Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Однако осознание своей главенствующей позиции в этом процессе довольно долго приводило взрослых к тому, что они не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально-психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники.
Конечно, воспитатель-практик не может не считаться с тем, что одногруппники в детском саду, одноклассники в школе, товарищи по играм во дворе, компания дачных приятелей или подруг – это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. В обыденной жизни воспитатели склонны в большей или меньшей степени учитывать влияние среды сверстников как факт. Иногда они хотят извлечь из него пользу, например, когда отдают домашнего ребенка за год до школы в детский сад только для того, чтобы он привык быть в детском коллективе и «научился общаться». Иногда, наоборот, взрослые активно борются с влиянием сверстников, стараясь свести на нет «бесцельные» прогулки и игры детей во дворе, их «пустую» болтовню и «уличные» считалки, песенки, дразнилки, анекдоты. Свободное игровое общение детей такие прагматики-взрослые стремятся заменить полезными, с их точки зрения, занятиями с педагогами или заданиями, которые должны увеличить количество знаний, умений и навыков у ребенка.
К сожалению, большинство людей, став взрослыми, на удивление быстро забывают «страну детства», откуда все мы родом, не помнят ее законов и традиций, не осознают того культурного наследия, которое получают ее маленькие граждане.
Действительно, обычно взрослые мало обращают внимания на долетающие до них отголоски жизни детского мира. Да и дети для своих игр и развлечений часто стремятся выбрать периферийные и «бросовые», с точки зрения взрослых, территории, где они будут меньше подконтрольны: задний двор, пустырь, стройку, помойку. В деятельности детской игровой компании тоже есть много потаенных от взрослых сторон: это и традиционные шалости, и испытания храбрости, и посещение «страшных» мест, равно как и рассказывание страшных историй, строительство «штабов», делание «секретов» и тайников и многое другое.
- Социогенетический анализ детской субкультуры
Под детской субкультурой часто понимается в широком смысле все, что создано обществом для детей и детьми. В отечественной социологии тема детской субкультуры часто рассматривается
Реферат виды учреждений дополнительного образования детей
... жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг. Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: Государственные; Федеральные государственные; Муниципальные; Негосударственные Существуют следующие виды учреждений: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей ...
Майорова-Щеглова С.Н. пишет о детской субкультуре так: «Мы полагаем, что культура для детей несомненно входит в социальное образование детства, однако следует отделять ее от действительной субкультуры. Под детской субкультурой мы понимаем – совокупность особенностей поведения, форм общения, способов деятельности самих детей, а также социокультурные инварианты, зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре. Детская субкультура, по нашему мнению, является неинституционализированной формой социального образования – детства, регулирующая социальные взаимодействия детей внутри своей группы, на уровне возрастных подгрупп в ходе удовлетворения ими своих потребностей в процессе различных видов деятельности, но прежде всего игровой и учебной. Детская субкультура – вариант широко распространенного в обществе, объективного социального процесса трансляции культуры, социального опыта от поколения поколению. Трансляция происходит через соответствующие традиции, обычаи, ритуалы, а также посредством артефактов» 2 .
Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята «Декларация прав ребенка», 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка — все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь «готовящегося стать личностью», к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.
Возникновение детской субкультуры как
Таким образом, социогенетический анализ детской субкультуры, имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка, — детского сообщества, группы сверстников.
Исследование подростковой субкультуры
... зарубежной психологии; выделить особенности подросткового возраста; провести эмпирическое исследование с целью выявления социально-психологических особенностей и динамики половой идентичности юношей и девушек подростковых субкультур; ... взрослому. Для родителей этот период взросления ребенка оказывается самым сложным, так как подросток резко отказывается от детской роли в отношениях с родителями, ...
Детская субкультура как социокультуральная система характеризуется следующими особенностями.
- Она является частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети (отсюда и приставка суб-, указывающая на подчиненность, в слове «субкультура»).
Однако детская субкультура всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность.
- Детская субкультура отличается консерватизмом (игры, шалости, фольклорные тексты сохраняются в детской среде иногда на протяжении столетий, несмотря на то, что смена поколений у детей происходит через каждые 5 лет), обладает своеобразными «цензурными фильтрами», не позволяющими расшатывать ее устои. При этом она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно-детские культуральные структуры.
- Субкультуры детей разных стран обладают своими особенностями, но имеют и несомненное, иногда поражающее исследователей сходство. Причиной этого сходства является общность природы детской психики, потребностей формирующейся личности ребенка, характера решаемых детьми возрастных и социально-психологических проблем.
- Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, играх, познавательной деятельности в неформальных группах. При этом одна из важнейших функций детской субкультуры состоит в регуляции взаимоотношений между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых.
Детская субкультура как явление существует в возрастном диапазоне между 3–4 годами (когда у детей появляется самостоятельная социальная жизнь в группах сверстников) и 12–13 годами, когда возникает подростковая субкультура.
