Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста


Огромная сила музыки заключается в её способности эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, особенно в его детские годы. У детей в процессе овладения музыкальной культурой формируются определённые качества личности, при этом необходимо учитывать их возрастные особенности, возрастную динамику интеллектуального и эмоционального развития личности ребёнка. В детском возрасте остро проявляется потребность, которую психологи обозначают как «потребность в эмоциональном насыщении», в особенности при восприятии произведений искусства, музыки. Это естественная потребность детей в смене эмоциональных состояний, в желании пережить разнообразную гамму эмоциональных состояний, испытать новые яркие чувства.

Музыкальное воспитание и образование ставит своей целью и задачей развитие в человеке эмоциональной сферы, учит тонкости и разнообразию переживаний, формируя при этом образно-эмоциональное мышление и систему эстетических ценностей.

Для музыкальной педагогики особое значение имеет знание об особенностях эмоциональной жизни детей, т.к. там естественно выражаются определённые качества личности, заложен потенциал её развития.

Музыкальные занятия в детском саду — это, прежде всего, общение детей с музыкальным искусством. Поэтому восприятие музыки, эмоциональный характер проведения всех форм и видов занятий определяет педагогическую задачу музыкальных занятий в детском саду. В системе «музыка — музыкальный руководитель — дети» руководитель является творческим посредником между музыкальным искусством и детьми. Он помогает своим детям выявить связь музыки с жизнью, развивать музыкальное восприятие, ощутить навыки выразительного исполнения.

Творческий характер деятельности музыкального руководителя, духовного контакта с детьми, благодаря которому наиболее полно реализуются воспитательные задачи, наиболее успешно протекает процесс развития личности каждого ребёнка. Высокий профессиональный уровень музыкальной и педагогической подготовки, обширные знания в области детской и музыкальной психологии позволяют музыкальному руководителю использовать не только известные способы организации занятий, но и находить новые, обогащая тем самым опыт проведения музыкальных занятий в детском саду.

Существует огромное количество современной и классической музыки разных жанров и направлений. Везде присутствует как хорошая музыка, так и не достойная детского внимания. И эта музыка должна быть как высокохудожественной, так и доступной для детей.

18 стр., 8884 слов

«Проблеммы воспитания одаренного ребенка в детском саду ...

... в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в ... например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ... в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания. Задатки и ... личности. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека как психологических свойств личности. ...

Цель исследования:, Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза исследования:

  • определены особенности музыкального воспитания дошкольников;
  • выявлены критерии развития музыкальных способностей детей;
  • разработана система музыкальных занятий в соответствии с возрастными особенностями детей с использованием музыкально-дидактических игр и пособий;
  • предложены методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи :

  • Раскрыть понятие «музыкальное воспитание детей раннего возраста»;
  • Выявить особенности воспитания детей раннего возраста;
  • Выявить особенности игровой деятельности детей раннего возраста как основа музыкального;
  • Разработать методики диагностики выявления уровня сформированности эмоциональной отзывчивости;
  • Провести опытно-экспериментальное исследование, проанализировать и обобщить результаты.

Методы исследования:, База исследования:

Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности [2, с.58].

Современная система музыкального воспитания выдвигает на первый план задачу формирования музыкальной культуры личности. Оно представляет собой форму отражения музыкальной действительности — совокупность социально — психических процессов, с помощью которых происходит постижение музыкальных произведений, и своих собственных впечатлений от них.

Образование музыкальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи, ее выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием специальных музыкальных способностей, к которым относятся музыкально-слуховые представления, музыкальный слух в широком понимании, музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художественным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню как общего, так и собственно музыкального воспитания дошкольника [10, с.14].

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. В концепции Л.С. Выготского центральной функцией дошкольного возраста является память исследования же ближайшего ученика Л.С. Выготского — А.В. Запорожца — красноречиво свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции [2, с.33].

6 стр., 2920 слов

«Основные понятия музыкальной педагогики» методическая ...

... и воспитания. Это результаты исследований научно-исследовательских институтов, лабораторий, учёных, работающих над усовершенствованием и улучшением решения проблем музыкального обучения и воспитания. Музыкальная педагогика, как отрасль педагогической науки, ...

Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии.

Немаловажную роль в успешности работы по музыкальному воспитанию играет заинтересованное отношение самого ребенка к музыке и музыкальным занятиям.

Развитие интереса к музыкальному искусству начинается с раннего возраста и продолжается долгие годы. Этот процесс проходит разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. По отношению к детям дошкольного возраста еще нельзя говорить о подлинно продуктивном и исполнительском творчестве, речь идет о предпосылках к его формированию. Для формирования творческой личности средствам музыкального искусства необходимо в первую очередь развить у ребенка чувство сопричастности к музыкальным звучаниям, воспитать устойчивый интерес к музыке, стремление к ее пониманию.

Через увлеченность музыкой, творческой деятельностью под руководством педагога у детей формируется интерес к жизни, познаванию ее явлений, развивается художественно-образное мышление, способность эстетического созерцания. Интересы ребенка данного возраста распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий [7, с.65].

музыкальное воспитание игровой педагогический

Научить маленького ребенка чему-то можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требует от него воспитатель. «Воспитание, понимаемое в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка», — писал Л.С. Выготский. Перед педагогом стоит задача не только использовать уже сложившийся у дошкольника мотивационно-эмоциональный опыт, но и воспитывать новые чувства, новые потребности и интересы.

Сущность развития ребенка заключается в его поэтапном проникновении в человеческую культуру через слова — понятия, через развитие возможности взаимодействовать с окружающим миром всеми существующими в культуре способами, в том числе и музыкальными. Дошкольный возраст — возраст образных форм сознания, сенсорных эталонов. Музыкальная деятельность, как самая эмоциональная, наиболее глубоко содействует развитию ребенка несмотря на то, что ее средства и логику действий ребенок открывает вместе со взрослыми. Поэтому в музыкальном воспитании дошкольника исключительно важна грамотная организация восприятия музыкальных произведений. Каждый ребенок по-своему переживает разнообразные музыкальные состояния. Обучение необходимо строить как совместную художественно-творческую деятельность педагога и ребенка на основе логического разнообразия личностных отношений детей к исполняемому.

Наиболее существенными особенностями музыкального воспитания являются [2, с.58]:

  • Слуховое ощущение, музыкальный слух.
  • Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.
  • Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.

В воспитании и развитии дошкольника значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам — способности слышать звуки, соотносить их с источником, различать их по тону, тембру, окраске, сравнивать одни звуки с другими и т.д. Очень важно воспитать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке.

6 стр., 2575 слов

Государственная политика защиты детей в годы советской власти

... в эти годы, главной формой призрения детей-сирот являлись детские дома. Чаще всего они были смешанными, так как в них воспитывались малыши - дошкольники и ребята школьного возраста. Созданные в первые годы советской власти ... ухода, постоянного общения с матерью. У ребенка существует настоятельная потребность в общении, и в первые месяцы жизни его развитие зависит от общения со взрослыми. Практика ...

Таким образом, ребенок дошкольного возраста при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок как в общем, так и в музыкальном воспитании которое происходит:

  • В области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям;
  • В области ощущения, восприятия и слуха — от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
  • В области проявления отношений — от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
  • В области исполнительской деятельности — от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. В активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют,

В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т.п.

Условные, т.е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, — сосательный — на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т.п.).

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М. Горького о литературе, то можно сказать: «Детям следует играть музыку так же, как и взрослым, только лучше».

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний — динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно — достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, регулировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.

Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.

В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером — все это являются огромным развивающим потенциалом.

В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого ребёнка, с которым не играли бы в «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «По кочкам, по кочкам» и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры «Кулачки», «Дружно поднимаем ручки» помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.


Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей способность эстетически воспринимать музыку. Музыкальная деятельность дошкольников — это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.


С целью изучения на практическом уровне условия формирования эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста, в настоящей работе было проведено эмпирическое исследование на базе МАДОУ ЦРР «Улыбка» № 7 г. Бирска. В рамках работы были выбраны две группы испытуемых, в которые вошли воспитанники данного учреждения в возрасте от 2 до 3 лет. Общее количество выборки составило 20 детей. Характеристика выборки представлена в таблице 2.1.1 В программу развития воспитанников первой группы предполагалось включение дополнительных занятий по разработанной нами программе. (Приложение А).

