Общество как объект социологии

26

Введение

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять, лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Социология (фр. sociologie, лат. Societas — общество и греч. — Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.

4 стр., 1944 слов

Доклад: Социальная структура российского общества

... населения; происходит становление новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, доходам, включенности во властные структуры, социальной самоидентификации». В настоящее время в социальной структуре российского общества ... населения России. Появление этого ... людей в различных подструктурах общества, является материальное положение. Налицо резкое и все усиливающееся расслоение населения ...

Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология, как определенный тип знаний, об обществе выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм — сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на специфике социального.

Одни социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях.

Цель выбранной темы — понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По моему мнению социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.

5 стр., 2340 слов

Социология пәні және оның нысаны

... аның социологиясы, жастар социологиясы, отбасы социологиясы, құқық социологиясы, саяси социология т.б. жатады. Социологиялық білімнің келесі деңгейі нақты ... оғам, тап, ұйым, шағын топқа қарай нақтыланады. Кез келген ғылым сияқты социология әртүрлі қызмет ... ша мән береді, себебі оның мазмұнына сондай-ақ әлеуметтік құрылыс, әлеуметтік институттар, әлеуметтік нормалар және т.б. кіреді. Осылайша, социология ...

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др.

Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются, ни одной из них. Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Актуальность этой темы заключается в том, что можно раскрыть смысл изучения общества, как объекта в современной социологии и пытаться изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

10 стр., 4923 слов

Социальные роли личности

... работ зарубежных авторов Д. Майерса [I, 5] и Т. Парсонса [I, 6]. I. Личность и социальные роли: понятие и сущность 1.1 Сущность личности Личность – необычайно сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, ...

1. Понятие «общество». Объект и предмет социологии

В понятие общества входят: социальная структура (скелет), статусы (ступеньки в общественной лестнице), роли (схемы поведения) и т.д.

Основой общества является социальная структура. Образно говоря, социальная структура — это скелет общества. Это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов и так далее. Структуру сразу не видно. Допустим, вы заходите в большую поликлинику и видите море народа. «Толпа» — подумаете вы. Но на самом деле за «беспорядочным» мельтешением скрывается жесткая социальная структура медицинского коллектива. Конт и Спенсер сравнивали человеческое общество с организмом. Образно говоря, правительство — мозг, глаза и уши — наука, язык — средства массовой информации, сердце — экономика. Все увязано в единую структуру, иначе общество превратится в медузу.

У каждого человека есть множество потребностей (желание есть, спать, отдохнуть, общаться, самовыражаться).

У общества, как и у людей — живых «клеточек» общества, тоже великое множество потребностей. Если потребности отдельного человека и общества совпадают, то это фундаментальные потребности. Они удовлетворяются при помощи систематического труда миллионов людей, специализирующихся на выполнении важных функций. Например, защита страны от врагов (армия и полиция), добывание средств существования (экономика), обучение молодого поколения (школы, колледжи и вузы), воспроизводство людей (семья) — это фундаментальные потребности. В исполнении этих главных интересов заинтересовано большинство населения.

Но сегодня, в отличие от древних времен, один человек не сможет самостоятельно удовлетворить все свои потребности. Поэтому за миллионы лет люди постепенно, сами того не заметив, создали специальные системы, которые помогли людям улучшить жизнь. Такие особые системы называются социальными институтами.

Социальный институт — это стандартизированная форма осуществления какой-либо социальной функции. Каждый институт выполняет свои функции. Для выполнения функции существует свои социальные роли. Например, для исполнения одной управленческой функции государственные чиновники играют несколько ролей: руководитель, воспитатель, контролёр и т.д. В обществе, как в кино, каждый играет свою роль. Миллионы людей за свою жизнь исполняют роли детей, школьников, студентов, пассажиров.

