Педагогическая антропология П.Ф. Лесгафта

Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения.

Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда.

Петр Францевич Лесгафт понимал антропологию как науку о человеке, которая рассматривает не только строение, развитие и отправление различных органов и тканей человека, но и влияние на него окружающей среды. Лесгафт писал: «Познать человека, направить и оценить его действия мы можем только тогда, когда, понимая строение его организма, мы хорошо будем знать влияние на него всех внешних условий, как физических, так и нравственных». Материалистическое понимание неразрывной связи человека с окружающей внешней средой, с воздействием этой среды на анатомическое строение органов и тканей и на их функцию составляло сущность нового, прогрессивного учения, получившего вскоре отражение в «функциональной анатомии», создателем и блестящем представителем которой явился Петр Францевич Лесгафт.

1. Биография Лесгафта П.Ф.

Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837г. В Санкт-Петербурге в семье ювелира немецкого происхождения, Франца Карловича Лесгафта. В январе 1848 г., после получения первоначального домашнего образования, Лесгафт был определен в первый класс в Петришуле — Главное немецкое училище св. Петра. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Заканчивал обучение Лесгафт в мужском отделении другого немецкого училища — Анненшуле.

Летом 1856 г. Лесгафт был зачислен в медико-хирургическую академию. Его поступление совпало с кардинальным положительным изменением в её управлении. По инициативе П. А. Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программы академии, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых. Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина, Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьёзной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.

В 1861 году Лесгафт заканчивает медико-хирургическую академию и получает серебряную медаль и звание врача. В 1865 году он получает звание доктор наук (медицины), и в 1868 году — доктор наук хирургии. С 1868 года Лесгафт — профессор государственного Казанского университета, с 1886 — профессор Санкт-Петербургского государственного университета — преподаватель анатомии человека. Лесгафт много занимался вопросами физического воспитания человека: в 1881 г. по инициативе Лесгафта были открыты курсы преподавателей гимнастики и фехтования для армии, с 1893 г. участвовал в работе Петербургского общества содействия физическому развитию. В 1893 году открыл Биологическую лабораторию. В 1896 г. добился открытия при Биологической лаборатории, Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования (Высшие курсы Лесгафта) — Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта. Умер П. Ф. Лесгафт недалеко от Каира, похоронен в Петербурге на Литераторских мостках. В знак признания заслуг Лесгафта установлен памятник перед учебным корпусом основанного им университета.

6 стр., 2573 слов

Учение и педагогическая деятельность П.Ф. Лесгафта

... Леонидович Грубор. 2. Учение П.Ф. Лесгафта о физическом образовании и его педагогическая деятельность Создание отечественной системы физического образования неразрывно связано с именем Петра Францевича Лесгафта. Петр Францевич Лесгафт (1837-1909) вошел в историю ...

2. Исследования и педагогическая деятельность

Физиолог и психолог, ученый и педагог, П. Ф. Лесгафт задался целью создания целостного антропологического основания педагогической науки. Исследования, проводимые им в области психофизиологии и детской психологии, натолкнули его на идею необходимости такого обоснования. Ученый полагал, что нужны как эмпирические исследования человека во всех его проявлениях, так и теоретико-философские размышления о его природе. И то, и другое вносит вклад в формирования целостного и системного взгляда на человека, его сущность и смысл его существования.

П. Ф. Лесгафт заявлял о необходимости создания антропологии как целостного учения о человеке. Педагогика без такого целостного взгляда на человека невозможна как наука. «…Всего плодотворнее будет деятельность того педагога, которому доступны всестороннее понимание ребенка и связь наблюдаемых у него проявлений. Задачи воспитания и образования становятся общими — содействовать возможно большей сознательности в проявлениях и действиях молодого человека и устойчивости нравственного его характера».

В педагогику П. Ф. Лесгафта прочно входит понятие «личность». Основной целью воспитания, по мнению педагога, является формирование личности человека. При этом процесс развития личности должен рассматриваться как установление гармоничных отношений между всеми аспектами бытия человека: его телесной, психической и духовной природой. Так, физическое развитие в значительной мере обуславливает интеллектуальное. От умственного развития ребенка зависит его нравственное и эстетическое развитие.

Большая часть педагогического наследия П. Ф. Лесгафта посвящена вопросам физического развития и воспитания ребенка. Опираясь на научные достижения в области физиологии и психофизиологии конца XIX — начала XX вв., педагог разработал принципиально новую систему физического воспитания школьников. Одна из основных идей, положенных в основу данной системы, заключается в том, что в процессе физического воспитания должны развиваются не только телесные силы ребенка, но и его психика. Умение осознавать свои внутренние состояния, анализировать процесс совершаемой деятельности, формирование пространственных и временных представлений, выработка таких свойств характера, как активность, целеустремленность, настойчивость — все это, по мнению П. Ф. Лесгафта, является задачами физического воспитания. Основа такого вывода — представления об «идеальном человеке», как гармонично и всесторонне развитой личности. Для педагога развитие тела, психики, нравственных и эстетических представлений — единый процесс.

