнейшая функция семьи. Потребность человека в детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Совершенно очевидно, что приоритет семьи как основной формы социализации личности обусловлен естественно-биологическими причинами.

Семья имеет большие преимущества в социализации личности по сравнению с другими группами благодаря особой нравственно-эмоциональной психологической атмосфере любви, заботы, уважения, чуткости. Дети, воспитывающиеся вне семьи, имеют более низкий уровень эмоционального и интеллектуального развития. У них заторможена способность любить ближнего, способность к сочувствию и сопереживанию. Семья осуществляет социализацию в самый ответственный период жизни, обеспечивает индивидуальный подход к развитию ребенка, вовремя выявляет его способности, интересы, потребности.

Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Эффективность родительства как института социализации личности обеспечивается еще и тем, что оно носит постоянный и длительный характер, продолжается всю жизнь, пока живы родители — дети.

4 стр., 1666 слов

В.С.Мерлин и его концепция личности

... отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности». Уточнив свое представление об отношениях личности, В. С. Мерлин вслед за В. Н. Мясищевым отказывается выстраивать здание личности, элементами ... выделение в нем биологически и социально обусловленных свойств. Как правило, связи между показателями этих двух уровней рассматривались как однозначные или инвариантные. В. С. Мерлин выдвинул ...

Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают, члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Одно из главных вниманий в социальной психологии обращают на межличностные отношения в семье. Семьи без межличностных отношений не бывает. В лучшем случае такую семью можно назвать деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам.

Воспитание детей и семейные отношения основаны на чувствах. Именно эмоциональные отношения между членами семьи создают почву для уверенности в себе и удовлетворенности своей частной жизнью.

В исследованиях М. Аргайла (1996) выявлено, что в семье общение с детьми является главным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивает время их жизни, повышает стойкость по отношению к стрессам.

Особенности взаимоотношений и взаимодействия родителей и их детей определяются рядом основополагающих обстоятельств:

  • психогенетической наследственностью ребенка;
  • особенностями рождения ребенка (роды в норме, с осложнениями, с патологией);
  • психологической и педагогической культурой родителей;
  • собственной психологической конституцией родителей;
  • особенностями психологической социализации родителей.

Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Результат социализации ребенка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребенка играет семья.

Семья как социальный институт выполняет, помимо воспитательной, еще ряд функций:

1) экономическую — в доиндустриальную эпоху семья была первичной производственной группой, в настоящее время в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление;

2) передачи социального статуса — семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи — детям;

3) поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и одной существенной функцией семьи осталась социализация детей.

Таким образом, сила и притягательность семьи, ее сущность заключаются в той целостности, которая присуща семье и как социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогинное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

5 стр., 2342 слов

Центр социальной помощи семье и детям

... социальной помощи семье и детям «Тропарево-Никулино», как основной механизм многофункционального воздействия на семьи и взаимодействия с ними с целью оптимизации семейных ценностей и отношений у населения. Цель реферата: определение основных функций деятельности центров социальной помощи семье и детям, ...

Семья создается для удовлетворения не одной — двух, а целого комплекса жизненно важных потребностей человека.

2. Социально-психологические причины асоциального поведения

Асоциальное поведение — (от б — отрицательная приставка и лат. socialis — общественный) поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных действий.

Термин, вынесенный в заголовок, является довольно распространенным, однако ни в одном из словарей — психологическом, социологическом, философском, этическом — его нет. Ближе всего к понятию «асоциальное поведение» находится термин «отклоняющееся», т. е. ненормативное поведение, которое отклоняется от социальной нормы.

«Отклонение» по-латински — deviatio (девиация), поэтому асоциальное поведение в психологической литературе называют «девиантным».

Под «девиантным поведением» мы понимаем устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающая личность социальная дезадаптация. Т.е. асоциальное поведение указывает на то, что человек с таким поведением составляет проблему не только для себя, но прежде всего для общества и, следовательно, асоциальное сознание следует рассматривать как общественный, социально-психологический.

В исследованиях, посвященных отклоняющемуся поведению, значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении такого рода поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Девиантное поведение в виде делинквентных — противоправных и аутоагрессивных поступков может быть как патологическим, обусловленным различными формами патологии личности и личностного реагирования, так и непатологическим, то есть психологическим.

Сами по себе девиантные поступки не являются обязательным признаком психических нарушений и, тем более, серьезного психического заболевания. В основном они обусловлены социально-психологическими девиациями личности, прежде всего, микросоциально-психологической запущенностью, а также ситуационными характерологическими реакциями (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др.).

В части случаев девиантное поведение у подростков в той или иной степени связано с патологией формирования личности и с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, и потому относится к проявлениям психической патологии, чаще пограничной. Наиболее важными критериями отграничения патологических форм девиантного поведения от непатологических являются следующие:

1) наличие определенного патохарактерологического синдрома, например, синдрома повышенной аффективной возбудимости, эмоционально-волевой неустойчивости, истероидных, эпилептоидных, гипертимных черт характера;

2) проявление девиантного поведения за пределами основных для ребенка или подростка микросоциальных групп: семьи, коллектива школьного класса, референтной группы подростков;

3) полиморфизм девиантного поведения, то есть сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера — антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных, аутоагрессивных;

55 стр., 27087 слов

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

... социально-психологической помощи подросткам с девиантным поведением. Рецензия на дипломную работу по социальной работе Рецензия на дипломную работу по социальной работе на дипломную работу студентки 5 курса ФИО, обучающейся по специальности «Социальная работа» на тему «Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением» ...

4) сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня — аффективными, сомато-вегетативными, двигательными;

5) динамика девиантного поведения в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности.

Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов.

Психологические особенности социума, характеризующегося непрерывным увеличением объема информации, благоприятного для возникновения эмоциональной депривации, с пошатнувшимся институтом брака и семьи, нарастанием относительной социальной изоляции и отчужденности людей при повышении уровня занятости, ответственности, дефицита времени, способствуют формированию нарушений поведения.

Ситуации недостаточной социально-психологической адаптированности ребенка или подростка, при плохом усвоении социально одобряемых поведенческих стереотипов с интериоризацией асоциальных ценностей, влиянием асоциальных установок также выступают в виде важной предпосылки антиобщественного поведения.

Кроме того, социальное напряжение в обществе создает условия для интенсивного возникновения психических расстройств и социально опасных форм отклоняющегося поведения (алкоголизм, наркомании, суициды, преступность), при этом рост случаев психических расстройств и отклоняющегося поведения, в свою очередь, усиливает социальное напряжение в популяции.

При изучении патогенного влияния на психическое здоровье социальных факторов следует дифференцировать их на две группы: макросоциальные и микросоциальные.

Первые непосредственно обусловлены общественным строем, социально-экономической и политической структурой общества.

Вторые отражают конкретные направления общественной жизни людей в ее различных сферах (труд, отдых, быт).

И психологические проблемы в семье и в микро-группе, по-прежнему остаются одной из основных причин развития нарушений психического здоровья, преломляясь через призму макросоциальных условий.

По мнению Р.В. Овчаровой, отклонения в поведении подростков могут быть обусловлены следующими группами причин:

  • а) социально-педагогической запущенностью, когда подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;
  • б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей и т.д.;
  • в) отклонениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности;
  • незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личных жизненных целей и планов;
  • д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей на негативные.

К внешним факторам, негативно влияющим на развитие и поведение личности, Р.В. Овчарова относит:

4 стр., 1617 слов

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

... литературе называются девиантным поведением. «Подростки с девиантным поведением входят в группу особого риска по нарушению правил безопасного поведения, прежде всего в области социальной безопасности ( ... в психологическом развитии подростков имеет общественно полезная, социально признаваемая и одобряемая деятельность» [28, с. 114]. Часто подросток вызывает ассоциацию с трудновоспитуемостью и ...

1) процессы, происходящие в обществе (безработица; отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми; разрушение и кризис традиционных институтов социализации подрастающего поколения; пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации; отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья подростков, оказывать им соответствующую помощь; доступность табака, алкоголя, наркотиков).

2) состояние семьи, ее атмосфера (неполная семья, материальное положение семьи; низкий социально-культурный уровень родителей; стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка), злоупотребление родителями алкоголя, наркотиков).

3) Несовершенная организация внутришкольной жизни (плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной, систематической связи школы с семьей учеников и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка, через общественность; нехватка учителей-предметников; частая отмена уроков; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе; внедрение новых несовершенных учебных программ, переоценка ценностных ориентиров и, как следствие, непонимание «чему и как учить?»; низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу».

П.Д. Павленок выделяет следующие причины девиантного поведения:

1) социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.;

2) морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, без духовности, психологии вещизма и отчуждении личности. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, “продажной любви”, взрыве насилия и правонарушениях;

3) окружающая среда, которая нейтрально благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования».

Э.Дюркгейм в основной причине девиации видит аномию, буквально — «отсутствие закона, организации». Это такое состояние социальной дезорганизации — социального вакуума, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Э. Дюркгейм подчеркивал необходимость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Например, количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми».

48 стр., 23713 слов

Особенности девиантного поведения подростков, диагностика, профилактика ...

... определение сущности негативного поведения и принципов по психопрофилактической работе по предупреждению негативного поведения подростков. Объект исследования : девиантное поведение подростков Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на профилактику девиантного поведения подростков. Гипотеза : Если выявить склонности к девиантному поведению и провести ...

В парадигме глубинной психологии развитие личности, а также отклонения в процессе развития, влекущие за собой, в том числе и нарушения поведения в подростковом возрасте, рассматриваются в основном сквозь призму детско-родительских отношений. Основную роль в формировании личности ребенка, его установок, моделей поведения, играют факторы эмоционального взаимоотношения между родителями и растущим ребенком.

Так, представители глубинной психологии (Эриксон, Адлер), отводящие основную роль в развитии ребенка социальному аспекту, тем не менее, говорили об огромном влиянии на формирование отклоняющегося поведения детей и подростков семьи и семейных отношений.

