даёт общее представление об авторе произведения и об анализируемом тексте, раскрывает актуальность работы, обозначает объект и предмет, цель, задачи работы и методы, применяемые в ходе её написания, а также обозначает вопросы, ответы на которые будут даны в последующих главах работы и обобщены в заключении.
Первая часть курсовой работы посвящена теме одиночества, раскрываемой на примерах встреч Маленького принца с остальными героями. Во второй части даётся описание темы смерти и проводится её анализ.
В заключении подводятся итоги работы, формируются окончательные выводы по теме, даются ответы на вопросы, сформулированные в введении, подводится итог проделанной работе.
1. Тема одиночества
Тему одиночества в сказке А. де Сент-Экзюпери можно назвать решающей. С первых строк произведения повествователь проводит границу между собой и «взрослыми»: «На своём веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше» [2].
С точки зрения автора-повествователя, здравомыслие — один из главных пороков взрослых, поэтому свойственное герою романтическое мироощущение, наличие фантазии и чуткого сердца являются причинами его одиночества в обществе трезвомыслящих и практичных людей. Он, как и Маленький принц, не чувствует себя похожим на ожесточённых, бессмысленных взрослых и не может найти с ними общий язык.
Пустыня, в которую попадают автор-повествователь и Маленький принц — это не только физическая, но и духовная пустыня, символ их одиночества. Но это не благотворное одиночество, располагающее к размышлениям, а опасное состояние, грозящее гибелью. Сломавшийся самолёт можно назвать символом духовного кризиса героя, приведшего его к одиночеству — пустыне. Его удастся починить/разрешить лишь после того, как героя «приручил» принц, показав ему выход. Когда герой понимает смысл «приручения», автору больше нет нужды держать его в пустыне.
Маленький принц предстаёт куда более одиноким, чем автор-повествователь: один на целой планете, пусть и такой небольшой. Теперь, находясь так далеко от своего дома, так далеко от любимого цветка, не имея возможности вернуться, принц ощущает одиночество гораздо сильнее, чем в начале своего путешествия. Мировоззрение принца, как и его одиночество, отличаются от мировоззрения лётчика: всё преходящее он считает менее значимым, чем вечное: это раскрывается в эпизоде с диалогом о шипах цветка и барашке, способном этот цветок съесть. С одной стороны — автор-повествователь и его страх смерти, а с другой — Маленький принц и его любовь к розе. Это противостояние решается в пользу Маленького принца и его любви, чувства, не подвластного смерти: летчик забывает о потерпевшем крушение самолете, о жажде и возможной смерти, ведь перед ним раскрывается цветок истинного чувства, настоящей любви.
Социальная работа с людьми пожилого возраста и инвалидами
... социальные проблемы пожилых людей и инвалидов. 2) Рассмотреть психологические особенности пожилых людей и инвалидов. 3) Проанализировать законодательную базу, на которой основывается социальная работа с пожилыми и старыми людьми; рассмотреть основные направления этой работы. Объект: социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами. Предмет : особенности социальной работы с пожилыми и ...
Но роза и её чувства к принцу не так просты: пусть она и принц любят друг друга, но им пока не хватает опыта, чтобы уметь выражать свои чувства. В своём путешествии принц учится любить и ценить любовь, но вернуться к любимой он сможет только через смерть.
Роза — персонаж автобиографичный. Её образ тесно связан для Сент-Экзюпери с образом его жены, Консуэло. Вот как о ней отзывались её друзья, возможно, именно эти слова послужили для Сент-Экзюпери отправной точкой в создании образа розы: «Она любит розы, наша мадам Гомес [Консуэло], ей нравится их спасать, да она и сама как роза» [3, с. 256].
Она пишет о муже: «Крылатый Рыцарь предлагал мне всё: своё сердце, своё имя, свою жизнь. Он писал, что его жизнь — полёт, что он хочет забрать меня с собой, что я показалась ему слабой, но он верит, что моя молодость поможет мне справиться со всем, что ожидает нас: бессонные ночи, бесконечные переезды; ни дома, ни вещей, ничего, только моя жизнь, посвящённая ему. <…> Зачем соглашаться на невозможный союз с этим диким орлом, что рассекает небеса, слишком далёкие для меня?» [3, с. 61].Для Маленького принца роза стала тем же, чем Консуэло для Сент-Экзюпери — раем, мечтой, к которой нужно стремиться, но которой нельзя достичь. Сложные отношения с Консуэло, когда Сент-Экзюпери не мог оставаться рядом с ней, но и не способен был расставаться с женой надолго, были и тяжким испытанием и наградой для обоих. Будучи по-детски непосредственным, Антуан де Сент-Экзюпери и чувствовал по-детски остро, в том числе и одиночество. Поэтому эти слова автор перенёс из своих уст в уста принца: «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать» [2].
Тяга Сент-Экзюпери к полётам, к участию в боевых действиях говорят о его неусидчивости, нежелании сидеть на месте, которым он заразил и Консуэло, несмотря на её сопротивление: «Но запомните хорошенько, я не вещь, не кукла: моё лицо не меняется ежеминутно, я люблю каждый день сидеть на одном и том же стуле, <…>, и я прекрасно знаю, что вы любите уезжать и нигде подолгу не задерживаетесь» [3, с. 64]. Впоследствии она не раз срывалась по первому его зову, оставляла друзей и знакомых, чтобы быть с ним, но он не мог ответить ей той же интенсивностью чувств. Он, как и Маленький принц, любил свою розу тем сильнее, чем дальше, недостижимее она была для него. Возможно, именно поэтому Маленький принц стремился к смерти как к избавлению от страданий и воссоединению с любимой.
Одиночество ощущали обе стороны. Консуэло, проведшая больше времени в разлуке с мужем, чем вместе с ним, почти не жившая с Сент-Экзюпери в одном доме, не могла не чувствовать себя покинутой. О тоске розы можно лишь догадываться: она плачет, когда Маленький принц покидает её, но дальнейшая судьба её нам неизвестна, как и Маленькому принцу.
Отражение в языке как в зеркале культуры изменений в образе жизни ...
... Тер-Минасова. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 5. Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей. М.: Эксмо-Пресс. 2010. 6. Санджиев Н. Общество. Язык – зеркало народа. [Электронный ... Будучи средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке. Наиболее чуток в этом отношении словарный состав языка. Уход из жизни тех или ...
Как любой идеалист, Сент-Экзюпери не терял надежды исправить ситуацию, в которой оказались роза и принц, а также он сам и Консуэло, достичь идеального, гармоничного состояния: «Дай мне платочек, я буду писать на нем продолжение «Маленького принца». В конце сказки Маленький принц подарит этот платок принцессе. Ты никогда больше не будешь розой с шипами, ты будешь идеальной принцессой, которая ждёт Маленького принца. И я посвящу эту книгу тебе. Я не могу утешиться, что я не посвятил её не тебе. <…> Жена моя, когда я вернусь, мы будем жить вдвоём, окружённые только самыми сердечными, настоящими друзьями. <…>» [3, с. 338].
Роза была не единственным существом, у которого Маленький принц искал утешения в своём одиночестве. В путешествии ему встречаются «странные взрослые», каждый из которых занят своим делом, поглотившим его целиком, не оставившем места для работы мысли и сердца. Каждый из них одинок на своей маленькой планете, созданной их гордыней, честолюбием, пьянством, рутиной. Жизнь фонарщика кажется принцу не лишённой смысла в отличие от посещённых им взрослых; он считает, что полезно то, что красиво, но деятельность фонарщика так же бессмысленна, как и то, чем занимались другие взрослые, которых повстречал Маленький принц, ведь зачем зажигать фонарь, если ему не для кого светить, «Ведь, если звезды / зажигают — / значит — это кому-нибудь нужно? / Значит — это необходимо, / чтобы каждый вечер / над крышами / загоралась хоть одна звезда?!» [1, с. 52] В этой бессмысленности и заключается одиночество взрослых с астероидов 325, 326, 327, 328, 329 и 330: королю некем править, честолюбцу не перед кем красоваться, пьяницу никто не может вырвать из порочного круга, деловой человек занимается бесполезными расчётами, от которых подсчитываемым звездам «нет никакой пользы», фонарщик, зажигающий и гасящий свет из-за «уговора», смертельно уставший от своей работы и потому не видящий, как Маленький принц, её красоты. Жизнь географа, не знающего собственных земель, столь же бессмысленна, тем более, потому что он не ценит цветка, столь любимого принцем, считая его «эфемерным», а, следовательно, не стоящим внимания. Его собственная планета, читай «душа», не изведана им, он владеет несметным богатством, но не знает и не желает его узнавать.
Следующей важной встречей для принца становится знакомство с Лисом. Лис учит мальчика создавать узы, спасение от одиночества. Жизнь Лиса не имела смысла до прихода принца, и мальчик способен её изменить, как изменила когда-то его жизнь роза. «Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы» [4].
Лис открывает ему глаза на суть вещей: что такое любовь и привязанность, почему его роза одна всём свете и что нужно помнить, что он навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Также на пути Маленькому принцу встречаются стрелочник и торговец, которые, как и одинокие жители астероидов, ещё раз доказывают принцу, что взрослые — глупые существа, связанные по рукам и ногам бессмысленными заботами и делами, и что «одни только дети знают, чего ищут». Принц же, будучи и ребёнком, и взрослым (или ни ребёнком, ни взрослым), с одной стороны, с помощью Лиса смог отыскать в себе способность и потребность в глубоких чувствах, в ответственности за любимых, а, с другой стороны, сумел сохранить детскую чистоту и ясность восприятия, открытое, простое видение мира, недоступное взрослым.
Литература латинской Америки. Роман Г. Г. Маркеса «100 лет одиночества
... XLVII Среди множества неожиданностей, встречающихся при чтении романа "Сто лет одиночества", одна из самых привлекательных — это пристальное внимание, которое ... поскольку вновь созданное селение Макондо было слишком мало. Таким образом, подобно греческой трагедии царя Эдипа, ... заполненную насилием, но, по превратности судьбы, насильственная смерть приходила только к другим членам его семьи. ...
Рассказчик, по хронологии — один из последних собеседников принца, но из-за особого строения текста он присутствует на протяжении практически всей сказки. Автор-повествователь предстаёт выросшим Маленьким принцем (не зря Сент-Экзюпери часто говорил, что ему кажется, будто он не брюнет, а блондин, как и принц), потерявшим веру в силу своего сердца, ставшим одним из «семи с половиной миллионов пьяниц, трёхсот одиннадцати миллионов честолюбцев, итого около двух миллиардов взрослых». Потому эти двое и оказываются в одной пустыне: один из них уже нашёл то, что искал, а другой только обретает. При внешнем различии, судьбы героев очень похожи: взрослый автор-повествователь уйдёт из пустыни, вернув себе утраченную в детстве истину, а принц, ребёнок-взрослый, растворится в песках, душой вернувшись к началу, к своей розе.
Последним собеседником принца становится Змей, говорящий ему, что среди людей тоже одиноко, и предлагающий избавление в виде смерти. Он становится его помощником в трудном и печальном деле.
«Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца» [4].
Здесь также просматривается мотив одиночества: Маленький принц отправляется на другие планеты в поисках близкой ему души, но находит их лишь на Земле, в лице Лиса, а позже и лётчика. Если говорить о планете как о душе, очевидно, что, в отличие от планет фонарщика, пьяницы и прочих, Земля как дом человеческого сердца приютила под своей крышей много душ. Пусть автор и отзывается о них нелестно, пусть глазами принца мы видим их как людей без смысла и без цели, но пример автора-повествователя помогает нам надеяться на то, что любой человек может вернуть себе ощущение чудесного, того, что не увидеть глазами, последовав совету автора-повествователя: «Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел?» И вы увидите: все станет по-другому…»
Таким образом, мы видим, что тема одиночества проходит через всё произведение, связывая героев друг с другом и помогая им найти себя. Одиночество Маленького принца острее всего ощущается им после встречи с Лисом, но вместе с тем принц понимает, что его одиночество было следствием внутренней незрелости, неспособности к серьёзным чувствам и ответственности за них. Тем не менее, к концу сказки тема одиночества не исчерпывает себя, а наоборот, чувствуется тем острее, чем ближе мы подходим к развязке. Но вместе с одиночеством «приручённый» лётчик испытывает и благодарность по отношению к принцу, вернувшему ему надежду и силу любить.
2. Тема смерти
Смерть принца — логическое завершение сказки, поэтому в работе ей уделено не так много места, как теме одиночества. С другой стороны, эта тема была очень актуальной для Сент-Экзюпери, практически ежедневно подвергавшегося смертельной опасности во время своих полётов. Ни он, ни его жена не знали, прощаясь перед очередным вылетом, суждено ли им встретиться ещё раз, поэтому смерть можно считать одной из множества подруг автора, сопровождавших его по жизни.
Смысл человеческого бытия. Проблема жизни, смерти и бессмертия
... такой точкой зрения смерть тела рассматривалась как причина прекращения всей психической деятельности человека, как естественное и закономерное завершение земной жизни, единственно возможной и реальной. 1. ... как сочетания телесной, материальной субстанции и нематериальной, бессмертной души. Что касается философов-деистов, то Руссо допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер ...
«Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” — тема бытия. Она делится на реальное бытие — существование и идеальное бытие — сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное — вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.
Маленький принц — это символ человека — странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни» [4].
Путешествие Маленького принца — цепь расставаний, первым звеном которой стало болезненное расставание с цветком. Каждый раз, уходя от нового знакомого, принц становится всё печальнее.
Развивая эту мысль, скажу, что в финале принцу удаётся перейти от реального бытия к идеальному, избавившись от своей земной оболочки. Маленький принц стремился к избавлению от страданий и воссоединению с любимой; для него смерть не конец, а просто шаг, который нужно сделать, чтобы вернуться домой. Рассказчик тоже это понимает, пусть ему и сложно воспринимать смерть не как ужасную трагедию, утрату кого-либо навечно, а не как переход в другое состояние бытия: «При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: все это лишь оболочка. Самое главное — то, чего не увидишь глазами…» Следовательно, темы смерти здесь нет, это скорее перерождение.
Если рассматривать планету как символ человеческой души, то баобабы являют собой ростки зла, способные её погубить: «Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки». Примером «баобаба», разрушившего человеческие души, является фашизм, с которым Сент-Экзюпери столкнулся лицом к лицу. Проникнув в души людей и пустив прочные корни, он подорвал мир, навсегда изменив его облик. То есть наряду со смертью физической в сказке описывается и процесс душевного умирания, примером которого могут служить многочисленные взрослые, живущие и совершающие ежедневные, рутинные дела неясно зачем.
Суммируя написанное выше, скажу, что в сказке нет темы смерти, связанной непосредственно с принцем, но есть тема перерождения, болезненного, но несущего положительную окраску (если понимать исчезновение Маленького принца как возвращение на родной астероид, а не как бесповоротную кончину и исчезновение из мира, оказавшегося слишком чужим для героя).
В отношении же взрослых героев эта тема, несомненно, прослеживается: деятельные снаружи и мёртвые внутри люди удивляют принца. Лётчик становится единственным человеком, не до конца утратившим простой взгляд на мир, поэтому принцу удаётся вернуть его к жизни. Остальные же люди не меняются после встречи с принцем, как это произошло с лётчиком и Лисом.
Заключение
Проблема жизни и смерти
... решения этих проблем. А. Л. Чехов в одном из писем написал: Зафилософствуй - ум вскружится, имея ввиду тот или иной способ решения проблем жизни и смерти. Однако подлинное ... в восточной философии и мистических учениях, всходящих из принципиальной невозможности только разумом понять смысл этого вселенного кругооборота. Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и ...
В данной работе рассматривались темы одиночества и смерти в сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Было замечено, что тема одиночества присутствует на протяжении всего произведения и является автобиографичной: она тесно связана с отношениями автора и его жены Консуэло. Также был сделан вывод о том, что одиночество героев не уменьшается, а возрастает к концу произведения. Тема получает развитие при каждой новой встрече принца с другими персонажами. Удалось выяснить, что одинокими себя чувствуют лишь герои, которым открылось чудо «уз», «приручения» — сумевшие понять, что взаимное чувство есть взаимная ответственность и что жизнь трагически неполна без этих уз. Тем не менее, одиночество для них не приговор, а то, что открывает им глаза на мир и самих себя, а, следовательно, положительная сила.
Тема смерти, также близкая автору, раскрывается в двух вариантах: смерть принца и смерть человеческой души.
Принц — несомненно, чистая душа, без лжи и фальши. Если воспринимать его смерть как уход из мира, в котором герой не сумел выжить, то его смерть является очень тревожным знаком для читателя. Но смерть Маленького принца рассматривается не как конец земного существования, а как переход в качественно новое, поэтому имеет место тема не смерти, а перерождения, в первую очередь духовного. Такое же перерождение пережили Лис и лётчик, следовательно, можно предположить, что и они умерли и возродились.
Относительно же остальных героев-людей сказки мы приходим к выводу, что они душевно умерли до начала повествования, и уроки принца для них бесполезны. Символом разрушения человеческой души выступает баобаб, зло, пускающее корни и разрушающее человека изнутри. Здесь тема смерти души уравновешивается перерождением автора-повествователя, в душе которого зародился огонёк, который он может передать другим: «Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем, совсем не все равно» [2].
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/malenkiy-prints-odinochestvo-rebenka/
1. Маяковский В. В. Сочинения в двух томах, т. I/Сост. Ал. Михайлова. — М.: Правда, 1987. С. 52.
2. Сент-Экзюпери А. Маленький принц. — М.: Эксмо, 2007.
3. Сент-Экзюпери К. Воспоминания розы. — М.: КоЛибри, 2006
4. Хабибуллина Д.Р. Философский потенциал сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» // Гуманитарные научные исследования. — Март 2012. — № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/03/724