Таблица 2.1.1

Характеристика выборки исследования

п/н

Показатели возрастной группы

Возраст

Кол-во воспитанников

Мальчики

Девочки

1

Экспериментальная группа (10 чел.)

2-3 года

7

3

2

Контрольная группа (10 чел.)

2-3 года

4

6

Общее кол-во:

10

10

Всего:

20

В рамках исследования были подобраны две методики диагностики детей раннего возраста, которые направлены на выявление уровня их эмоциональной отзывчивости: дидактические игровые ситуации «Быстро — медленно, громко — тихо» и «Отгадай, какой это музыкальный инструмент». Рассмотрим подробнее организацию каждой методики.

1. Дидактическая игровая ситуация «Быстро — медленно, громко — тихо».

Цель данной методики — изучение особенностей восприятия детьми темпа звучания через различение движений со сменой быстрого и медленного темпов и изучение восприятия интенсивности звучания и изменения характера движений в соответствии с ним.

Во время проведения методики используется следующее оборудование: магнитофон, аудиозапись с контрастными фрагментами музыки.

Процедура диагностирования эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста по методике «Быстро — медленно, громко — тихо» имела следующее содержание: детям предлагается потанцевать под музыку. Особенно подчеркивается, что танцевать нужно так, как подскажет музыка. На быструю музыку дети могут бегать, быстро передвигаться, на медленную — выполнять плавные, не резкие движения. Когда звучит громкая музыка, дети могут бегать, прыгать, громко хлопать в ладоши, когда зазвучит тихая музыка — дети идут на носочках, тихонечко, осторожно. Дается установка — слушать музыку внимательно.

Полученные результаты данной методики оценивались по трехуровневым показателям: «высокий», «средний» и «низкий».

Высоким, считался уровень, когда ребенок, не медля сменяет быстрые движения на медленные, быстро и правильно реагирует на смену музыкальных фрагментов, самостоятельно выполнят задание, проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку.

К среднему уровню относились такие показатели, когда ребенок сменяет характер движения через 2-3 секунды после начала звучания нового музыкального фрагмента, смотрит на выполнение задания другими детьми, копирует их, репродуктивно выполняет поставленную перед ним задачу, несамостоятелен, иногда требуется подсказка взрослого.

Низкий уровень характеризовался тем, что ребенок не справляется с заданием, не меняет характер движений, не реагирует на смену музыкальных фрагментов.

2. Дидактическая игровая ситуация «Отгадай, какой это музыкальный инструмент».

Целью второй методики являлось изучение восприятия тембра музыкальных звуков.

Использовался следующий диагностический материал: музыкальные инструменты (дудочка, погремушка, барабан, колокольчик, гармошка), ширма, изображения музыкальных инструментов.

Процедура диагностирования по данной методике имела следующее содержание: детям предлагается отгадать, что за музыкальный инструмент звучит. За ширмой разложены музыкальные инструменты, которые не видны детям. На ширме располагаются изображения этих инструментов. Педагог воспроизводит звук на каком-либо музыкальном инструменте и спрашивает у воспитанников: «Какой музыкальный инструмент звучит?» или «На каком музыкальном инструменте я играю?».

Полученные результаты данной методики оценивались по следующим показателям (см. таблица 2.1.2):

Таблица 2.1.2

Оценка результатов диагностирования эмоциональной отзывчивости по методике «Отгадай, какой это музыкальный инструмент»

Уровень

Баллы

1

Высокий уровень

1,5 — 2

2

Средний уровень

0,5 — 1

3

Низкий уровень

0

В дополнение к таблице 2.1.2, отметим, что 1 балл мы присваивали ребенку в том случае, если он правильно называл музыкальный инструмент. 0,5 балла — если ребенок, сомневаясь, показывал на картинку с изображением звучащего музыкального инструмента или со второй попытки показывал правильно, называл его с подсказкой.0 баллов — если ребенок не назвал музыкальный инструмент и не смог показать его на картинке или показал неправильно.

