Понятие о профессии. Классификация профессий

Введение

В истории развития цивилизации разделение труда на профессиональные виды деятельности наблюдается уже до нашей эры в Египте, Древней Греции, Римской империи и других развитых государствах. Существенная дифференциация труда произошла в эпоху промышленной революции. Последующий научно-технический прогресс привел к значительному обновлению и увеличению номенклатуры профессий. В официальном справочнике США в 1965 г. в алфавитном порядке были приведены характеристики 21 741 профессии и около 40 000 специальностей. В Международный стандарт классификации профессий в 1988 г. было занесено 9333 профессии. Единый тарифно-квалификационный справочник объединяет около 7000 профессий и специальностей. Эти специальные документы отражают профессиональную ситуацию, сложившуюся ко времени их составления. Опубликованные же справочники в момент выхода их в свет уже нуждаются в корректировке, так как мир профессий весьма динамичен. Постоянно возникают новые профессии, содержание труда действующих профессий обновляется, отмирают профессии низкоквалифицированного труда, появляются совмещенные и интегрированные профессии и специальности.

Названия профессий часто отражают характер труда, сложившийся в предыдущие годы, десятилетия, века. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Отсюда возникает проблема нахождения психологических критериев, позволяющих объединить профессии в группы. Но главное, необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность.

Цели работы:

  1. Раскрытие смысла понятия «профессия».
  2. Рассмотрение особенностей трудовой деятельности в профессиях разного типа.
  3. Описание классификационных признаков профессий.

Задачи работы:

  1. Обобщить имеющиеся трактовки понятия профессии и дать определение профессии.
  2. Изучить типичные разновидности профессий в соответствии с классификациями, данными известными психологами.

В настоящее время наиболее известной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Евгением Александровичем Климовым (известным российским психологом, доктором психологических наук, специалистом в области психологии труда) в книге «Психология профессиональной деятельности», заслуживает внимание психологов работа Зеер Э.Ф. «Психология профессий», раскрыл суть профессии педагога Сосновский Б.А., Рофе А. И. «Экономика и социология труда». Однако можно назвать лишь единицы фундаментальных отечественных работ советского периода, посвященных труду, среди них монография Й.И. Чангли, учебное пособие К.А. Кирсанова, В.П. Буянова и Л.М. Михайлова; научное издание В.А. Каменецкого и В.П. Патрикеева, монография В.Н. Белкина и H.A. Белкиной.

5 стр., 2435 слов

Профессиональная деятельность психолога история и современность

... профессии «психолог» Профессия психолога многогранна. В зависимости от выбранной специализации и уровня решаемых профессиональных задач меняется как ее место в системе профессий, так и требования к специалисту. Например, в классификации профессий по целям профессиональной деятельности профессия психолога ...

1 Понятие о профессии

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дается множество толкований термина «профессия» (лат. Professio — основное занятие, специальность, отprofiteer — объявляю своим делом), который определяется как «основной род занятий трудовой деятельности»; «специальность, отдельная отрасль науки, техники, мастерства»; «сфера знаний, деятельности, работы»; «служба как источник заработка… качество, способ исполнения»; «обязанность… круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения»; «карьера … путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения».

Подобное разнообразие в трактовке, безусловно, свидетельствует не только о богатстве русского языка, но и отражает многоаспектность самого общественного явления. Основываясь уже на этом определении толкового словаря русского языка, можно сделать вывод, что профессией объединены люди, занятые данным видом труда, имеющие сходные знания, навыки и связанные с трудовой деятельностью интересы.

Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития»[1, с.174].

Обобщение имеющихся трактовок позволяет дать следующее определение.

Профессия — это исторически возникшая форма деятельности, необходимая обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

С точки зрения общества профессия — эта система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта. Профессия как социально зафиксированная область возможного осуществления трудовых функций существует в форме множества «трудовых постов», распределенных в обществе.

С точки зрения конкретного человека профессия — это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.

Таким образом, для человека профессия — это источник существования и средство личностной самореализации.

Профессию человека соотносят с занятием. Занятие — это тоже деятельность человека для поддержания своего существования, но обычно не главная, а побочная, не обязательно связанная с самореализацией.

Профессию по-разному сопоставляют со специальностью. С одной точки зрения специальность — это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами (например, человек по профессии инженер может иметь специальность инженер-исследователь, инженер-преподаватель).

5 стр., 2075 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... советских физиологов и психологов. Рефлекторная теория, признающая рефлекторную сущность деятельности нервной системы, основывается на трех ... и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших ... труде «Рефлексы головного мозга». Другой русский учёный И. П. Павлов построил на высказывании гениального соотечественника учение о высшей нервной деятельности. ...

С другой точки зрения специальность — это более общее понятие, чем профессия. Специальность определяется через предмет деятельности, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Профессия же — это деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственные продукты и средства, нормы. В рамках одной специальности, по мысли автора, реально существуют самостоятельные профессии; тогда деятельность специалиста определяется специальностью, профессией и должностью[2, с.49]. Профессия у человека обычно одна, так как она требует опыта и мастерства, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, добровольно искать новые сферы приложения своих возможностей.

Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного времени. Старение знаний, смена технологий, изменение потребностей общества в кадрах определенного профиля и квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде приводит к тому, что возникают и рождаются новые профессии, другие профессии преобразуются, третьи упраздняются, четвертые — объединяются с другими. Даже если сохраняется название профессии, ее фактическое содержание может меняться. Бывает, что человек в середине жизни начинает интересоваться профессией, которой в дни его молодости еще не было. Новые профессии возникают там и тогда, когда изменение, усложнение технологии производства создает несоответствие между ею как процессом и сложившейся прежде системой обслуживающих действий и деятельности; для устранения этого несоответствия образуется новая производственная функция, новое рабочее место, с новыми особыми характеристиками деятельности. Так начинается новая профессия.

Итак, понятие «профессия» сложно и многогранно и включает в себя организационно- производственную, социально-экономическую, учетно-статистическую, а также демографическую, медико-психологическую и другие составляющие. Иначе говоря, профессия выступает в одних случаях в сравнительно скромной роли единицы измерения, необходимой для статистических расчетов и сопоставлений, а в других — как форма труда, предпосылка и следствие его разделения, фактор экономического роста, важный элемент биографии человека. Отсюда — различные подходы, шкалы ценностей и критерии классификации профессий[5,с.127].

2. Классификация видов труда

Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление новых и отмирание старых видов трудовой деятельности. Этот процесс в значительной степени обусловливается и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик субъекта труда (самосознания, самоопределения молодежи и т.д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового процесса.

12 стр., 5657 слов

Роль темперамента и других психофизиологических качеств человека ...

... являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервной деятельности, а следовательно, темпераментов. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. 2. ...

В зависимости от основания классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и характеристика его субъекта.

При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий.

Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации. Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации[5, с.538].

2. По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды:

Совместная деятельность — это организованная система трудовой активности совокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельности, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все часто совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.

Итак, классификация на основании видов труда необходима для более ясного и системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности.

3. Классификация профессий

Во множестве любых вещей помогает разобраться классификация. Что же это такое?

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

32 стр., 15996 слов

Психология труда

... деструкций 25. Понятие психологии труда. Ее предмет, объект, задачи. 26. Понятие специальности, квалификации, должности и профессии. 27. Понятие труда и трудовой деятельности. 28. Понятие ... и удовлетворенность трудом. 13. Организация профориентационной работы 14. Основные отрасли психологии труда. Ее связь со смежными науками. 15. Основные сферы деятельности специалиста по психологии труда. 16. ...

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

Классификация профессий — объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).