Психологическая поддержка инвалидов

Введение

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности [5, с.14].

После Второй мировой войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Все это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством.

Анализ истории развития проблемы инвалидности свидетельствует о том, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости реинтеграции лиц с физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями.

В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности. Иными словами, инвалидность — это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом. Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром [5, с. 29].

В России очень мало учреждений, оказывающих квалифицированную помощь инвалидам. Одна из важнейших проблем для инвалидов — это их невключенность в трудовую деятельность. Это оказывает негативное влияние не только на их материальное положение, но и на психологическое состояние.

Каждый человек, имеющий инвалидность, кроме общих, аналогичных нуждам всех людей, проблем, имеет и особые потребности. Он нуждается в общении, хочет иметь свободный доступ к разным объектам социально-бытовой сферы, посещать культурно-досуговые мероприятия, получать знания. Инвалид также хочет иметь работу, комфортные бытовые условия. Но большинство из перечисленного ему попросту недоступно. Вследствие этого люди с ограниченными возможностями представляют собой особую социально-демографическую группу, имеющую широкий спектр психологических проблем.

4 стр., 1992 слов

Социальные проблемы: инвалидность

... обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства. инвалид социальный ... инвалидов. Рост инвалидизации населения и "утяжеление" ее структуры будут наблюдаться при самом неблагоприятном сценарии развития социально ... проблем инвалидности и инвалидов, ...

1. Психотехнологии в социальной работе

Психосоциальная технология – это психотехнология, интегрированная в систему социальной работы. Можно определить психосоциальную технологию и как социальную технологию, использующую психологические методы.

Выделяют следующие виды психосоциальных технологий:

  • Превентивные – направленные на профилактику психических и социальных девиаций;
  • Реабилитационные – направленные на восстановление психики после полученного деструктивного влияния;
  • Социализирующие – направленные на повышение социальной адаптации клиента;
  • Коррекционные – направленные на исправление негативных тенденций в психике;
  • Интегративные – оказывающие неспецифическое оптимизирующее влияние на психику.

В социальной работе психотехнологии используются в деятельности специализированных психосоциальных учреждений и социальных служб.

Для того чтобы обеспечить эффективное использование психотехнологий в социальной работе, необходимо соблюдать следующие организационные принципы:

1. Добровольность. Психологическая диагностика, коррекция должны осуществляться на строго добровольной основе.

2. Научность. Методы, применяемые для оказания психологической помощи, должны быть научно обоснованы.

3. Профессионализм. Психологические техники, технологии должны применяться профессиональными психологами.

4. Внерелигиозность. В социальной работе недопустимо применение религиозных практик, техник и ритуалов для оказания психологической помощи, недопустима подмена психологической помощи отправлением религиозных культов, а также привлечение священнослужителей в качестве агентов психологической помощи.

5. Субъектность. Клиент психосоциальной работы – субъект самоизмениений, от целей, намерений, усилий которого будет зависить ее результат. Подход к клиенту как к активному субъекту процесса предполагает четкую постановку целей, разъяснение методов и раскрытие механизма действия технологий.

6. Тренинговый формат. Контекст помощи меняется в психосоциальной работе на контекст самопомощи, предполагающий осознанность и активность клиента. Поэтому организация взаимодействия должна строиться как занятия, учеба, тренинг, курс, программа, т.е. как некоторый формат учебы. Тренинг – форма освоения практических навыков, больше всего соответствует сути и результату применения психотехнологий.

7. Отбор клиентов. Работа с интенсивными психотехнологиями предполагает отсев клиентов с низким уровнем физического здоровья, психическими аномалиями и низкой мотивацией самоулучшения.

8. Технологизация и стандартизация программ. В психосоциальной работе необходима разработка стандартных программ психологической помощи для определенных категорий клиентов, где четко технологизирован весь процесс.

3 стр., 1334 слов

Психологическая работа подразделения

... государственной статистики России, материалы монографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях. 1 Психологическая работа в Вооруженных Силах РФ 1.1 Основные направления психологической работы Психологическая работа - это система согласованных, целенаправленных мероприятий в интересах жизнедеятельности войск (сил), ...

9. Сочетание групповой и индивидуальной работы. Процесс психологической помощи наиболее эффективен, когда применяются и индивидуальные и групповые психотехнологии [2, с.245].

При использовании психотехнологий в социальной работе психолог руководствуется также методическими принципами:

  • Принцип постепенности;
  • Принцип последовательности (иерархичности);
  • Учет возрастных особенностей;
  • Комплексное использование психотехнологий;
  • Наблюдаемость результатов;
  • Применимость;
  • Целесообразность;
  • Просоциальная ориентация;
  • Природосообразность;
  • Системность;
  • Культуросообразность;
  • Психологический климат.

Главный результат применения психотехнологий в социальной работе – повышение уровня психической интеграции, т.е. повышение целостности психики клиента. Целостная психика здорова и эффективно функционирует.

Психосоциальные технологии должны давать следующий качественный эффект:

2. Психологическая помощь инвалидам

Первичный прием инвалида осуществляется медицинским психологом. Основной задачей первичного приема является формулирование целей психологической реабилитации инвалида в соответствии с его психологическим статусом и разработка конкретного плана реабилитационных мероприятий (психологическая часть реабилитационного маршрута).

Осуществление данной задачи производится с помощью проведения экспертно-реабилитационной психодиагностики высших психических функций, особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик инвалида и его социально-психологического статуса, имеющих непосредственное отношение к социальной реабилитации.

Психологическая диагностика в рамках задач социальной реабилитации включает:

  • оценку уровня интеллектуального развития;
  • оценку высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление);
  • в случае локальных поражений головного мозга — диагностику высших корковых функций – праксис, гнозис, письмо, счет, чтение;
  • оценку эмоционально-волевой сферы (эмоциональная стабильность, способность формирования и удержания волевых усилий);
  • диагностику личностных особенностей (самооценка, ценностные ориентации, особенности мотивационной сферы, наиболее часто используемые механизмы психологической защиты, круг интересов, уровень притязаний, внутренняя картина болезни);
  • оценку микросоциальной сферы личности: социально-психологического климата в семье, особенностей системы отношений в семье и других социальных группах, в которые включен инвалид [10, с.

74].

При наличии в ИПР данных психологического обследования психолога бюро МСЭ (эмоциональная устойчивость, уровень притязаний, уровень и структура кругозора) психолог отделения социальной реабилитации может использовать уже имеющиеся данные, проводя психодиагностические процедуры, требующиеся для уточнения психологического статуса.

В процессе психологической диагностики психолог определяет не только степень нарушения психических функций и особенностей личности, но также степень их курабельности, реабилитационный потенциал инвалида, а также личностную готовность больного к получению психологической помощи, или, иначе говоря, мотивацию на социально-психологическую реабилитацию.

5 стр., 2207 слов

Психологические аспекты социальной рекламы

... она должна быть гораздо мощнее, нежели реклама коммерческого продукта. Соответственно встает вопрос о психологических аспектах социальной рекламы. Эмоциональный аспект рекламного воздействия. Эмоциональный компонент рекламного воздействия ... готовностью испытать внушающее воздействие и подчиниться ему. Как утверждают психологи, внушаемость зависит от многих факторов. К числу их относятся: ...

По данным психодиагностическо го обследования психолог составляет заключение, в котором описывается характер выявленных нарушений, степень их курабильности, мотивацию на реабилитацию, а также формулируются конкретные задачи психологической помощи больному в рамках социальной реабилитации. Задачи могут иметь формулировки типа: «… развить, сформировать навыки общения», «…сгладить неврозоподобную симптоматику», «…снизить напряженность эмоциональных отношений в семье» и т. п. [11, с.118].

Таким образом, задачи психологической реабилитации будут указывать, какие именно «психологические механизмы» будут восстанавливаться для достижения социальной интеграции.

По окончании первичной консультации психолог должен:

  • заполнить в амбулаторной карте реабилитации раздел психологической диагностики и потребности в психологической реабилитации;
  • отметить в реабилитационном маршруте инвалида мероприятия по психологической реабилитации (психологическое консультирование, психокоррекция, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическая и психогигиеническая работа, психотерапия, привлечение клиентов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения); количество отведенных часов; даты начала и окончания реабилитационных мероприятий; даты контрольных психодиагностических обследований (оценка промежуточных итогов психологической реабилитации).

Психологом могут осуществляться следующие реабилитационные мероприятия: социально-психологическое и психологическое консультирование, психологическая коррекция, социально-психологический патронаж, психопрофилактическая и психогигиеническая работа, психологический тренинг, привлечение к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения.

В случае выявления у больного глубоких эмоциональных и личностных нарушений (неврозоподобная симптоматика, негативная картина мира, отрицательный «Я-образ», симптомы депрессии, тревоги и др.) психолог рекомендует больному пройти консультацию у психотерапевта.

При выявлении в психологическом статусе больного нарушений, выходящих за рамки компетенции психолога отделения социальной реабилитации, больному рекомендуется обращение к другим специалистам: врачу-психиатру, сексопатологу, логопеду.

На протяжении всего процесса психологической реабилитации психолог осуществляет отслеживание динамики психического состояния больного, улучшение которого будет свидетельствовать об эффективности психологической реабилитации. По данным контрольных психодиагностических обследований также составляются заключения.

Реабилитация инвалидов — это процесс выработки у таких людей качеств, которые помогут им наиболее оптимально адаптироваться к окружающей среде. При разработке мероприятий по реабилитации необходимо учитывать особенности личности инвалида. Этим и объясняются занятия психолога с ними.

6 стр., 2630 слов

Сущность и виды психологической помощи

... от основных целей помощи выделяют: психологическое консультирование; психотерапию; психологическую коррекцию; кризисное вмешательство; психологическую реабилитацию; психологический тренинг. Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении ... Это по существу и составляет психологический и психотерапевтический аспекты работы лечащего врача. Нормализация понимания болезни, ...

Психологическая реабилитация инвалида проводится психологом и психотерапевтом, включая психологическое консультирование, психокоррекцию, социально-психологический патронаж семьи, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологический тренинг, привлечение инвалидов к участию в группах поддержки, клубах общения.

Психологическое консультирование должно обеспечить оказание клиентам квалифицированной помощи в правильном понимании и налаживании межличностных взаимоотношений, связанных со способами предупреждения и преодоления семейных конфликтов, с методикой семейного воспитания, с формированием семейных и супружеских отношений в молодых семьях и созданием в них благоприятного микроклимата и др.

Социально-психологическое консультирование должно на основе, полученной от клиента информации и обсуждения с ним возникших у него социально-психологических проблем, помочь ему раскрыть и мобилизовать свои внутренние ресурсы и решить его проблемы.

Психодиагностика и обследование личности должны по результатам определения и анализа психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонение в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, дать необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий.