Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Какую бы сторону творчества М.Ю.Лермонтова мы не взяли, стихи или прозу, лирические или эпические произведения — везде прослеживается тема одиночества. Она проходит непрерывающимся мотивом по всей его поэзии. Ни у кого из русских поэтов эта тема не вырастала в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова. Он создатель трагической концепции человека, обреченного жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием и, что самое страшное, в разладе с самим собой.

Что касается главного направления творческих поисков писателя, то оно, как раз таки, заключается в преодолении отчуждения между личностью и окружающим ее внешним миром. Именно в лирике наиболее полно отразились идейные и художественные искания писателя, его основные творческие интересы, факты личной биографии и «биографии» его поколения.

Как мы уже сказали, тема одиночества пронизывает все творчество писателя. Для Лермонтова она была актуальна на протяжении всей жизни. В одних произведениях о ней не говориться открыто, в других, напротив, он доносит до нас именно то, что хочет. Но как бы Лермонтов не пытался выразить свое одиночество, замаскировать его или кричать о нем, оно остается главенствующим, значимым для поэта.

Смысл движения Лермонтова, как писателя, состоит в постоянном возвращении к излюбленным образам, темам и мотивам (особенно к теме одиночества), которые на каждом новом этапе варьировались, обогащались и усложнялись, отражая стремительное развитие личности самого писателя и рост его художественного мастерства.

Цель нашей работы: рассмотреть этапы лирики Лермонтова и попытаться понять, как отражена в них тема одиночества, и почему поэт, за всю свою жизнь, так и не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Задачи:

  • Показать, как отражена тема одиночества на раннем (юношеском) этапе творчества Лермонтова
  • Показать, какие черты приобретает тема одиночества в зрелой лирике
  • Изучить лирику Лермонтова и найти стихотворения, наиболее удачно выражающие тему одиночества. Проанализировать их.
  • Рассказать, что нового внес Лермонтов в трактовку темы одиночества.
  • Провести реферирование литературоведческих работ, использованных при написании данной работы.
  • Сделать выводы по проделанной работе.

Чего он хочет!.. небо ясно,

3 стр., 1249 слов

Философская лирика М.Ю. Лермонтова

... одиночества, тоски, мы становимся ещё сильнее, отдаём себе отчёт, осмысляет всю суть, прожитой жизни. Философская лирика Лермонтова ... уже созданный результат деятельности Пророка. Лермонтов - один из писателей-реалистов, который, не боясь ... философский лирика Лермонтов Пусть я кого-нибудь люблю:, Любовь не красит жизнь мою Основой в философской лирике Лермонтова, является проблема поэта и общества. В ...

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно, Один враждует он

«Валерик» [1;89]

Одной из главных тем лирики Лермонтова стала тема одиночества. Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:

Как сей оковы

Нам в одиночестве влачить., Делить веселье — все готовы:, Никто не хочет грусть делить.

«Одиночество»[1;92]

Слова с корнем «один» встречаются чаще других в создании им поэтических образов: «белеет парус одинокой», «вверху горит одна звезда», «выхожу один я на дорогу» и т.д. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучит этот мотив его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В самом начале творчества Лермонтова эта тема раскрывается им в традициях романтизма.

Тема одиночества возникает у Лермонтова в традиционно-элегическом облике унылого героя, как чисто внешняя отчужденность, удаленность лирического героя от мира людей или как вынужденное изгнанничество, как вечное скитальчество и сиротство. В самых ранних стихах одиночество нередко носит весьма абстрактный характер: зачастую оно только называется. Но за абстрактной условностью стояли напряженные поиски своего места в мире и своего героя, отвечающего грандиозным устремлениям личности и высокой поэтике романтизма.

Ранняя лирика.

Ранние стихотворения Лермонтова – это своего рода лирический дневник, в котором лирические размышления были составной частью становления личности. Главным мотивом творчества были внутренняя жизнь поэта, его мысли и мечты. Он созидал свою судьбу, а в стихах выразил то, чем питалась его душа, видя в них единственных и неизбежных спутников своей юности, способных запечатлеть невыразимое, не вмещавшееся в узкие рамки привычного прозаического слова. Раздумья автора отмечены редкой по его возрасту (14-20 лет) зрелостью. Исходным становиться переживание печального одиночества: «Брожу один как отчужденный!» [1;127]. Мрачные чувства – результат биографических факторов, таких как отсутствие родительского тепла (мать умерла, когда мальчику было всего 2 года; с отцом сложились непростые отношения); позже, неразделенное увлечение одной, бесславно окончившаяся любовь к другой. Не прошла и без последствий отстраненность от сокурсников Московского университета. Но во всем этом мы видим лишь внешние причины горестного настроя. Внутренне же, душа пылкая многое воспринимает с мучительным недоумением: причину надлома – «средь веселья дух страждет и грустит», невосполнимую потерю – «дух погас и состарелся», одновременно совсем иную склонность – «Я к одиночеству привык». Проникновением в тайны столь сложного мироощущения и стала ранняя поэзия Лермонтова.

17 стр., 8461 слов

Одиночество пожилых людей и социальная работа с ними

... одиночества пожилых людей; проанализировать возможности социальной работы по решению проблемы одиночества людей пожилого возраста; дать характеристику одиночества, как одной из острых социальных проблем пожилых людей. Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем. Во-первых, проблема одиночества у людей пожилого возраста ... в пределах которых возникают переживания. В итоге жизненный мир ...

Юный Лермонтов владел «сильно действующим словом» [4; 145]. Он обращал свой взор прежде всего на отрицательные явления, как бы накапливая доказательства порочности того мира, о котором писал. Всюду авторское неприятие действительности рождает цепь острых, сгущенных определений: «злобы яд», «полны ядом… объятия», «умы и хладные, и твердые, как камень» [1;108].

«В ранней лирике личность романтика противопоставлена целому миру. Конфликт с миром означал не только противостояние обществу, но и мятеж против неба, Бога и мироздания. Романтическая антитеза человек-мир побуждала лирического героя Лермонтова остро ощущать собственное избранничество» [2;386]. Лирическое «я» — могущественная личность, способная единолично разрешить коренные вопросы общественного и нравственного устройства мира, который кажется ей абсолютно несовершенным, лишенным гармонии, а нередко и смысла. Герой ранней лирики был избранником неба, убежденным в том, что его ожидает прекрасная и трагическая судьба. И хотя в стихотворениях Лермонтова не говорилось о конкретном содержании жизненного пути героя, смысл его был вполне ясен: это не жизнь среди толпы посредственностей, а высокая миссия – личная и поэтическая:

Настанет день – и миром осужденный,, Чужой в родном краю,, На месте казни – гордый, хоть презренный –

Я кончу жизнь мою…[1;68]

Лирический герой словно перебирает варианты своей судьбы, не останавливаясь ни на одном. В каждом из них – конфликт с миром, противоречие между его ролью освободителя и отчуждением от людей:

За дело общее, быть может, я паду

Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу;, Быть может, клеветой лукавой пораженный,, Пред миром и тобой врагами униженный,, Я не снесу стыдом сплетаемый венец, И сам себе сыщу безвременный конец…

«Из Андрея Шенье», [1;136].

Одиночество лирического героя.

Лирический герой Лермонтова — это «передовой человек своего времени, беспокойный и мятежный романтик» [5;42]. Это — человек, окруженный враждебной ему действительностью, отгородившийся от нее в своем одиночестве, затаивший на нее злую обиду, страдающий и трагический, полный могучей страсти и воли, умеющий мыслить беспощадно критически и в какой-то момент готовый во имя общего блага к каким-то разрушительным, но неведомым для него подвигам. Это — человек глубоко интеллектуальный, способный к синтетическим философским обобщениям, наделенный пронзительным аналитическим сознанием, находящий противоречия и неблагополучие в том, что большинству его соотечественников казалось незыблемым и непререкаемым.

Главным средством лирической обрисовки характера романтического героя становиться контраст; лирическое «Я» предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей сверхчеловеческих целей, и реальным положением героя в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах. Мечты о гражданском деянии, о славе («За дело общее, быть может, я паду…»; «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…»; «И Байрона достигнуть я б хотел…»; «…в себе одном нашел спасенье целому народу…») оказываются неисполненными: никто не требует от героя ответственного поступка, и его самоотдача без настоятельной общественной потребности выглядит ненужной и напрасной. «Герой с его нравственным и духовным максимализмом – чужд всему, что привело к ощущению потерянности, трагическому скептицизму, к преобладанию эмоции обиды и холодного презрения. Но герой Лермонтова, сохраняя жизненную стойкость и бескомпромиссность, не смиряется под ударами судьбы» [3;437].

8 стр., 3806 слов

Что такое внутренний мир человека?

... личность. Только доверяясь близким людям, я раскрою им свои тайны и, тем самым, приглашу их посетить свой внутренний мир, ... свой внутренний мир, понять самого себя. Отражением внутреннего мира поэта являются его стихи. Например, читая поэтические творения М.Ю. Лермонтова, такие как ... с барсом обогатили внутренний мир юноши, как целая жизнь на воле. действует Хлестаков, главный герой , из произведения ...

Во многих юношеских стихах все эти противоречия осознаны в отвлеченно-романтическом и метафизическом свете: таков, по мысли поэта, его удел, такова предопределенная свыше роковая доля, которой невозможно избегнуть, ибо она не зависит от подвластных горою обстоятельств. Это еще более увеличивает его страдания и одиночество.

Новаторство Лермонтова.

Лермонтов внес в трактовку темы одиночества что-то новое, и это новое, прежде всего, его абсолютный и глубоко личный характер, связанный с неприятием лермонтовским героем мира, коренных основ миропорядка. Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его «жестокостью», «клеветой», «злобой», не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему:

Души их певца не постигали,, Не могли души его любить,, Не могли понять его печали,, Не могли восторгов разделить

«К*» — «Мы случайно сведены судьбою» [1;76].

Ему нет места среди «хладной», «бесчувственной» «толпы», среди «надменного» и «бездушного» «света». Он одинок и в своей «отчизне», «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»), в «стране рабов, стране господ» («Прощай, немытая Россия»).

И, наконец, он одинок в целом мире, который неизменно является ему «пустыней»: «пустыня мира» («Демон»), пустыня жизни («Благодарность»).

Это всеобъемлющее одиночество обнаруживается и в таких глубоких и интимных человеческих отношениях, которые по природе своей в наибольшей степени предполагают возможность душевной связи между людьми: любовь, дружба, родство.

Природа в лирике.

Тема, связанная с морской стихией, в творчестве М. Ю. Лермонтова — это тема одиночества, изгнанничества, странничества. Юный Лермонтов отказывается от привычных жизненных ценностей: он не верит в счастье, не ценит покой и окружающую его гармонию. Смысл его «плавания» по бурному «морю» жизни романтический бунтарь, побуждаемый духом протеста и мятежа, видит не в достижении счастья, не в бегстве от него, а в самом движении. В коротком стихотворении «Парус» (1832) по существу представлена целая программа жизни романтика с мятежной душой, который покою предпочитает бурю, с презрением относится к любому «берегу» ограничивающему его свободу. Гармония в природе раздражает его, ведь она не соответствует его собственной жажде бури и мятежа. Одинокий романтик «просит бури» — только она способна примирить его с миром.