Методы и внутреннее строение философии
1. Проблема научности и многообразия философского видения мира
Среди философов нет единой точки зрения на то, что должно быть предметом философии. Тому есть два рода причин:
Предмет философии менялся исторически, вместе с изменением мировоззрения людей. Философия зародилась в 7-6 в.в. до н.э. одновременно в в трех исторических областях: Древняя Индия, Др. Китай, Др. Греция.
В переводе с греческого философия означает любовь к мудрости. Философия возникла раньше всех других наук, далее от нее отделились другие: математика и др.
При изменениях предмета философии в ходе истории старые представления о предмете философии не отбрасывались, а присоединялись к новым представлениям о нем.
2) Философия, в отличие от других наук никогда не существовала в виде однолинейного учения. Это всегда была большая или меньшая группа различных философских учений, течений, школ, направлений. Причем представитель каждого такого направления или учения понимал предмет философии несколько по-своему, на свой лад.
Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие мировоззрение шире понятия философия.
2. Проблема метода в философии. Диалектика или метафизика
Родоначальником новых тенденций в философии был Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в создании новой науки, исходя из того, что именно философия может переосмыслить предмет и задачи науки и выработать новый метод. Первым шагом для создания нового метода должно быть очищение ума от заблуждений («идолов» или «призраков»): идолов рода, идолов пещеры, идолов рынка, идолов театра. Истинная наука должна строиться на переработке данных опытно-экспериментального познания и наблюдений. Ф. Бэкон разрабатывал метод индукции, считая его главным методом науки.
Рационализм наиболее ярко выражен Р. Декартом. Он признавал существование двух самостоятельных субстанций: материальной и духовной, их главными атрибутами являются соответственно протяженность и мышление. Декарт считал главным методом науки метод дедукции. В основании метода мышления, по Декарту, лежит Разум, а наиболее достоверным утверждением является: «Мыслю, следовательно, существую». Декарт сформулировал правила метода для получения нового знания: признавать истинными только такие положения, которые представляются уму ясно и отчетливо; расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы; методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному; не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.
Контрольная работа: Философия как наука
... философии. Наша работа базируется на представлении о тесном и неразрывном родстве философии и мировоззрения, которое наиболее зримо проявляет себя в ... человека в нем, которая опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой. Жизнь людей в обществе ... XX в. признают мировоззренческую функцию философии и, в-третьих, нередко по-разному интерпретируются взаимосвязи между философией и ...
Б. Спиноза считал, что существует природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Природа есть субстанция. Бог растворен в природе и лишен воли и разума. Мышление и протяжение — атрибуты субстанции, а единичные вещи — как мыслящие существа, так и протяженные предметы — это модусы (видоизменения) субстанции. В теории познания Спиноза выступал рационалистом. Математический способ мышления он считал лучшим, ведущим к истине.
Крупный вклад в разработку проблем познания, государства и политики внесли Т. Гоббс и Дж. Локк. В частности, Дж. Локк обосновал принцип сенсуализма — происхождения всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Все идеи возникают из опыта, который бывает двух видов: внешний и внутренний.
XIX век для европейской философии — классический. Большой вклад в постановку и разработку философских проблем внесла немецкая философия. В рамках немецкой классики был разработан диалектический метод познания, радикально пересмотрено отношение субъекта и объекта. К этому течению относят философские учения И. Канта, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.
Родоначальник немецкой классической философии И. Кант осуществил коренной переворот в гносеологии. Если до Канта в центральной проблеме гносеологии — взаимодействие субъекта и объекта — акцентировали внимание на анализе объекта, то Кант критически анализирует специфику познающего субъекта. В субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта).
Кант утверждает, что природу объективно существующих вещей (“вещей в себе») мы не можем познать, сущность вещей недоступна человеческому разуму. Попытки разума проникнуть в мир вещей, как он существует сам по себе, неизбежно приводят к противоречиям, к антиномиям. В процессе познания человек имеет дело с явлениями вещей, но по явлениям нельзя судить о вещах, существующих сами по себе. Разделение мира на доступные знанию «явления» и непознаваемые «вещи в себе»- ведет к агностицизму. Кант приписывает познающему субъекту априорные (доопытные) формы знания: пространство, время, формы рассудка. В этике Кант сформулировал категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства».
Гегель был объективным идеалистом, диалектиком. Философия Гегеля носит противоречивый характер. Если диалектический метод философии содержал в себе мысли о развитии через противоречие, прерывы постепенности, то ее идеалистическая система требовала прекращения этого развития. По Гегелю, абсолютная идея составляет истинную реальность. Абсолютная идея существует вечно. Она находится в постоянном развитии и изменении. Все многообразие действительности — результат саморазвития идеи. В своем развитии абсолютная идея проходит три ступени. На первой она развивается в сфере чистой мысли, порождает и накапливает свое богатство. На второй она порождает природу, облекается в материальную оболочку и начинает существовать в виде материальных явлений. На третьей — абсолютная идея существует в форме сознания, мышления людей. Осознав весь свой предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и возвращается в свое первоначальное положение, но уже как уяснившая все богатство своего содержания.
Критическая философия Канта
... человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии. Таким образом, философское развитие Иммануила Канта разделяют обычно на два периода: "докритический" (до 1770 г.) и "критический". 1. "Докритический" период творчества И. Канта Для докритического периода характерен интерес Канта ... от человеческого сознания сущность вещей – "вещи в себе": абсолютное познание ...
У Гегеля философия предстает как система диалектических законов и категорий, выражающих процесс саморазвития идеи.
Л. Фейербах завершил немецкую классическую философию. Он подверг критике идеализм Гегеля и восстановил в своих правах материализм. В центре своей философской системы Фейербах ставил человека как родовое существо. Антропологизм — исходный принцип материализма Фейербаха. Его материализм носил созерцательный, метафизический и механистический характер. Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества, религии и человека.
К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение — диалектический материализм. Маркс развил гегелевское учение об отчуждении и дал свою трактовку этой проблемы. Маркс и Энгельс считали, что мир находится в постоянном диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущих к отрицанию одних состояний другими и образованию новых качественных явлений. Опираясь на тезис о примате материального над идеальным, Маркс конкретизировал его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием.
В этот же период развиваются философские концепции иррационалистического типа. Иррационалисты (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше и др.) утверждали: мир неразумен; человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние.
Русская философская мысль начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации и достигает вершин своего развития на переломе XIX-XX вв. Главными особенностями русской философской мысли являются: историософичность, внимание к проблемам человека, связь с религиозным мировоззрением, нацеленность на решение практических вопросов, преобладание морального аспекта при обсуждении философских проблем, слабый интерес к проблемам гносеологии.
В XIX в. в русской философии выделяются два основных направления: «философия тотальности» (общности), связанная со славянофильством, и «философия индивидуальности», тяготеющая к западничеству.
Славянофилы (И. Киреевский, Ю. Самарин, А. Хомяков и др.) полагали фундаментом мировоззрения православие, идеальной формой правления — монархию, идеальной экономической структурой — крестьянскую общину.
Западники (А. Герцен, В. Белинский, М. Бакунин и др.) ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, критиковали православие. Центральной проблемой в идейных исканиях западничества была проблема личности.
Основные идеи русской религиозной мысли XIX в. впитала в себя философия Вл. Соловьева, разрабатывающего вопросы метафизики: учение об идеях и Абсолюте; гносеологию, антропологию и эстетику; космологию — понятие «Софии». Софийность на долгие годы становится как бы родовым признаком русской философии.
Н.Ф. Федоров развивает экзистенциально-антропологическую тенденцию в русской философии. Он обсуждает такие проблемы, как проблемы смерти человека и пути воскрешения, бессмертия человека и Космоса.
Материя и движение
... отразила марксистская философия. 1.1 Диалектическое понимание движения материи В основе диалектико-материалистического понимания движения лежат следующие положения. Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. "Материя без движения, - писал Ф. ...
В ХХ в. в России укрепляется марксизм (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин) и происходит становление философии диалектического исторического материализма. Получают дальнейшее развитие такие направления, как религиозная философия и экзистенциализм (Д.С. Мережковский, Н.П. Бердяев, Л. Шестов), трансцендентальная метафизика (П.Б. Струве, П.И. Новгородцев).
Особое место занимает в данный период такое направление в русской философии, как метафизика всеединства (Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков).
Современная западная философия включает в себя огромное разнообразие направлений, течений, школ и концепций. Одной из стержневых проблем, вокруг которой происходит развитие западной философии, является отношение к рациональному познанию. Во многих концепциях рациональному познанию противопоставляется интуитивное познание. В западной философии широко обсуждается проблема человека и его индивидуальной жизни в нашу эпоху.
В ХХ в. основными направлениями мировой философской мысли являются феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, нео-томизм, аналитическая философия и философия жизни.
3. Философская картина мира. Бытие, материя, сознание
философия диалектика метафизика бытие
1. Первые философские концепции бытия выдвинули Парменид (ввел этот термин в философию), Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель. Одни из них рассматривали бытие как вечное, неизменное, единое, неподвижное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся (Гераклит).
Парменид бытие противопоставлял небытию и утверждал, что бытие тождественно разуму. Демокрит отождествлял бытие с атомом и признавал небытие — пустоту. Аристотель выдвинул идею о том, что бытие — это понятие, которое не является родовым, т.е. его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное.
Бытие — философская категория, обозначающая все то, что существует. Мир представляет собой реальное существование отдельных, материальных и духовных явлений, а бытие — абстракция, которая лежит в основе объяснения общих вопросов о мире. Данная категория является предельно широкой по своему содержанию, так как охватывает собой все виды реальности. Всеобщность бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов.
К основным формам бытия относятся:
- бытие вещей и состояний природы;
- бытие общества;
- бытие человека;
- духовное бытие.
2. В истории философии понимание бытия первоначально проявляется в поисках конкретного образования, которое лежит в основании мира. В античности возникают представления о материи. Древнегреческие философы представляли материю как неизменную и неуничтожимую субстанцию. В Новое время господствовало метафизическое понимание материи, которая отождествлялась с веществом, состоящим из неделимых и неизменных атомов. Важнейшим свойством материи считалась неизменная масса. Это представление было опровергнуто открытиями в естествознании на рубеже XIX и XХ вв. (открытие электрона, рентгеновских лучей, радиоактивности, теория относительности А. Эйнштейна).
Определение материи, данное В.И. Лениным, является наиболее общепризнанным в современном материализме. Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует вне и независимо от человеческого сознания и отражается сознанием.
Движение как способ существования бытия. Формы движения
... движение можно определить как ту часть бытия, которая не сводится к чистому тождеству. Движение есть изменение, антитеза равенства. Размышление о вечном неостановимом движении вошло в философию в ... условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни. На Солнце нет ... заключено в природе самого бытия. Движение неисчислимо многообразно. Скажем, в организмах животных и человека ...
Материя охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой свойств и форм движения материи. Все многообразие материальных систем сводят к трем основным: системы неживой природы, живой природы и общества.
Основные свойства материи: объективность, движение, структурность, системная организация, вечность во времени, бесконечность в пространстве, способность к саморазвитию, отражение. Материя и ее свойства несотворимы и неуничтожимы, существуют вечно и бесконечно многообразны по формам своих проявлений.
3. Основными формами существования материи являются: движение, пространство и время.
Движение — это способ существования материи, т.е. материя существует только как движущаяся материя. Понятие движения обозначает любые взаимодействия и изменения состояний объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение — это изменение вообще. Движению присущи такие свойства: объективность, всеобщность, неуничтожимость, абсолютность и относительность. Абсолютность означает признание единства и нераздельности материи и движения. Естественно-научным основанием этого положения выступает закон сохранения и превращения энергии. Относительность движения означает, что оно существует не как движение «вообще», а как изменение конкретных материальных явлений. Отдельные формы движения не являются вечными, они ограничены исторически (во времени) и локально (в пространстве).
Движение не исключает моментов покоя. Покой — это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета, его стабильности. Направленные и необратимые качественные изменения системы называются развитием.
Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. Формы движения материи взаимосвязаны. Выделяются два типа связи: генетическая и структурная. Сущность генетической связи — высшие формы движения возникают на основе низших, как их синтез. Сущность структурной связи — высшие формы включают в себя низшие, но не сводятся к ним и своей специфики при этом не утрачивают.
Пространство — форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство трехмерно и бесконечно.
Время — форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Время одномерно и необратимо. Оно “течет» от прошлого через настоящее к будущему.
В истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциональная (Демокрит, И. Ньютон) и реляционная (Аристотель, Г. Лейбниц).
Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, а реляционная — как формы существования материи.
Конкретные свойства пространства и времени зависят от особенностей материальных объектов, их движения и взаимодействия. Это положение подтверждается специальной и общей теорией относительности А. Эйнштейна.
По философии : «Современная постановка проблем бытия, материи, ...
... правдивого отображения его в понятиях надо, чтобы эти понятия были парными. Как-то: “материя – сознание”, “объективное – субъективное”, “причина – следствие”, “пространство – ... и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Способ бытийствования человека в природном мире ... сущностям, имеющим более общий характер. взаимодействие 29 движение – изменение; время, переведенное на язык пространства ...
4. Сознание является чрезвычайно сложным и своеобразным предметом изучения. Не смолкают горячие споры вокруг происхождения, сущности сознания и возможности его познания.
В религии сознание рассматривают как крохотную искру пламени божественного разума. Идеалисты утверждают первичность сознания по отношению к материи, трактуют сознание как нечто изначальное. Философы-материалисты по-разному представляют природу сознания. Некоторые материалисты представляли сознание в виде материального явления и трактовали его как чисто биологический, физиологический процесс. Сознание является естественным следствием развития и усложнения материального мира.
Отражение есть свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и человека выступает в качественно различных формах. С возникновением жизни появляются раздражимость и чувствительность как специфические свойства отражения.
Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
5. Наличие определенных биологических и физиологических предпосылок у человека недостаточно для возникновения сознания. Сознание человека возникло в процессе трудовой деятельности. Простейшие трудовые навыки расширяют кругозор, совершенствуют мозг, обусловливают переход к изготовлению орудий труда, совместному труду и общению. Язык становится важнейшим фактором дальнейшего познания, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления. Труд оказал влияние на развитие и совершенствование органов чувств. Он способствовал возникновению общественных форм и видов жизнедеятельности. В человеке биологическое и социальное находятся в единстве и обусловленности.
6. Сознание — свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Мозг представляет сложную материальную, физиологическую систему. Но следует понимать, что между физиологическими и психологическими процессами существует качественное различие. Первые — материальны, вторые — идеальны. Сознание не сводится к физиологическим процессам, происходящим в мозгу человека. Сознание как функция мозга, как высшая форма отражения действительности есть образ внешнего мира. Этот субъективный образ идеален по своей природе, но его содержание детерминировано объективным миром. Идеальным сознание является потому, что образы человека не заключают в себе физических, химических или других материальных свойств.
В сознании можно выделить три основные сферы: познавательную, эмоциональную и мотивационно-волевую. Сознание — это, прежде всего, знание, со(совокупное) знание. Без знания нет сознания.
Эмоциональную сферу сознания составляют чувства, аффекты, страсти и эмоциональное самочувствие, стрессовые состояния. Эмоции — это отражения объекта в форме переживания, душевного волнения и оценочного отношения к тому, с чем человек имеет дело.
Философия и наука о сознании человека
... усложнения и дадим им характеристику. Элементарное, Раздражимость, Психическое отражение целеполагание, «элементарного мышления». Значение отражения Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека («душа»), ...
Мотивационно-волевую сферу составляют мотивы, интересы, потребности субъекта в единстве со способностью достигать цели.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Человек осознает себя посредством других людей и через созданную ими материальную и духовную культуру.
В философии широко обсуждается проблема бессознательного и его соотношение с сознанием. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.