- Психологические предпосылки для передачи (трансляции) детской традиции создаются на основе возникающих на определенных возрастных этапах социальных и личностных потребностей детей, но обеспечивается трансляция традиции у детей по вертикали: от старших к младшим. Этому способствует обычный для спонтанно складывающихся детских игровых групп небольшой (в 2–3 года) возрастной разрыв в составе участников4 .
Несмотря на то, что по отношению к общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, можно говорить об ее относительной автономии. Основные культурные ценности детской субкультуры передаются, реконструируются из поколения в поколение сверстников, носителем этих ценностей, как правило, является исключительно детское сообщество. Детская субкультура оказывает влияние на конструирование индивидуального детства, становление личности, формирование ценностей и норм, таким образом являясь одним из механизмов поддержания конструкта детства и выполняя важнейшую функцию предъявления образцов конструирования.
Детская субкультура выполняет ряд других социальных функций, не осуществляемых или осуществляемых в недостаточной мере формальными социальными институтами. Прежде всего назовем функции:
- интеграции в детское сообщество путем представления неформальных правил поведения;
- регуляции взаимодействий между детьми разного возраста, между полами;
- адаптации в случае дополнения формальной организации детей;
- удержания образца через трансляцию норм и собственное воспроизводство;
- целедостижения, когда с помощью ее удовлетворяются потребности в признании, завоевании статуса, отличного от обязательных, формальных обязанностей ученика, ребенка в семье;
- социального контроля самого детского сообщества над сохранением детства через средства ожидания, признания, отчуждения, остракизма и т.п., но не через прямое принуждение.
Посредством субкультуры удовлетворяются потребности детей в:
Криминальная субкультура в современном российском обществе
... правомерно говорить о том, что в российском обществе сформирована определенная преступная или криминальная субкультура. Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих деятельность ...
- изоляции от взрослых;
- самостоятельности;
- отстранении от групп ровесников, чуждых по духу, интересам;
- участии в социальных изменениях5 .
Таким образом, основная задача функционирования детской субкультуры — создание своеобразной сигнальной системы: это «мы», и чужой (а под «чужим» здесь понимаются другие возрастные группы).
- Роль детского коллектива в воспитании и развитии ребенка
- Особенности развития детского коллектива
Взаимоотношения ребенка с коллективом сверстников различны на разных возрастных этапах. Первоначальная потребность в общении со сверстником проявляется у ребенка уже в раннем детстве.
На первом году жизни малыш интересуется ровесником как неизвестным объектом из многообразного окружающего мира. Он может разглядывать его, принимать за подвижную игрушку. В то же время взаимодействие с себе подобным позволяет ребенку увидеть в другом самого себя. В 1,5 года дети любят рассматривать картинки, на которых изображены сверстники, сравнивая их одежду, мимику, «видя» себя со стороны.
Совместные действия в возрасте до 1,5 лет возникают редко, так как дети не умеют еще согласовывать свои желания, не чувствуют состояние ровесника.
После 1,5 лет начинает зарождаться детское общение. Малыш видит в сверстнике партнера по совершению кратковременных действий, основанных главным образом на подражании друг другу. Постепенно, к 3 годам, общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни ребенка. Детям нравится быть друг с другом эмоционально раскованными, общаться на равных. В то же время говорить об устойчивых детских контактах в этом возрасте еще рано, поскольку деятельность с предметами и общение со взрослым для ребенка более важны.
В дошкольные годы ребенок, как правило, долгое время проводит в группе сверстников, которую можно считать первой ступенью социальной организации детей. Дошкольник стремится к активному общению в совместной деятельности с другими детьми. У него появляется способность перейти от сосредоточенности на себе к пониманию другого человека. Эмоциональная децентрация позволяет ребенку устанавливать более продолжительные и результативные контакты с другими детьми.
В младшем и среднем дошкольном возрасте условием развития детского сообщества выступает коллективный образ жизни в детском саду, основанный на равенстве и партнерстве в совместных видах деятельности (игра, труд, художественное творчество).
В совместных играх разворачивается инициатива ребенка, расширяется диапазон его эмоциональных состояний. Детскую деятельность еще нельзя назвать коллективной, но педагог стремится к тому, чтобы помочь ребенку согласовывать и планировать свои действия с другими детьми.
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
... Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии возможна при соблюдении следующих условий: 1. осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в развитии и формирование компенсаторных механизмов; 2. обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку, воспитывающемуся в условиях общеобразовательного ...
Для старших дошкольников свойствен коллективный характер большинства видов
Организация воспитателем коллективной деятельности создает благоприятные возможности для развития межличностных взаимоотношений детей. Начинают устойчиво проявляться чувства симпатии, доброжелательности, избирательные дружбы. Все это позволяет установить в группе общий эмоционально-положительный тон общения, атмосферу комфортности и раскрепощенности для каждого ребенка.