Психические процессы, состояния и свойства человека

Дайте определение психике

Если обратиться к этимологии слова «психика», то можно обнаружить полное тождество значений слов «психика» и «душа», поскольку слово «психика» производно от греческих слов psyche (душа) и psychicos (душевный).

Однако возникновение новых слов для обозначения однородных явлений неслучайно. Новое слово подчеркивает и новый аспект в их понимании.

В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались скорее как неделимое целое и не был еще накоплен опыт выделения множества составляющих его элементов и их обозначений, весь этот внутренний мир и обозначался общим термином (словом) душа.

В обыденном сознании так происходит и в настоящее время, когда, например, об эмоциональном переживании неопределенности говорят «душа не на месте», а об эмоциональной разрядке, сопровождающей удовлетворение какой-то потребности — «на душе легче стало».

По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов специфическими терминами произошло усложнение представлений о душе, и для обозначения всего комплекса этих явлений постепенно, главным образом в профессиональной среде, утвердился термин «психика».

Таким образом, термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и самосознание, и бессознательное, проявляющееся в непроизвольно возникающих психических образах и элементах поведения человека, и сами психические образы, и потребности, и мотивы, и воля, и эмоции, и сама личность человека как способ организации всех психических феноменов. Термином «психика» обозначают также некие гипотетические «ментальные», «внутренние» механизмы, оказывающие управляющее влияние на поведение животных.

Дать научное определение понятия — это значит показать его наиболее важные связи с другими понятиями и категориями, отнести явление, отраженное в данном понятии, к какой-то ранее определенной категории, перечислив при этом его специфические признаки, отличающие его от явлений того же порядка.

Поскольку исчерпывающие определения — это скорее недостижимый идеал, к каждому из них обычно даются более широкие комментарии раскрывающие содержание входящих в него понятий. Так же поступим и мы.

5 стр., 2132 слов

Этапы развития психики человека

... на воздействия объектов окружающей среды. Этапы развития психики человека. Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического ... речь. Он все чаще начинает отвечать действием на слово взрослого. Несколько позже у ребенка появляются жесты, обращенные ... 60 лет. Данным термином принято обозначать период зрелости как самого продуктивного, творческого периода жизни человека. Этот период хара

Итак, психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности (Психология, 1990).

Здесь следует остановиться и внимательно разобраться с содержанием понятий, входящих в данное определение.

Во-первых, психика — это не материя, а ее свойство. Свойство данной высокоорганизованной материи (нервной системы) связано с самой материей так же, как, например, свойство зеркала отражать — с самим зеркалом как материальным объектом. Здесь уместно вспомнить, что любое свойство любого материального объекта (сущности) проявляется только при его взаимодействии с другими объектами (сущностями).

Нет и не может быть свойства объекта как такового! Бессмысленно спрашивать, например, растворим ли свинец вообще, поскольку указанное свойство — растворимость — проявляется при помещении его в азотную кислоту, а при помещении в воду он такого свойства не обнаруживает. Следовательно, психика как свойство материи — это не какая-то исходящая от данной материи эманация, а некое качество, проявляющееся в специфическом характере взаимодействия ее с другими объектами (сущностями).

Во-вторых, психика — системное свойство высокоорганизованной материи. Высокая организация, сложность, обусловлена, прежде всего, сложностью процессов жизнедеятельности, составляющих сущность элемента данной живой материи, клетки — это один уровень ее сложности. Она определяется также сложностью организации элементов в целое более высокого уровня — нервную систему — это второй уровень, включающий в себя первый.

Психика отдельного человека в той форме, в которой мы ее наблюдаем в нормальных условиях, является следствием третьего, надорганизменного (социального) уровня организации той же живой материи. Здесь необходимо подчеркнуть процессуальный характер той организации материальной основы, в рамках которой разворачиваются психические явления.

Предельно упрощая картину, можно сказать, что психика возможна только в процессе жизнедеятельности живых организмов. Психика не только результат этого процесса, не просто некий эпифеномен, побочное его следствие, она сама по себе процесс, причем процесс активный.

В чем же проявляется специфическое свойство этой организованной в определенную систему материи?

