Онтогенез и дизонтогенез раннего речевого развития

Факультет педагогики и психологии детства

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ОНТОГЕНЕЗ И ДИЗОНТОГЕНЕЗ РАННЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Задание 1. Подобрать определения

Задание 2. Охарактеризовать факторы и предпосылки нормального речевого онтогенеза.

Освоение детьми произносительной стороны речи

Задание 9. Закономерности формирования лексико-грамматической системы в процессе речевого онтогенеза.

Задание 10. Закономерности онтогенеза предложения.

1. «слова-предложения» состоят из одного слова и представляют законченное целое, происходит приблизительно с 1.3 до 1.8.

2. Употребление предложений, состоящих из двух слов.

Они представляют сознательную конструкцию, в которой каждое слово является обозначением предмета или действия.

К 2 годам ребенок включает в речь простое двусоставное прдложение («Митя идить» – «Мишка сидит»)

3. Возникают трех- и четырехсловные предложения. Этот период можно рассматривать как овладение ребенком простым распространенным предложением. Позднее (около 1.11) появляются однородные члены, находящиеся в связи с одним членом предложения.

4. Первые сложные предложения начинают появляться в речи детей в возрасте 2.0-2,5. Это предложения бессоюзные, где смысловая и интонационная связь выражена недостаточно четко: «Билус, тада саду» – «Когда уберусь, тогда сяду»

  • Однако уже с 2.5-3.0 начинают появляться в речи сложные предложения с союзами. В преддошкольном возрасте

5. Сложносочиненные предложения с союзом (и) или бессоюзные.

6. Структура сложноподчиненных предложений в речи четырехлетних детей относительно проста. Наблюдается наличие двух нераспространенных или малораспространенных простых предложений, соединенных подчинительным союзом: «Когда не был праздник, был салют».

На пятом году жизни ребенка содержание и форма используемых сложноподчиненных предложений значительно усложняется, при помощи союзов (что, чтобы, когда, пока, потому что).

Задание 14. Анализ понятий

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

9 стр., 4140 слов

Освоение речи ребенком. Речевые ошибки

... её пластичностью в этот период. Нормальное формирование систем, обеспечивающих освоение речи, требует своевременной их стимуляции речевыми сигналами. При недостаточности такой стимуляции (например, из-за нарушений слуха) ... и без видимых усилий с его стороны. Эти особенности становления языка и речи у детей связывают с процессами физиологического созревания центральной нервной системы и с определ ...

в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие).

Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па).

И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы).

А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

Границы этапа

Содержание речевого развития

Формы и функции речи

Ведущая форма общения

Ведущий вид деятельности

Лингвистический подход А.Н.Гвоздева

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней – имеет 2 этапа:

  • “время” однословного предложения» (1.3-1.8);

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения – имеет 3 этапа:

  • “время формирования первых форм” (1.10-2.1);
  • “время использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов)” (2.1-2.3);

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка (3.0-7.0)

Периодизация Д.Б.Эльконина

Младенчество – от рождения до 1 года.

Лепет, первое слово.

Освоение норм отношений между людьми.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым.

Ранний возраст – от 1 — 3 лет.

Значительное накопление словаря, его бурный рост.

Звукосочетания и слова.

Речевые контакты со взрослыми и детьми.

Предметная деятельность.

Дошкольный возраст – от 3 – 6(7) лет.

С развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи.

Слова, простые и сложные предложения.

Освоение социальных норм, взаимо-

отношений между людьми.

Ролевая игра.

Игровая деятельность.

Младший школьный возраст – от 6(7) – 10(11) лет.

Речь становится инструментом познавательной деятельности, быстро накапливается словарь.

Осознанное использование всех языковых средств.

Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.

Учебная деятельность.

Средний школьный возраст, подросток – 10(11) – 14(15).

Осознанное использование всех языковых средств.

Освоение норм и отношений между людьми

Личностное общение в учебной и других видах деятельности.

Юность — (14-17 лет).

Учебно-профессиональная

Психологическая периодизация А.Н.Леонтьева

1-й – подготовительный – до 1 года.

Примерно в 2 месяца появляется гуление, а к началу 3-го – сочетание звуков, т.е. лепет.

С 5 месяцев ребенок слышит звуки, пытается подражать. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги. В 7-9 мес. начинает повторять все более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 мес. появляются реакции на сами слова. К концу 1 года жизни появляются первые слова.

Гуление и лепет

подражание взрослым

Подражание взрослым.

Улыбки, смех, лепет, жесты.

Потребность общения — эмоционального и содержательного и познания окружающего мира.

2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – от 1 до 3 лет.

Этап становления активной речи. Очень много повторяет за говорящим и сам произносит слова. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря, его бурный рост.

К нач. 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический

Звукосочетания и слова.

Первые слова носят обобщенно-смысловой характер.

Ситуационная речь.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер.

Потом примитивные фразы.

Ребенок выражает свои желания, просьбы.

Речевые контакты со взрослыми и детьми.

Потребность общения и познания окружающего мира.

3-й – дошкольный – от 3 до 7 лет

У большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.

Продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического

Дети овладевают связной речью. В 5 лет дети составляют пересказ сказки (рассказа).

