ОНТОГЕНЕЗ И ДИЗОНТОГЕНЕЗ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Задание 1. Подобрать определения
Задание 2. Охарактеризовать факторы и предпосылки нормального речевого онтогенеза.
Освоение детьми произносительной стороны речи
Задание 9. Закономерности формирования лексико-грамматической системы в процессе речевого онтогенеза.
Задание 10. Закономерности онтогенеза предложения.
1. «слова-предложения» состоят из одного слова и представляют законченное целое, происходит приблизительно с 1.3 до 1.8.
2. Употребление предложений, состоящих из двух слов.
Они представляют сознательную конструкцию, в которой каждое слово является обозначением предмета или действия.
К 2 годам ребенок включает в речь простое двусоставное прдложение («Митя идить» – «Мишка сидит»)
3. Возникают трех- и четырехсловные предложения. Этот период можно рассматривать как овладение ребенком простым распространенным предложением. Позднее (около 1.11) появляются однородные члены, находящиеся в связи с одним членом предложения.
4. Первые сложные предложения начинают появляться в речи детей в возрасте 2.0-2,5. Это предложения бессоюзные, где смысловая и интонационная связь выражена недостаточно четко: «Билус, тада саду» – «Когда уберусь, тогда сяду»
- Однако уже с 2.5-3.0 начинают появляться в речи сложные предложения с союзами. В преддошкольном возрасте
5. Сложносочиненные предложения с союзом (и) или бессоюзные.
6. Структура сложноподчиненных предложений в речи четырехлетних детей относительно проста. Наблюдается наличие двух нераспространенных или малораспространенных простых предложений, соединенных подчинительным союзом: «Когда не был праздник, был салют».
На пятом году жизни ребенка содержание и форма используемых сложноподчиненных предложений значительно усложняется, при помощи союзов (что, чтобы, когда, пока, потому что).
Задание 14. Анализ понятий
Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.
в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
Освоение речи ребенком. Речевые ошибки
... её пластичностью в этот период. Нормальное формирование систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недостаточности такой стимуляции (например, из-за нарушений слуха) ... и без видимых усилий с его стороны. Эти особенности становления языка и речи у детей связывают с процессами физиологического созревания центральной нервной системы и с определ ...
в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.
ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие).
Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па).
И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы).
А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.
Границы этапа |
Содержание речевого развития |
Формы и функции речи |
Ведущая форма общения |
Ведущий вид деятельности |
||||||||
Лингвистический подход А.Н.Гвоздева |
||||||||||||
Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней – имеет 2 этапа:
|
||||||||||||
Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения – имеет 3 этапа:
|
||||||||||||
Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка (3.0-7.0) |
||||||||||||
Периодизация Д.Б.Эльконина |
||||||||||||
Младенчество – от рождения до 1 года. |
Лепет, первое слово. |
Освоение норм отношений между людьми. |
Эмоциональное общение ребенка со взрослым. |
|||||||||
Ранний возраст – от 1 — 3 лет. |
Значительное накопление словаря, его бурный рост. |
Звукосочетания и слова. |
Речевые контакты со взрослыми и детьми. |
Предметная деятельность. |
||||||||
Дошкольный возраст – от 3 – 6(7) лет. |
С развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. |
Слова, простые и сложные предложения. |
Освоение социальных норм, взаимо- отношений между людьми. |
Ролевая игра. Игровая деятельность. |
||||||||
Младший школьный возраст – от 6(7) – 10(11) лет. |
Речь становится инструментом познавательной деятельности, быстро накапливается словарь. |
Осознанное использование всех языковых средств. |
Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности. |
Учебная деятельность. |
||||||||
Средний школьный возраст, подросток – 10(11) – 14(15).
|
Осознанное использование всех языковых средств. |
Освоение норм и отношений между людьми |
Личностное общение в учебной и других видах деятельности. |
|||||||||
Юность — (14-17 лет).
