Формы и виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.
Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.
Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужны для коллектива. что позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Если поручения и дежурства стали систематическими, постоянными формами организации труда в группе, и дети достигли определенных успехов, становится возможным перейти к более сложной форме — общему, совместному, коллективному труду.
Объединяет эти виды труда общественно направленная цель детской деятельности. Это значит, что результатом труда всегда является польза для всех. Различия же заключаются в условиях для закрепления и воспитания коллективных взаимоотношений.
Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. При подобной форме организации работы каждый ребенок имеет свой участок и отвечает только за себя. Даже если одинаковое задание дается двум детям, все равно каждый выполняет его отдельно.
Совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем труде, — единая. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело. Между детьми устанавливаются деловые взаимоотношения. Разрыв в цепочке происходит, если кто-то нарушает общий темп работы. И тогда дети начинают самостоятельно регулировать взаимодействие.
Наконец, коллективной можно назвать такую форму организации труда, при которой дети наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей, совместной работы. При этом воспитатель заранее планирует ситуации, которые будут «провоцировать» детей к установлению взаимоотношений.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта как направление ...
... Совершенствование организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей, как на занятиях, так и вне занятий. Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта ...
Итак, не каждый общий и даже не каждый совместный труд — коллективный. Но каждый коллективный труд — общий и совместный.
Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный — в старшей и подготовительной к школе. Поэтому в рамках данной работы рассмотрим подробно организацию совместного труда в старшей группе детского сада.
Организация совместного труда
В условиях совместной деятельности каждый из детей выполняет только одну операцию, входящую в общий процесс труда. Так, во время уборки территории один ребенок подметает участок, другой собирает мусор и складывает его на тачку, третий увозит с участка. Здесь налицо и взаимосвязь между участниками, взаимозависимость.
Однако дети дошкольного возраста очень часто принимают свое задание как отдельное, не осознают свою зависимость от других детей.
Поэтому важно, чтобы воспитатель представил работу каждого ребенка как часть общего задания, помог детям осознать, что они все вместе отвечают за результат.
В процессе совместной деятельности бывают в работе тормозы. Причиной этого может быть прежде всего то, что дети работают в разном темпе. Дети по-разному могут реагировать на вынужденную остановку: либо пассивно ждать (в ряде случаев переключаясь на другую деятельность), либо активно воздействовать, входя в разнообразные контакты с участниками: выполнять работу за отстающего, воздействовать на него, советуя, помогая, предъявляя претензии, и пр.
Часто, не учитывая причин задержки, дети могут быть несправедливыми к товарищам, а претензии их необоснованными. Это может привести к ссорам, спорам, обидам друг на друга. Воспитатель в связи с этим должен пристально наблюдать за деятельностью детей: регулируя возникающие ситуации, он помогает детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения, способствуя тем самым формированию положительных взаимоотношений между ними.
Рассмотрим, какими приемами пользуется воспитатель для регулирования детского труда и налаживания взаимоотношений между участниками.
Перерывы в совместной деятельности детей могут возникать из-за того, что дети, распределяя задание между собой, не учли трудоемкости операций. И это обнаружилось только в ходе работы, в момент остановки в деятельности кого-либо из участников.
Воспитатель, разъясняя детям причину остановки, дает совет, как наладить работу так, чтобы никто не простаивал, чтобы задание у каждого участника оказалось примерно, одинаковым. Он обосновывает правильность такого распределения с точки зрения проявления положительных взаимоотношений: «Товарищи всегда распределяют работу поровну, нужно быть справедливым, видя затруднения своих друзей».
Если же задание у кого-либо оказалось менее трудоемким, воспитатель помогает ребенку найти дополнительное дело, опять-таки мотивируя с позиции общего дела: «Неинтересно и неправильно стоять в стороне и ждать, когда другие работают. Общее задание нужно выполнять вместе, помогая друг другу».
Педагог советует ребенку, чем он может заняться, увеличивая тем самым объем его работы (например, ребенок не только переносит вымытые растения, но и протирает подоконники).
Профессиональный стресс в педагогической деятельности
... специфика понятия стресс; обозначены специфические особенности профессионального стресса, в том числе в деятельности педагогов-воспитателей. Практическая значимость: непосредственно была оказана психологическая помощь воспитателям учреждения ... так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность деятельности работников, финансовую эффективность, стабильность и ...
В организации трудовой деятельности детей старших групп детского сада часто используется такой прием воздействия на детей, как соревнование на скорость выполнения работы. Это не всегда верно, так как в этих условиях у дошкольников часто появляется отрицательное отношение к товарищам по звену, из-за которых им приходится проигрывать. Они отказываются работать с медлительными детьми, проявляют нетерпение, раздражительность, обижают их. Все это не способствует формированию положительных взаимоотношений между детьми группы.
Но соревнование может возникать по инициативе самих детей, поэтому необходимо постоянно разъяснять им, что работу следует выполнять хорошо и только при этом условии можно соревноваться.
Срывы в совместной деятельности могут быть связаны и с тем, если кто-либо из детей выполняет свою работу не вполне качественно и это приводит к остановке в деятельности следующего участника.
При обнаружении недостатков ребенок может предъявлять претензии своему товарищу, заставляет переделывать работу. Педагог должен разъяснять детям, как следует поступать в подобных случаях, формулировав правило: «Прежде чем передавать работу другому, надо проверить ее качество. Сделаешь плохо — товарища подведешь».
Надо заметить, что дети не всегда могут самостоятельно увидеть недостатки в работе товарища. Воспитатель должен показать в процессе выполнения задания, как это сделать.