Ответ таков: основное свойство ее заключается в активном отражении окружающей действительности, т. е. в активном построении образа окружающего мира. Для чего? Для того чтобы, имея его в наличии, строить поведение всего организма в этой окружающей его действительности (среде) так, чтобы удовлетворять постоянно возникающие у него потребности и при этом обеспечивать его сохранность.

Здесь может возникнуть вопрос: «Если психика — это свойство материи, то какова собственная природа психики? Материальна она или идеальна? Материальны ли формируемые ею образы мира? Если образы идеальны, то, как это идеальное связано с материей нервной системы?»

Проблема, поднимаемая этими вопросами, имеет скорее философский, нежели психологический характер. Она будоражила умы ученых многие столетия. Ответы давались самые разные — от отрицания психики как таковой через признание психики как некоего эпифеномена до дуализма и психофизического параллелизма. С развитием теории информации и кибернетики проблема эта практически снята.

6 стр., 2826 слов

Развитие психики и сознания

... основе. Сама психика — как способность ощущения — возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. Раздражимость — основное свойство живых ... о том, что у него есть психика. Развитие психики в филогенезе Возникновение психики связывают с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, ...

В настоящее время на поставленный вопрос можно ответить так: психика идеальна, но возможна только при протекании определенных физиологических процессов.

Взаимоотношение между материальной основой образа и самим идеальным образом, формирующимся посредством этой материальной основы, можно предельно упрощенно продемонстрировать на примере мелодии, записанной на пластинке. Сколько бы мы ни рассматривали пластинку, как бы ни анализировали увиденную картину, мелодии мы там не увидим. Все, что мы сумеем увидеть — это канавки различных конфигураций. Мелодию мы можем получить, лишь создав определенные условия для протекания процесса, при котором мелодия и осуществляется: определенную скорость вращения пластинки, помещение иглы в канавку, усиление возникающих при этом колебаний. Здесь необходимо обратить внимание на то, что при воспроизведении мелодии воспроизводится не материал, который при этом используется, а структура, т. е. система отношений между колебательными движениями, запечатленными на пластинке. Она может быть потом воспроизведена в неизменном виде в структуре электрических потенциалов на магнитной ленте или в структуре затемнений на целлулоидной пленке, или в структуре колебаний воздушной среды (звуковых волн), колебаний барабанной перепонки и, наконец, в структуре нервных импульсов. Здесь важно то, что мелодия — это процесс. Если пластинку остановить или испортить аппарат для ее воспроизведения, мелодия исчезнет, может быть, навсегда.

Если психику, с известными оговорками, в образной форме уподобить мелодии, а живую нервную систему — проигрывателю, то мы получим простейшую модель взаимоотношений между нервной системой (материальным носителем) и психическими явлениями.

Грубо говоря, психика существует, свершается в то время и до тех пор, пока «пластинка» крутится. Несколько усложняя эту простую аналогию, мы можем продемонстрировать, как эта структура колебаний (а не сами по себе колебания) оказывают обратное влияние на материальный субстрат. Для этого достаточно представить себе, что на этом проигрывателе имеется чувствительный датчик, который реагирует только на какую-то одну музыкальную фразу (т. е. на структуру колебаний воздушной среды) тем, что замыкает контакты реле, отключающего питание проигрывателя.

Здесь мы сталкиваемся с очень важным моментом — моментом сличения всех «воспринимаемых» этим датчиком отношений с имеющимся у него образцом этих отношений. При предельном упрощении «идеальное» во всей цепи этой последовательности возникает при их совпадении, которое вызывает ответные действия. Это очень упрощенная модель момента возникновения значения объекта, значения как единственного содержания психики.

Конечно, приведенный пример представляет собой до предела упрощенную схему. В действительности физиологические и порождаемые ими психологические процессы, а также их взаимные влияния неизмеримо сложнее, однако принципиальная их основа, как это представляется в настоящее время, в нем отражена.

Таким образом, психология изучает идеальные психические образования, их взаимное влияние друг на друга, а также их роль и участие в регуляции жизнедеятельности человека.