В обществе существуют социальные статусы — социальное положение, позиция человека в обществе. Например, статус отца, мужа, начальника, офицера, преподавателя, редактора, бизнесмена. Существуют статусные лестницы. В творческих коллективах они выглядят мягко. В закрытых обществах такая лестница работает жестко и даже внешне выглядит выпукло. Например, лестница офицерских должностей и званий.

Естественно, статус — это не схема, нарисованная на бумаге. Он должен действовать. Для этого существует роль. Социальная роль — это набор правил, которые вы должны исполнять. При хорошем исполнении общество будет вас поощрять или, по крайней мере, не обращать на вас внимание. При плохом исполнении или отказе исполнять, как правило, реакция будет незамедлительной. Например, зайдя в трамвай, вы сразу автоматически надеваете на себя статус нормального пассажира. Первая роль — это своевременно оплачивать проезд. Вторая роль — вести себя культурно. Третья роль — спокойно доехать до нужной остановки. Это лёгкий пример. Попробуйте сами посчитать, сколько ролей надо исполнять современной женщине в статусе матери, жены, хозяйки. У одного статуса может быть несколько ролей и наоборот, одна роль может повторяться у ряда статусов.

5 стр., 2201 слов

Общество и социальные процессы

... социальных институтов, сдерживающих проявление агрессивных действий. Если в обществе или социальной группе наблюдаются явления дезорганизации, снижается эффективность действия социальных ... момента появления эмоционального конфликта в сознании людей, участвующих в нем, появляются негативные стереотипы, ... В ситуации 2 участники конфликта получают ресурсы извне, которые втягиваются в конфликтный процесс ...

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социальной группой. Группа студентов, группа медсестер, группа судей.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной. Ячейки — страты. Страты, образно говоря, это объединения статусов. Страты по размерам очень большие. Это классы (рабочие, крестьяне…), слои населения (богатые, средние…), этносы (казахи, русские, японцы…), конфессии, профессиональные отряды. Стратификация — это система этажей общества.

Общество живо своей культурой. Именно культура объединяет все вышеуказанные моменты в единое целое. У каждой науки и теории свое понимание культуры. Мы возьмем наиболее общее понятие культуры.

Культура — совокупность материальных памятников и духовных ценностей — нравов, обычаев, традиций, правил, норм, законов, языков. Социальная структура — костяк общества, культура — его плоть. Культуры бывают разные. Допустим, авангардная молодежная культура, закрытая тюремная псевдокультура, национальная уйгурская культура.

Усваиваются культурные нормы не сразу (это не инстинкт), а постепенно с течением большого времени. Вместе с нормами усваиваются социальные роли в процессе социализации. Социализация включает в себя воспитание, обучение и продолжается всю жизнь. Без социализации не было бы и общества. За правильным освоением норм и ролей следит социальный контроль. В роли контроля выступают родительское воспитание, контроль учителей, правоохранительная работа.

Общество вообще существует в нескольких смыслах. Первый смысл — общество вообще — понятие философское. Второй смысл — это человечество, социум, то есть все люди, населяющие планету.

В третьем варианте общество — это социальная организация конкретной страны, народ в широком смысле. При этом здесь сочетаются три понятия. Страна — часть территории, имеющая определенные границы и государственный суверенитет. Государство — политическая организация страны, включающая определенный тип режима (республика или монархия), органы и структуру правления (президент, правительство, парламент).

Общество в этом случае — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. В таком виде общество является объектом социологии чаще всего.

В четвертом варианте общество — это какая-либо общность, группа (студенческое общество, общество садоводов-любителей и т.п.).

Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия и др.).

5 стр., 2236 слов

Человек и общество.Человек как социальное существо

... жизни человека в обществе. С точки зрения социологии, человека можно определить как общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных ...

Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект-человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека. Целесообразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью.

4 стр., 1508 слов

Измерение социальных явлений и процессов

... 2. Теория личности. Цель лекции: изучить концепции социальных изменений; сущность и типологию социальных процессов и социальных движений. План лекции: 1. Социальные изменения: понятие, подходы к изуч Цель ... среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Они-то и становятся позициями шкалы измерения. Когда же измеряется признак явления, который отображён операциональным понятием ...

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

2. Возникновение и типология общества

Возникновение человеческого общества и человека есть единый процесс. Общество, в самом широком смысле понимания как совокупность общественных отношений, возникает с появлением человека.

Процесс превращения человекообразной обезьяны в человека и возникновения общества был весьма длительным. Однако в этот процесс возникновения человеческого общества четко выделяются две стадии. В их ходе человеческое общество окончательно сформировалось и одновременно качественно конституировался человек как наиболее совершенное существо и как социальная единица. Этими двумя стадиями являются: процесс биологического и процесс социального очеловечения. В процессе биологического очеловечения человек освободился от свойств, присущих животным, а в процессе социального очеловечения возникает общественное существо, — существо, которое может развиваться, жить только в обществе, в коллективе с другими людьми. Став обществом, человек тем самым оказался подчиненным общественным связям и отношениям.

В процессе биологического очеловечения человек развивался в смысле биологических изменений (обусловленных относительной зависимостью одних органов человеческого организма от других) вплоть до приобретения человеком современного облика.

В процессе социального очеловечения с человеческим предком происходят перемены, обусловленные ролью общественного труда как результата высвобождения руки и развития человеческого мозга, т.е. сознания.

Формирующиеся люди все больше расширяли свой кругозор, а труд все больше способствовал сближению членов общества.

Одним словом, возникло человеческое общество со всеми его проявлениями, и в его основе был человеческий труд как сознательная деятельность человека по обмену веществ с природой. Однако, труд одновременно является и конкретным трудом, как источником создания определенной материальной ценности, которая может удовлетворить какую-либо полезную потребность человека.

Посредством конкретного труда производятся определенные блага, которые могут удовлетворить человеческие потребности; но конкретный труд есть в то же время и общественный труд, он всегда совершается в обществе и всегда в большей или меньшей степени связан с трудом или результатом труда других людей — производителей.

5 стр., 2143 слов

Религия как социальное явление. Происхождение и сущность религии

... религии, которую Фрейд дает в работе "Тотем и табу ". Как и при рассмотрении истории первобытного. общества ... и т. п. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями. В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты: религиозное ... влечений человека. Иными словами, в основе этих явлений лежит воздержание от непосредственного удовлетворения природных страстей, ...

А поскольку материальное производство было необходимо для самосохранения человека в процессе обмена веществ с природой, то значит, что возникновение общества имеет глубоко материальную природу, как и появление человека имеет материалистическое объяснение и в биологическом, и социальном отношении.

Структурная сложность общества предполагает разнообразие способов его квалификации, устойчивым в социологии является деление общества на традиционного и индустриальное (современное).

В разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Ф. Тённис, французский социолог Р. Арон, американский экономист и социолог У. Ростоу.

Традиционным считается общество с натуральным сельскохозяйственным укладом, примитивным ремесленным производством, неразвитым разделением труда, малоподвижной сословно-корпоративной структурой, иерархической системой власти, с основанным на традициях, обычаях и религиозных верованиях способом социокультурной регуляции. В сегодняшнем понимании — это примитивное отсталое общество, которому присущи низкие темпы развития производства, большая инертность, невосприимчивость к нововведениям.

В отличие от традиционного, общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур и форм организации социальной жизни, в следствии этого можно выделить следующие черты индустриального общества:

  • Ш развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
  • Ш механизация и автоматизация производства и управления;
  • Ш массовое производство товара на широкий рынок;
  • Ш высокая развитость средств транспорта и коммуникаций;
  • Ш рост урбанизации и социальная мобильность;
  • Ш увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
  • Ш формирование гражданского общества.

Получившая наибольшее распространение в период 60-х гг. ХХ в. теория индустриального общества в 70-е гг. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д. Белл, А. Тоффлер) и западноевропейской (А. Турен, Ж. Фурастье) социологии.

Возникновение постиндустриального общества исследователи связывают с рядом важных экономических и социальных изменений, происходящих в наиболее развитых странах. существо этих изменений сводится к следующему:

  • ь резкое возрастание роли знаний и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий»;
  • ь смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, не связанное с производством — торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.;
  • ь изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом;
  • ь сдвиги в системе социокультурных потребностей населения, возникновение ориентаций на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды повышением качества жизни.

Типология, основанная на концепциях традиционного, индустриального и постиндустриального общества, в целом не выходит за рамки социального эволюционизма. Принципиально иной подход к типологии общества сложился в русле марксистской традиции. Основанием здесь служили два главных критерия: способ производства и форма собственности. В соответствии с ними выделялись пять общественно-экономических формаций:

13 стр., 6145 слов

Роль социологии в организации социальной работы

... исследований темы «Роль социологии в организации социальной работы». Курсовая работа состоит из введения, 2 глав,включающие3параграфа, заключения и библиографического списка. Глава 1. Социология как наука 1.1 Социология и общество социологический исследование общество работа Каждая из отраслей науки ...

§ первобытнообщинная

§ рабовладельческая;

  • § феодальная;
  • § капиталистическая;
  • § коммунистическая.

Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции

Человеческое общество весьма часто определяют как сумму совокупностей общественных явлений. Но и в том случае, когда ему дают иное определение, все же говоря об обществе, говорят и об общественных явлениях как основных его элементах. Рассматривая общественные явления, стремятся показать как различия, существующие между общественными и личностными явлениями.

Отдельные социологические теории дают дефиницию общественных явлений и определяют их отношение к личностным и природным явлениям в контексте своих представлений о сущности общества и человека.

Единство личностных и общественных явлений проистекает из единства, существующего между индивидуумом и обществом, ибо человек, как уже подчеркивалось, есть совокупность общественных отношений. Общественные явления выступают одновременно и личностными, и общественными, хотя между ними нельзя ставить знак равенства, точно так же, как нельзя и противопоставлять их друг другу. По сути общественные явления возникают как результат взаимосвязанного поведения отдельных людей, которое вызывает изменения, означающие возникновение чего-то нового, что отличается от существующего и от самих индивидов, согласующих свое поведение. Таким образом, общественные явления возникают из личностных, хотя и отличаются от них.

Общественное явление, таким образом, есть взаимосвязанное действие поведения индивидов, вызывающее определенные изменения в природе, обществе, а также в поведении этих индивидов и в них самих.

Как и любое явление, оно есть часть реального мира, но при этом имеет и определенные специфические черты, которые обнаруживают себя как в его сущности, так и в формах, которые он принимает.

3. Социальная структура общества

Общество как целостная система состоит из множества разнообразных элементов (видов деятельности, общественных отношений, социальных групп, общностей, институтов и организаций).

Все они взаимосвязаны между собой и представляют единое целое.

Термин «социальная структура общества» чаще всего применяется для обозначения деления общества на социально-классовые и групповые общности, а также системы устойчивых взаимосвязей между ними. При таком подходе социальная структура представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, групп, слоев.

Сегодня все социологические теории так или иначе занимаются проблемой классификации общественных явлений, или элементов, из которых состоит общество, и стремятся установить взаимосвязь между группами явлений, т.е. занимаются структурой общества, различаясь при этом в зависимости от того, как они понимают отношения между элементами общественной структуры.

Сам термин «структура» происходит из французского языка и в самом общем смысле означает более или менее стабильную целостность отношений между элементами какой-либо вещи, явления или же более обширной области действительности.

О понятии социальной структуры в современной западной социологии ведутся оживленные дискуссии, и на этот счет существуют различные теории. Эти теории появляются как в связи с дискуссиями о функциях общественных явлений и о понятии функциональности вообще, так и в связи с дискуссиями о функциях таких социальных явлений, как социальный институт, социальный статус и социальная роль. Понятие социальной структуры трактуется различным образом, однако существует одна общая черта западных теорий общественной структуры. А именно, западные социологические теории, каждая по-своему, содержат в себе представление о том, что существует критерий, или дифференциальный признак, для деления общественных явлений на две области: область экономических явлений и область неэкономических явлений. А затем считается, что область неэкономических явлений на основе того же критерия подразделяется на меньшие области в соответствии с особыми признаками, причем все эти явлений находятся во взаимной зависимости. Западные социологические теории в основном считают, что всякая отдельная область общественных явлений имеет свое независимое существование и свои особые законы, а в общей «функциональной связи» общественных явлений выступает как параллельный и автономный партнер.

Элементы социальной структуры

Марксистская наука об обществе различает в структуре общества различает в структуре общества две основные области:

Ш реальный базис (экономическая структура) общества

Ш общественная надстройка

§ юридическая;

  • § политическая.

Эти две области следует понимать как две стороны единого явлений — человеческого общества, и в этом смысле между ними нельзя провести строго определенную и абсолютную границу.

Экономический базис общества представляет собой сферу общественного производства материальных благ, обеспечивающую индивидуальное и общественное существование человека.

Социальная надстройка образуют остальные общественные явления, которые возникают непосредственно в сфере производства материальных благ. В составе надстройки различают две ее области:

  • социально-политическую или юридически-политическую надстройку
  • формы общественного сознания.

К юридически-политической, или же социально-политической, надстройке относятся различные формы общественной жизни, а также правила, которыми эта жизнь регулируется. К этой области надстройки относятся роды, племена, государство и прочие типы социальных групп, а также в этих группах или отношения между ними, т.е. право и другие общественные нормы.

Общественное сознание определяют как отражение общественного бытия в сознании людей. Понятие общественного бытия включает в себя, помимо конкретных исторически данных производственных сил и производственных отношений, ещё и конкретную, исторически данную общественную структуру (не только экономическую, но и классовую и политическую структуру определенного общества) со всеми конкретными, исторически данными организационными и другими формами общественной жизни людей. Таковыми являются, например, семья, государство и т.п. формы организации.

Отдельные формы общественного сознания являются проявлениями духовной жизни, при помощи которых человек отражает свое общественное бытие. Отдельными формами общественного сознания являются религия, философия, мораль, наука и искусство. Каждая форма общественного сознания имеет относительную самостоятельность. Тем самым они оказывают взаимное влияние друг на друга, а также обратное влияние на общественное бытие. В зависимости от того, каков характер производственных отношений, лежащих в ее основе, надстройка может быть бесклассовой или классовой.

Бесклассовая надстройка существует в обществе, которое не разделено на классы. Подобным обществом являлось первобытное общество. Доминантной формой сознания и главным духовным творением человека в этот период является религия. Она содержит в себе основные элементы всех более поздних форм сознания. Религия была системой идей о мире, которая фантастическим и неточным образом отражала действительность. В этот период появляется и искусство, однако оно не было достаточно развитым.

Классовая надстройка существует в обществе, которое разделено на классы. Базис этого общества является более развитым, нежели базис первобытного бесклассового общества. Степень развития производственных сил в классовом обществе такова, что обеспечивает производство прибавочного продукта; при этом люди по-разному относятся к средствам производства: одни являются их собственниками, другие нет.

Экономический базис определяет надстройку. Однако он не определяет все элементы надстройки в равной мере. Точно также следует подчеркнуть, что и надстройка оказывает обратное влияние на базис и что влияние базиса является решающим лишь в конечном итоге.

4. Закономерности и тенденции функционирования современного российского общества

социальная мобильность

Вертикальная мобильность, Горизонтальная мобильность, Географическая мобильность

В первые десятилетия XX века социологическая мысль в России поднялась на достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин).

Однако исторический путь этой науки у нас носил драматический характер. Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее объявлена «буржуазной». Социологические исследования проводились у нас только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления отставания социологии у нас еще далеко.

Необходимость изучения социологии определяется, прежде всего, возрастанием роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом обстоятельств:

1) важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у нас в стране, но и во многих странах за рубежом;

2) современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и значения социальных факторов и социальной сферы общественной жизни;

3) одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих других обществ — формирование гражданского общества.

Определенный интерес представляет трансформация социальной структуры России в настоящее время.

В СССР существовал мощный пласт людей среднего достатка. Крайние слои были сравнительно немногочисленны: относительно богатыми можно было считать высший слой номенклатуры, пользовавшийся значительными привилегиями, и часть наиболее квалифицированной интеллигенции. Относительно бедными были часть колхозников и работников совхозов в слабых хозяйствах, пенсионеры с малой пенсией, служащие в сфере культуры и т.д. Основная масса населения имела средние доходы.

Современный процесс социальной поляризации изменил существовавшее отношение. Появилась сравнительно небольшая группа людей с очень высокими доходами, сопоставимыми часто с «высшим» классом западных стран. На другом полюсе оказалось большинство общества: почти все люди наемного труда, их семьи, пенсионеры, студенчество. Если общий уровень доходов населения снизился за 2002-2003 гг. вдвое, то у этого большинства в 3 — 5 и более раз. Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных в 2001 г. составляло 4.5. К концу 2002 г. он поднялся до 7.5 — 8, к концу 2003 г. — до 11. В марте 2004 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30% всех доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченных сограждан — 2%. Соотношение в уровнях доходов этих крайних социальных групп составило 12.3. Разрыв в зарплате еще больший. Директора даже плохо работающих предприятий часто имеют оклады в 100 раз больше, чем рядовые рабочие. Доходы высшей администрации превышают минимум оплаты труда в 20 и более раз. К началу 2004 г. за чертой прожиточного минимума было 58 млн. россиян. До 10 млн. человек находились за чертой физиологического минимума — кто недоедает, не имеет средств на приобретение предметов личной гигиены и необходимейших лекарств.

Данные Госкомстата за 2004 г. показывают, что доходы самых богатых 10% населения сейчас в 21 раз превышают доходы самых бедных 10%. Доходы граждан в среднем на душу населения распределялись таким образом:

Проиллюстрировав тенденцию социальной стратификации в России в настоящее время, необходимо показать потребность общества в подобном неравенстве и его воспроизводстве.

Довольно часто социальная стратификация рассматривается как объективная потребность общества. С одной стороны она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой — она является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, которые определяют значимость той или иной деятельности. Кроме того, складывающееся социальное неравенство узаконивается, поскольку возникает в силу неравномерного распределения наград и поощрений. Социальное неравенство является средством, при помощи которого общество сознательно обеспечивает занятие наиболее важных постов квалифицированными индивидами. Чем больший вклад вносит индивид в сохранение социальной системы, тем выше должно быть его вознаграждение. Оценочный характер социальной позиции индивида связан и с принятыми в обществе моральными нормами, ценностями.

Последнее десятилетие было отмечено серьезными количественными и качественными сдвигами в социальной структуре российского общества. Общество в целом существенно изменилось и продолжает меняться. Поэтому очень важен вопрос о том, какова траектория этих изменений, их направление и темпы.

По данным социологических исследований, в России сегодня явно доминирует нисходящая мобильность (переход к низкому статусному положению).

Она затронула почти все классы и социальные группы, о чем свидетельствуют следующие процессы.

