Профессиональная этика психолога

Контрольная работа

Профессиональная этика психолога — реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью. Наряду с универсальными этическими принципами и нормами, значимыми для всех категорий ученых (научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных; отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований, от поспешных выводов на основе непроверенных данных; отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами в науке и т. д.), ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемых, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных респондентами сведений, следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. В том случае, если во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых испытуемым сведений требуется скрыть от него научные цели, то о них должно быть сообщено по завершении эксперимента. Если участие в исследовании предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому должна быть предоставлена безоговорочная возможность при желании отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения. Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог на имеет морального права слагать с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.

1. Профессиональный кодекс этики для психологов

Профессиональный кодекс этики для психологов несколько отличается от аналогичных текстов, например, от «Этических принципов психолога», опубликованных Американской психологической ассоциацией: как это принято в ФРГ для всех свободных профессий, кодекс содержит не только этические принципы, но и интерпретацию некоторых законодательных положений, касающихся психологов. В частности, закон о фармакологической информации распространяется на деятельность психологов-клиницистов, регулируя аспекты постановки диагноза и психотерапии; как и все практикующие врачи, психологи, работающие в клинике, не должны рекламировать свои услуги. Используя имеющийся опыт профессиональной практики, кодекс устанавливает порядок интерпретации этого закона в сфере клинической психологии, что служит основой для соответствующих разделов кодекса. Другие юридические нормы, нашедшие в нем отражение, касаются, например, сохранения профессиональной тайны и употребления научных званий.

4 стр., 1627 слов

Этический кодекс психолога

... занятия. При приеме на работу в образовательные учреждения психолога необходимо знакомить с Этическим кодексом. Условия соблюдения Кодекса могут быть включены в текст трудового договора ... с педагогом-психологом системы образования. Соответствие деятельности психолога положениям Этического кодекса является необходимым условием при аттестации специалиста. В ходе аттестации ...

Предисловие к изданию 1986 г. Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется особой ответственностью его перед клиентами или пациентами. Чтобы быть в силах помочь им, психолог нуждается в доверии. С точки зрения общества, профессия психолога сегодня обладает специфической ценностью и поэтому должна опираться на разнообразные этические и законодательные основы (содержащиеся в настоящем кодексе).

Как известно, сообщество психологов в значительной мере является частью юридической системы и от нее зависит. Этот аспект особенно отчетливо проявляется в разделах «О получении и использовании информации» и «Реклама и общество». Поскольку действующее законодательство предъявляет различные требования к психологам, работающим и не работающим в клинике, кодекс также содержит разные положения для этих двух групп. Тем не менее, обязательства, общие для всех психологов, рассматриваются в первую очередь.

Профессия психолога современна, что выражается в более или менее равных долях среди практикующих и изучающих психологию мужчин и женщин. Хотя формулировки настоящего кодекса содержат преимущественно мужской род, авторы особо подчеркивают, что это не более чем грамматическая форма. Этический кодекс всегда является проявлением представлений о себе представителей данной профессии. Он дает им возможность ориентироваться в своей практической работе, устанавливает стандарты, по которым могут быть оценены результаты их деятельности. Таким образом, правила, излагаемые ниже, служат для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; они также дают возможность, в случае нарушения этических стандартов, применять санкции к нарушителям.

Во введении кодекса раскрыты следующие понятия:

  • профессия психолога. Задачей психолога является расширение знаний человечества и приложение этих знаний и умений для блага как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности и уважает и защищает фундаментальные права человека. Психологи являются представителями свободной профессии
  • ответственность. Психолог обязан проявлять в своей профессиональной деятельности добросовестность и оправдывать оказываемое ему доверие. Он должен всегда помнить об ответственности перед обществом, поскольку его действия существенным образом влияют на жизнь других людей. Психолог признает право любого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям и в своей профессиональной деятельности стремится к непредвзятости и объективности. Он противостоит любым личным, социальным, организационным, экономическим и политическим факторам и влияниям, могущим привести к злоупотреблениям или неправомерным применениям его знаний и умений.
  • компетенция. Ответственная профессиональная деятельность требует высочайшей компетентности в своей области. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть информированным в новейших достижениях науки.
    3 стр., 1083 слов

    Профессиограмма педагога-психолога. Содержание профессиональной деятельности

    ... самообразованию; консультирование; диагностические виды работ. Практическая деятельность психолога. Практическая деятельность психолога включает различные виды работ: психологическая профилактика, ... но не чрезмерной, чтобы не причинить пациенту вред в замен надлежащей пользы. Поведение ... и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой ...

    В этой связи он должен также быть в курсе предписаний, регулирующих его профессиональную деятельность. Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. В соответствии со своей компетенцией в психологических вопросах он действует на свою ответственность и независимо.

2. Поведение психолога в отношении клиентов и пациентов

Взаимоотношения доверия. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношений.

Обязанность внести ясность. Психолог должен сообщать клиенту или пациенту о всех важных шагах или лечебных действиях. В случае лечения в клинике, психолог должен привлечь внимание пациента к возможному риску и к альтернативным методам лечения, включая непсихологические. В вопросы гонорара также должна быть внесена ясность.

Сохранение независимости. Клинический психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими пациентами (например, запрещены сексуальные отношения).

Право на индивидуальную консультацию и лечение. Клиенты и пациенты имеют право на консультацию психолога или лечение без присутствия третьих лиц. Психолог не должен препятствовать, если его клиент или пациент выражает такое желание, привлечению для консультации другого психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний.

Применение записей. Психолог может делать видео- или аудиозаписи консультации или лечения, или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это. пациента или клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры.

Особые обязанности клинического психолога. Если психолог приходит к заключению, что лечение в клинике не приведете улучшению или даже представляет собой риск для здоровья пациента, он должен прекратить вмешательство. Если какие-либо обстоятельства вынуждают психолога к преждевременному прекращению лечения, что может отрицательно сказаться на здоровье пациента, он должен обеспечить продолжение лечения.

3. Поведение в отношении коллег и профессионалов в других областях

Поведение в отношении коллег. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. В случаях, вызывающих сомнение, перед началом психотерапевтического вмешательства следует проконсультироваться с врачом о наличии физического заболевания и необходимости медицинского вмешательства. С согласия пациента психолог может сообщить свои наблюдения врачу. По желанию пациента, психолог может привлечь к лечению своего коллегу.

7 стр., 3493 слов

Психологические аспекты в работе с пациентами

... в лечебной деятельности Психологические особенности пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействия приходят в соприкосновение с психологическими особенностями медицинского работника. Кроме того, лицами, вовлечёнными в контакт с пациентом, могут быть врач, психолог, медсестра, социальный работник. В ...

Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы. Прежде чем принять на себя профессиональные обязательства, психолог должен оговорить их прекращение в случае, если его коллега уже взял их на себя. Если психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен в первую очередь указать ему на это конфиденциально. Прежде чем обратиться в суд с иском к коллеге в случае диффамации или причинения иного ущерба, психолог должен прибегнуть к суду чести Германской ассоциации профессиональных психологов, если его противник является членом этой ассоциации. Если психолог выступает в роли нанимателя своего коллеги, он должен предложить ему контракт, соответствующий его профессиональному реноме.

Поведение в отношении представителей других профессий. В своих профессиональных контактах с представителями других профессий психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь. Не следует делить другие профессии по рангам.

Как и все психологи, клинические психологи выполняют свои функции независимо и на свою ответственность. Клинический психолог не должен передоверять свои обязанности другим лицам, не являющимся ни врачами, ни психологами. Клинический психолог может согласиться на то, чтобы его замещал другой квалифицированный психолог или, в исключительных случаях, имеющий соответствующую подготовку врач.

При приеме на работу психолог должен оговорить, что он в пределах своей компетенции будет действовать независимо и в особенности обратить внимание на обязательство хранить профессиональную тайну, чего от него требует закон.

Психолог должен оговорить, что профессиональное руководство его работой может осуществляться только психологом. В сфере терапии временно и когда для этого есть веские основания такое руководство может осуществляться имеющим соответствующую подготовку врачом. Психолог также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных и непрофессиональных требований.