14 стр., 6736 слов

Особенности физического воспитания детей в условиях семьи

... развитие речи. Цель работы - раскрыть основные особенности физического воспитания детей в условиях семьи. Объект исследования - особенности физического воспитания. Предмет исследования - основные средства и формы физического воспитания, которые могут быть применены в семье. Задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть основные особенности физического воспитания. 2. Обосновать роль семьи в воспитании ...

Исследования П. Ф. Лесгафта показали тесную связь между физическим и психическим развитием ребенка, доказали необходимость того и другого как целей воспитания. Ученый придавал большое значение и развитию нравственной сферы личности ребенка, справедливо полагая, что в своем развитии личность должна достигнуть некоторого гармоничного состояния.

Естественнонаучное антропологическое основание педагогики, может сыграть важную роль в развитии современных педагогических представлений и в реализации их на практике. Изучение анатомии, физиологии, психологии ребенка позволяет строить педагогический процесс в соответствии с закономерностями развития «предмета воспитания» — человека. Результаты изучения биологических, психологических и социальных факторов развития детей заложили основы научной педагогики, что привело к возникновению педагогических концепций в России начала XX в.

Вместе с тем можно отметить, что светский вариант педагогической антропологии не включал исследование духовного измерения человека. И хотя в этих педагогических концепциях есть признание необходимости и важности воспитания в сфере духа, признание роли религии в становлении человека, всё же этому отводилось незначительное место в целостном педагогическом процессе. В дальнейшем в развитии российской педагогики тенденция естественнонаучной трактовки природы человека возобладала.

2.1 Природосообразность воспитания в раннем возрасте

Обыкновенно, — писал он, — приучают ребенка к искусственному прибавочному раздражению с самого появления его на свет и этим содействуют понижению его впечатлительности и препятствуют нормальному ходу его развития. Младенца носят на руках, его укачивают, поют ему однообразные напевы, целуют, подделываются под произносимые им звуки — все это является искусственными раздражителями, которые доводят его до утомления. Детей водят по театрам и различным публичным зрелищам и собраниям, даже устраивают особенные детские балы, для которых их украшают роскошной одеждой и тем приучают к роскоши и соревнованию. В результате дети оказываются вялыми, апатичными, безучастными к занятиям в школе. Чем сильнее возбудители, тем более притупляется и понижается впечатлительность ребенка, в результате оказывается нужно постоянно увеличивать возбудитель, чтобы получать необходимый эффект. «… Чтобы возбудить… пониженную впечатлительность, — писал Лесгафт, — необходимо прибегать к более сильным раздражителям, причем ощущение будет расти не в такой прогрессии, как раздражение, а гораздо медленнее; очень же сильное и неожиданно действующее раздражение может совершенно уничтожить способность воспринимать впечатления или даже разрушить аппарат, служащий для восприятия раздражения».

2.2 Школьные типы

В своем труде «Школьные типы П. Ф. Лесгафт показал, как часто в условиях семейного воспитания уродуется личность ребенка, как уже в дошкольные и ранние школьные годы формируются разные отрицательные типы детей:

9 стр., 4401 слов

Этапы психического развития ребенка. Воспитание и обучение ребенка ...

... вписываются в свойства взрослого человека: его лица, голоса, движений. Можно сказать, что это показатель развития эмоциональной сферы ребенка. Наказание и одобрение для маленького ребенка заключены не в словах ... месяца - это один из первых этапов жизни человека, когда можно говорить о появлении внутреннего мира и своеобразном отличии внутреннего мира ребенка от мира взрослых. На рубеж третьего ...

  • лицемерный тип;
  • мягко забитый тип;
  • злобно забитый тип;
  • угнетенный тип;
  • честолюбивый тип;
  • По его мнению, проявление того или иного типа — прямое следствие влияний семенной жизни: «Ребенок не родится лицемером, а становится таковым в семье, не приучаясь рассуждать и не получая понятия о правде; он не появляется на свет честолюбивым, а таким делается постоянными поощрениями и восхищением его действиями и способностями».

Рисуя школьные типы детей, Лесгафт показал все многообразие и богатство психических особенностей детей разных возрастов и общественных классов.

2.3 Семейное воспитание

П. Ф. Лесгафт считал, что различные типы детей возникают, прежде всего, в условиях их семейной жизни и воспитания. В своей книге «Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: «щадить личность своего ребенка», показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей. П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребенка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. «Во время семейного периода жизни ребенка, — писал Лесгафт, — складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании». П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых.

Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. «Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип, — писал Лесгафт. — Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией». Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли «жить жизнью ребенка», Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.