Воспитатель учит детей разным способам воздействия на товарищей, и эти способы постепенно усваиваются детьми:
- если товарищ не проверил качество работы, надо посоветовать это сделать;
- если работа выполнена небрежно, потребовать исправления недостатков.
если он затрудняется в выполнении задания, помочь ему.
Эти способы воздействия на товарищей вполне доступны детям старшего дошкольного возраста.
Таким образом, с целью осуществления регуляции совместной деятельности детей воспитатель использует следующие методические приемы:
- Объяснение необходимости работать качественно (с точки зрения не только результата, но и отношения к товарищам — не подводить их);
- Сообщение детям о поведении ребенка в случае плохого качества выполненной работы и способа воздействия на него;
- Разъяснение детям моральных правил, обосновывающих положительные образцы поведения в отношениях друг с другом.
Организация коллективного труда в старшей группе
В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор овощей или фруктов, оформление зала или групповой комнаты к празднику и др., обусловленные конкретными условиями детского сада, наличием участков, цветников, огородов и пр.
Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе. Целесообразно делить детей на несколько работающих групп (например, одна группа стирает кукольное белье, другая приводит в порядок террасу, третья вскапывает песок в песочном дворике).
Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения ...
... нервной системы, и коррекционные мероприятия необходимо планировать учитывая это. Этим определяется актуальность темы выпускной квалификационной работы. Тема работы – Методические аспекты работы воспитателя ДОУ по коррекции поведения гиперактивных детей. Цель исследования – экспериментально проверить эффективность коррекционной работы с гиперактивными детьми. ...
Число звеньев не следует увеличивать больше двух—четырех.
В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:
распределение предстоящей работы между участниками,
процесс выполнения задания детьми,
обсуждение результатов трудовой деятельности.
На первом этапе воспитатель:
- разъясняет пользу и необходимость труда;
- перечисляет детям весь объем предстоящего труда и представляет его как одно общее задание для всех детей. В содержание общей работы должны включаться те виды труда, навыками которого дети владеют в достаточной мере.
выделяет задания, которые станут содержанием труда отдельных звеньев;
— обсуждает с детьми, какие дела еще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставит перед ними вопрос и о том, сумеют ли они выполнить всю работу за отведенное время (например, до полдника), какие дела следует выполнить в первую очередь.
поначалу распределяет работу между звеньями, обучая при этом детей распределять работу между собой, учитывать равные права и обязанность за выполнение любого дела в условиях коллектива: когда следует уступить, почему надо сдерживать свои желания, как согласовывать их с желаниями других детей, как разрешать возникающие недоразумения и споры.
привлекает детей к обсуждению вопросов распределения труда: спрашивает, кому из детей следует поручить то или иное дело, предлагает вспомнить, кто какое дело выполнял в прошлый раз и как надо организовать работу теперь, чтобы было справедливо.
В процессе коллективной групповой деятельности детей воспитатель ставит своей основной задачей формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношениях между детьми в процессе труда.
Он всячески подчеркивает преимущества коллективного труда. Оценивая качество работы детей, подчеркивает моральную сторону их поведения.
Немаловажной задачей является также умение воспитателя координировать работу между звеньями, с тем чтобы все примерно в одно время закончили работу.
Выходы из такого положения могут быть различными, но в любом из них следует подчеркнуть необходимость взаимовыручки: «Вы молодцы, уже закончили свое дело. Я знаю, что сейчас вы не откажитесь помочь товарищам. Ведь стыдно стоять в стороне, когда товарищам трудно».
Воспитателю важно не только пригласить детей в помощь, но и организовать ее, предупредить возможное проявление у кого-либо из них своего превосходства, осуждения тех, кто еще не справился со своим делом.
В процессе работы воспитатель старается вызвать у детей радость от участия в общем труде.
По окончании работы воспитатель проводит с детьми обсуждение ее результатов. Задача здесь состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Обращаясь к детям, он предлагает вопросы: «Что мы с вами успели сделать? Как изменилась после уборки наша комната (огород, цветник, участок и пр.)».
Контрольная работа: Профессиограмма воспитателя. Невербальное общение
... подбору рабочих особо важных профессий. Профессиограмма воспитателя детского сада по сути является идеальной моделью ... воспитателя дошкольного учреждения возлагаются следующие функции: Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы. Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей. Приобщение детей ... вредные привычки. Спрос на воспитателей на рынке труда в целом имеется, хотя ...
Дети перечисляют выполненную работу (отремонтировали книги, убрали песочный дворик, подмели участок, собрали урожай и т. д.).
Воспитатель с удовлетворением замечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел. Оценивая качество работы, он приводит примеры настойчивости детей, старательности, взаимопомощи, вместе с тем выражает уверенность в том, что каждый может работать так же хорошо.
При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отмечает особенно такие поступки, в которых выражено стремление помочь товарищам, например: «Шура выполнил свою работу и не пошел играть. Увидел, что Любе одной неудобно подклеивать уголки у коробки, подошел и помог ей».
Наряду с обсуждением положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к отдельным недостаткам. Однако, указывая на недостатки, воспитателю следует быть особенно осторожным, делать замечания мягко, доброжелательно, выражая уверенность в том, что дети постараются теперь, работать лучше. Все обсуждение занимает не более 3—4 минут, но оно имеет огромное воспитательное значение при организации трудовой деятельности детей.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/organizatsiya-kollektivnogo-truda-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/
коллективный труд дошкольный
Воспитание дошкольника в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. — Изд-во «Просвещение». — М., 1974.
Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 10-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 416 с.