11 стр., 5254 слов

Эмоциональное благополучие как фактор состояния психического здоровья студентов

... работе, соседей по дому и т.п. Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально ... здравоохранение определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие ... эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. ...

2. Укажите, какие явления относятся к психическим процессам, к психическим состояниям

Психические процессы, состояния и свойства человека — это единое проявление его психики. Исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

Психический процесс — это акт психической деятельности, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся и имеющий свой объект отражения, и свою регуляционную функцию. Психическое, как процесс, не сводится к последовательности стадий во времени, формируясь в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия индивида с внешним миром.

Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

К психическим процессам относятся следующие явления:

1) ощущение;

2) восприятие;

3) мышление;

4) память;

5) воображение;

6) речь.

Понятие «психическое состояние» используется для условного выделения в психике индивида относительно статического момента, в отличие от понятия «психический процесс». Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Таким образом, психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психическое состояние можно также представить как общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей. Психические состояния могут быть:

1) кратковременными;

2)ситуативными;

3) устойчивыми (характеризуют при этом конкретную личность).

Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

1) мотивационные — желания, стремления, интересы, влечения, страсти;

2) эмоциональные — эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния:

а) стресс,

б) аффект,

в) фрустрация;

3) волевые состояния — состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);

4) состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимания или внимательности личности).

Понятие «психическое свойство» указывает на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Таким образом, психические свойства личности — это типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам личности относятся:

1) темперамент;

2) направленность;

3) способности;

4) характер.

Выше было обозначено, что психические процессы, состояния и свойства человека являются едиными проявлениями его психики. Поэтому одно и то же проявление психики может быть рассмотрено в различных отношениях. Например, аффект как психическое свойство представляет собой общую характеристику эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов психики субъекта в определенный, относительно ограниченный отрезок времени; как психический процесс он характеризуется стадиальностью развития эмоций; он может рассматриваться и как проявление психических свойств индивида — вспыльчивости, несдержанности, гневливости.

4 стр., 1898 слов

Резервы психики человека

... деятельность человека полностью детерминируются психическим состоянием. Психическое состояние рассматривается как результат приспособительной реакции психики человека ... которых строится вся психическая сфера человека. Более подвижные дети начинают ... РЕЗЕРВЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Резервирование – основополагающий принцип надежного функционирования техники, деятельности человека. Ни техника, ни человек ...

3. Охарактеризуйте руководителя конкретной торговой организации

Охарактеризуйте руководителя конкретной торговой организации по нижеперечисленным параметрам:

  • особенности личности (темперамент, характер);
  • эмоционально-волевая сфера личности;
  • развитие психических познавательных процессов (внимание, память, воображение);
  • модель поведения в конфликтных ситуациях;
  • способы мотивирования подчиненных;
  • стиль руководства.

Сформулируйте рекомендации, способствующие более эффективному руководству организацией.

Объектом нашего исследования является директор небольшой фирмы по продаже промышленного оборудования ООО «ФПК ФОР-Электро», Максимов О.В.

Максимов О.В., 1968 года рождения, обладатель диплома о высшем медицинском образовании. Женат, имеет трех детей. Является директором фирмы ООО «ФПК ФОР-Электро» с 2006 года.

Олег Валерьевич является линейным руководителем и в его подчинении находятся 10 человек: 5 менеджеров по продажам, 1 бухгалтер, 2 грузчика, 1 водитель и 1 офис-менеджер.

Итак, Максимов О.В. обладает темпераментом холерика. Такой руководитель имеет авторитарный стиль управления, с высоким контролем и критикой в адрес сотрудников, допускающих ошибки. Позволяет себе вспыльчивость, может накричать на подчиненного.

Руководителю-холерику нравится, когда его подчиненные похожи на него. Если он сам проводит собеседование с кандидатами, то принимает на работу преимущественно холериков.

Холерик — активный и энергичный руководитель. Его подчиненные должны быть такими же. Он заядлый трудоголик, такой же преданности по отношению к работе требует от своих подчиненных. Он работает в высоком темпе, напряженно и интенсивно. Быстро анализирует информацию и принимает решения. Стремится к экономии рабочего времени, требует говорить лаконично и по существу. Постепенно большинство его подчиненных сами «ускоряются» и на работе становятся почти холериками. А те сотрудники, которые не смогли «ускориться», грустно говорят про своего руководителя: «Он за километр бежит впереди, а мы плетемся позади», — или увольняются. Постепенно происходит «стихийный отбор».