По Эриксону, если ребенок на ранних стадиях своего развития не получает необходимой материнской заботы, если подавляется его стремление к самостоятельности и инициативе, отсутствует поощрение со стороны родителей — это может привести к смешению ролей в подростковом возрасте и, соответственно, нарушению поведения.

Адлер считал, что помимо органической неполноценности, возникновение комплекса неполноценности детерминирует также избалованность или отверженность ребенка родителями. Это приводит к возникновению стремления к личному превосходству, нарушается развитие социального интереса, и поведение ребенка может стать неадекватным социальным устоям и нормам.

Такие факторы, как конфликт между бессознательными влечениями и ограничениями со стороны эго и супер-эго, неадекватно сформированные защитные механизмы, несоответствие между стремлением к удовольствию и учетом реальности, рассматриваемые психоаналитическими теориями как причины возникновения отклонений в поведении, также напрямую зависят от позиции родителей, стиля их отношений.

Специфические причины девиантного поведения подростков.

В подростковом возрасте половые инстинкты создают значительное внутреннее напряжение: повышена возбудимость, ослаблены тормозные процессы. Следовательно, происходящие в организме подростка биологические изменения, могут обусловливать резкие изменения его поведения.

М. Мид (1928), изучая влияние социальных условий на психологические особенности подростков, отмечает, что характер протекания подросткового периода зависит от сложности общества, от дистанции, которую оно устанавливает между возрастными группами, от способов перехода из одной группы в другую. После ее работ переходный возраст начинает рассматриваться не как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, а как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание обще органического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Т.о., отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Следовательно: качественное своеобразие психофизического, умственного, социального, эмоционального развитие определяет особенности дальнейшего взросления и поведения подростка.

Согласно точке зрения Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева о том, что девиации являются разновидностью изменчивости, обеспечивающей жизнедеятельность и развитие любой системы и стремление к новому, взрослому положению, выход за пределы дозволенного дают подростку возможность дальнейшего развития. Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку.

Подростковый возраст характеризуется становлением самостоятельности, наличием потребности в самоопределении и самоутверждении в среде взрослых, формированием чувства собственного достоинства. Основное противоречие между притязаниями и реальными возможностями: подросток, с одной стороны, не может отказаться от притязаний и, с другой стороны, не может видеть (оценить объективно) своих слабостей и ограниченности, которые (интуитивно) маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении. Таким образом, подростковый возраст — возраст противоречия одновременно растущих тенденций — социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации (открытия и утверждения своего уникального и неповторимого «Я»).

В подростковом возрасте осуществляется активная интеграция подростка в группу сверстников. При этом индивидуализация может проявляться в форме самоутверждения (позитивного или негативного).

Ведущий мотив подростка (по Кондратьеву М.Ю.): «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться». Поисковая активность подростка направлена на «поиск пределов допустимого». Это может оказывать негативное воздействие на самосознание, порождать честолюбие, неадекватность самооценки, провоцируя конфликты в отношениях с окружающими. Стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемые взрослыми как отклоняющееся поведение, но с точки зрения самого подростка могут считаться «нормальными ситуациями», отражая поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Т.о., нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса — кризиса идентичности.

На отклонения в поведении подростка оказывают прямое влияние следующие особенности взаимоотношений: положение изгоя в классе, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Неудовлетворенная потребность самоутвердиться в рамках школы ведет к тому, что подросток начинает поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.

Борисов И.Ю., Розин М.В. отмечают у современных подростков из неформальных групп потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как «пустота», «скука», «тоска», «проскальзывание жизни».

Отрицательное влияние может иметь и семья: безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля, дефицит общения, неодобрение родителями друзей. Т.о., к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.

Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации (тогда как в 70-80-е ХХ века годы для этого требовалось не менее трех лет).

Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и сопровождается правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами.

Д.И. Фельдштейн отмечает, что у современного подростка желание соответствовать ожиданиям коллектива и общества ослабевает, а желание уклониться от них, напротив, растет; отсутствуют условия для реального выхода подростков на серьезные дела общества, что лишает их возможности занять активную социальную позицию, освоить отношения взрослого общества. Это противоречие приводит к искусственной задержке личностного развития современных подростков, острому внутреннему конфликту.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialnaya-psihologiya-semi/

1. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н.Дружинин. — СПб.: Питер, 2006. — 176с.

2. Жданова Н.Е. Причины и факторы девиантного поведения подростков / Н.Е. Жданова // Международная научно-практическая конференция «Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения». — Владимир, ВлГУ. — 2010. — №12

3. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие / Е.В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 288с.

4. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. Учебник / Б.Д. Карвасарский и др. — СПб.: Питер, 2004. — 541с.

5. Мокшанцев Р. Социальная психология. Учебное пособие / Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. — М.: Инфра-М, 2001. — 212с.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова. — М.: Академия, 2003.- 400с.

7. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 368с.

8. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек // Журнал практического психолога. — 2000. — №12. — с.74-113

9. Социальная психология / Под ред. А.Л. Журавлева. — М.: ПЕР СЭ, 2002. — 351с.

10. Хомич А.В. Психология девиантного поведения. Учебное пособие А.В. Хомич / Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2007. — 672с.