Исследование проводилось в период с 03.09.15 г. по 10.12.15 г. и состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Констатирующий этап имел организационно-подготовительный характер. Велась подборка групп испытуемых, были подобраны и подготовлены методики диагностики, в соответствии с критериями исследования. Проводился первичный сбор эмпирического материала у исследуемых групп (20 детей), посредством выбранных методик.

Формирующий этап предусматривал внедрение в практику работы ДОУ системы занятий по разработанной нами программе. Занятия проводились в непринужденной игровой форме в соответствии с возрастными особенностями детей. Программа имеет уклон на музыкальное воспитание детей раннего возраста посредством разнообразных занятий (см. Приложение А).

Контрольный этап предполагал контрольный сбор эмпирического материала у исследуемых групп по тем же параметрам. Был проведен сравнительный качественный и количественный анализ результатов диагностического материала, полученный в процессе сбора. Были подведены соответствующие выводы.

В результате первичного сбора эмпирического материала посредством двух методик диагностики уровня эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста (20 человек), были получены следующие данные в экспериментальной группе (таблица 2.2.1):

Таблица 2.2.1

Средние показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной группе

Название методики

Средние показатели (в %)

Высокий

Средний

Низкий

1

«Быстро — медленно, громко — тихо»

20

50

30

2

«Отгадай, какой это музыкальный инструмент»

50

50

Результаты контрольной группы представлены в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2

Средние показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе

Название методики

Средние показатели (в %)

Высокий

Средний

Низкий

1

«Быстро — медленно, громко — тихо»

30

50

20

2

«Отгадай, какой это музыкальный инструмент»

10

50

40

Как видно из таблицы 2.2.1 и таблицы 2.2.2, в результатах экспериментальной и контрольной группы преобладают средние результаты по обеим методикам (50%).

По первой методике в экспериментальной группе 20% детей имеют высокие результаты, в контрольной группе — 30% (показатель выше на 10%).

Низкий уровень в экспериментальной группе имеют 30% детей, в контрольной — 20%. По второй методике в экспериментальной группе у детей не было выявлено высоких результатов. В контрольной данный показатель равен 10%. Низкие результаты в экспериментальной группе выявлены у 50% детей, в контрольной — у 40%. Отметим, что в целом, уровень эмоциональной отзывчивости в контрольной группе выше, чем в экспериментальной.

На следующем этапе эмпирического исследования в экспериментальной группе воспитанников МАДОУ ЦРР «Улыбка» № 7 г. Бирска была проведена система развивающих занятий.

Опишем содержание методики по предложенной нами программе (см. Приложение А).

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществлялось на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия — основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.

Музыкальное занятие с детьми раннего возраста по данной программе имеет четкое построение. Предложенная программа состоит из семи разделов. Рассмотрим каждый раздел отдельно:

. Приветствие. Значение приветствия на занятии очень важно и методически оправданно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создаст атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия, Одновременно решаются педагогические задачи — воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. В непринужденной игровой ситуации осуществляются и музыкально-ритмические задачи: у детей развиваются чувство ритма, артикуляция, мелодический, динамический, тембровый и звуковысотный слух, интонационная выразительность, музыкальная память, певческий диапазон и умение владеть своим голосом. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить.

. Музыкально-ритмические движения. Музыкально-ритмические упражнения направлены на то, чтобы лети научились согласовывать свои движения с характером музыки, умели отражать в движении музыкальные образы, эмоционально отзывались на музыку, ориентировались в Пространстве, координировали свои движения. В этот раздел включено два вида движений: общеразвнвающие (ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук) и танцевальные (полуприседания, хороводный шаг, поскоки, притопы и т.д.) Все эти движения в дальнейшем используются в играх, плясках, хороводах. Для того чтобы дети могли легко освоить то или иное движение, необходимо выполнять определенную последовательность и вариативность разучивания, которая заинтересовывает детей и помогает им справиться с заданием

Развитие чувства ритма. Музицирование. Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Вез ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является Основой детскою музицирования. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуковысотиый слух.

. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребенка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. Дети учатся рассказывать выразительно, эмоционально. При проговаривании потешки разными голосами (кислым, замерзшим, низким, хриплым, писклявым и т.д.) у ребенка развиваются звуковысотиый слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Расширяются представления об окружающем мире (каждая потешка несет в себе полезную информацию).

Придумывая сюжетные линии для персонажей раскраски, дети развивают мыслительное творчество, Раскрашивая рисунки, дети (через цветовую гамму) выражают свое эмоциональное и психологическое состояние. Напряженный мыслительный процесс происходит тогда, когда ребенок, рассматривая изображения рук, пытается ассоциировать их с определенной потешкой. Развиваются интерес к театрализованной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотностн, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

. Слушание музыки. Слушание музыки в детском саду — очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры, Реализовать эту цель помогает правильный, грамотный, доступный детскому восприятию отбор произведений. Учитывая, что одной из задач программы является знакомство с мировой музыкальной культурой, в репертуар включены произведения музыкальной классики (отечественной и зарубежной) н народной музыки. Для лучшего восприятия необходимо подбирать характерные музыкальные произведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской. К каждому музыкальному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование аудиозаписей, а также видеоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому восприятию глубже прочувствовать характер, особенности произведения. Показательно, что один из самых сложных разделов «Слушание музыки» — является у детей любимым.

. Распевание, пение. Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для тою чтобы не акцентировать внимания детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечеткое произношение, гудение), им предлагаются несложные, веселые песенки-распевки; дети могут сами себе подыгрывать на музыкальных инструментах. Песни для детского исполнения должны быть доступны по содержанию, мелодически ярко окрашены, в нужном диапазоне. Текст песен не должен сухо заучиваться на занятиях Это должно происходить непроизвольно. Для запоминания рекомендуются различные игровые приемы. Дети должны уметь петь сольно, хором, ансамблем, «цепочкой», с музыкальным сопровождением и без инструмента, «по ролям» (когда песня хорошо выучена), открытым и закрытым звуком. Очень эффективный прием поочередного пения: запев пост педагог, припев — дети, запев исполняют солисты (несколько детей), припев — все дети и т.д. Немаловажное значение имеет использование песен в самостоятельной деятельности детей вне занятий.

. Пляски, игры, хороводы. Основная цель этого раздела в занятии — дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринужденной атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В игре должен присутствовать элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, куклы, матрешки и т.д.) исполняет воспитатель или ребенок старшего возраста (у маленьких детей).

В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу педагога и под его пение, так как иногда бывает затруднительным для них одновременно двигаться и выполнять движения. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения, но детские идеи, фантазии должны непременно находить свое место в них. Танец всегда был и остается любимым занятием детей. Он занимает особое место в их жизни. Танец и развлекает, и развивает ребят. Плавные, спокойные, быстрые или ритмичные движения под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через танец дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. Танцы для детей — это особый вид деятельности, дети не обладают хореографической пластичностью, ведь выразительным танец может стать тогда когда человек осознает характер музыки, может выразить посредством движения мысли, чувства переживания. Танцы могут быть разные: народные, характерные, бытовые, бальные, сальные, массовые. Движения очень простые: хлопки, подскоки, кружение. Красоту детскому танцу придают музыкальное оформление, идея танца, оригинальные переходы и перестроения и непосредственность исполнения.

Контрольная группа занималась по обычной программе дошкольного учреждения. На третьем этапе была проведена повторная диагностика, с целью отслеживания динамики уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста.

Итак, на третьем этапе эмпирического исследования была организована повторная диагностика уровня эмоциональной отзывчивости в обеих испытуемых группах. Результаты экспериментальной группы представлены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1

Средние показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента

Название методики

Средние показатели (в %)

Высокий

Средний

Низкий

1

«Быстро — медленно, громко — тихо»

40

50

10

2

«Отгадай, какой это музыкальный инструмент»

30

60

10

Результаты контрольной группы представлены в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2

Средние показатели уровня развития эмоциональной отзывчивости контрольной группы на контрольном этапе эксперимента

Название методики

Средние показатели (в %)

Высокий

Средний

Низкий

1

«Быстро — медленно, громко — тихо»

20

60

20

2

«Отгадай, какой это музыкальный инструмент»

20

40

40

Сравнение обеих групп по первой методике до и после проведенного обучения наглядно представлено на рисунке 2.3.1.