Формируется контекстная (без наглядной опоры) речь.

Слова, простые и сложные предложения.

Общение с др.

От 3 до 7 лет у ребенка формируется фонематическое восприятие, т.е. развивается навык слухового контроля за собственным произношением.

Игровая деятельность

4-й – школьный

(от7 – 17 лет)

Главная особенность развития речи у детей на данном этапе – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

Осознанное использование всех языковых средств.

Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи.

Учебная деятельность

Психологическая периодизация А.К.Марковой

1. Младенческий возраст – от рождения до 1 года.

Реакция на голоса близких людей,

лепет.

Лепет

Начальные проявления экспрессивной функции речи.

Улыбки, смех, лепет, жесты.

Потребность общения — эмоционального и содержательного; потребности познания, стремление к достижению какой-либо цели.

2.Ранний возраст – от 1 года до 3 лет.

Ребенок называет вещи (номинация).

Расширение словаря.

Слоговый состав слова усваивается раньше звукового. К концу 2 г. жизни сформировано фонематическое восприятие звуков речи.

Складывается обобщенная функция слова. Потом индикативная (указательная) функция слова.

Речь ситуативная, в начале этапа грамматически мало оформленная.

Речевые контакты со взрослыми и детьми.

Потребность общения и познания окружающего мира.

3. Дошкольный возраст – от 3 до 6-7 лет.

Речь в деятельности.

Роли в игре; ролевая речь требует согласованности действий через речь. Диалогическая речь становится менее ситуативной, появляется монологическая речь. Некоторые в 5-6 лет начинают читать, немногие уже пишут.

Регулятивная и планирующая функция речи. Эгоцентрическая речь. Коммуникативная речь. Интериоризация эгоцентрической речи; внутренняя речь.

Речевые контакты со взрослыми и детьми.

Речь выполняет функцию регуляции действий других людей.

Игровая деятельность.

4. Младший школьный возраст – от 6-7 до 10-11 лет.

Речь становится инструментом познавательной деятельности, быстро накапливается словарь. Язык становится предметом изучения. Появляется письменная речь в вариантах чтения и письма.

Познавательная функция.

Ситуативная речь, она отходит на второй план; усиливается сознательно-волевой фактор в речи.

Речевые контакты со взрослыми и детьми.

Ведущая деятельность – учебная.

Педагогическая периодизация А.И.Максакова

Ранний возраст (от рождения до 2 лет)

В 2-3 мес. появляется гуление, а в 3-4 мес.– лепет.

2 год интенсивно развиваются понимание речи, активная речь.

Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года – слова.

Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым.

Младший дошкольный возраст (от 2 -4 лет).

Словарный запас к концу 3 года увеличивается в 3-4 раза.

Возрастает понимание ребенком речи.

В речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи. Дети пользуются и сложными предложениями.

Потребность ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает.

Потребность общения и познания окружающего мира.

Средний дошкольный возраст

(от 4 – 5 лет).

Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года).

Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще.

Речевые контакты со взрослыми и детьми.

Игровая деятельность.

Старший дошкольный возраст

(от 5 – 7 лет).

Все чище становится произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания.

Речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний.

Речь выполняет функцию регуляции действий других людей.

Игровая деятельность.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил.

К моменту поступления в школу ребенок овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь. Естественно, для ребенка не заканчивается процесс овладения речью и будет продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Этапы речевого развития

Звуковая сторона речи

Слоговая структура слова

Просодические компоненты речи

Звукопроизношение

Фонематические процессы

Младенческий

Ребенок до одного года изолированно произносит смычные звуки [м], [п], [б], [д], [т], [к], [г], [н].

Характерно полное отсутствие различия фонем.

Усваивет интонацию (в 4-6 мес.), ритм (6-12 мес.)

Ко 2-3-му мес. жизни крик обогащается интонационно.

В 5-6 мес ребенок реагирует на интонации, позднее – на ритм речи.

Ранний (преддошкольный)

К1,5г. ребенок произносит их в словах. К 1,5-2г. появляются щелевые звуки [в], [ф], [с], [з]. [х], [й] [ш], [ж], сначала изолированно, а к 3 годам в словах.

До 2,5 лет малыш произносит все звуки мягко.

Звук получает смыслоразличительную функцию.

Процесс различения фонем происходит медленно. Только со 2 пол. 2 года начинается смысловая дифференциация слова, а с ней и выделение фонем.

Сначала передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги.

К 3-м г. в основном овладевает умением воспроизводить число слогов вплоть до четырехсложных.

Начинает развиваться интонация просьбы.

Ритмической структурой слова ребёнок овладевает постепенно.

Дошкольный

После трех лет ребенок осваивает произношение звука [щ].

Формирование всех видов артикуляции при нормальном онтогенезе завершается к 4-годам.

Фонематический слух при нормальном речевом развитии заканчивает формироваться к 4,0-4,5 годам.

Наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения.

Искажают слоговой состав слова.

Плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Усваивают интонационные рисунки предложений только по подражанию.

Школьный возраст

Совершенствование артикуляции и произношения всех звуков.

Совершенствование просодики.