С давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.
Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире.
Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру, менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.
В конце XIX и в XX веках проблема человека и его бытия приобрела наибольшую актуальность и выдвинулась на передний план философских поисков.
Это была реакция на предчувствие, а потом на последующее наступление крупных исторических потрясений, затронувших все человечество, время, когда потерпели крушение попытки строительства «новой» жизни, основанные на рационалистических принципах. Во многом бессмысленная гибель миллионов людей на полях сражений остро поставила вопрос о смысле человеческого бытия, разнообразных отношениях между личностью и обществом. Оптимистическая надежда философов на разум, вера в неуклонный прогресс истории потерпели крах, равно как и концепция объективного и безразличного к человеку бытия, овладев законами которого, человек мог как высшее существо преобразовать мир по своему усмотрению. Поэтому стали возникать философские концепции, в которых акцент делается на ограниченность рационального, в том числе научного мышления и главным средством познания мира считается эмоциональная интуиция, чувства и переживания людей.
Одной из таких концепций является экзистенциализм, или философия существования, которая акцентировала своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубинеэмоциональной природы.
Сущность и явление
... не познаны и ждут своего познания. «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. ... идеалистическим. Этот коренной недостаток всей прежней философии был преодолен основоположниками марксистской философии. сущности, Как исторически, так и логически познание невозможно без кажимости - последняя является ...
Вопросы, которые ставят перед собой экзистенциалисты: Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? были актуальны до появления философии существования, актуальны и по сей день, ведь эти вопросы задаёт себе каждый человек, когда хочет понять, осмыслить себя самого и своё бытие.
Философия экзистенциализма — это философия индивида, философия отдельно взятой личности, это не сухая абстрактная теория, но теория о жизни и для жизни, она пропитана гуманизмом и заботой о человеке, именно поэтому я и выбрала эту тему для написания реферата.
Целью своей работы я вижу изучение образа человека в философии экзистенциализма. Для этого мне будет необходимо изучить источники, проанализировать полученную информацию и систематизировать её.
Я полагаю, что начать следует с краткого экскурса в историю экзистенциализма, чтобы понять суть самого учения и только потом перейти от общего к частному: от философии экзистенциализма в целом к образу человека в ней.
1. Понятие философии экзистенциализма и история её возникновения
философия экзистенциализм личность
Само слово «экзистенциализм» происходит от позднелатинского «exsistentia» — существование, и означает «философию существования». Собственно «экзистенция» и является основным понятием в экзистенциализме. Эта философия антропологична, её центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире.
Согласно экзистенциализму, задача философии — заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Экзистенциализм поднимает очень важные вопросы, которые всегда волновали хоть сколько-нибудь людей: «Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути?». Экзистенциалисты смотрят на мир и на человека, исходя из индивидуального человеческого существования, характеризующегося комплексом отрицательных эмоций и состояний — озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.
Возникновение такого рода философии легко объяснимо историческими событиями и общими настроениями ХХ века — периода, когда зарождается и наиболее активно развивается экзистенциализм. ХХ век — это веквойн и всеобщего напряжения, беспокойства. Экзистенциализм отражает мысли и ощущения человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Экзистенциальная философия по мнению А. Хюбшера — «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности… Экзистенциональная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего… Экзистенциональная философия — это философия радикальной конечности».
Говоря о истории возникновения экзистенциализма, о философских идеях, положенных в его основу, можно сказать, что первым представителем данного направления философской антропологии следует считать Сократа. Именно он впервые поставил в центр своего философствования человека, его сущность и внутренние противoречия. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула «Познай самого себя!». Сократ, согласно Г. Гегелю, представляет собой не только важнейшую фигуру в истории философии, но и важнейшую всемирно-историческую личность, поскольку он воплотил в форме философской мысли главный поворотный пункт духа, обращение его к самому к себе.
Проблема личности в философии экзистенциализма
... рода философии. Экзистенциализм возникает в 20 веке, в период общей беспокойности и войн (немецкий - в первую мировую войну, французский - во вторую мировую войну), и отражает самочувствия человека, поставленного между жизнью и ...
Проблеме человека уделяли значительное внимание мыслители эпохи Возрождения. Эта проблема раскрывается в работах И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Г. Марселя, М. Бубера.
Одним из своих предшественников экзистенциалисты считают С. Кьеркегора. Именно он впервые сформулировал идею «экзистенционального мышления». В отличие от абстрактного и безличного научного мышления, исходящего из теоретических принципов, экзистенциональное мышление связано с внутренней духовной жизнью индивида, его интимными переживаниями: только такое мышление и может быть подлинным, имеющим истинный человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциональный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. В силу этого он не может воспринимать реальность как нечто объективное, не «затронутое» человеческой субъективностью. Кроме того, Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, безысходную и осознаваемую обреченность человека на смерть, фиксируя это в таких понятиях, как «страх», «трепет», «сомнение». Чрезвычайно сложная, полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям разума понять ее, результатом чего является «бессилие мысли», «скандал для рассудка», и следствием этого является переход к мифу. В результате институция, возвышающая идею человека, привела к апологии страха, для преодоления которого и утешения человеку, по мнению С. Кьеркегора, необходима коммуникация с Богом. При этом он не допускал возможности устранения индивидуального одиночества путём межчеловеческого общения.
С. Кьеркегор критиковал философов за абстрактный подход к личности. Кьеркегор остро критиковал традиционное понимание задач философии, теряющее индивидуальный аспект бытия, его субъективную сторону. Идеи Кьеркегора подталкивают к следующему выводу: самое большое несчастье человека — безусловное доверие объективному мышлению. Во всех своих произведениях он придерживается одной идеи: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления и найти в себе смелость искать истину в том, что объективно принято считать парадоксом и абсурдом.
Макс Шелер — немецкий философ, один из основоположников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии — учений о ценностях. Шелер испытал значительное влияние философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля, позже обращался к религиозной философии и, наконец, пришёл к метафизике персоналисткого типа. Он остро ощущал кризис европейской культуры, источник которого он усматривал в культе выгоды и расчета. Пытаясь построить иерархию объективных ценностей, он ввел различие между абсолютными ценностями и «эмпирическими переменными». Опираясь на Августина и Паскаля, Шелер противопоставлял логике интеллекта логику чувства; последнюю он истолковывал как интенциональный акт, посредством которого происходит познание ценности. Любовь, согласно Шелеру, — есть акт восхождения, сопровождаемый мгновенным осознанием наивысшей ценности объекта.
Человек как особая форма бытия
... как опираясь на сове сознание и действие. Но эта трудность преодолевается пониманием того, что выводы о существовании и форме бытия природы сделаны людьми ... formy-bytiya Основы онтологии Бытие. Основные формы бытия Рассматриваяпроблему бытия, философия отталкиваетсяот факта существования мира ... небольшой фрагмент реальности.Поэтому особую значимость приобретаетвопрос о единстве бытия. Бытие едино или ...
Феноменологическая редукция у Шелера позиционируется не как путь к чистому трансцендентальному сознанию, как у Э. Гуссерля, но как акт сопричастности бытию, приближённый к импульсу, к жизненному порыву. Шелер понимал феноменологический подход не как способ обращения философии в «строгую науку», а как экзистенциональную возможность «прорыва к реальности», что даёт право обоснованно считать его предшественником фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Философские воззрения Шелера явились связующим звеном между философией жизни и экзистенциализмом. Философские идеи Шелера выражаются в его же изречении: «В известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога?»
Наиболее крупные представители экзистенциализма в западной философии — М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Экзистенциональные и философско-антропологические идеи в русской философии проявлялись в творчестве Ф.М. Достоевского и получили глубокое освещение в у Л. Шестова, Н. Бердяева.
2. Образ человека в экзистенциализме
Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается в сущности отрицательной: свобода, которую она может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением — свобода экономическая, политическая и т.д. «Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции».
Главная проблема экзистенциализма — отчуждение индивида от общества. Экзистенциализм понимает отчуждение многосторонне: и как превращение деятельности индивида, ее продуктов в самостоятельную довлеющую над ним, враждебную ему силу; и как противостояние человеку государства, всей организации труда в обществе, различных общественных институтов, других членов общества и т.д.
Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха, восприятия явлений действительности, как противостоящих и враждебных человеку.
Согласно экзистенциализму человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его волнуют вопросы: Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Человек пытается осмыслить бытие.
В религиозном экзистенциализме Ясперса личностное бытие связывается с поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. Коммуникация, согласно Ясперсу, есть универсальное условие человеческого бытия. Она буквально является его всеобъемлющей сущностью. Все, что есть человек и что есть для человека, обретается, прежде всего, в коммуникации. Коммуникация Ясперсом возводится в ранг критерия философской мысли и отождествляется с разумом. Поскольку разумустремлен на единое во всем сущем, он противостоит прерыванию коммуникации, но именно она дарит человеку истинную сущность.
Философия осмысление бытия
... а следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все с необходимостью будет подчинено какому-то порядку. 6. Проблема бытия в Западноевропейской философии в Новое ... пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера). Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1. Мир есть, существует ...
По мнению Ясперса, экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связана странсценденцией. Обретение человеком свободы, сущности, познания вещей внешнего мира возникает в «пограничных условиях»: перед лицом смерти, в страданиях, в борьбе, т.е. тогда, когда человек оказывается на границе между бытием и небытием. Оказавшись в «пограничной ситуации», человек освобождается от властвующих над ним установок, норм, ценностей. Это освобождение дает ему возможность постичь себя как экзистенцию. Именно экзистенция и помогает понять человеку иллюзорность его бытия, соприкоснуться с Богом.
Русский религиозный философ — экзистенциалист Н.А. Бердяев, поддерживая традиционную русскую концепцию человека, настаивает на его неповторимости. Не мир определяет человека, а человек определяет свой мир, два разных человека означают существование двух разных миров.
Вознеся личность до этих высот, Бердяев утверждает ее примат над человеческим родом. Он резко отделяет индивидуальные проявления человека, в том числе духовные, от общечеловеческих, например, любовь как духовное в человеке и взаимоотношение полов как проявление «животного» (общего).
Приверженность Бердяева свободе личности настолько велика, что при всей своей религиозности, он не принимает в христианстве ничего, что может неким образом ущемлять личность. Он полагает, что нет более реакционной идеи, чем идея растворения человека в божественной космической жизни.
Неповторимость индивида, согласно Бердяеву, оборачивается его одиночеством. Из концепции уникальности человека и его одиночества вытекает идея о том, что цель общества — не равенство людей, а забота о сохранении достоинства человека. Достоинству личности Бердяев приписывает статус философского принципа, который определяется отношением кразличного рода формам устройства общественной жизни.
Отношение человека к Богу у Бердяева является фундаментом его подхода к пониманию личности. Он признаёт, что человек есть целая система противоречий, но утверждает, что эта противоречивость становится ясной только при соотношении человека с Богом: «с одной стороны, человек существо падшее и греховное, не способное собственными силами подняться; с другой — он есть образ и подобие Бога, вершина творения, он призван царствовать. Сын Божий стал человеком и в Нем есть предвечная человечность. Существует соизмеримость между Богом и человеком в вечной человечности Бога». Эта соизмеримость и позволяет надеяться на человека, сохранять веру в него. «Теории Маркса, Ницше, Фрейда, Хайдеггера, современные романы, ужасы войны и революции, вспышки древней жестокости — все сокрушает возвышенные учения о человеке. И все же я думаю, что наиболее правыми были Паскаль и Достоевский, которые не имели никаких иллюзий, но открывали человека как существо двойственное, низкое и высокое. Я имел много разочарований в людях, видел много низости, злобы, жестокости, измен… и все же во мне сохранилась вера в человека, в Божий замысел о человеке. Вера в человека есть одно из выражений веры в Бога. Всякая вера, вера в истину, в смысл, в ценности есть лишь вера в Бога.»
Человек — личность — общество
... личности (по сути, в понимании человека вообще как такового) имеет место в некоторых современных зарубежных философских концепциях человека, в частности во фрейдизме и экзистенциализме. Понимание человека в экзистенциализме ... живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в ... земное бытие. Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке ...
Хайдеггера, чьей мыслью был так оскорблён Бердяев, также относят к экзистенциалистам, однако он является представителем другого его направления — атеистического. По Хайдеггеру, для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек может видеть мир исключительно через призму собственного бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как неком абстрактном понятии. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома во всем мироздании. Так как конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходность, конечность, топрежде всего время должно рассматриваться как существеннейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как «вечного присутствия». Согласно Хайдеггеру, человек ярко переживает временность бытия, но ориентированность на будущее дает ему подлинное существование, а «вечное ограничение настоящим» приводит к тому, что мир вещей заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как «забота», «страх», «вина» и являют духовный опыт человека, чувствующего свою индивидуальность, а вместе с тем однократность и конечность. Хайдеггер концентрирует внимание на уникальном начале в бытии человека — на личностном выборе, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.
Столь противоречивые точки зрения на личность в экзистенциализме исходят из противоречивости самого понятия «экзистенция», так как она по определению неповторимаи означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной и того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Он обозначил свою позицию в работе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он предпринимал попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»).
Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. «Экзистенция» же и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно.
Свобода для Сартра неотрывна от ответственности: «человек, будучи осужденным на то, чтобы быть свободным, несет на собственных плечах тяжесть всего мира: он ответственен за мир и за самого себя, и это способ бытия».
Проблема человека в философии экзистенциализма
... ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА: ИСТОКИ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА. В философском отношении на экзистенциализм оказали преобладающее влияние такое направление как философия жизни. Экзистенциализм ... противопоставление субъекта объекту. Экзистенциализм рассматривает бытие как некую изначаль- ... экзистенции раскрывается в эк-зистенциалистских концепциях личности и свободы. Личность, ...
С его точки зрения, истина постижения человека как себя самого не может быть никакой другой, кроме «Cogitoergosum» («Я мыслю, следовательно, я существую»).