 дидактическая игровая ситуация отгадай 1

Рис .2.3.1 Сравнение показателей уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста по первой методике

Сравнение обеих групп по второй методике до и после проведенного обучения наглядно представлено на рисунке 2.3.2.

 дидактическая игровая ситуация отгадай 2

Рис. 2.3.2 Сравнение показателей уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста по второй методике

Итак, в рамках исследования было проведено сравнение первичных показателей обеих групп с показателями повторной диагностики. Разберем их по отдельным критериям и рассмотрим подробнее.

. Рассмотрим результаты по первой методике. Как видим на рисунке 2.3.1, в экспериментальной группе средний показатель высокого уровня развития эмоциональной отзывчивости вырос с 20% до 40% (то есть, повысился на 20%).

Показатель среднего уровня не изменился (50% до и после).

Показатель низкого уровня изменился с 30% на 10%. То есть, видна положительная динамика развития.

В контрольной группе показатель высокого уровня, наоборот, снизился с 30% до 20%. Показатель среднего уровня изменился с 50% до 60% (то есть, повысился на 10%).

Показатель низкого уровня не изменился (20% до и после).

В целом, мы можем констатировать, что в экспериментальной группе значительно видна положительная динамика показателей уровня развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста, по сравнению с контрольной группой, где показатели ниже и практически не видна их динамика в положительную сторону.

. Рассмотрим результаты по второй методике. Как видим на рисунке 2.3.2, в экспериментальной группе средний показатель высокого уровня развития эмоциональной отзывчивости изменился от 0% до 40% (то есть увеличился на 40%).

Средний показатель также увеличился с 50% до 60%. И низкий показатель, наоборот, уменьшился с 50% до 10%.

В контрольной группе динамика результатов не так значительна, как в экспериментальной. Показатель высокого уровня вырос с 10% до 20%, среднего уровня с 50% до 40% (то есть, наоборот, снизился).

Показатель низкого уровня остался неизменным — 10% до и после.

Таким образом, по обеим методикам положительная динамика средних показателей в экспериментальной группе оказалась значительно выше. А это значит, что занятия по программе с уклоном на музыкальное развитие и воспитание положительно влияют на развитие у детей уровня эмоциональной отзывчивости.

В результате проведенного эмпирического исследования, были получены следующие результаты.

После проведенных занятий в экспериментальной группе по разработанной программе была выявлена положительная динамика в данной группе. При сравнении показателей до и после по первой методике, мы выявили, что средний показатель высокого уровня развития эмоциональной отзывчивости вырос с 20% до 40% (то есть, повысился на 20%).

Показатель среднего уровня не изменился (50% до и после).

Показатель низкого уровня изменился с 30% на 10%. По результатам второй методике мы также можем сказать о положительном влиянии обучения. В экспериментальной группе средний показатель высокого уровня развития эмоциональной отзывчивости изменился от 0% до 40% (то есть увеличился на 40%).

Средний показатель также увеличился с 50% до 60%. И низкий показатель, наоборот, уменьшился с 50% до 10%.

Контрольная группа занималась по обычной программе дошкольного учреждения. Были выявлены следующие результаты: в данной группе по первой методике показатель высокого уровня, наоборот, снизился с 30% до 20%. Показатель среднего уровня изменился с 50% до 60% (то есть, повысился на 10%).

Показатель низкого уровня не изменился (20% до и после).

По второй методике, показатель высокого уровня вырос с 10% до 20%, среднего уровня с 50% до 40% (то есть, наоборот, снизился).

Показатель низкого уровня остался неизменным — 10% до и после.


В результате теоретического и практического исследования проблемы музыкального воспитания детей раннего возраста, нам удалось сформулировать соответствующие выводы.

. В соответствии с задачей исследования, нами было раскрыто понятие «музыкальное воспитание детей раннего возраста»: это такая система воспитания и развития, которая связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Система музыкального воспитания выдвигает на первый план задачу формирования музыкальной культуры личности. Оно представляет собой форму отражения музыкальной действительности — совокупность социально — психических процессов, с помощью которых происходит постижение музыкальных произведений, и своих собственных впечатлений от них.