Исследуемый мною объект является экстравертом. Руководителям — экстравертам необходимо думать вслух; следовательно, их цели обычно становятся всеобщим достоянием. Конечно же, то, как именно экстраверт формулирует и объясняет свои цели, зависит от других его свойств. Рациональные экстраверты сразу решают, к каким целям следует стремиться, разъясняют эти цели всем окружающим и требуют, чтобы все приступили к достижению этих целей. Иррациональным экстравертам нужно обсудить цель, какая бы она ни была. Иногда в таких ситуациях подчинённым приходится попотеть, выясняя, какие именно задачи формулирует их начальник. Цели его могут меняться посреди недосказанной фразы — в процессе усовершенствования формулировок и обсуждения их с окружающими.

7 стр., 3279 слов

Лидерство: стиль, ситуация, эффективность

... руководитель ведет себя со своими подчиненными. Стиль руководства в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей ...

Максимов О.В. обладает очень высоким уровнем проявления организаторских способностей и коммуникабельности, такие люди испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Олег Валерьевич — это человек, который предпочитает в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивая свое мнение при достижении поставленных задач, чтобы оно было принято другими. Он может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать разные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает, и ищет такие дела, которые бы удовлетворяли его потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Силу воли Максимова О.В. можно оценить как среднюю. Если он столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Данное им слово сдержит, но лишние обязанности по доброй воле на себя не возьмет.

Противостояние стрессам происходит с переменным успехом. Он старается не давать себе мучиться понапрасну из-за житейских коллизий, но все-таки время от времени какая-то несчастная случайность заставляет его переживать и конфликтовать. Он искренен, но сдержан в своих эмоциональных проявлениях. Мало считается с мнением окружающих людей.

Рассматриваемый нами руководитель мотивирует своих подчиненных, направляя на обучение, тренинги, но только тех сотрудников, которые добились значительных результатов в работе, и чьи успехи получили признание сослуживцев. Также на предприятии существует система премирования (премия связана с личным вкладом работника в производство).

Максимова О.В. легко влечь в конфликтную ситуацию, за счет своей напористости и агрессивности он заставляет принять свою точку зрения.

К сильным сторонам нашего руководителя можно отнести, умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, зажечь и повести за собой окружающих. Недостатком является его отстранённость от технических аспектов производства и ориентация в первую очередь на людей.

Заключение

Для более эффективного руководства организацией необходимо создавать в коллективе благоприятный психологический климат, руководителю следует подбирать коллектив, где люди между собой совместимы по темпераменту (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик), опыту и возрасту с помощью собеседования, наблюдения, анкетирования и психологического тестирования; работать с мотивацией сотрудников (материальные и нематериальные поощрения, система санкций); самому быть ярким примером для подражания; ставить ясные задачи и контролировать их качественное выполнение; создать и поддерживать корпоративный дух (с помощью корпоративных праздников, фирменной формы и значков, хорошей репутацией фирмы и престижем работы именно в данной компании); давать возможность каждому реализоваться и оптимистичные перспективы на будущее; обеспечить нормальные условия труда.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/psihicheskie-protsessyi-svoystva-sostoyaniya/

1. Психология менеджмента: Учебник для вузов. /Под ред. Г.С. Никифорова.-3-у изд., доп. И перераб. — Спб.: Питер, 2009.;

6 стр., 2968 слов

Психологические аспекты деятельности сотрудника органов внутренних дел

... обязательной функцией правоохранительной деятельности. Сила воспитательного воздействия определяется поведением самого сотрудника правоохранительных органов, подающего пример того, как необходимо действовать и находить правильные решения в сложных и неожиданных ситуациях. Здесь работник органов правоохраны ...

2. Психология менеджмента: Учебное пособие. /Карпов А.В. — М.Гардарики,2009;

3. Шарипов Ф.В. Психологические основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов. — М.: Владос-Пресс, 2008