21 стр., 10179 слов

Антропологический подход к воспитанию личности ребенка

... разрабатывал антропологические основы воспитания П.Ф. Лесгафт. В основу теоретической педагогики Лесгафт положил антропологический принцип, целью которого было выяснение для педагога значения личности ребенка как самой ... доказательства могущественной силы воспитания. Такой синтез был особенно необходим для нового подхода к самому развитию, взаимосвязь физического, умственного и нравственного ...

2.4 Физическое воспитание

Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии — о единстве формы и функции, — Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, «направленным упражнением», на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе педагогической системы П. Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека. При этом он постоянно подчеркивает важность рационального сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. «Необходимо, — писал П. Ф. Лесгафт, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Так же, как и И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных возможностей школьников. Поэтому, по его мнению, «школа не может существовать без физического образования; физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями». Используя при этом термин «образование», П. Ф. Лесгафт понимает его шире, чем мы это делаем сегодня.

Образование у П. Ф. Лесгафта — это воспитание, формирование личности человека, а физическое образование — целенаправленное формирование организма и личности под воздействием как естественных, так и специально подобранных движений, физических упражнений, которые с возрастом постоянно усложняются, становятся напряженнее, требуют большой самостоятельности и волевых проявлений человека. Учебно-воспитательный процесс физического воспитания П. Ф. Лесгафт определял как объект социально-научного исследования, как часть созданной им общей теории физического образования. Он считал важной целью физического образования умение сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично». Впервые в России П. Ф. Лесгафт научно обосновал необходимость использования методов слова и показа. Учитывая уровень преподавания гимнастики в школах того времени, он не отрицал показ, но считал, что метод этот надо использовать тогда, когда двигательное действие уже осознано занимающимися. Все ученики должны выполнять упражнения осознанно, а не механически. Это возможно при четком и кратком объяснении упражнения. Большое внимание П. Ф. Лесгафт обращал на содержание физического образования, на использование упражнений и игр как метода познания. Он классифицировал физические упражнения по четырем основным группам:

  • простые упражнения в движениях головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;
  • упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, лазании, удержании равновесия;
  • упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;
  • систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах.

Заключение

В методике вся суть воспитательного и школьного дела- пишет Лесгафт. — «Единственной опорой педагогики, может быть антропология. Без изучения и понимания общих истин, лежащих в основании постройки и отправлений молодого организма, немыслимо воспитание; а всякая истина, добытая при этом изучении, непременно явится самым драгоценным вкладом в педагогику и будет содействовать уменьшению произвола и большей неприкосновенности-личности ребенка. Необходимо, что бы с малолетства человек приучался к признаю личности и к уважению ее неприкосновенности; всего яснее он поймет значение личности в том только случае, если он сам от близких людей не подвергался личным оскорблениям или произволу, а приучался рассуждением отдавать себе отчет во всех своих действиях, относящихся к личности других».

9 стр., 4137 слов

Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение

... личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, ... закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования – изучает и ...

Лесгафт не употребляет термина «педагогическая антропология». Он говорит о необходимости применения антропологии и антропологических наук в деле воспитания, об антропологии как опытной базе, науки о воспитании, основе педагогики. Тем не менее взгляды его соотносятся со взглядами Ушинского и составляют основу гуманной педагогики.

Антропологические знания, отраженные в педагогической концепции П. Ф. Лесгафта, имеют значение и для построения гуманного, личностно ориентированного педагогического взаимодействия. Кроме того, они предоставляют возможность воплотить в жизнь принцип самостоятельности и активности воспитуемых, сделать содержание образования и используемые методы максимально приспособленными к природе и сущности человека и в связи с этим общество гармоничным, здоровым и процветающим в экономическом и общекультурном отношении.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/pedagogicheskaya-antropologiya-p-f-lesgafta/

1. Лесгафт П.Ф. Избранные труды по анатомии. М., 1968.

2. П. Ф. Лесгафт о семейном воспитании // Педагогика. — 2002. — № 10. — С. 76 — 79.- 0, 3 п. л.

3. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / сост. И.Н. Решетень.- М., 1990.

4. Лесгафт П.Ф. Избранные труды по анатомии. М., 1968.

5. Лесгафт П.Ф. Школьные типы. Семейное воспитание ребенка и его значение. (Антропологический этюд).

Часть 2. — СПб, 1890.

6. Коджаспирова Г.М. «Педагогическая антропология»

7. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Уч. Пособие для студ. высш. пед. уч. Заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. Центр «академия», 2004.

8. Памяти П. Ф. Лесгафта. Сборник статей. Под редакцией Медынского Е. Н. — М: ФиС, 1947.

9. Ша Бунин А.В. «Лесгафт в Петербурге». 1989 год издания.

10. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1333/