Мысля, человек открывает не только себя самого, он открывает и других людей. Иначе говоря, через «Я мыслю» человек постигает себя перед лицом другого, и другой человек так же достоверен для него, как и он сам. Для того, чтобы выяснить какую-либо истину о себе самом, человек должен пройти через другого. Другой необходим для собственного существования человека и для самопознания человека.
Человек своим поступком создает определенный образ человека, который он выбирает, ибо выбирая себя, он выбирает человека вообще. Таким образом, человек своим поступком «толкает на тот или иной путь жизни не только себя самого, но и все человечество.»
Есть, правда, один особый случай: человек не может отвечать за то, что родился. Но это значит, по Сартру, всего-навсего, что человек не отвечает только за свою ответственность. Человеческое бытие не имеет основания, человек просто «заброшен» в мир, но после этого и вместе с этим человек начинает отвечать за себя, он свободен и ответственен, оставаясь беспочвенным. Но это значит также, что речь идет об экзистенциальной ответственности, а вовсе не об ответственности перед кем-то: обществом, отечеством, родителями или детьми. Сартр считал, что не преувеличивает, когда говорит, что человек выбирает свой мир и даже свое рождение. Такие утверждения могут показаться чрезмерными, но Сартр имел в виду, что до тех пор, пока человек предпочитает жить, он фактически избирает свое рождение. Кроме того, поскольку мир имеет значение, это значение есть итог работы сознания. Сознавая себя живыми, мы можем выбирать цели и задачи, общаясь с другими людьми или набрасывая собственное будущее.
Заключение
Подводя итоги, нахожу уместным отметить, что цель, поставленная в начале работы — изучить образ человека в экзистенциализме и сделать о нём общие выводы — достигнута. В процессе работы над рефератом я пришла к выводу, что самым точным определением для экзистенциализма можно считать изречение Сартра «экзистенциализм — это гуманизм», поскольку именно экзистенциализм уделяет наибольшее внимание персоне, личности, не пытаясь загнать человеческую индивидуальность в рамки сухих абстрактных теорий.
Для философии существования, нет абстрактной человеческой природы, сущности человека, предшествующей существованию. Именно личныйопыт существования каждого человека есть исходная реальность для этой философии. Теория экзистенциализма не пытается превратить человека в объект исследования. Она отталкивается от личности человека как субъекта действия. Тем самым экзистенциализм подчеркивает достоинство и значимость человеческой жизни, абсолютной ценности личности, ее подлинного величия и неотъемлемых прав на духовную свободу. Экзистенциализм доказывает, что человек есть, существует, является бытием и через его бытие строится и бытие всего окружающего мира. Человеческое «Я» несводимо ни к духовным, ни к телесным составляющим, это нечто не просто большее, но нечто совершенно иного качества, иной структуры. Глубже всего человек познает свою экзистенцию в так называемых «пограничных ситуациях» — депрессиях, болезнях, ощущая близость смерти и, таким образом, остро сознавая собственную конечность. Именно в такие минуты человек может познать свое «Я» и обрести внутреннюю свободу.
Концепция человека в философии Сократа
... Святой Сократ, моли Бога о нас”. В центре сократовской мысли тема - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. И сократовские ... своей философии. Он пошел по новому пути. Вместо того, чтобы объяснять бытие Вселенной, он всегда жаждал света, который бы осветил ему в этой Вселенной лишь его собственную ...
Тип философствования экзистенциалистов отличается от академической мысли. Экзистенциалисты не предлагали новых философских конструкций. Они ставили в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии, истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросам. Содержательная сторона философии экзистенциализма заключалась в отказе от теоретически развитого знания и в нацеленности на подвижные умонастроения, ситуационные переживания человека современности.
Отчуждение человека — проблема, вышедшая на первый план с началом 20 века. Проблемы, принявшие глобальный характер, возможность ядерного взрыва, духовный, экономический, демографический кризисы, заставляют философов задуматься о будущем человечества. Их занимают вопросы поиска собственного «Я», преодоления безысходности, обретения свободы, смысла жизни.
Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания общества и человека в современном мире, тем самым обнажая и объясняя те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/obraz-cheloveka-v-psihoanalize-i-ekzistentsializme/
1. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней, 3 том, М., Пневма, 2008.
2. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии).
М.: Книга, 1991.
3. Добрынина В.И. Философия XX века: учебное пособие. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: Ж.-П. Сартр — Л. Шестов — М. Хайдеггер — К. Ясперс — Н. Бердяев — М. Бубер.
4. Разин А.В. Философия: учеб. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2006.
5. Яковлева А.А. Сумерки богов М., Политиздат, 1989.
6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2002.
7. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1999.
8. Тавризян Г.М. Техника, Культура, Человек. М., 2003.