2. Были выявлены особенности воспитания детей раннего возраста. Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

3. Были выявлены особенности игровой деятельности детей раннего возраста как основы музыкального. Музыкальная деятельность малышей — это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него — и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима. Игра — это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.

. В настоящем исследовании разработаны две методики диагностики выявления уровня сформированности эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста. Данные методики были применены в настоящем эмпирическом исследовании.


1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 127 с.

2. Баталина Е.К. Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура / Е.К. Баталина. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. — с.229.

. Беляева Л.Г. Русская народная музыкальная педагогика: вопросы теории практики. Учебное пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов и колледжей / Л.Г. Беляева, В.В. Васильева. — Мурманск: МГПИ, 2014. — 278 с.

. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. — М.: Просвещение, 2014. — 415 с.

. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова. — М.: Просвещение, 2011. — 270 с.

. Волдырева Н.Н. Музыкально-игровой материал для младших дошкольников / Н.Н. Волдырева, В.А. Николаев. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 192 с.

. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева — М.: Питер, 2013. — 237 с.

. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада Дзержинская И.Л. (изопыта работы).

М.: Просвещение, 1985.160с, нот.

. Дошкольная педагогика / Учебник под. ред. Н.В. Микляевой. — М.: 2012. — 501 с.

. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Учебник для вузов под ред.А. Гогоберидзе. — М.: 2015. — 464 с.

. Дошкольная педагогика / Учеб. пособие под ред. Е.А. Казновой, Л.С. Гавриленко. — М.: 2010. — 264 с.

. Дошкольная педагогика / Учебник под. ред. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова — М.: 2015. — 496 с.

. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в детском саду / учебник под ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 2009. — 288с.

. Зеньковский, В.В. Психология детства: учеб. пособие для вузов / В.В. Зеньковский — М.: Академия, 1996. — 347 с.

. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 304 с.

. Зинченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С.3-16.

. Казунина, И.И. Значимость игры для детей дошкольного возраста / И.И. Казунина // Детский сад от А до Я. — 2012. — №6. — С.145-147.

. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие О.Л. Князева, М.Д. Маханева.2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2006. — 304 с ил.

. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / С.А. Козлова — М.: Академия, 2009. — 416 с.

. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н.Г. Кононова. — М: Просвещение, 2012. — 396 с.

. Коренева, Т.Ф. Музыкально ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Ф. Коренева. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 225 с.

. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. — М.: 2009. — 211с.

. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. — М.: 2005. — 276 с.

. Музыка в детском саду: Песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет /сост.Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Н. Фок. — М.: Музыка, 1978.

. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — М.: 2013. — 871 с.

. Петрова, В.А. Музыка малышам: метод, пособие / В.А. Петрова — М.: Мозаика-Синтез, 2001. — 144 с.

. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /Праслова Г.А. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 384 с.

. Психологический словарь / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца. — М.: Педагогика, 1999. — 341 с.

. Психология / Учеб. для вузов под ред.В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2011. — 656 с

. Рубинштейн, С.Л. Избранные философско-психологические труды / С.Л. Рубинштейн. — М.: Наука. 1997. — 325 с.

. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Методическое пособие для преподавателей ДОУ / Е.Э. Сугоняева. — Ростов на Дону: Феникс, 2014. — 173 с.

. Художественное творчество и ребенок / под ред. Н.А. Ветлугиной. — М: Педагогика, 2012. — 225 с.


Программа музыкального воспитания детей раннего возраста (2-3 года), Учебный план

Возраст

Продолжительность занятий (мин)

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Вечера досуга в неделю

Занятия с родителями в неделю

2-3 года

12-15

3

72

1

1

Разделы музыкального занятия в 1-й младшей группе

1. Музыкально-ритмические движения.

2. Развитие чувства ритма.

. Пальчиковые игры.

. Слушание музыки.

. Подпевание.

. Пляски, игры.

Музыкально-ритмические движения

Задачи: