Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.
Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… — он там свой.
Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
Однако, семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
1. Влияние семьи в развитии ребенка
Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует постоянного целенаправленного, систематического воздействия.
Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка.
Поэтому воспитательная функция семьи — одна из важнейших её функций.
В целом можно заключить, что задачи семьи:
Развитие связной речи у детей 5-го года жизни посредством театрализованных ...
... условия развития связной речи у детей 5-го года жизни посредством театрализованных представлений. Гипотеза исследования: развитие связной речи у детей 5-го года жизни возможно при создании соответствующей развивающей среды и проведении специальных театрализованных представлений, игр и упражнений, также в ходе ежедневной деятельности детей. Задачи ...
? создать максимальные условия для роста и развития индивида,
? обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека,
? передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,
? научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,
? воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания — семейное воспитание. Семейное воспитание — это система взаимодействия, складывающаяся между родителями, их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности (Радугин А.А.).
Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей — его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:
§ любовь, гуманность и милосердие к ребенку,
§ постоянное внимание и забота о растущем человеке,
§ вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников,
§ открытость и доверительность отношений с детьми,
§ последовательность в своих требованиях,
§ оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.
2. Родительская любовь
Родителя являются важнейшим субъектом воспитания человека. Неслучайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека.
Любовь и страх одиночества
... попытка рассмотреть “любовь и страх одиночества”, именно, как философскую категорию, то есть найти и описать такие общие свойства и качества, без наличия которых “любовь и страх одиночества”, как таковая, ... вещам". Это и любовь к родителям, к детям, и любовь к родине, и любовь к товарищам (дружба), и эротическая любовь (эрос – лишь один из видов филии), и любовь к познанию, и прочее. Существительное ...
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся (Радугин А.А.).
И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи, когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с самыми близкими людьми.
Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркоманией часто стоят не любящие своих детей родители.
Главное требование к семейному воспитанию — это требование любви. Но здесь очень важно понимать — необходимо, чтобы ребенок чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом (Радугин А.А.).
Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование личности человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Эмоциональное отношение родителей к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви. В континууме значений эмоционального отношения родителей к ребенку можно выделить несколько вариантов отношений — от безусловно положительного до открыто негативного полюса:
безусловное эмоциональное принятие ребенка (любовь и привязанность «не смотря ни на что»).
Безусловное принятие предполагает дифференциацию родителями личности ребенка и его поведения.
Отрицательная оценка и осуждение родителями конкретных поступков и действий ребенка не влечет за собой отрицания его эмоциональной значимости и снижения самоценности его личности для родителей.
Такой тип эмоционального отношения наиболее благоприятен для развития личности ребенка, поскольку обеспечивает полное удовлетворение потребностей ребенка в безопасности, любви, заботе.
? условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка).
В этом случае ребенок должен заслужить своими успехами, примерным поведением, выполнением требований. Любовь выступает как благо, награда, которая не дается сама собой, а требует труда и старания. Лишение родительской любви — достаточно часто используемый вид наказания в подобных случаях. Подобный тип родительского отношения провоцирует у ребенка возникновение тревоги и неуверенности.
? амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств враждебности и любви).
? индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия).
В основе такой позиции лежит несформированность материнской позиции, инфантильность и личностная незрелость самих родителей).
? скрытое эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).
? открытое эмоциональное отвержение ребенка.
3. Роли матери и отца в развитии ребенка
Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи, заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в семье.
Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями
... за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Всем известно, что сотрудничество педагогов детского сада с родителями – достаточно ... Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: ...
От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравственных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, приучает их к семейным традициям.
Мать в своем поведении должна демонстрировать чисто женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность, уверенность в себе, силу, ум, деловитость.
Дети в такой семье легко осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят кризисы психо-сексуального развития. «Первый мужчина» в жизни девочки — её отец. Именно с ним она будет сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать ребенка, подавляет его эмоционально, жестко указывает, что и как надо делать, формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем ему будет трудно найти себе спутницу жизни, так как в его поведении присутствуют зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.
Роль отца в процессе семейного воспитания специфична. Э.Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что отец представляет ребенку мир, мысли, созданные человеческим трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает, что отец необходим ребенку на всем протяжении его развитии. Отцы являются основными воспитателями дисциплины и независимости. Отец для ребенка — источник безопасности. Роль отца, активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, незаменима.
Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие ребенка (особенно мальчика).
По мнению Григорович Л.А. и Марцинковской Т.Д. это может проявиться в следующем:
- в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сферы (страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных);
- в менее четком процессе половой идентификации мальчиков и девочек;
- в затруднении обучения подростков навыкам общения с противоположным полом;
- в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать ребенка от матери».
Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и неполноценности вследствие неправильного поведения матери в период развода (ребенок может решить, что именно он является причиной ухода отца из семьи).
Первые пять лет жизни играют решающую роль в развитии черт мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков, воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт характера, таких как большая зависимость, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского» поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении с мужчинами, у них не сформировано «женское» поведение.
Авторитет родителей в процессе семейного воспитания
... поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, 1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА И ...
Психоаналитики также описали важность чувств любви и ненависти по отношению к родителям для общего развития ребенка.
Дети в возрасте 3 — 5 лет начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, и прежде всего к родителям, причем ребенок стремится к родителю противоположного пола. З.Фрейд назвал такие привязанности: Эдипов комплекс — у мальчиков и комплекс Электры — у девочек.
Любой человек для нормального развития нуждается и в отцовской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оценка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из видов любви — отцовской или материнской — приводит, как правило, к нарушению поведения.
4. Родительский авторитет
Отец и мать в глазах ребенка должны иметь авторитет. Смысл авторитета заключается в том, что он не требует доказательства, а принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимые простым детским глазом.
Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.
Авторитет не дается от природы, он может быть организован в каждой семье. К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях.
Они стремятся к тому, чтобы их слушались — такова их цель. На самом деле это ложная цель.
Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:
- авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиями и поступкам;
- авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними, как начальники;
- авторитет чванства — возвышение над окружающими , в связи со своим положением, в том числе и дома;
- авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требования к детям, чтобы они относились к родителям как к безукоризненному авторитету;
- авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенку;
- авторитет любви — стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним;
- авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;
- авторитет дружбы — стремление создать с раннего возраста отношение с ребенком, как с равным;
- авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.
Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя сой характер.
«Влияние семьи на формирование личности ребенка»
... общества; Изучить влияние семьи на становление личности ребенка. Подготовить материал для ... родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети ... где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и эгалитарные семьи, в ... друга неосторожным словом, невыдержанным поведением. Однако понятие счастья подавляющее ...
5. Классификация стилей родительского поведения
Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции родителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные позиции родителей — это характер эмоционального отношения отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы отношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между ними.
1. «Оптимальная дистанция» («уважение»).
Эмоционально-уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведения родителей): родителе воспринимают ребенка как формирующуюся личность с определенными возрастными, половыми и личностными особенностями, потребностями и интересами. Основой этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость, но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность. Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе взаимодействия и взаимопонимания.
2. «Сокращенная дистанция» («слияние»).
Концентрация внимания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом случае родительские позиции заключаются в следующем:
- ? чрезмерная уступчивость;
- ? неадекватность понимания личности ребенка;
- ? отношение с ребенком, как с младенцем (не учитывая его возрастные особенности);
- ? неспособность адекватно воспринимать степень социальной зрелости и активности ребенка;
- ? неумение руководить детьми;
- ? духовная отдаленность отца и матери от ребенка.
3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение»).
Эмоциональная дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль родительского поведения).
Дистанция означает психологическую отдаленность взрослых от детей — редкие и поверхностные контакты с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения родителей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в основе своей имеют ориентацию взрослых «найти на ребенка управу», не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей и мотивов поведения.
Г.Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского поведения, выделенных на основании соотношения двух факторов воздействия на ребенка в семье — родительского контроля и родительской теплоты.
Авторитетный стиль родительского поведения — образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Результат: дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Результат: дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) — образ действия родителей, отличающийся полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Результат: дети склонны потакать свои слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.
Педагогическая психология : Роль семьи в воспитании детей Стиль ...
... семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью ... памяти о родительской ласке, семейных радостях, неиспытанных сыновних чувствах и т.п. Наоборот, ... начинается его поведение. Человеческая жизнь начинается с того момента, когда ребенок уже ...
Индифферентный стиль родительского поведения отличается низким контролем за поведением детей и отсутствие теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственны индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитании детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к отклоняющемуся поведения.
Заключение
Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребенка, его счастье и благополучие.
Конечно, роль семейного воспитания в формировании характера, взглядов, привычек не абсолютна — большую роль играет самовоспитание, а также роль внесемейного воспитания, которое человек получает, живя в обществе. Но семья может расширить те светлые качества человека, которые уже есть в нем, присущи ему от рождения и помочь человеку победить и искоренить свои недостатки и пороки, и именно в этом заключается великая роль семьи.
Но я считаю, что самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребенку в любом возрасте с любовью и вниманием. Ведь воспитывает подлинная любовь к ребенку, уважение его личного достоинства, зародыш которого есть уже у начавшего только что ходить.
И не правы те родители, которые считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.
Именно любовь родителей к ребенку является величайшим и незаменимым источником его духовного развития, формирования характера, уверенности в себе. Чем меньше тепла и ласки получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) нередко вызывают у детей сенсорный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Это может привести в отставанию в развитии интеллекта, плохой успеваемости в школе, нарушению психического здоровья. Так как детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченного жизненного опыта, у ребенка возникает искаженное суждение о людях. Грубость, недружелюбие, равнодушие к нему родителей — самых близких людей дают основание считать, что чужой человек способен причинить ему ещё больше неприятностей и огорчений.
Возрастные особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ...
... здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ... другое. Значительно возрастают трудности овладения учебным материалом, что осложняется грубыми нарушениями дисциплины. Последние выражаются в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве и других ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/rol-semi-v-psihicheskom-razvitii-rebenka/
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005.
2. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д., Педагогика и психология: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2001.
3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005.
4. Радугин А.А. Педагогика. Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: Центр, 2002.
5. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
6. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебное пособие для ВУЗов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
7. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник доля учителей и воспитателей. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.