Во-первых, под давлением налогового пресса, нехватки финансов и кредитов сокращается численность средних и мелких предпринимателей. Разоряясь, они, как правило, «скатываются» в нижний класс. Во-вторых, многие представители рабочего класса и интеллигенции понижают свои социальные статусы из-за полной или частичной потери работы. В-третьих, нисходящая социальная мобильность проявляется в снижении квалификационно-профессионального потенциала нашего общества. Это связано, в частности, с невостребованностью высококвалифицированных профессий, переходов специалистов наукоемких производств в сферу обслуживания, мелкого бизнеса. За годы реформ количество вузов в России, имеющих полное бюджетное финансирование, сократилось в шесть раз. И преподаватели, и студенты вынуждены искать и выполнять работу, не соответствующую их социальному статусу. В-четвертых, нисходящая социальная мобильность проявляется в возрастании численности лиц без определенных занятий, беженцев, бомжей. Большинство этих людей утратили свои прежние, ранее ценимые обществом статусы. В-пятых, одновременно с этими процессами динамично растет численность работников органов управления, лиц, занятых в сфере посреднической деятельности, финансово-банковских операциях. В большинстве случаев речь может идти о горизонтальной мобильности (изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса), поскольку эти перемещения, как правило, не связаны со значительным повышением социальных статусов.

Таким образом, в современном российском обществе доминирует нисходящая социальная мобильность большинства населения, которая пагубно сказывается на общем состоянии общества. Объективно данная тенденция не может не приводить к противостоянию классов и социальных групп.

Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества

1. Постепенное становление классовой системы, при сохраняющемся влиянии этакратической (этакратия — власть государства, основана на рангах во властной иерархии; классовая — размеры собственности и рыночный обмен);

2. Изменение в структуре занятости. Новые профессии, развитие самозанятости;

3. Поляризация по имущественному признаку;

4. Актуализация физико-технической системы стратификации.

Заключение

Анализируя вышесказанное, можно, на наш взгляд, дать следующее определение науки социологии: социология — это наука, изучающая общество через призму человеческого поведения, интересов и потребностей тех социальных групп, которые это общество составляют. Некоторые социологи считают, что общество является не только объектом, но и предметом социологии, определяя её по-прежнему как науку об обществе.

Объектом социологии является общество и все его элементы, связи, отношения, а также та часть природы, которая преобразована в результате взаимодействия с обществом. К объекту социологии относятся и человек, и экономика, и политический строй, и духовная жизнь общества.

Исходя из этого определения, предметом изучения социологии является не все общество, а та его сторона, которая определяет интересы и потребности различных социальных групп, социальных общностей, а также взаимоотношение человека и общества. Важным для социологии понятием является «социальное». Понятие «социальное» как характеристика одной из сторон общественной жизни было введено К. Марксом. При анализе общества, его процессов и отношений Маркс и Энгельс использовали два термина — общественный и социальный. Они употребляли понятие «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической и т.д.

Будучи наукой об обществе, социология в то же время включает в себя как общую теорию процессов общественной жизни, которая является объектом изучения общественных и гуманитарных наук, так и социальные теории различных сторон общественной жизни, т.е. социальные теории труда, образования, здравоохранения и т.д. и в то же время социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, которые изучают общество и человека.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/obschestvo-kak-obyekt-sotsiologii/

1. Социология. Основы общей теории; под ред. А.Ю. Мягкова; М.: «Флинта»; 2003;

2. Д.В. Кахарчук; Социология; М.: «Юрайт»; 2002;

3. Социология. Основы общей теории; М.: «Аспект пресс»; 1998,

4. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994;

5. Данило Ж. Маркович; Общая социология; «Владос», М., 1998.

6. Дюркгейм 3. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

7. Зборовский Г.Е. Орлов Г.Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.

8. Краткий словарь по социологии. М., 1989.

9. Осипов Г.В. Социология. М., 1990. Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 1993.

10. Сорокин П.А.: Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

11. Социология. М., 1990.

12. Социология: наука об обществе. Учебное пособие. Харьков, 1996.

13. Социология: практикум. М.: 1993.

14. Ядов В.А.: Размышления о предмете и перспективах социологии, // Социологические исследования. 1990, №2.