«Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять.»
Квинтилиан — римский ритор
Речевая культура в современном понимании — это область лингвистики и риторики, которая изучает осознанную речевую деятельность как целенаправленную, целесообразную и этически корректную. Речевая культура — это основной инструмент культуры в целом.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи — это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
Культура речи педагога охватывает все компоненты речевой деятельности и их составляющие. Определенные нормы существуют для всех компонентов речевой культуры и проявляются они, прежде всего, как нормы общения: когнитивная (восприятие других и их понимание), аффективная (отношение к другому), поведенческая (выбор поведения в конкретной ситуации).
Наиболее значимыми нормами общения являются этические и коммуникативные.
Коммуникативные и этические нормы представляют собой конкретные правила, помогающие осуществлять оптимальное общение, создавать благоприятный эмоциональный климат и раскрывать личность каждого партнера по общению. Они обеспечивают выбор средств общения и действуют на всех этапах речевой деятельности.
Коммуникативные качества речи это объективно существующие свойства и
4
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
Речь педагога, особенно педагога — дефектолога — основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
5
1. КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ ДЕФЕКТОЛОГА
«Слово — важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея — столбовой корень воспитания»,- В.А.Сухомлинский.
«Культура речи педагога»
... только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста. Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она ...
Среди немногих профессий, где слово представляет собой единственное и действенное средство профессиональной самореализации, является профессия педагога. Именно профессия учителя ориентирована на овладение речью во всей её полноте и значимости. Являясь средством передачи информации, профессиональная речь педагога в то же время является тем инструментом, с помощью которого решаются задачи обучения и воспитания. поэтому необходим особый подход к отбору информации, качественная и стилистическая обработка материала. Преподаватель несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Поэтому речь педагога — это важный элемент его педагогического мастерства.
Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовым, Л.В. Соколовой и другими.
Одно из ведущих направлений деятельности педагога является формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М. М. Алексеева отмечает , что подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи
6
взрослых. Именно поэтому к речи педагога ДОУ сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя и особенно педагога — дефектолога рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования. Каковы культурные и методические требования к речи педагога:
1) строгое соответствие содержания речи педагога возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
2) владение педагогами методическим мастерством, знание приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять во всех случаях общения с дошкольниками.
Речь учителя — дефектолога призвана обеспечить:
а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его
- б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с различными отклонениями в развитии с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;
- в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения;
- г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.
Среди требований к речи педагога — дефектолога выделяют:
1) правильность — соответствие речи языковым нормам. Соблюдать основные орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов;
2) точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе;
3) логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношении между частями и компонентами мысли;
» Особенности развития монологической речи детей старшего ...
... дошкольного возраста составлению рассказов из опыта. Выявить уровень развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Разработать и апробировать план по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов из опыта. Дать сравнительный анализ уровня развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста. ...
7
4) чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Недопустимо использование в речи слов — паразитов, диалектных и жаргонных слов;
5) выразительность — владение педагогом различными средствами выразительности речи: интонация, темп речи, сила, высота голоса и др. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Выразительная речь педагога захватывает внимание ребенка, создает атмосферу эмоционального сопереживания;
6) богатство — умение использовать в речи все языковые единицы. Богатый лексикон педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности образности речи;
7) уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, обладание педагогом чувства стиля. Речь педагога является образцом для формирования у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами
речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.);
8) умение не только говорить , но и слышать ребенка.
Важно умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения).
Речь логопеда должна быть образцом для подражания во всех отношениях: по своему темпу, дикции, благозвучности, правильности выражений и произношения. Таким образом, логопед не может быть ни заикающимся, ни косноязычным, он должен уметь говорить свободно и выразительно.
Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, обучает средний и младший персонал специальных детских учреждений культуре
8
речи, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.
Безусловно, знание педагогом — дефектологом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи — это залог успешности работы
9
2.ТОЧНОСТЬ И ЯСНОСТЬ РЕЧИ
Коммуникативные качества хорошей речи – это система ориентиров, которая помогает исправить речь, сделать ее лучше. Эти качества названы коммуникативными, так как они должны улучшить общение. Выделяются следующие коммуникативные качества речи: правильность, доступность, точность, чистота, логичность, уместность, богатство, выразительность.
Точность издавна осознается как одно из главных достоинств речи. Уже в античных руководствах по красноречию первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с современным понятиями точности. Аристотель считал, что, если речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство слога — быть ясным и не низким.»
Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Однако о точности высказывания должен заботиться говорящий, а то, насколько ясно изложена мысль, оценивает слушатель.
Роль речи воспитателя в развитии речи детей
... которые с успехом используются в работе с детьми педагогами, воспитателями. 1. Общие задачи развития речи и словаря дошкольников Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем. Взрослые -- хранители опыта, накопленного ...
Лишь глубокое знание значений слов во всех их тонкостях, а также сложная — и при этом ясная — мыслительная деятельность, напряжённая интеллектуальная работа могут обеспечить достижение такого качества речи, как точность.
И так, точность речи — это одно из важнейших коммуникативных качеств речи, состоящее в соответствии ее смысловой стороны отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего.Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшее условие точности речи — это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.
10
Таким образом, точность включает в себя умение:
1) правильно отражать реальную действительность;
2) правильно выражать мысли и оформлять их с помощью слов.
Различаются два вида точности: предметная (фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная).
Предметная точность создается благодаря соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение «речь — действительность». Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности.
Для того чтобы речь была точной, одной предметной точности недостаточно, нужно еще, чтобы содержание соответствовало той системе понятий, которая в ней обозначена, т.е. нужна понятийная точность. Понятийная точность опирается на связь «слово-понятие» и состоит в соответствии семантики компонентов речи содержанию и объему выражаемых ими понятий. Она предполагает умение точно обозначать словом возникшее представление, находить единственно верное слово. Понятийная точность зависит прежде всего от умения правильно выбирать слова и употреблять их в точных значениях, т.е. в тех значениях, которые закреплены за ними в системе литературного языка и зафиксированы в специальной справочной литературе. Это позволяет рассматривать точность речи как лексико-семантическую правильность, т.е. как соблюдение лексико-семантических норм литературного языка.
Таким образом, точность — это такое коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны (плана содержания) отражаемой реальной действительности и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятия.
11
2.1 ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ
Точность речи в первую очередь зависит от верного словоупотребления, от выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности, содержанию
высказывания и его целевому назначению
При выборе слова следует учитывать его семантику, стилистические коннотации, преимущественную сферу распространения в языке, а также его синтагматические свойства.
Точное словоупотребление предполагает знание системы лексических значений. Употребление слова не в строгом соответствии с теми значениями, которые за ним закреплены в системе литературного языка, является одной из основных причин нарушения точности речи.
Требования к речи педагога
... речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Остановимся подробнее на словах-паразитах. Слова-паразиты – это слова ... к речи педагога. Требования к речи педагога Правильность речи, то есть ... речь, для которой характерно «аканье». Точность речи - соответствие смыслового содержания речи ...
Наибольшие трудности возникают при выборе слова из ряда в чем-либо близких или сходных лексем. Сюда следует отнести синонимы и паронимы.
В русском языке богатейшая синонимия. Знание языка позволяет выбрать нужное слово из синонимического ряда и тем самым достичь точности выражения, строгого соответствия речи передаваемому содержанию. Синонимы, обозначая одно и то же понятие, позволяют разнообразить речь, избегать ненужного повторения слов, придавать высказыванию разную стилистическую окраску. Кроме того, синонимы в речи выполняют функцию уточнения, способствуют более полной и разносторонней характеристике изображаемого, позволяют выразить самые тонкие оттенки мысли. Чтобы выбрать из синонимического ряда единственно верное слово, нужно учитывать его семантические и стилистические оттенки.
Выявить семантические оттенки синонимов позволяет контекст, его и нужно учитывать при выборе синонима.
Паронимы — сходные по звучанию, но не совпадающие по значению слова. Умелое употребление паронимов, как и синонимов, способствует передаче тонких смысловых оттенков, помогает точно выразить мысль.
12
Точное словоупотребление предполагает умение четко разграничивать разнообразные значения полисемантов, а также слов-омонимов. Неправильное употребление многозначных слов и омонимов приводит к двусмысленности высказывания, к неуместным каламбурам, комизму. Конкретизировать значение слова, кроме контекста, помогает также ситуация
общения, сфера речевой деятельности.
Термины представляют собой официальные научные
2.2 СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВ И ТОЧНОСТЬ