Наниматель должен быть снабжен текстом этического кодекса для психолога при приеме на работу последнего.

Психологи и другой персонал. При приеме на работу ассистентов и иного персонала психолог должен обеспечить им подходящие условия работы и заключить с ними договора в соответствии с их обязанностями. Практиканты должны получать подготовку, необходимую для их будущей профессии; поэтому их функции не должны быть ограниченными или не требующими квалификации. Психолог обязан выдать объективную характеристику своим сотрудникам по первому требованию и в особенности при прекращении ими работы.

4. Практическая профессиональная деятельность

Сведения о психологической практике. Указания на характер психологической практики не должны содержать предложения неприемлемых для психолога услуг. В области клинической психологии запрещается обнародование любых сведений, которые могли бы обеспечить преимущественное обращение к данному специалисту (названия типа «услуги консультанта», «руководитель», «центр»).

12 стр., 5572 слов

Методология и методы психолого-педагогического исследования

... и в нашей стране. 2. Методология научного исследования, метод, методика Методология (от «метод» и «логия») - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Метод ... ответственность за надлежащее применение на практике психологических тестов лежит на психологах, лицах и ... ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, ... приеме человека на работу, то данный принцип ...

Наименование «институт» или другое аналогичного статуса может применяться только в том случае, если ему соответствует персонал, оборудование и применяемые методики.

Если несколько психологов осуществляют свою деятельность совместно как компания, подчиняющаяся соответствующим требованиям законодательства, они должны обозначить себя как «Совместная практика».

5. Научная работа и преподавание

Планирование исследовательской программы. Решение психолога осуществить исследовательский проект предполагает его ответственность за его предвидимые научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.

Выбор методов исследования часто требует добросовестного соотнесения научных и вненаучных задач, в частности, соблюдения гуманитарных, экономических и культурных интересов обследуемых или экономного расходования материальных ресурсов.

Для получения научных результатов высокого качества и в то же время соблюдения указанных выше интересов следует рассматривать наибольшее возможное число применимых научных методик и из них выбирать наиболее подходящую.

Если исследовательская программа осуществляется на средства посторонней организации и распределение фондов не контролируется исследователем, последний должен обосновать соответствие проводимого исследования научным, профессиональным и этическим принципам настоящего кодекса.

Процедура исследования. Психологические исследования зависят от участия в них людей в качестве испытуемых. Ученый-психолог должен осознавать специфику взаимодействия между исследователем и испытуемым и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых выступают наркоманы или лица, ограниченные в своих действиях, а также если программа исследования целенаправленно ограничивает дееспособность испытуемого. Психолог обязан удостовериться в том, что достоинство и целостность личности испытуемого не пострадают. Он должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия испытуемых и сведения к минимумувозможности непредвиденного риска.

Участие в психологических экспериментах должно быть добровольным. Испытуемые должны быть проинформированы в понятной для них форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, знание о чем может быть важным для принятия решения об участии. Испытуемым должно быть сообщено о любой форме скрытого наблюдения. В тех случаях, когда исчерпывающая информация противоречит проводимому исследованию, специальные меры предосторожности должны быть приняты для обеспечения благополучия испытуемых, в частности, должно быть сделано общее разъяснение о невозможности предоставления полных сведений о проводимой программе. В тех случаях, когда это возможно и не несет вреда испытуемым, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента. То же самое распространяется на скрытое наблюдение. В случае если испытуемый не в состоянии сам принимать решение о своем участии в эксперименте, такое решение должно быть принято его законными представителями.

3 стр., 1107 слов

Личность испытуемого, ее проявления в ситуации психологического эксперимента

... Очевидно, что это — социально- психологическая характеристика студентов.[1] Помимо того, что испытуемый включается в ситуацию исследования, он из нее в конце концов выходит. На ... были они, включаясь в психологическое исследование в качестве испытуемых.[1] Испытуемый может участвовать в исследовании добровольно или принудительно, помимо своей воли. Принимая участие в «естественном эксперименте», он ...