Зачёт по дисциплине
« Медико-биологические и социальные основы здоровья»
Словарь понятий, Здоровье —
ЗОЖ — это поведение человека, которое отражает определенную жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены.
Иммунитет
Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
Рациональный режим жизни — это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток.
Адаптация -, Детская травма —
Профилактика травматизма — мероприятия, направленные на предотвращение получения каких — либо травм.
Аллергические состояния
Аллергия — необычная ( повышенная) чувствительность организма к воздействию некоторых факторов окружающей среды, называемых аллергенами. Приводит к развитию аллергических заболеваний.
Бронхиальная астма — тяжелое аллергическое
Атопический дерматит (экссудативно — катаральный диатез, аллергический диатез, эозинофильный диатез, пищевая аллергия) — хроническое заболевание, в основе которого лежит аллергическое воспаление кожи и слизистых оболочек.
Острая крапивница и отек Квинке (ангионевротический отек) — это аллергическое поражение кожи, сопровождающееся нарушением проницаемости сосудистой стенки и отеком на коже и других органах.
Анафилактический шок — спазм гладкой мускулатуры бронхов о бронхиол (асфиксия).
Может наблюдаться изменение функций ЖКТ (боли в животе, понос, рвота).
Заболевание, которое, как правило, встречается у детей, длительное время принимавших то или иное лекарственное средство.
Скарлатина
Признаки:
Профилактика
Корь
Признаки
Профилактика:
Краснуха
Признаки:
Профилактика
Дифтерия
Признаки : явления общей интоксикации, фиброзное воспаление миндалин, зева, гортани, носа, глаз, уха и половых органов.
Профилактика
Коклюш
Признаки
Нервно-артритический диатез
... 4. Нервно-артритический. Экссудативно-катаральный диатез - особое состояние организма, при котором отмечается повышенная чувствительность кожи и слизистых оболочек к воспалению, предрасположенность к аллергическим реакциям ... «диатез» методологически неправильно, хотя в какой-то степени и оправдано из практических соображений, поскольку методы лечения и в особенности профилактики могут ...
Профилактик
Кашляющих детей из карантинной группы переводят в изолированную круглосуточную группу для наблюдения. Детям необходимо часто бывать на воздухе. Вакцинация.
Эпидемический паротит
Признаки
Профилактика:
Ветряная оспа
Признаки:
1. Роль детского сада в формировании здоровья детей
Дошкольное детство — очень короткий период в жизни человека.
«Основные факторы, влияющие на здоровье человека»
Позитивное влияние (факторы здоровья) |
Негативное влияние (факторы риска) |
|
Наследственность |
||
Здоровая наследственность; отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболеваний. |
Наследственные заболевания и нарушения; предрасположенность к заболеваниям. |
|
Состояние окружающей среды |
||
Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические условия, экологически благоприятная среда обитания. |
Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки. |
|
Медицинское обеспечение |
||
Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь. |
Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслужи |
|
Условия и образ жизни |
||
Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни. |
Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы гипо — или гипердинамия. |
|
Формирования культурно-гигиенических навыков у детей
В детском саду воспитатели приучают воспитанников заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентируют детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: занятия, игры — занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Обучение организовывают не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатели показывают и рассказывают всё, что ждёт их детей в детском саду, обращают особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей.
2. Факторы, включающиеся в структуру ЗОЖ
здоровье дошкольный культурный гигиенический
а) Рациональное питание;
- б) Полноценный сон;
- в) Соблюдение режима труда и отдыха;
- г) Закаливание;
д) Проветривание;
- е) Гигиенические основы здорового образа жизни;
- ж) Физические упражнения.
3. Основные требования к основным режимным моментам, проводимым в ДОУ
Режим детского сада направлен на использование максимально возможного времени для игр и свободной деятельности детей. Время приема пищи, дневной сон, время прогулки являются стереотипно повторяющимися режимными моментами. Все остальные компоненты режима носят динамичный характер. Допускаются некоторые изменения в последовательности проведения или длительности отдельных видов деятельности детей в течение дня. При этом обязательно сохраняются основные принципы построения режима: достаточная ежедневная длительность пребывания детей на воздухе, полноценный сон, рациональное чередование умственных и физических нагрузок, регулярное питание, активный отдых. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет четыре часа. Ее организуют 3 раза в день: утром, в первую половину до обеда и во вторую половину дня перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения, осуществляется индивидуальная работа и самостоятельная деятельность детей. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 15м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 градусов и скорости ветра более 15м/с, а так же в дождливую погоду. Прогулка заменяется самостоятельной деятельностью детей, совместной деятельностью воспитателя с детьми (организацией игр, в том числе и подвижных, индивидуальной работой и др.) с посещением музыкального (физкультурного) зала для организации проветривания группового помещения. В летний период продолжительность прогулки максимально увеличивается, игры, физические упражнения, образовательная деятельность проводятся на свежем воздухе. Обязательным компонентом режима является прием пищи, который предусматривает четырехразовое питание: завтрак, обед, полдник, ужин. Время после сна используется для организации закаливающих процедур и самостоятельной игровой деятельности детей. В помещениях для деятельности и отдыха детей создается благоприятная гигиеническая обстановка, предусматривающая систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха. В ходе проведения закаливающих мероприятий с дошкольниками используются разнообразные формы и методы закаливания, соблюдаются основные принципы. Для закаливания детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используются дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, с учетом медицинских показаний. Закаливающие мероприятия меняются по силе и длительности в зависимости от сезона года, температуры воздуха, эпидемиологической обстановки. При осуществлении режимных моментов учитываются индивидуальные особенности ребенка (медицинские показатели, темп деятельности и т.д.).
Ведущая деятельность — это игра, в которой дети осваивают назначение предметов и способы действия с ними, а также определенный, доступный им пласт человеческих отношений. Общественно — полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям).
При организации непосредственно образовательной деятельности используются разнообразные формы детской деятельности: экскурсии, дидактические игры, детское экспериментирование, игры-драматизации, проектная деятельность и др., с использованием специфических дошкольных приемов организации (игровые и сюрпризные моменты, в том числе с использованием игрушек, кукол и т.д., сотрудничество со взрослыми и другими детьми), что делает для ребенка занятие не только интересным, но и личностно значимым, инициирующим самого ребенка (поиск способов, решений, в том числе вариативных).
Обучение в форме непосредственно образовательной деятельности начинается с третьего года жизни. Детям предлагается такое содержание, которое они не могут освоить самостоятельно в свободной деятельности без помощи взрослого. На непосредственно образовательную деятельность отводится:
- для детей 2-3 лет — не более 10 минут;
- для детей 3-4-х лет — не более 15 минут;
- для детей 5 -го года жизни — не более 20 минут;
- для детей 6-го года жизни — не более 25 минут;
- для детей 7-го года жизни — не более 30 минут.
Физическая культура организуется 3 раза в неделю, одно занятие проводится на свежем воздухе при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. Ее длительность зависит от возраста детей и составляет: во 2 младшей группе -15 минут; в средней -20 минут; в старшей-25 минут; в подготовительной группе-30 минут. Работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинской сестры и педиатра. При организации воспитательно-образовательного процесса в работе с дошкольниками используются приемы снятия психоэмоционального напряжения (динамические паузы, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, смену положения тела детей: стоя, сидя на стульчиках).
Дошкольники среднего и старшего возраста утром и вечером самостоятельно оценивают свое эмоциональное состояние.
4. Виды травм и типовые ситуации детского травматизма
Травмы по характеру повреждения: механические (падение, удар); физические (высокая или низкая температура, ожоги, обморожения, ток, радиация); химические (химические вещества).
Закрытые повреждения
Ушиб —
Растяжение связок и сухожилий
Перелом —
Закрытый
Открытый —
Резкая боль, усиливающаяся при малейшем движении, подвижность кости в том месте, где нет сустава, изменение внешней формы сломанной конечности.
Открытые повреждения
Рана
Кровотечения
Артериальное — возникает при повреждении крупных артерий. Пульсирующая струя крови алого цвета.
Венозное —
Капиллярное —
Носовое кровотечение
Ожоги
Различают термические, химические, электрические, лучевые. Чаще всего наблюдается на коже, но могут быть и ожоги глаз, слизистой оболочки рта, глотки, пищевода и даже желудка.
Степени ожога:
Первая степень
Вторая степень
Третья степень
Четвертая степень
Тяжесть и опасность ожога зависят от глубины и от обширности поражения. Дети переносят ожоги значительно тяжелее, чем взрослее.
Отморожения.
Ребенок может получить отморожение не только при очень низкой температуре воздуха, но и при нулевой, +3,+5, если повышенная влажность или сильный ветер. Обычно страдают: кончик носа, ушей, щеки, пальцы рук и ног (особенно если тесная обувь).
При действии холода кровеносные сосуды кожи сужаются, нормальное питание, и газообмен в них нарушаются, кожа бледнеет, в ней появляется ощущение пощипывания или покалывания, сменяющееся полной потерей чувствительности.
Первая степень:
Вторая степень:
Третья степень:
Четвертая степень:
Тепловой и солнечный удар
У ребенка, длительное время находящегося в сильно натопленном помещении или в жаркую безветренную погоду на воздухе в тени, возможен тепловой удар. Температура тела повышается , появляется вялость, покраснение лица, обильное потоотделение, головная боль, нарушается координация движений. В тяжелых случаях дыхание ребенка учащается, лицо бледнеет, наступает потеря сознания.
Такие же явления наблюдаются при длительном действии на непокрытую голову ребенка прямых солнечных лучей.
Обморок
Вызывается малокровием мозга. Причины: усталость, нервное потрясение, голод, потеря крови, угар, длительное пребывание в непроветриваемом помещении и др. Признаки: бледность, потеря сознания, редкое дыхание, слабый пульс.
Укусы животных
В летнее время, дети нередко подвергаются укусам комаров и других насекомых, змей. Для летнего отдыха детей надо выбирать места, где ядовитые насекомые и змеи не встречаются. Не следует гулять с детьми в сырых, низких и особенно болотистых местах, заходить с ними в высокую траву, густой кустарник, разрешать играть и валяться на сене и соломе.
Укусы бешеных животных
Бешенство — острая инфекционная болезнь. Возникает после укуса инфицированного животного — диких зверей (лиса, волк, шакал, барсук) и домашних животных (собака, кошка, травоядные животные).
Заражение происходит при укусах и последующем попадании слюны больного животного на рану.
При заболевании у ребенка отмечается депрессия, сонливость, скорое развитие параличей. Детям надо запрещать подходить к незнакомым животным и играть с ними.
Попадание в организм инородного тела
Инородные тела (мелкие предметы, косточки, пуговицы) нередко попадают в глотку и пищевод детей, и застревая там, приводят к затруднению при приеме пищи, к повреждениям, при длительном их пребывании там — к развитию гнойного процесса в окружающих тканях.
При попадании в гортань, трахею или бронхи у ребенка внезапно наступает приступ удушья, сопровождающийся посинением лица и губ, судорожным кашлем.
Инородное тело в конъюнктиве и роговице глаз (песчинка, ресница, мошка) вызывает жжение, слезотечение, светобоязнь.
При попадании в ухо (горошина, пуговица) ребенок жалуется на шум, наличие в ухе чего — то постороннего, нередко отмечается ухудшение слуха.
Инородное тело, попавшее в нос, затрудняет дыхание, вызывает чихание.
5. Меры профилактики детского травматизма и инфекционных заболеваний в ДОУ
1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:
· оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости — чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация в ДОУ ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
- игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.
2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.
4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек).
5. Медсестрами по массажу проводятся индивидуальные беседы о правилах поведения во время массажа, старшая медицинская сестра принимает участие на занятиях по ознакомлению с окружающим. Инструктор ЛФК и инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.
1) 6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.
Профилактика инфекционных заболеваний
Проводится по трем направлениям:
1) выявление и изоляция источника инфекции;
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/mediko-biologicheskie-i-sotsialnyie-osnovyi-zdorovya/
2) исключение механизмов передачи;
3) повышение устойчивости ребенка к инфекционным заболеваниям.
В ДОУ есть изолятор, куда помещают выявленного больного. С целью предотвращения распространения инфекции проводится дезинфекция. Дезинфекция делится на профилактическую, текущую и заключительную.
Профилактическая дезинфекция осуществляется ежедневно и включает обеззараживание питьевой воды путем кипячения, влажную уборку помещений, проветривание и т.д.
Текущая проводится в окружении инфекционного больного или бактерионосителя до его, Заключительная после выздоровления ребенка
При возникновении инфекционных заболеваний осуществляется комплекс мероприятий с участием врача и эпидемиолога — устанавливают карантин. Это разобщение детей, имевших контакт с заболевшим ребенком, с остальными здоровыми детьми на срок, равный инкубационному периоду болезни, запрещении приема новых детей, перевод детей из одной группы в другую. Правильная планировка и эксплуатация помещений, строгое выполнение режима дня, рациональное питание, физическое воспитание, особенно, закаливание, хорошая постановка общего медицинского обслуживания и воспитательная работа повышают сопротивляемость детского организма к различным вредным воздействиям внешней среды.
Важным мероприятием является правильная организация приема детей. Санитарный контроль
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/mediko-biologicheskie-i-sotsialnyie-osnovyi-zdorovya/
1) Голубев В.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста — М.: Академия, 1998.
2) Соковня — Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и оказание первой помощи: Учеб. пособие / И.И.Соковня — Семенова — М.: Академия, 1998.
3) Суботялов М.А. гигиена человека в вопросах и ответах / М.А.Суботялов, А.В.Петрова. — Новосибирск: Наука-Центр,2005.
4) Тен Е.Е. Основы медицинских знаний — М.: Академия, 2008. — (среднее профессиональное образование).
5) Тонкова — Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний. — М.: Просвещение, 1993.