|
Учебно-профессиональная |
|||||||||||
Психологическая периодизация А.Н.Леонтьева |
||||||||||||
1-й – подготовительный – до 1 года. |
Примерно в 2 месяца появляется гуление, а к началу 3-го – сочетание звуков, т.е. лепет. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, пытается подражать. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги. В 7-9 мес. начинает повторять все более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 мес. появляются реакции на сами слова. К концу 1 года жизни появляются первые слова. |
Гуление и лепет подражание взрослым |
Подражание взрослым. Улыбки, смех, лепет, жесты. |
Потребность общения — эмоционального и содержательного и познания окружающего мира. |
||||||||
2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – от 1 до 3 лет. |
Этап становления активной речи. Очень много повторяет за говорящим и сам произносит слова. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря, его бурный рост. К нач. 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический |
Звукосочетания и слова. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер. Ситуационная речь. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Потом примитивные фразы. |
Ребенок выражает свои желания, просьбы. Речевые контакты со взрослыми и детьми. |
Потребность общения и познания окружающего мира. |
||||||||
3-й – дошкольный – от 3 до 7 лет |
У большинства детей еще Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического Дети овладевают связной речью. В 5 лет дети составляют пересказ сказки (рассказа). Формируется контекстная (без наглядной опоры) речь. |
Слова, простые и сложные предложения. Общение с др. От 3 до 7 лет у ребенка формируется фонематическое восприятие, т.е. развивается навык слухового контроля за собственным произношением. |
Игровая деятельность |
|||||||||
4-й – школьный (от7 – 17 лет) |
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. |
Осознанное использование всех языковых средств. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. |
Учебная деятельность |
|||||||||
Психологическая периодизация А.К.Марковой |
||||||||||||
1. Младенческий возраст – от рождения до 1 года. |
Реакция на голоса близких людей, лепет. |
Лепет Начальные проявления экспрессивной функции речи. |
Улыбки, смех, лепет, жесты. |
Потребность общения — эмоционального и содержательного; потребности познания, стремление к достижению какой-либо цели. |
||||||||
2.Ранний возраст – от 1 года до 3 лет. |
Ребенок называет вещи (номинация). Расширение словаря. Слоговый состав слова усваивается раньше звукового. К концу 2 г. жизни сформировано фонематическое восприятие звуков речи. |
Складывается обобщенная функция слова. Потом индикативная (указательная) функция слова. Речь ситуативная, в начале этапа грамматически мало оформленная. |
Речевые контакты со взрослыми и детьми. |
Потребность общения и познания окружающего мира. |
||||||||
3. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет. |
Речь в деятельности. Роли в игре; ролевая речь требует согласованности |
Регулятивная и планирующая функция речи. Эгоцентрическая речь. Коммуникативная речь. Интериоризация эгоцентрической речи; внутренняя речь. |
Речевые контакты со взрослыми и детьми. Речь выполняет функцию регуляции действий других людей. |
Игровая деятельность. |
||||||||
4. Младший школьный возраст – от 6-7 до 10-11 лет. |
Речь становится инструментом познавательной деятельности, быстро накапливается словарь. Язык становится предметом изучения. Появляется письменная речь в вариантах чтения и письма. |
Познавательная функция. Ситуативная речь, она отходит на второй план; усиливается сознательно-волевой фактор в речи. |
Речевые контакты со взрослыми и детьми. |
Ведущая деятельность – учебная. |
||||||||
Педагогическая периодизация А.И.Максакова |
||||||||||||
Ранний возраст (от рождения до 2 лет) |
В 2-3 мес. появляется гуление, а в 3-4 мес.– лепет. 2 год интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. |
Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года – слова. |
Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения. |
Эмоциональное общение ребенка со взрослым. |
||||||||
Младший дошкольный возраст (от 2 -4 лет).
|
Словарный запас к концу 3 года увеличивается в 3-4 раза. |
Возрастает понимание ребенком речи. В речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи. Дети пользуются и сложными предложениями. |
Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. |
Потребность общения и познания окружающего мира. |
||||||||
Средний дошкольный возраст (от 4 – 5 лет).
|
Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года).
|
Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще. |
Речевые контакты со взрослыми и детьми. |
Игровая деятельность. |
||||||||
Старший дошкольный возраст (от 5 – 7 лет).
|
Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. |
Речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. |
Речь выполняет функцию регуляции действий других людей. |
Игровая деятельность. Совместные игры нуждаются в объяснении правил. |
||||||||
К моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Естественно, для ребенка не заканчивается процесс |
||||||||||||
Этапы речевого развития |
Звуковая сторона речи |
Слоговая структура слова |
Просодические компоненты речи |
|||||||||
Звукопроизношение |
Фонематические процессы |
|||||||||||
Младенческий |
Ребенок до одного года изолированно произносит смычные звуки [м], [п], [б], [д], [т], [к], [г], [н]. |
Характерно полное отсутствие различия фонем. Усваивет интонацию (в 4-6 мес.), ритм (6-12 мес.) |
Ко 2-3-му мес. жизни крик обогащается интонационно. В 5-6 мес ребенок реагирует на интонации, |
|||||||||
Ранний (преддошкольный) |
К1,5г. ребенок произносит их в словах. К 1,5-2г. появляются щелевые звуки [в], [ф], [с], [з]. [х], [й] [ш], [ж], сначала изолированно, а к 3 годам в словах. До 2,5 лет малыш произносит все звуки мягко. |
Звук получает смыслоразличительную функцию. Процесс различения фонем происходит медленно. Только со 2 пол. 2 года начинается смысловая дифференциация слова, а с ней и выделение фонем. |
Сначала передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. К 3-м г. в основном овладевает умением воспроизводить число слогов вплоть до четырехсложных. |
Начинает развиваться интонация просьбы. Ритмической структурой слова ребёнок овладевает постепенно. |
||||||||
Дошкольный |
После трех лет ребенок осваивает произношение звука [щ]. Формирование всех видов артикуляции при нормальном онтогенезе завершается к 4-годам. |
Фонематический слух при нормальном речевом развитии заканчивает формироваться к 4,0-4,5 годам. |
Наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Искажают слоговой состав слова. |
Плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Усваивают интонационные рисунки предложений только по подражанию. |
||||||||
Школьный возраст |
Совершенствование артикуляции и произношения всех звуков. |
Совершенствование просодики. |