Потенциал личности

Контрольная работа

1. Объективное и субъективное творчество личности

Творчество как педагогическое явление – это творение, создание чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего. Творчество обусловлено свойственной лишь человеку активностью. Эта чисто творческая активность включает в себя содержательную и энергетическую стороны. Содержательная сторона активности представлена идеалами, целями, мотивами, интересами, ценностями. Энергетическая составляющая проявляется в действиях, поступках, общении, чувствах, воле, вере. Первая из них устремлена в будущее, вторая реализуется в настоящем. Движущей силой творчества является устремленность человека в будущее, которое видится ему более совершенным и интересным. Стремление к совершенствованию, преобразованию окружающей действительности в соответствии со своим представлением о прекрасном (со своим идеалом) распространяется им и на самого себя, на свое самосовершенствование.

Творчество предполагает наличие у личности определенных способностей, потребностей, жизненной позиции, установок. Оно связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество — не особый дар избранных. Этим наделен каждый человек, поскольку творчество — это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.

объективное творчество

2. Мотивация творчества

Мотивация – совокупность причин психической характеристики, определяющей поведение человека, его начала, направленность и активность.

Основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, трудолюбие. Суть творчества — это труд, рожденный внутренним мотивом. Выделяют две группы мотивов творчества:

= внешние – стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения;

= внутренние –

Одним из внешних источников творческой мотивации является социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается «белая» и «черная» зависть.

При «белой» зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. «Черная» зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.

4 стр., 1724 слов

Психология мотивации человека

... и практически значима. Объект работы – мотивация деятельности и поведения людей как процесс. Предметом работы является мотивация человека. Цель работы – рассмотреть психологию мотивации человека, в частности на примере мотивации персонала. Из цели работы вытекают следующие задачи, которые ...

Для того, чтобы стимулировать человека к творчеству, необходимо повысить его внутреннюю мотивацию. В большинстве учебных заведений и практически на всех производствах присутствует только внешняя мотивация — школьникам учителя ставят отметки, работникам выплачивается зарплата.

И все же в школе и на работе следует так организовать деятельность, чтобы она способствовала проявлению творчества. Нельзя считать человека способным ученым, великим писателем, не обладая знаниями и техническими навыками, необходимыми в данной области.

Внутренние источники творческой мотивации — это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности.

Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора — вот примеры интеллектуально-творческих чувств.

Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству.

А.М. Горький отмечал: «На вопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог».

Значит единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.

Оба вида мотивации так тесно связаны друг с другом, что их отдельно обособленный анализ является весьма затруднительным.

3. Личностные качества творческой личности

Для успешного развития творческого потенциала необходимы такие качества, которые открывают в человеке созидателя. Основными при этом являются: творческая активность, оригинальность, способность и стремление к внесению новизны, комбинированию идей, перевоплощению мобилизации сил и прошлого опыта, наличие развитого воображения и эмоциональной отзывчивости. Показатели, характеризующие способность личности к творчеству, составляют творческий потенциал личности.

Творческим людям присущи следующие личностные черты:

  • независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы;
  • неконформность оценок и суждений;

— открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;

— высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

  • развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

качества творческой личности

  • высокая способность к действиям, выходящим за рамки обычных явлений;
  • высокая способность к проникновению в нужды других;

— способность внушать веру в свои силы партнеру по общению, проявлять сопереживание, интуицию, дружелюбие, оптимизм;

6 стр., 2617 слов

Ы по медицине Возрастные особенности высшей нервной деятельности человека

... факты, которыми располагает сейчас физиология высшей нервной деятельности человека в процессе возрастного развития. 1. Антенатальный и ранний ... их способности обобщать конкретные сигналы первой сигнальной системы. В этом заложены безграничные возможности высшей нервной деятельности человека. 4. ... недостаточно велись работы по определению типологических особенностей у детей и по ряду других ...

  • способность разрешать конфликты там, где они не имеют логического решения;
  • наличие чувства грядущего — яркое представление того, что будет.

4. Процессуальные характеристики творчества

деятельность

  • интеллектуально-творческая инициатива;
  • жажда познания и преобразования;
  • чувствительность к проблеме, новизне;
  • потребность в нестандартном решении задач;
  • критичность ума;
  • самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.

Эти характеристики являются своего рода фундаментом творческой активности, которая проявляется в таких процессуальных состояниях, как интерес, замысел, состояние предрешения, подготовка к реализации решения, озарение, решение, проверка. Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяет его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность, ознакомление детей с предметами и явлениями, вызывающими у них чувство удивления и т.п. Воспитание творческих способностей в школе и в вузе должно базироваться прежде всего на учете индивидуальных методов работы.

В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

  • выражает активно- преобразовательное отношение к миру;
  • включает личность в значимые для нее сферы деятельности общественные отношения;
  • выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм которых был неизвестен;
  • определяет собственную индивидуальность для другого;
  • защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

творческую направленность

5. Технологии развития творческого потенциала личности

Согласно исследованиям, развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, чем от возраста.

Творческий потенциал – это проявление заложенных природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему.

Творческий потенциал личности проявляется в новообразованиях:

1) способность открытия нового знания

2) появление новых мотивов, целей учебной деятельности

3) владение новыми способами деятельности

4) импровизационность – способность внезапно принимать решения

5) расширение поля интеллектуальной активности

6) креативность – плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

творческий потенциал.

Теоретические исследования и педагогическая практика показывает всех психически здоровых людей можно научить творчеству. Процесс обучения, ориентированный на развитие творческих способностей обучающихся, должен обеспечить освоение новых способов мышления и опыта учебно-творческой деятельности на основе инновационных технологий обучения. Под технологией обучения понимается упорядоченная система способов педагогического взаимодействия, реализация которой обеспечивает достижение поставленной цели. В педагогике существует несколько классификаций технологий, в соответствии с одной из них выделяют две группы технологий:

19 стр., 9079 слов

«МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ...

... При формировании математических представлений у дошкольников и при обучении математике используются текстовые задачи. Решение и составление задач способствует развитию математического мышления, формированию некоторых математических умений (вычислительной деятельности, умения моделировать и др.) ...

1) предметно-ориентированные, направленные на полное усвоение учебного материала, реализуют традиционную для образования установку: при правильной организации обучения абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.

2) личностно-ориентированные, направленные на более эффективное личностное развитие и саморазвитие учащихся как субъектов деятельности, с опорой на их индивидуальные особенности и опыт. Важным является не только уровень усвоенных знаний, но и сформированность у обучающихся качеств ума, личностных новообразований. Поэтому такие технологии еще называются развивающими.

Личностно-ориентированные технологии, направленные на творческое развитие учащихся, реализуются с опорой на такие психологические механизмы, как: